Как подготовить интересное занятие по аппликации в старшей группе на тему: «Грибы»

Дата: 25 мая 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

Аппликация грибы

Занятия аппликацией в детском саду — это не только способ развития художественного вкуса у малышей, но и отличный приём для реализации образовательных целей. Например, если речь идёт об изучении окружающего мира, ребята с удовольствием закрепляют полученные знания в таком виде творчества. При этом выполнять поделку можно и индивидуально, и коллективно. Рассмотрим особенности процесса работы над аппликацией «Грибы» в рамках изучения окружающей природы в старшей группе.

Подготовительный этап

6 аппликаций грибов на ярком фоне

Аппликация может быть частью работы по закреплению изученного материала об окружающем мире

Воспитатели в детском саду традиционно привыкли весь предварительный этап работы над тем или иным заданием брать на себя. Однако если речь идёт об аппликации в старших группах детского сада, то в этом вопросе можно свои обязанности частично делегировать на детей. Правда, нужно учесть ряд нюансов.

Выбор техники выполнения

Это интересно. В эпоху Возрождения аппликацию применяли для украшения церковной одежды.

Для старшей группы вариантов выполнения аппликации «Грибы» довольно много. Воспитатель подбирает технику исходя из уровня подготовленности ребят. Среди наиболее востребованных

  • накладная аппликация (элементы из бумаги или картона приклеиваются на нарисованные или распечатанные контуры гриба);
  • обрывная (бумага нарывается на мелкие кусочки, которые затем приклеиваются на контур-заготовку);
  • мозаичная (крупа, макароны выкладываются на шаблон, намазанный клеем);
  • ленточная (заготовки вырезаются сразу по несколько штук, связанных между собой, напоминая гирлянду);
  • силуэтная (гриб вырезается по нарисованному контуру, и трафарет накладывается на фон);
  • коллаж (на основу накладываются вырезанные картинки).

Фотогалерея: материалы

В зависимости от выбора техники, для выполнения аппликации «Грибы» потребуются следующие материалы

  • бумага (белая, цветная);
  • картон (не слишком плотный, если предполагается, что дети будут складывать или загибать его);
  • крупа для мозаичной поделки (гречневая, манная, пшённая) или макароны разной формы;
  • ткань, если какие-то детали (например, шляпка) задуманы таким образом;
  • сухие листья, каштаны, шишки (если для аппликации нужны природные материалы).

Заготовка деталей

Дети старшей группы, то есть 5–6 лет, стараются казаться взрослее, чем они есть на самом деле. И один из показателей «взрослости» — это готовность помогать выполнять обязанности воспитателя, особенно касающиеся подготовки к занятиям: нарезать детали, готовить необходимые материалы, инструментарий и т.д. До начала работы над аппликацией «Грибы» дети могут

  • нарезать детали для ножки и шляпки, если картина будет из бумаги (обратите внимание, что малыши уже могут резать симметрично, но только если предполагается разрезать данную заготовку пополам);
  • готовить «лепёшки», «колбаски» из пластилина (если аппликация из мягкого материала);
  • раскладывать по видам разные сухие листики (для шляпок, ножек, почвы), если работа из природного материала;
  • насыпать крупу, макароны в мисочки, если аппликация предстоит мозаичная т.д.

Инструменты и принадлежности

Клеем мажут шаблон гриба

Чтобы выполнение поделки приносило радость, у детей должны быть все необходимые материалы и инструменты

Сложно представить аппликацию без клея, кисточек. Но кроме таких привычных материалов нужно подготовить

  • влажные салфетки (чтобы маленькие творцы могли вытирать руки и промокать излишки клея на аппликации);
  • карандаши, если аппликация будет дополняться рисунком;
  • клеёнчатые салфетки, которыми застилаются рабочие поверхности;
  • вату, пайетки, стразы, тесьму, гофрированную бумагу, обёртки от конфет для создания антуража грибницы.

Что касается последнего пункта, то здесь стоит оговорить такой важный момент как количество этого самого материала для антуража. Чтобы научить ребят работать вдумчиво и аккуратно, лучше ограничивать количество материала для творчества. Тем более что сама по себе форма гриба довольно «скучная», а значит, у карапузов может появиться соблазн компенсировать её яркими элементами, что не будет работать на воспитание эстетического вкуса юных художников.

Тонкости проведения занятия

Взрослый помогает ребёнку сыпать крупу на аппликацию

Воспитатель должен не только рассказать, как сделать, но и помочь каждому малышу освоить технику выполнения аппликации

Форма работы

Аппликацию «Грибы» можно выполнять и в группе, и индивидуально. Всё зависит от того, какую композицию вы намерены воплощать. Если это одиночный гриб, то не стоит выполнение отдавать на откуп целой группе: дети прекрасно понимают, что «роль» в композиции за грибом, поэтому каждый захочет поучаствовать в создании шляпки-ножки, а это вряд ли пойдёт на пользу качеству работы. Другое дело, если композиция предполагает несколько грибочков (на поляне, в корзине). В этом случае все малыши могут сделать свой собственный грибок. Но тогда выполнение корзинки или полянки лучше оставить за собой, то есть за взрослым. В общем, для коллективной работы выбираем композицию, в которой много одинаковых элементов, а для индивидуальной, наоборот, ту, в которой одинаковых деталей мало (чтобы карапузы не заскучали, выполняя однообразные мотивы).

Как мотивировать

Воспитательница и дети по двое под зонтиками

В качестве мотивации на выполнение аппликации может быть песенка про дождик, после которого грибочки так хорошо растут

Это интересно. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский говорил: «Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое».

Педагоги знают, что успех процесса обучения зависит от того, насколько хорошо подопечные мотивированы на работу. Если говорить о выполнении аппликации «Грибы» в старших группах, то это могут быть несколько видов мотивации, которые используются по одному или в разных комбинациях друг с другом.

Беседа

Один из простейших и быстрых способов включить детей в работу — это задать им вопрос: «Зачем мы ходим осенью в лес?» Среди множества вариантов ответов обязательно будет: «За грибами». После обсуждения того, что грибы могут быть ядовитыми и съедобными (с показом картинок и тех и других), что растут они наиболее интенсивно в периоды дождей, прячутся под листьями, в траве, а также частей, из которых гриб состоит, можно начинать работать. К слову, обсуждая форму гриба, обязательно сделайте акцент на то, что шляпка похожа на овал, а ножка на прямоугольник с закруглёнными уголками.

Стихотворения

Рифмованные строчки очень нравятся малышам, так как легко запоминаются и вызывают понятные образы, которые можно воплотить в аппликации.

  • Сто грибов в лесу найдём, Обойдём полянку. В кузовок мы не возьмём Бледную поганку. Мы обшарим все дубы, Ёлки и осинки И хорошие грибы Соберём в корзинки.
  • На пенёчке сто опят. — Очень тесно тут! – вопят. – Позовите грибника Собирать опят с пенька.
  • По тропинке шла, Белый гриб нашла. Проходила по опушке — Отыскала три волнушки. Пошла леском — Моховик под листком. А шагнула напрямик — Увидала боровик.

Загадки

Нет ничего более забавного для малышей, чем отвечать хором. Так, загадки на договаривание позволяют установить позитивную атмосферу в коллективе перед выполнением работы.

  • Вырос он в березняке. Носит шляпу на ноге. Сверху лист к нему прилип. Вы узнали? Это… (гриб)
  • Глубоко был спрятан он, Раз-два-три — и вышел вон, И стоит он на виду. Белый, я тебя найду.
  • Весь Антошка — Шляпка да ножка. Дождь пойдёт — Он подрастёт.

Песни

Этот вид работы также очень нравится ребятам. Правда, есть одно «но»: не стоит слишком увлекаться музыкальными элементами, так как все эмоции и запал малыши могут потратить на пение, а на саму аппликацию моральных сил уже не останется. Так что вполне достаточно 1–2 куплетов и не более 1 песни на занятии. Найти весёлые песенки можно здесь http://iplayer.fm/q/детская+грибочки/

Сказки

Воспитательница с детьми сидит за столом, одна девочка в шапочке с иголками ёжика

Сказка может быть с элементами инсценировки, когда дети надевают костюмы белочек, ёжиков, которые так любят грибы

Занимательные волшебные истории могут быть и мотивирующим началом занятия, а могут и быть частью композиции завершающего этапа работы над аппликацией.

Н.Павлова «Две сказки о грибах» http://rodnaya-tropinka.ru/griby-v-skazkah-rasskazah-kartinkah-video-i-zadaniyah-dlya-detej/

Маленькая девочка пошла в лес за грибами. Подошла к опушке и давай хвастаться:
— Ты, Лес, лучше и не прячь от меня грибы! Всё равно наберу полную корзину. Я ведь все, все твои тайны знаю!
— Не хвались! — зашумел — Лес. — Не хвастай! Где там все!
— А вот увидишь, — сказала девочка и пошла искать грибы.
В мелкой травке, между берёзками, росли грибы подберёзовики:шляпки серые, мягкие, ножки с чёрными махорками.
В молодом осиннике собрались толстые крепкие малыши-подосиновики в туго натянутых оранжевых чепчиках.
А в полумраке, под ёлочками, среди прелой хвои, девочка нашла коротышки-рыжики: рыженькие, зеленоватые, полосатые, а посередине шляпки мочка, как будто зверушка лапкой вдавила.
Девочка набрала грибов полную корзинку, да ещё с верхом! Вышла на опушку и говорит:
— Видишь, Лес, сколько я разных грибов набрала? Значит, понимаю,где их надо искать. Не даром хвасталась, что все твои тайны знаю.
— Где там все! — зашумел Лес. — У меня тайн поди больше, чем листьев на деревьях. А что ты знаешь? Тебе даже и то невдомёк, отчего подберёзовики растут только под берёзами, подосиновики — под осинами, рыжики —под ёлками да соснами.
— А вот и вдомёк, — ответила девочка. Но сказала она это просто так, из упрямства.
— Не знаешь ты этого, не знаешь, — зашумел Лес, — это рассказать— сказка будет!
— Знаю, какая сказка, — упрямилась девочка. — Погоди немножко, я её вспомню и сама тебе расскажу.
Она посидела на пеньке, подумала, а потом стала рассказывать.
Раньше было такое время, что грибы не стояли на одном месте, забегали по всему лесу, танцевали, становились вверх ногой, озорничали. Раньше в лесу все умели танцевать. Один Медведь не умел. А он был самый главный начальник.
Однажды в лесу справляли день рождения столетнего-пре-столетнегодерева. Все танцевали, а Медведь — самый-то главный — сидел как пень. Обидно ему стало, и решил он научиться танцевать. Выбрал себе поляну и стал там упражняться. Но он, конечно, не хотел, чтобы его видели, стеснялся, и поэтому дал приказ:
— Никому никогда на моей поляне не появляться.
А эту поляну очень любили грибы. И они не послушались приказа.Подкараулили, когда Медведь прилёг отдохнуть, оставили Поганку его сторожить, асами убежали на поляну играть.
Медведь проснулся, увидел перед своим носом Поганку и крикнул:
— Ты что тут торчишь?
А она отвечает:
— Все грибы убежали на твою поляну, а меня оставили караулить.
Медведь взревел, вскочил, прихлопнул Поганку и помчался на поляну.
А грибы играли там в палочку-выручалочку. Попрятались кто куда.Грибок с красной шапочкой спрятался под Осиной, рыженький — под ёлкой, а длинноногий с чёрными махорками — под Берёзой.
А Медведь-то как выскочит, да как заорёт — Ры-ыыы! Попались,грибочки! Попались!
Грибы со страха так все к месту и приросли.
Тут Берёза опустила листочки и прикрыла ими свой грибок. Осина скинула круглый листик прямо на шляпку своего грибка. А ёлка пригребла лапой к Рыжику сухие иголки.
Поискал Медведь грибы, да так ни одного и не нашёл.
С тех пор те грибы, которые прятались под деревьями, так и растут каждый под своим деревом. Помнят, как оно его спасло. И зовут теперь эти грибы Подберёзовик и Подосиновик. А Рыжик так и остался Рыжиком, за то, что рыжий. Вот и вся сказка!
— Это ты складно придумала! — зашумел Лес. — Хороша сказка, да только правды в ней — ни капельки. А ты послушай-ка мою сказку-быль.
Жили-были и лесу под землёю корни. Не в одиночку — семьями жили:Берёзовые — при Берёзе, Осиновые — при Осине, Еловые — при ёлке.
И вот, поди ж ты, откуда ни возьмись, появились рядом бездомные Корешки. Диво-Корешки! Самой тонкой паутинки тоньше. В прелых листьях, в лесных отбросах роются, и что там съедобного найдут, едят и в запас откладывают.
А Берёзовые Корешки рядышком растянулись, смотрят и завидуют.
— Мы, — говорят, — из прели, из гнили ничего добыть не можем. А Диво-Корешки в ответ: — Нам завидуете, а у самих добра побольше нашего.
И ведь отгадали! Даром что паутинка паутинкой. Берёзовые-то Корешки большую подмогу получали от своих же Берёзовых Листьев. Листья им по стволу сверху вниз пищу посылали. А из чего уж они эту пищу готовили, их самих спросить надо. Диво-Корешки одним богаты. Берёзовые Корешки — другим.
И решили они дружить.
Диво-Корешки прижались к Берёзовым и кругом их оплели. А Берёзовые Корешки в долгу не остаются: что достанут, с товарищами поделятся.
С тех пор зажили они нераздельно. И тем и другим на пользу. Диво-Корешки все шире разрастаются, все запасы копят. А Берёзка растёт да крепнет.
Лето — на середине, хвалятся Берёзовые Корешки:
— У нашей Берёзки серёжки взъерошились, семена летят!
А Диво-Корешки отвечают:
— Вот как! Семена! Значит, пора и нам за дело.
Сказано-сделано: вскочили на Диво-Корешках желвачки. Поначалу —маленькие. Но как взялись расти! Берёзовые-то Корешки и сказать ничего неуспели, а они уже сквозь землю пробились. И развернулись на воле, под Берёзкой,молоденькими грибками. Ножки с чёрными махорками. Шляпки коричневые. А из-подшляпок грибные семена-споры сыплются. Ветер их с берёзовыми семенами смешал и по лесу рассеял.
Так и породнился гриб с Берёзой. И с тех пор с ней неразлучен.За это зовут его Подберёзовиком.
Вот и вся моя сказка-быль! Она про Подберёзовик, но она же и проттРыжик с Подосиновиком. Только Рыжик-то два дерева облюбовал: Ёлку да Сосну.
— Это не смешная, но очень удивительная сказка, — сказала девочка. — Подумаешь, какой-то малыш-грибок — и вдруг великанное дерево подкармливает!

Схема конспекта занятия

Дети вырезают из цветной бумаги

Конспект занятия по аппликации должен включать обязательный хронометраж каждого действия воспитателя и детей

Занятие в детском саду имеет строгие временные ограничения: не более 30 минут. За это время воспитателю необходимо не только мотивировать ребят на работу, но и выполнить поставленные образовательные задачи, оценить результаты и не забыть о том, что малышам необходимо периодически менять вид деятельности. В качестве формулировок целей и задач занятия можно предложить, например, такие:

  • продолжать работу над преобразованием фигур путём разрезания их пополам;
  • формировать умение правильного обращения с ножницами, аккуратного приклеивания элементов аппликации;
  • продолжать работу по развитию речи, актуализируя лексический запас слов по темам: «Лес», «Грибы»;
  • воспитывать любовь и уважение к окружающей природе.

Что же касается планирования этапов занятия, то это должны быть

  • введение (в форме стишков, беседы, сказки — около 7 минут);
  • основная часть (работа над аппликацией — около 18 минут с учётом перерыва на пальчиковую гимнастику и физкультминутку);
  • завершающий этап, то есть подведение итогов, оценка работы каждого ребёнка и создание стихийной выставки работ (если аппликация была индивидуальной — 5 минут).

Пример конспекта

Ольховая Нина, «Занятие по аппликации в старшей группе «В лес за грибами», https://infourok.ru/zanyatie-po-applikacii-v-starshey-gruppe-v-les-za-gribami-1165614.html

Организационно -поисковый
Ребята, какие приметы осени вы знаете?
Что осенью в лесу созревает?
Где растут грибы?
Какие грибы вы знаете?
Ребята, а в нашем лесу что-то совсем грибов не видно, давайте мы с вами украсим его грибами.
Но сначала, вспомните.
Из каких частей состоит гриб? Шляпка.
На какую фигуру она похожа?
Значит, какой она формы?
Да, сверху шляпка круглая (сопровождается показом на муляже), но если посмотреть на неё сбоку, то увидим, что шляпка похожа только на половину круга.
На какую фигуру похожа ножка у гриба? (на овал).
Молодцы, правильно назвали все части грибов.
Ребята, посмотрите, какие фигуры лежат перед вами? (круг, овал)
Сегодня мы из этих фигур сделаем грибы, посмотрите как:
(объяснение воспитателя сопровождается показом)

  1. Беру круг и складываю его на столе пополам, чтобы стороны совпали.
  2. Хорошо проглаживаю сгиб.
  3. Получилась половинка круга.
  4. Затем разворачиваю свою фигуру, на ней осталась полоска, которая разделила мой круг на две половинки.

А сейчас вы складываете круги.(самостоятельная работа детей; воспитатель помогает по мере необходимости)
Все сложили, хорошо.
Теперь так же складываем овал, так чтобы стороны совпали.
Складываем на столе, хорошо проглаживая сгиб.
Разверните свои фигуры.
Проведите пальчиком по линии, которая у нас получилась.
Эта линия называется — линией сгиба, по ней мы и будем разрезать свои фигуры.
Мы уже резали ножницами.
Расскажите, как правильно ими пользоваться.
А сейчас берём ножницы и разрезаем.
Не забудьте разрезать нужно по линии сгиба.
Ребята, кто уже закончил вырезать — разложите полученные фигуры на листе так, чтобы получились грибы.
Какого цвета у вас грибы? (спросить 2 – 3 человек).
У каждого из вас шляпки на грибах одного цвета. Поменяйте одну шляпку с соседом.
Вот теперь грибы у каждого с разноцветными шляпками.
А теперь можем наклеивать.
Сначала берём ножку и намазываем её клеем.
Затем — шляпку.
При выполнении работы тем детям, которые быстро справятся с заданием предложить наклеить дополнительные детали (листочки, бабочки, жуки и т.п.).
Не забудьте привести свои рабочие места в порядок.
А сейчас давайте украсим наш лес грибами.
Берите свои работы и подходите ко мне.
Посмотрите внимательно на них, и подумайте где правильно их можно разместить.
Ребята, какой замечательный, грибной лес у нас получился.
Где выросли у вас грибы? (спросить 2 – 3 детей)
(под ёлкой, на пеньке, у дерева, в траве и т.д.)
Все грибочки получились
Стройные, красивые
Дети славно потрудились
Все старались, не ленились.
Дети отвечают на вопросы.
Самостоятельная работа детей; воспитатель контролирует выполнение детьми задания, напоминая о правилах пользования ножницами. Работа детей сопровождается комментарием о правилах аккуратного наклеивания. Дети вместе с педагогом собирают коллективную композицию «На грибной опушке» по типу мозаики.
Рефлективно -корригирующий
Хорошие грибочки, так и просятся в корзину, но мы их оставим на полянке.
Как вы думаете для кого? (для белочки, ёжика и т.п.)
Наши грибы понадобятся животным, которые будут делать запасы на зиму.
А нам уже пора возвращаться в детский сад.
Осень, осень, листопад
Листья жёлтые летят
Ветер дует, задувает
Туча солнце закрывает
Собирайтесь детвора
В детский сад идти пора.
Дети делают выводы, обобщают.

Схемы работы над аппликацией на тему «Грибы» в старшей группе

Из природного материала

Гриб из листьев

Работая с сухими листьями, дети учатся выбирать нужные формы, корректировать исходный материал под шаблон

Инструкция:

  1. Из бумаги вырезаем заготовки для шляпки и ножки.
  2. Детям предлагается обклеить эти элементы сухими листиками, обрезая излишки ножницами.
  3. Приклеиваем заготовки на основу.
  4. Из листиков нарезаем травку.

Из гречневой и манной крупы

На зелёном фоне гриб из манки и гречки

Использование крупы требует предельной внимательности, особенно на этапе намазывания основы клеем

Инструкция:

  1. Детям раздаём шаблоны грибочков.
  2. Предлагаем малышам аккуратно намазать ножку грибочка клеем (лучше использовать клей-карандаш).
  3. Засыпаем деталь манкой.
  4. Теперь намазываем шляпку и засыпаем гречкой.
  5. Травку можно либо нарисовать, либо приклеить ленту из зелёной бумаги.

Из бумаги

4 аппликации из 2 грибов на травке

Для выполнения аппликации в индивидуальной форме не нужно использовать основу большого формата

Это один из вариантов коллективной работы. Малыши получают, их задача сделать грибочек, а потом «посадить» его на общую полянку.

Инструкция:

  1. Раздаём детям трафареты с изображением красной шляпки, белой ножки, зелёного прямоугольника для травки.
  2. Ребята склеивают шляпку с ножкой.
  3. Делают надрезы-бахрому на прямоугольнике травки.
  4. Приклеиваем травку на гриб и располагаем композицию на основе.

Из пластилина

Синяя пластилиновая корзина с грибами, рябина и бабочка рядом

Работа с пластилином помогает развивать мелкую моторику детей

Композицию «Грибы в корзинке» лучше делать индивидуально.

Инструкция:

  1. Дети получают шаблоны и набор цветного пластилина.
  2. Разминая кусочки пластичного материала, формируют элементы шляпок, ножек, самой корзинки, её ручки.
  3. Прикладывают детали на шаблон.
  4. Дополняют кусочками пластилина бабочку, гроздь рябины и травку под корзиной.

Фотогалерей: шаблоны для аппликации

Видео: пппликация «Грибы в лукошке» из картона, бархатной бумаги и ниток

Видео: аппликация «Гриб» из ниток

Видео: аппликация «Гриб» из бумаги

Видео: аппликация «Гриб» из крупы

Аппликация «Грибы» в старшей группе открывает широкие возможности для проявления творческого начала детей, так как композиция может быть выполнена из разных материалов и в разных техниках. Задача воспитателя выбрать подходящую форму работы, а также правильно спланировать все этапы работы над поделкой. И, конечно, продумать концепцию выставки работ маленьких творцов в группе, например, в рамках празднования «Проводов осени».

Метки: