Математическая сказка приглашает в гости дошкольников

Дата: 28 марта 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

математические сказки

Обучение малышей-дошкольников азам математики — задача не из лёгких. Усвоение понятий точной науки требует определённых знаний абстрактного, образного характера. И наиболее эффективным способом соединить образ и конкретику цифр, фигур, законов позволяет такой дидактический приём, как математическая сказка.

Суть понятия

Яркие объёмные цифры от 1 до 9 и 0

Малыши язык сухих цифр легче и быстрее усваивают в форме образов

Математическая сказка — это повествование сказочного содержания, раскрывающее для ребёнка мир математических понятий, а также развивающее логическое мышление и познавательную функцию через осмысление сюжета истории.

Героями таких историй могут быть

  • цифры;
  • геометрические фигуры;
  • обычные сказочные персонажи, действующие в рамках определённых математических представлений.

В процессе работы малыши

  • включаются в решение математических задач;
  • учатся рассуждать;
  • определяют причинно-следственные связи;
  • мыслят логически;
  • аргументировано доказывают свою точку зрения.

Это достигается за счёт того, что ребёнок

  • входит в образ для решения той или иной задачи;
  • ищет пути решения поставленных познавательных задач, а для этого активизирует такие мыслительные операции, как синтез, анализ, сравнение, обобщение и т.д.

Цели и задачи математических сказок на разных этапах обучения дошкольников

Дети в саду стоят с рисунками

Прослушивание сказки с последующим выполнением аппликации или рисунка — это отличный способ выучить цифры с самыми маленькими

Это интересно. Великий педагог К.Д. Ушинский писал: «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву — одна из труднейших и важнейших задач дидактики».

В младшей группе детского сада используются геометрические и цифровые сказки для формирования представлений о геометрических фигурах и знакомства с цифрами (например, история о трёх братьях: Треугольнике, Квадрате и Круге). В средней группе работа ведётся с понятийными сказочными историями, основанными на математических величинах и терминах (например, знакомство с эталонными мерами с помощью человечков Сантиметров, которые, взявшись за руки, создали Метр). А в старшей группе детского сада для подготовки к школе сказки уже носят комплексный характер, то есть закрепляют материал и объединяют в одно целое несколько понятий (например, фигуры, цифры, элементарные действия на сложение-вычитание и пр. в виде задач, которые даёт Принцесса своим женихам-Принцам).

Если говорит о задачах математических сказок на занятиях с дошкольниками, то этот приём также помогает

  • сформировать элементарный понятийный аппарат для дальнейшего обучения в школе;
  • обучить малыша грамотно и кратко формулировать свои мысли;
  • обратить внимание на некоторые аспекты речевой работы с ребёнком.

Классификация

Мультипликационный Колобок

Дети с удовольствием ищут известные геометрические фигуры в сказке про Колобка

Как и сказка в широком понимании, математические истории тоже имеют разновидности. Прежде всего, это классификация по возрасту детей. Так, существуют сказки для дошкольников и для школьников. Отличительной чертой последних является то, что они созданы на основе известных сюжетов и математические понятия, чаще всего, выполняют вспомогательную роль (например, Баба-Яга ищет решение уравнения с одним неизвестным), а не основную, как в сказках для малышей. По форме сказки могут быть

  • театрализованные;
  • иллюстрированные или без картинок;
  • стихотворные или в прозе.

Нельзя сказать, какая форма предпочтительнее для дошкольников разного возраста — всё зависит от содержания и тех целей, которые конкретной сказкой реализуются. Так, при изучении прямой и отрезка в средней группе, форма должна быть иллюстрированной, чтобы дети соотносили образ с понятием (например, прямая разноцветная, каждый отрезок определённого цвета). А вот при знакомстве с цифрами от 0 до 10 в младшей группе, особенно при разъяснении значения нуля, можно применить театрализованную форму (когда ребята играют роли цифр и по сюжету в конце должны выстроиться по порядку, а затем вместе с нулём составить десятки и сотню). Наталья Яковлевна Большунова, доктор психологических наук, которая занимается разработкой современной концепции образования дошкольников, театрализованные сказки разделила на собственно интерактивные и экспериментальные. Что касается последних, то в них дети для получения представления о тех или иных явлениях должны собственноручно провести опыт. Так, например, в сказке о размерах (большой-маленький, узкий-широкий), малышам предлагается самим понять и объяснить, почему широкая машинка не может проехать в высокие, но узкие ворота.

Как работать со сказками для детей дошкольного возраста?

На листе бумаги пластилиновая цифра 3

После прослушивания сказки детям можно предлагать самые разные задания, например, пластилином выложить выученную цифру

Татьяна Андреевна Шорыгина, автор серии математических сказок «Путешествие в Цифроград» («Первая математическая сказка» для детей 5–6 лет и «Вторая математическая сказка» для детей 6–7 лет), предлагает целый ряд занимательных историй, объединённый общим сюжетом — путешествием в город цифр. Для работы с такими сказками можно применять и индивидуальные, и групповые методы работы, то есть заниматься и дома, и в детском садике. Это может быть совместное чтение, а затем пересказ, ответы на вопросы. Некоторые истории можно представить в виде театрализованного представления.

Что касается несвязанных общим сюжетом сказок, то работа с ними может быть

  • в качестве разминки (например, стихотворные загадки о цифрах или простейших вычислениях);
  • в виде интерактивного проекта (например, использование мультимедийного оборудования — проектора — для решения задач, которые Баба-Яга задаёт Ивану-Царевичу в обмен на снятие проклятия с прекрасной Принцессы);
  • коротких сценок;
  • поиска карточек с подходящим рисунком (если взрослый читает сказку, иллюстрации к которой перепутаны, а ребёнку нужно восстановить правильный порядок, заодно и увидеть системность тех или иных понятий, например, собрать матрёшку из таких величин, как секунда, минута, час, сутки).

Для того чтобы проверить, насколько малыш усвоил то или иное математическое действие, можно попросить его нарисовать иллюстрацию к сказке и ответить на вопросы. Например, после работы со сказкой о Большой Матрёшке, которую зовут Сутки, растерявшей своих деток (Час, Минуту и Секунду) задание можно сформулировать так:

  • Нарисуй героев сказки по старшинству, сначала Маму, потом старшего брата и младших сестёр (при этом не стоит уточнять имена детей, чтобы маленькие ученики повторили порядок величин, измеряющих время).
  • Как ты думаешь, в этой семье Матрёшек можно обойтись без какого-то одного представителя?
  • Назови членов семьи Матрёшек по старшинству, от самого младшего до старшего.

Кстати, вопросы могут быть как репродуктивного — кто главный герой, так и проблемного характера — о каком явлении шла речь, как оно применяется в жизни). Вот какие вопросы можно составить к сказке «Гуси-Лебеди» в старшей группе.

Гуси-лебеди

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. — Доченька, — говорила мать, — мы пойдём на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси — лебеди и пропали за тёмным лесом. Тут она догадалась, что они унесли её братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь. — Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Печка ей отвечает: — Решишь задачку — скажу. — Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: «Выбери все мячики», «Выбери круглые, но не мячики». Девочка решила задачку, тогда печь сказала ей бежать к яблоньке. — Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? — Поможешь мне среди всех фигур найти фигуру похожую на яблоко — скажу. Нужно подобрать похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. «Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? Девочка ответила: «Круги». Яблоня сказала ей, что братец её у бабы-яги. В избушке старая баба-яга прядёт кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку: — Здравствуй, бабушка! — Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? — Я за своим братцем пришла. — Поможешь навести порядок, тогда отпущу твоего братца. Нужно все вещи сложить по: названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т.д.); размеру (в одну корзину сложить большие мячи, в другую — маленькие, в одну коробку — длинные карандаши, в другую — короткие и т.д.); цвету (в эту шкатулку — красные пуговицы, в другую — зелёные); форме (в одну коробку сложить квадраты, в другую — кружки, в третью — кубики, в четвёртую — кирпичики). Девочка помогла бабе-яге, и вскоре девочка с братцем вернулись домой. А тут и отец с матерью пришли.

  • Кто главный герой сказки «Гуси-Лебеди»?
  • По какому признаку Баба-Яга просила сложить предметы в коробки и корзины?
  • Какие круглые предметы упоминаются в сказке?

Картотека сказок

Воспитательница показывает картинки в книжке

Для закрепления сюжета и математического понятия можно прочитать сказку несколько раз и обязательно показать ребятам картинки

Истории с вымышленными героями, попадающими в невероятные ситуации, связанные с математикой, можно придумывать самостоятельно, а можно воспользоваться уже готовыми сюжетами.

Для детей 3–4 лет

Как показывает практика, дети очень хорошо воспринимают короткие сказки, объединённые общим сюжетом. На занятиях можно отрабатывать 1–2 истории:

  • читаем вслух;
  • отвечаем на вопросы о персонажах;
  • пробуем рисовать иллюстрации.

Длинный– короткий

Цели: познакомить детей с начальными понятиями измерения расстояния, развивать навыки сравнения, тренировать образное мышление, речь, воспитывать навыки работы в группе (если речь идёт о групповом занятии).

Задачи: показать на примере разницу между понятиями «длинный-короткий», «долго-быстро» и их взаимосвязи в отношении измерения расстояний между объектами, развивать логический подход к решению практических примеров (выбора короткого пути к тому или иному объекту).

В одной небольшой деревушке жила-была семья: мама, папа и две дочери. Одну звали Люсенька, а другую Нюсенька. Вообще-то по-настоящему Нюсеньку звали Анна, но она, когда с чем-нибудь не соглашалась, говорила: «Не-не-не, ню-ню-ню» поэтомуи прозвали её Нюсенькой.Однажды мама сказала своим дочерям: «Надо сходить в соседнюю деревню и отнести бабушке подарок, ведь у неё завтра День рождения. Идите по короткой дорожке, через поле, так вы быстрее дойдёте». Но Нюсенька тут же захныкала: «Нет, я по полю не пойду. Солнце светит жарко, пчёлы кусаются, я устану». «Но так ведь короче и быстрее», — сказала ей Люсенька. Нюсенька не послушала свою сестру и, взяв подарок для бабушки, пошла через лес длинной дорогой. Первой к бабушке пришла, конечно же, Люсенька. Она поздравила любимую бабушку с Днём рождения, подарила ей букет из полевых цветов, которые она сорвала по дороге, и они вдвоём сели пить чай. И, когда Люсенька с бабушкой уже съели по две ватрушки и три конфетки, появилась Нюсенька. «Ню-ню-ню, вы уже без меня всё сладкое съели, не дождались меня». На что Люсенька ей ответила: «Ты пошла по длинной дорожке, а я шла по короткой дорожке, поэтому и пришла к бабушке раньше тебя».

Елисеенко Татьяна Александровна, воспитатель ГБОУ школа 717, структурное подразделение 5, г. Москва

http://dohcolonoc.ru/roditel/8516-matematicheskie-skazki-dlya-doshkolnikov.html

Плоский и объёмный

Цели: познакомить ребят с понятиями объёма, развивать навыки сравнения объектов, тренировать логическое и образное мышление, речь, воспитывать навык работы в группе.

Задачи: показать на примере кома теста разницу между объёмным и плоским, тренировать умение классифицировать окружающие предметы по этому признаку, дополнять ответы товарищей.

Две сестрички Люсенька и Нюсенька отдыхали летом в деревне у бабушки. Они ходили купаться на речку, в лес за ягодами, играли с соседскими ребятами. На выходные дни в гости к бабушке должны были приехать мама с папой Люсеньки и Нюсеньки. В пятницу бабушка говорит: «А ну-ка, девочки-красавицы, помогите мне испечь пирожки и плюшки, я уже и тесто замесила». Бабушка подняла полотенце, которым была накрыта большая кастрюля, и девочки увидели огромный ком теста. «Ох, и хорошие же пироги у нас получатся, ишь какое тесто объёмное получилось, его даже и руками обнять можно с трудом». Люсенька очень удивилась: «Какое тесто получилось?» «Объёмное. Все что можно обнять, называется объёмное». Тут же задала вопрос Нюсенька: «А если нельзя обнять?» «Тогда называется плоское. Я вот сейчас раскатаю тесто скалкой, и оно станет похоже на блин. Вот этот блинок — плоский. Ну-ка, посмотрите вокруг, что видите плоское, а что объёмное». Девочки стали рассматривать окружающие их предметы. Нашли много плоских вещей: листок бумаги, зеркало, ковёр. Объёмное: мяч, орехи, яблоки. Девочки так увлеклись этой игрой, что не заметили как приехали их родители. А вы можете найти вокруг себя объёмные и плоские предметы?

Елисеенко Татьяна Александровна, воспитатель ГБОУ школа 717, структурное подразделение 5, г. Москва

http://dohcolonoc.ru/roditel/8516-matematicheskie-skazki-dlya-doshkolnikov.html

Для детей 5–6 лет

В этот период идёт накопление понятийного аппарата. Сказки связаны с основополагающими терминами математики:

  • понятие прямой;
  • отрезок;
  • плюс и минус для реализации примеров на сложение и вычитание и т.д.

Как родилась линия

Эту сказку можно сопровождать иллюстрированием на доске. Так, взрослый может рисовать отдельные разноцветные точки, а затем соединять их в прямые или кривые линии. Таким образом, ребёнок наглядно увидит различия между прямой и кривой.

Цели: объяснить понятие «прямой», развивать образное мышление, тренировать навык сравнительного анализа прочитанного или услышанного.

Задачи: через цвет показать возможности объединения небольших объектов (точек) в единой целое (прямую), наглядно продемонстрировать разницу между прямой и кривой.

В стране Геометрия жила-была маленькая точка. Это была очень красивая красная точка. Однажды она подумала: — Как мне хочется иметь много друзей! Отправляюсь-ка путешествовать и поищу себе подружек. Только вышла красная точка за калитку, как навстречу ей тоже точка идёт, только зелёная. Подходит зелёная точка к красной и спрашивает, её куда та идёт. — Иду искать друзей. Вставай со мной рядом и идём вместе путешествовать. Через некоторое время встречают они синюю точку. Идут по дороге друзья — точки, и с каждым днём их становится всё больше и больше. И, наконец, их стало так много, что выстроились они в один ряд, плечом к плечу и получилась линия. Когда точки идут прямо, получается линия прямая. Когда неровно, криво, — получается кривая линия.

Шашкова Светлана Александровна

http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/11/03/matematicheskie-skazki-dlya-doshkolnikov

Плюсы и минусы

Эта сказка, несмотря на математическую направленность, всё же гораздо больше ориентирована на морально-нравственное воспитание малышей. И тем не менее арифметическую составляющую в ней не заметить нельзя.

Цели: помочь детям соотнести понятия «плюс» и «достоинство», «минус» и «недостаток», развивать морально-нравственные ценности, способность критически мыслить, воспитывать умение слушать отвечающего и на этом основании делать уместные дополнения.

Задачи: показать на материале сказки, что плюс — это хорошо, а минус — это плохо, что в жизни есть и то, и другое, развивать навык обобщения в связи с группированием хорошего в «плюс», а плохого в «минус».

В древности у одного математика было трое учеников. Когда они в совершенстве овладели всеми арифметическими действиями, учитель призвал их и сказал: — Теперь, когда вы достигли некоторых вершин в математике, пришла пора применить знания на практике, в жизни. Идите же и считайте, чего в мире больше — плюсов или минусов. Ушли ученики, и пришли ровно через три года, как и договаривались. — Ну, вот ты, — обратился он к первому ученику, — скажи, чего же в мире больше: плюсов или минусов? — Конечно же, плюсов. Я встретил умную, красивую, богатую жену. У нас прекрасный дом, сады, чудесные фрукты. У меня за это время родилось двое замечательных детей. И вообще, я считаю, что минусы бывают только в математике, в жизни их вообще не существует. — Ну, а ты что насчитал? — с грустью обратился он к другому своему ученику. — Я считал. Все время считал. Золото, разные драгоценности, деньги. Но меня ограбили. Кругом одни негодяи и жулики. — Ну а как насчёт моего задания? Чего больше: плюсов или минусов? — Какие там плюсы? Вы их когда-нибудь видели в жизни? На каждом шагу одни только минусы. Учитель погрустнел ещё больше, махнул рукой и ничего не ответил. — А ты что успел подсчитать? – спросил он с некоторой надеждой у своего третьего ученика. — Я, учитель, ничего не успел. Видел я и плюсы, и минусы. Видел, что плюсы приносят людям радость, а минусы — горе. И мне захотелось сделать так, чтобы в жизни людей было как можно больше плюсов и как можно меньше минусов. — Но такого не знает математика, — воскликнул учитель. И, помолчав, добавил: — А всё-таки — это отличное действие. Больше плюсов, меньше минусов — ради этого стоит жить. Молодец, ты здорово усвоил мою науку! А вы думаете по этому поводу, ребята?

Шашкова Светлана Александровна

http://raguda.ru/vs/matematicheskie-skazki-dlja-doshkolnikov.html

Для детей 6–7 лет

Эти сказки могут быть на основе известных народных или авторских произведений, таких как «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди» и т.д. Только сюжет в старшей группе усложняется. Если малыши средней группы в сказке «Гуси-Лебеди» по заданиям Бабы-Яги и Яблоньки просто называли форму перечисленных предметов (яблоко — круг, кирпичик — прямоугольник и т.д.), то в старшей группе количество предметов увеличивается, а задание усложняется тем, что группировка идёт по нескольким критериям (форме, цвету, названию).

Дети учатся

  • выполнять арифметические действия в виде примеров, используя цифры и знаки «+», «-», «=» и т.д.;
  • рисовать геометрические фигуры, используя подходящие инструменты (линейки, треугольники);
  • выявлять сходства и различия предметов;
  • описывать детали повествования;
  • объединять предметы по свойству (круглые, плоские, прямые и т.д.).

На этих повествованиях можно делать красочные театрализованные представления. В качестве примера можно взять сказку «Теремок». Кстати, если десятки заменить единицами от 1 до 10, то эта инсценировка будет очень уместна и в работе с младшей группой.

Инсценировка математической сказки «Теремок»

Цели: закрепить навык счёта, развивать образное мышление, логику, артистизм и воспитывать чувство своей ответственности за работу всего коллектива.

Задачи: выучить порядок счёта десятками от 10 до 100, а также познакомить с 1000, наглядно убедиться, что в каждом круглом десятке должен быть нуль, развивать творческие способности, воспитывать эстетический вкус.

Воспитатель: я приглашаю вас в сказку, но не простую а математическую. Вы познакомитесь с «живыми» цифрами, которые не только расскажут о себе, но и покажут какие они сообразительные, ловкие и умелые. А вы им будете помогать. Но сначала нам нужно найти необходимый теремок, про который мы будем рассказывать сказку.

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок не высок,

Он не узок не широк.

(на доске пять теремков высокий, низкий, широкий, узкий, простой. Дети выбирают не узкий не широкий, не низкий не широкий).

Молодцы, правильно нашли и наша сказка дальше продолжается:

Вот по полю единица бежит

У дверей остановилась и стучит

Цифра 10 (подбегает к теремку)

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Нет никого. Тогда я там буду жить.

Ведь я десятка.

Один и нуль.

Цифра заходит в теремок.

Воспитатель:

Вот по полю, полю, двадцатка бежит

У дверей остановилась и стучит.

Цифра 20.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Цифра 10.

Я десятка, а ты кто?

Цифра 20

А я — цифра 20

Полюбуйся какова

С полукруглой головой

Волочится хвост за мной — нуль.

Пусти меня к себе жить.

Воспитатель:

Войдёшь, если сможешь сложить свою цифру.

Дети собирают пазлы (цифры).

Воспитатель:

Вот по полю, полю, тридцать бежит

У дверей остановилась и стучит

Цифра 30.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

-Я десятка

-Я двадцатка

А ты кто?

Цифра 30.

Я 30.

Состою из трёх и нуля.

Пустите меня к себе жить.

Заходи скорей.

Воспитатель:

Вот по полю, полю, сорок и пятьдесят бегут.

У дверей остановились и стучат.

Цифры 40 и 50.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

-Я десять

-Я двадцать

-Я тридцать

А вы кто?

А я — 40, острый локоть оттопырил, нуль прижал

А я — цифра 50, очень я люблю плясать.

Руку вправо протянула.

Ножку круто изогнула.

Нуль к себе я притянула.

Пустите нас к себе жить.

Воспитатель:

Прежде чем войдёте в теремок, давайте попутешествуем.

(дети становятся в круг на ковре, и выполняют движения в соответствии с текстом).

По узенькой дорожке, шли маленькие ножки

Ручки тоже помогали, всё махали и махали.

Остановка. Сели. Встали.

Снова дружно зашагали.

Хлынул ливень.

Грянул гром.

Мы на цыпочках пойдём.

Отряхнули ручки, ножки.

Не устали мы с дорожки.

Воспитатель:

Молодцы.

Вот по полю, полю, 60 с 70 бегут

У дверей остановились и стучат.

Цифры 60 и 70.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

-Я 10

-Я 20

-Я 30

-Я 40

-Я 50

А я? Дверной замочек;

Сверху крюк, внизу кружочек.

А я семёрка- кочерга

У меня одна ногас нулем.

Пустите нас к себе жить.

Воспитатель:

Вы сможете зайти, только сначала помогите, в нашей волшебной математической стране подул сильный ветер.

Упражнение на дыхание: вытянуть губы трубочкой вперёд и длительно непрерывно дуть, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. (Следить чтобы щёки не надувались). И перемешал все цветы, теперь бабочки не могут вернуться в свои дома.

Давайте поможем им.

(Дети берут бабочек, ищут цветок такой же формы и цвета и кладут её на цветок).

Воспитатель:

Вот какие наши цифры умелые, помогли бабочкам, но посмотрите кто-то там по полю бежит, да это же цифры 80 и 90.

У дверей остановились и стучат.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Я-10, Я-20, Я-30, Я-40, Я-50, Я-60, Я-? Авы кто?

Я — 80:

Два кольца без начала и конца и нуль в придачу.

Пустите меня к себе жить.

А я — 90.

Если на голову я встану

Цифрой 60 тогда я стану.

Пустите меня к себе жить. Воспитатель:

Воспитатель:

Цифры не могут войти, на их пути много камней.

Давайте им поможем, камни с пути уберём.

(На полу лежат «камни» с цифрами, повторяем счёт до 10).

— Уберите цифру которая стоит после 2, впереди 6, между 3 и 5, цифра которая состоит из двух кружков и т.д.

Воспитатель:

-Все камни убраны, цифры могут заходить.

Воспитатель:

Вот по полю, полю, 100 бежит

У дверей остановился и стучит.

Цифра 100.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

-Я 10

-Я 20

-Я 30

-Я 40

-Я 50

-Я 60

-Я 70

-Я 80

-Я 90. А ты кто?

А я –цифра 100

Пустите меня к себе жить.

Воспитатель: Цифра 100 так торопилась, покатилась, покатилась, и сломала теремок! Повалился он на бок. Что нам делать, как же быть? Где же цифры будут жить?

(дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: У меня есть для вас образец постройки нового теремка. Внимательно посмотрите и решите, какие и сколько вам необходимы модули. Попробуйте построить новый красивый теремок. Дети строят по образцу из модулей.

Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Какой замечательный теремок получился! И нолик тоже старался, помогал вам и за это мы нашу сотню превратим в другую цифру!

Если слева рядом с ней

Единицу примостить

Все дети хором: Это будет 1000.

Интересные видеосказки

Девочка у доски показывает на отрезке фигурки

Работа со сказками может быть и индивидуальной, и групповой

Видеосказка для самых маленьких «Длинный и Короткий»

Видеосказка для средней группы «Как появилась точка?»

Этой сказкой можно предварить задание соединить по точкам цифры, чтобы получить изображение. А для усложнения можно предложить детям самим нарисовать контур фигуры, который затем стереть, оставив, например, 10 точек, чтобы можно было по ним восстановить цельную картинку.

Видео: «Про равно»

Литература в помощь

Цветные лица-геометрические фигуры

Главная задача сказок по математике — в конкретном образе представить абстрактное понятие

Для работы с ребятами разного возраста полезно ознакомиться с методическими разработками педагогов и психологов, специализирующихся на применении математических сказок в практике обучения дошколят.

  • Шорыгина Т.А. Путешествие в Цифроград: Первая математическая сказка, — М.: Сфера, 2012.
  • Шорыгина Т.А. Путешествие в Цифроград: Вторая математическая сказка, — М.: Сфера, 2012.
  • Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. 1993. № 5. С.39–43
  • Любичева Р.Ф., Мухамедьянова Р.Р. Дидактические сказки в процессе обучения математике // Педагогика. – 2007. — № 6. – С. 32–36.
  • Костикова Д.А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников // Детский сад: Теория и практика. 2012. №1. С.96 – 100.

Математическими сказками можно разнообразить занятия с малышом. Эти забавные и поучительные истории, решая задачи математического образования, также помогают в морально-нравственном воспитании подрастающего поколения. Детям прививаются понятия о чувстве долга, понятиях добра и зла на доступных в этом возрасте языке образов и характере ситуаций.

Метки: