Как методически правильно составить и провести занятие по рисованию на тему «Посуда» в средней группе

Дата: 30 марта 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

нарисованная посуда

Согласно требованиям ФГОС в дошкольных детских образовательных учреждениях много внимания уделяется эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Эта цель реализуется в рамках занятий по лепке, аппликации и рисованию. Рисование в средней группе в этом списке занимает совершенно особое место, так как на этих занятиях изобразительные задатки малышей могут раскрыться наиболее полно. Более того, в возрасте 3–4 лет способности к данному виду деятельности у детей находятся примерно на одинаковом уровне, главное, правильно мотивировать маленьких художников. Поэтому задача воспитателя составить план работы так, чтобы все карапузы были заинтересованы в творческом процессе. Рассмотрим технологическую карту создания занятия по рисованию в средней группе на тему «Посуда».

Подготовительный этап

Отличительной чертой малышей 3–4 лет является повышенная неусидчивость и активность. Поэтому при составлении занятия воспитатель должен тщательно продумать организационные моменты работы, чтобы каждая минута была в деятельности, но при этом не было монотонности. В общем, мелочей в подготовке нет.

Какие краски и основу выбрать?

Многие педагоги детских садов, работающие в старшей и подготовительной группах, отмечают, что многие дети неохотно занимаются рисованием. И связано это с тем, что в младшем возрасте, когда карапузы только начинали знакомство с изобразительной деятельностью, использовались неправильные материалы. А именно карандаши или акварельные краски. Дело в том, что даже опытные художники считают акварель очень сложным материалом, а уж для первых художественных опытов она и вовсе не подходит.

И тем не менее приемлемая цена и доступность делает акварель самым популярным материалом для рисования в детских садах.

Баночки с гуашью

Гуашь считается самым удобным материалом для детского творчества

Что касается карандашей, то на занятиях в средней группе (и в младшей тоже) можно использовать только мягкие грифели. Если говорить о рекомендованных видах изобразительных материалов, то это гуашь и восковые мелки — с их помощью для получения картинки малышам не придётся прилагать много усилий, они «сами рисуют». Отдельно стоит оговорить и использование фломастеров. Они используются только для обведения контура и прорисовки акцентов узора (например, при создании рисунка тарелки). А вот для раскрашивания не применяются.

Это интересно. Многие методисты использование фломастеров в детских садах ставят под запрет, мотивируя это тем, что с их помощью нельзя объяснить маленьким художникам возможности полной цветопередачи оттенков, а также создать элементарные тени.

В качестве основы лучше использовать обычную бумагу для принтера или тонкий картон формата А4 или ½ А4 (если композиция будет групповой, размещённой на общей подложке).

Какие техники и приёмы можно использовать?

В 3–4 года дети могут обводить карандашом готовые трафареты незамысловатых форм (то есть без мелких деталей), а также делать простые наброски с натуры фигур геометрических.

Мальчик в пятнах от краски, смеётся

В отличие от нетрадиционных техник, традиционные дают более полное представление об оттеночных возможностях палитры

Из этого можно сделать вывод, что для занятий могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования. Однако именно традиционные дают возможность всесторонне развивать мелкую моторику, а также воспитывать чувство цвета. Классическими техниками, подходящими для средней группы, являются

  • раскрашивание шаблонных картинок;
  • дорисовка деталей к готовому изображению (например, дети дополняют готовый рисунок тарелки узором);
  • обведение и раскрашивание трафарета;
  • рисование простых форм с натуры.

Это интересно. Опытные методисты считают, что рисование с натуры можно начинать только тогда, когда малыши уже хорошо освоили обведение и раскрашивание трафаретов.

Если говорить о приёмах, то в средней группе они опираются на то, что ограничителями образа служат точки изображаемого предмета, а не края листа. Таким образом, можно применять следующие приёмы:

  • закрашивание мелких и крупных частей изображения;
  • прорисовку толстых линий при наклонном положении кисти, опирающейся на весь ворс;
  • рисование тонких линий при вертикальном положении кисточки, касающейся бумаги лишь кончиком ворса;
  • работа с оттенками, в частности, получение нужного цвета путём классических сочетаний (например, белый и красный для розового);
  • закрашивание изображения при наклонном положении карандаша по отношению к листу.

Фотогалерея рисунков на тему «Посуда» в нетрадиционных техниках

Дополнительные виды изобразительной деятельности

Задача эстетического развития детей в детском саду — дать представление о разных видах изобразительной деятельности. Но поскольку дети проявляют разную степень заинтересованности рисованием, аппликацией, лепкой и пр., то реализации поставленной задачи способствует приём комбинации способов творчества. Рисование можно назвать универсальным видом работы, так как оно прекрасно сочетается с другими видами изобразительного искусства. Так, кисточки и карандаши можно «сдружить» с

  • природным материалом (например, в виде фруктов и овощей на тарелке);
  • кусочками ткани (для отделки чашек, блюдец);
  • пластилином (и в качестве украшений посуды, и для имитации содержимого);
  • цветной бумагой.

Это интересно. Воспитателю, привлекающему дополнительные виды изобразительной деятельности, важно помнить, что они «дополнительные», то есть не стоит отводить для них роль, большую, чем требуется задачей украшения посуды.

Как индивидуализировать задание?

На всех этапах образовательной деятельности педагог должен находить способы реализации индивидуального подхода. Найти таковые в детском саду, с одной стороны, непросто, так как все карапузы находятся примерно на одном уровне развития. Но с другой, детьми освоено не так уж много навыков, так что круг интересов не слишком обширен. На занятии по рисованию на тему «Посуда» индивидуализировать задание можно, оставив на откуп маленьким художникам

  • выбор цветовой гаммы для картинки;
  • фон подложки (особенно, если в качестве основы используются цветные листы бумаги или картона);
  • дополнительные способы украсить рисунок (кусочками пластилина или конфетти из цветной бумаги).
Мальчик с иней футболке и девочка в розовом платье ставят точки на чайную пару, видны руки ещё 2 детей

После детального объяснения задания воспитатель даёт детям максимальную свободу творчества

Индивидуализация даёт детям почувствовать себя взрослыми, самостоятельными. Так что подыграть этому может и простое задание подготовить необходимые материалы для работы, разложить всё возле своих рабочих мест.

Место темы в календарно-тематическом планировании

Тема «Посуда» в средней группе изучается в разных интерпретациях. Так, при изучении сказки про Буратино дети рисуют любимую чашку Мальвины, а после обсуждения предметов быта, которые есть в каждом доме, делают наброски тарелок, чайных пар. Методический коллектив отдельно взятого детского сада определяет темы занятий в зависимости от того, какое место отводится рисованию в контексте других занятий. Если же говорить об обобщённом варианте, то формулировки могут звучать так

  • «Чашка маленького медвежонка» (при изучении сказки «Три медведя»);
  • «Угощения для куклы» (дети рисуют изученные фрукты или овощи на тарелке);
  • «Любимая чашка моей мамы» (например, в качестве открытки для мамы ко Дню матери или к 8 Марта);
  • «Что расскажет узор на тарелке?» (после знакомства с народными промыслами страны);
  • «Чашка и блюдце для куклы» (универсальная тема, так как её можно использовать и после повторения простых геометрических фигур, и в контексте разговора о бытовых предметах, без которых нам не обойтись);
  • «Чаепитие с друзьями» (вариант для коллективной работы, когда дети рисуют чашки, а затем готовые рисунки развешивают на общем фоне-обеденном столе);
  • «Сбежавшая посуда» (при изучении сказки Корнея Чуковского «Федорино горе») и т.д.

Как мотивировать детей?

Мы выяснили, что сам процесс рисования детям в силу их возраста нравится. Но для успешного занятия воспитателю необходимо подобрать сочетание приёмов, которые правильно настроили бы карапузов на работу. Обратите внимание, что это должен быть не один, а именно комплекс приёмов.

Беседа и наглядность

В списке мотивационных приёмов эта пара будет занимать лидирующие позиции, так как в 3–4 года у малышей ведущим является наглядно-образное мышление, то есть они должны увидеть или чётко представить то, о чём идёт речь. Так что картинки, фото, реальные предметы посуды — это тот набор, который должен быть перед глазами маленьких творцов.

Воспитательница показывает на экране красный сервиз в горошек, под доской рисунок домика

Наглядность должна обязательно сопровождаться детальным объяснением

Любая демонстрация сопровождается рассказом взрослого и беседой по поводу услышанного — это аксиома методики работы с детьми. В качестве вопросов по теме можно предложить такой набор:

  • «Что значит быть гостеприимным хозяином?»;
  • «Что такое чаепитие?»;
  • «Для чего нужна посуда?» (как вариант — отдельные предметы кухонной утвари);
  • «У вас (членов вашей семьи) есть любимая чашка?»;
  • «Почему от Федоры сбежала посуда?» и т.д.

Стихотворения

Дети любят слушать и рассказывать стихотворения. Для мотивации можно предложить малышам рассказать или прослушать отрывок из стихотворной сказки Чуковского «Федорино горе», а также целый ряд забавных рифмовок.

Таблица. Примеры стихотоврений о посуде

***
Я сейчас готовить буду.

Соберу на стол посуду.

Вот, кастрюля, поварёшка,

Сковородка, вилка, ложка.

Небольшой столовый ножик

Мне понадобится тоже.

Вот с узорами тарелки,

Чашка с блюдцем на салфетке.

И, конечно, неслучайно

На плите дымится чайник.
***
Чайник по-гусиному шипит,
Белую вытягивает шею.
Он с утра торопится- спешит,
Значит, точно к завтраку успеет.
***
Вот какое дело:
Чашка заболела!
Со стола упала —
Ручка отлетела.

Загадки

Отгадывание загадок имеет один неоспоримый плюс по сравнению с другими мотивационными приёмами — дети моментально включаются в работу из-за азарта угадать, что же в ней зашифровано.

  • Суп нам варит в ней бабуля, На столе стоит …(кастрюля).
  • Для нас она необходима, ведь пищу из неё едим мы. Глубокая и мелкая зовут её … (тарелкою).
  • На плите — кастрюль начальник. Толстый, длинноносый …(чайник).
  • Я пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: Пейте чай, вода вскипела! (чайник).
5 детей стоят вокруг столика с посудой

Дети могут, отгадывая загадки, не только называть, но и показывать зашифрованный предмет

Сказки

Любителей слушать сказок в детском коллективе ничуть не меньше, чем поклонников стихотворений и загадок. Кроме уже упомянутых сказок «Федорино горе», «Буратино», «Три медведя», деткам можно предложить проработать (прослушать, ответить на вопросы, нарисовать главного героя) такие истории:

  • Жил-был чайник. У него была семья-посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.
  • Я большая эмалированная кастрюля. Я синего цвета. Моя внутренняя часть вся белая. И блестящая. Я очень этим горжусь. Я людям помогаю готовить супы и вторые блюда, а за это люди меня любят.

Схема составления конспекта занятия

Для того чтобы дети были организованы, а воспитатель смог реализовать поставленные цели, время занятия должно быть чётко распределено между всеми этапами работы над темой. И немалую роль в достижении этого играет грамотно выстроенный конспект занятия. Начинать работу над его составлением необходимо с формулировки целей. Вариантами могут быть следующие:

  • закрепление знаний о посуде;
  • развитие художественно-эстетического вкуса;
  • отработка умения работать красками и кистью, карандашами и пр.;
  • тренировка глазомера и пространственной ориентации на листе бумаги;
  • работа над развитием речи;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости;
  • развитие умения рефлексировать по поводу результатов своей работы и работы своих товарищей.

Задачи занятия будут отличаться в зависимости от темы, но в целом формулировки могут быть такими:

  • формировать представления детей о назначении посуды;
  • расширять словарный запас по теме (чашка, блюдце, тарелка, ложка и т.д.);
  • обучать передавать образ рисунка простыми геометрическими формами;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать инициативность в речевом общении с товарищами и взрослыми;
  • воспитывать терпеливое отношение к процессу творчества.

Следующий уровень подготовки — распределение времени (стандартные 30 минут) на все этапы занятия.

  • Введение (до 5 минут) включает реализацию мотивационных приёмов.
  • Основная часть (до 20 минут) – это собственно работа над рисунком, а также обязательные физкультминутка и пальчиковая гимнастика.
    Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику на коврике, на заднем фоне книги, рисунки, надпись: мой любимый город лиски

    Пальчиковую гимнастику можно проводить отдельно, а можно вместе с физкультминуткой

  • Заключительный этап (до 5 минут) состоит в том, что дети вывешивают свои работы на стихийную выставку (или составляют коллективную композицию на общей подложке), выслушивают похвалу от воспитателя и дают оценку свой работе, а также рисункам своих товарищей. Для рефлексии можно использовать такой набор вопросов: «Хорошо ли у меня получился рисунок?», «Что было сложно?», «Чей рисунок мне нравится больше других и почему?» и т.п.).

Пример конспекта

Исмаилова Юлия «Конспект по изобразительной деятельности в средней группе. Тема: посуда, рисование чашки с блюдцем»

<…Посмотрите, какая у меня красивая посуда. Что у меня изображено на рисунке? (чашка с блюдцем).
Да правильно ребята, а посмотрите на вашем столе у каждого лежит тоже нарисованная чашка с блюдцем, только её нужно раскрасить, чтобы она была красивая, такая же, как и у меня.
Посмотрите сначала, как делаю это. Кисть смачиваю в стаканчике с водой, лишнюю водичку оставляю на салфетке, затем кисть макаю в краску, краски на кисть беру совсем немного, и приступаю к рисованию моей чашки.
Сначала я раскрашу блюдце, не заходя на кружку, затем раскрашу ручку у чашки, а потом я буду украшать свою чашку кружками. Моя чашка готова. А теперь приступайте вы к раскраске чашки, сначала блюдце, затем ручку, а потом и саму чашку.
(прохожу по рядам и смотрю кому нужно помочь).
Заключительная часть.
В конце занятия подвожу итог, говоря о том, что чашки у всех получились красивые, и после того как они высохнут мы посмотрим у кого какие получились чашки с блюдцами,
Ещё раз для закрепления уточнить, к какому виду посуды относится чашка с блюдцем.>

Этапы работы над рисунком

«Чайная пара — тарелка и чашка — для мамы»

Для этого рисунка потребуются краски и фломастеры. Основа картинки — вырезанные шаблоны. Задание может быть как индивидуальным, так и коллективным, например, создание сервиза для мам.

3 чашки, 3 блюдца, узоры: вишенка, абстракция и снежинки

При выполнении этого рисунка дети учатся равномерно закрашивать фон

Инструкция

  1. Воспитатель раздаёт детям вырезанные шаблоны чашки и блюдца.
  2. «Сделайте красками фон на паре».
  3. Пока фон подсыхает, дети выполняют пальчиковую гимнастику или физкультминутку.
  4. «Теперь фломастерами наведите контур посуды и дорисуйте узор».
  5. «Обратите внимание на то, что рисунок должен быть одинаковым и располагаться симметрично».

Это интересно. Как способ индивидуализировать задание, ребята с уверенными изобразительными навыками могут рисовать декор в виде ягод, фруктов (например, вишенки, яблоки), а не слишком сильные в рисовании — зигзагообразные линии, точки и пр.

«Моя любимая чашка»

Для выполнения этого рисунка дети применяют приём примакивания, с которым более детально будут знакомиться в старшей группе. На данном этапе они лишь делают жирные точки кончиком кисти. Рисунок выполняется на вырезанном шаблоне.

На доске рисунке чашек в точечку

Для усложнения задания можно предложить малышам сделать фон на чашке

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт вырезанные шаблоны. Если дети умеют обращаться с ножницами, то они могут самостоятельно вырезать картинки.
  2. «Макаем кисточку в краску более светлого тона и делаем несколько точек, касаясь листа лишь кончиком кисти».
  3. «Моем кисточку и окунаем её в краску более тёмного оттенка, снова делаем точки».
  4. «Следим, чтобы точки не сливались».
  5. «Даём рисунку высохнуть».

«Сервиз для Мальвины»

Для выполнения этой композиции дети используют линейки с вырезанными трафаретами квадрата, треугольника и полумесяца. А также на линейке должна быть рельефная сторона для создания волнистой линии.

3 пары чашек и чайников на салфетке

«Сервиз для Мальвины» помогает отработать навык ребят рисовать при помощи трафарета

Это интересно. Вариантом индивидуализации задания может быть использование обрывной аппликации для декора посуды, как на сервизе голубого цвета.

Инструкция:

  1. Дети получают вырезанные шаблоны чашки, блюдца на салфетке.
  2. «С помощью линейки прорисовываем узоры на скатерти в виде полумесяцев».
  3. «Делаем узор с помощью линейки-трафарета».
  4. «Закрашиваем одним цветом носик, ручку, крышечку чайника, а также ручку, дно и внутренность чашки».
  5. «Раскрашиваем сервиз, добавляя необходимые детали узора».

Видео. Как нарисовать чашку и чайник

Фотогалерея рисунков и образцов картинок на тему «Посуда»

Рисование в средней группе на тему «Посуда» подразумевает, как правило, раскрашивание готовых шаблонов. Однако это ни в коем случае не уменьшает тот объём подготовки занятия, который выполняет воспитатель на занятиях по рисованию с натуры с детьми постарше. Очень важно правильно подобрать образовательный контекст, в который данное занятие будет вписано, а также определиться с набором мотивационных приёмов. Нельзя забывать и правильной организации процесса рисования, а также этапа оценки и рефлексии. При соблюдении этих условий дети получат удовольствие от занятия, будут довольны результатами своей работы. А воспитатель не только реализует поставленные цели, задачи, но и откроет в своих подопечных новые творческие возможности и способности.

Интересное

Метки: