Техники нетрадиционного рисования в подготовительной группе

Дата: 25 мая 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

Ребёнок в детском саду рисует

Нетрадиционные техники рисования открывают в ребёнке скрытые грани творческой одарённости, становятся непринуждённым инструментом самовыражения, в конечном итоге стимулируют становление неординарной, развитой, активной личности. Кроме того, необычный подход к проведению занятий по рисованию пробуждает в ребёнке глубинную природную любознательность и активность первооткрывателя, познающего окружающий мир. Творческий поиск новых решений расширяет границы художественной фантазии ребёнка, развивает чувство эстетического восприятия действительности, понимание пластики формы и гармонии цвета, стимулирует импровизацию и изобретательность, совершенствует навыки ручного труда.

Значение нестандартных техник рисования для воспитанников подготовительной группы

Альтернативные методики рисования привлекают детей своей доступностью, художественной эффектностью и неповторимостью, необычными экспериментами и неожиданными материалами, они не требуют специальной подготовки и умений, поэтому напоминают увлекательную игру, которая помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. Кроме того, в сочетании с классическими техниками, которые, безусловно, являются доминирующими, они привносят новизну и дают толчок к развитию инициативности, самостоятельности, пробуждают фантазию и воображение, помогают проявить заинтересованность изобразительной деятельностью.

Значение применения нетрадиционных техник рисования:

  • являются эффективным методом здоровьесбережения;
  • способствуют росту самооценки, помогают преодолеть страхи и неуверенность в себе;
  • развивают абстрактное и логическое мышление;
  • совершенствуют чувство цвета и формы;
  • создают благоприятные условия для индивидуального творческого самовыражения и личностного развития детей;
  • знакомят детей со свойствами и возможностями различных материалов
  • вызывают интерес к экспериментально-исследовательской деятельности;
  • развивают мелкую моторику и ручные умения, что имеет важное значение в решении задач подготовки к школе;
  • создают атмосферу радости и энтузиазма, повышают работоспособность и творческий азарт.

Нетрадиционные техники рисования

Ладошковая живопись — основана на отпечатках детских ладошек. Воспитанники подготовительной группы наносят краску на ладошку кистью самостоятельно, делают отпечаток, затем дорисовывают детали, формируя образ.

Фотогалерея: рисунки детей в ладошковой технике

Рисование ластиком по штриховке, выполненной простым карандашом — помогает закрепить навыки горизонтальной штриховки и развивает мелкую моторику. Дети зарисовывают лист бумаги простым карандашом, потом с помощью ластика «прорисовывают» изображения.

Рисование ластиком

«Весенний парк»

Рисунок без красок на фольге способом продавливания рельефного контура — разновидность нетрадиционной техники, которая позволяет создавать интересные и необычные поделки в стиле «металлических» картин и декоративных панно для дизайна интерьера.

Рисунок без красок на фольге

«Легковая машинка»

Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью бумажного шарика, смятого из кусочка бумаги.

Рисунок мятой бумагой

«Букет цветов»

Рисунок по мятой бумаге — оригинальный приём прорисовки объёмного изображения по изгибам предварительно смятого, а затем слегка разглаженного листа бумаги.

Рисование по мятой бумаге

«Семья пингвинов»

Рисование с использованием каменной соли, манки, речного или цветного песка.

Виды рисования с использованием сыпучих материалов:

  • Эффект мелких выпуклых точечек или пятнышек. На влажное изображение наносится соль или манка, которые впитывают краску, создавая рельефную фактуру.
  • Клеем прорисовываются контуры предмета или причудливого узора, затем они присыпаются манкой или солью, остаток материала стряхивается. Получившийся рисунок можно раскрасить красками.
    Рисование солью

    «Зимний лес»

  • Отдельные участки силуэта смазываются клеем и заполняются цветным песком.

Рисование на соли, манке или песке — материал насыпается в специальный поднос или тарелку и дети самостоятельно рисуют контуры изображения пальцами или ладошками. Психологи пришли к выводу, что работа детей с сыпучим материалом является эффективным психотерапевтическим средством, способствующим релаксации и нейтрализации стресса. Кроме того такой материал, как соль оказывает благотворное лечебно-профилактическое и дезинфицирующее воздействие.

Рисование по соли

Дети рисуют сюжетные картины

Кляксография — раздувание капель краски через трубочку с непредсказуемым эффектом случайного результата, который затем дорабатывается с помощью дополнительной прорисовки (цветы, салют, звёзды и т. д.) Такое творческое занятие не только увлекает, но и укрепляет здоровье, поскольку одновременно является артикуляционной гимнастикой, следовательно, оказывает благотворное воздействие на дыхательную систему.

Кляксография

Ребёнок выдувает разноцветные пятнышки через трубочку

Ниткография — рисование красками с помощью ниток.

Ниткография

«Цветочная поляна»

Этапы работы:

  1. Используются нити, пропитанные краской, которые выкладываются между листами бумаги.
    Ниткография

    Выкладываются нити, пропитанные краской

  2. Верхний лист прижимается рукой, а кончики вытягиваются, оставляя при этом на нижнем листе цветовые разводы.
    Ниткография

    Верхний лист прижимается, нити вытягиваются за кончики, оставляя причудливые цветные разводы

  3. Создаётся изображение способом дорисовки необходимых контуров и деталей.
    Ниткография

    Случайно получившееся изображение дорисовыватся

Пальчиковая — воспитанники подготовительной группы свободно владеют приёмами техники и самостоятельно выбирают сюжет для рисования, продумывают цветовое решение, комбинирую пальчиковый рисунок с классическими приёмами линии и мазка.

Пальчиковая техника

«Осенний дождь»

Проступающий рисунок — изображение рисуется восковыми мелками на белой бумаге, затем закрашивается верхним слоем акварели одного или нескольких цветовых оттенков. Наиболее популярные темы в этой технике: «Осенниий пейзаж», «Праздничный салют», «Зимний лес».

Проступающий рисунок

«Праздничный салют»

Пуантилизм (точечная живопись) — в переводе с французского языка означает писать точками с помощью пальцев, ватных тампонов, ватных палочек, карандашей с ластиком на конце или кисти. Классический вариант техники предполагает использование чистых, не смешанных красок, оптическая иллюзия цветового смешения красок возникает при зрительном восприятии на отдалённом расстоянии.

Тычок жёсткой кистью — использование сухой кисти с небольшим набором краски, работа производится с помощью вертикального прикосновения кончиком кисти к поверхности листа. Этот метод прекрасно передаёт объёмную поверхность, рельефную, пушистую фактуру объекта. Техника часто применяется при изображении животных, цветов, явлений природы (дождь, снег) или в жанре пейзажа (трава, солнце, облака, море).

Тычок жёсткой кистью

Вертикальными движениями кончиком кисти наносится изображение

Фотогалерея: детские работы в технике «тычок жёсткой кистью»

Батик — одна из древнейших техник росписи по ткани, в буквальном переводе означает «капля». Технология предусматривает использование специальных акриловых красок «Батик», которые разводятся водой и позволяют корректировать изображение, пока краска не высохла. Если ткань проутюжить, то изображение становится более устойчивым, его практически невозможно смыть водой. В работе с дошкольниками можно использовать классические материалы, такие как гуашь или акварель, традиционные техники работы с кистью, а также нетрадиционные, например, «набрызг», печать штампами, сухими листьями, печать по трафарету. Как основа для изображения подходящей будет любая ткань, но стоит учитывать, что на поверхность из натуральных волокон краска ложится более плавно, чем из синтетических.

Узелковый батик для рисования декоративных узоров или цветов:

  1. Собрать ткань в узелок и зафиксировать его нитью или проволокой, узелков может быть несколько.
  2. На вершину узелка нанести краску (сердцевина цветка), нижнюю часть также закрасить тем же цветом или другим, тогда цветок получится двухцветным.
  3. Количество узелков и их расположение зависит от замысла композиции и творческой фантазии ребёнка.
    Узелковый батик

    Узоры на ткани

Рисование красками и клеем ПВА.

  1. Нарисовать эскиз на бумаге или взять за основу готовый рисунок из раскраски, перевести изображение на ткань.
    Батик

    Перевести изображение на ткань

  2. Закрепить ткань с помощью пяльцев, рамки и приколов булавками к клеёнке. Нанести клей ПВА на контуры рисунка (в бутылочку с клеем вставить трубочку). Важно следить за тем, чтобы контурная линия из клея бала сплошной, без прерываний, иначе она не сможет препятствовать растеканию и смешиванию краски.
  3. Фон внутри контура тонируется с помощью тампона или кисти, детали (стебельки, листья) прорисовываются после высыхания изделия.
    Батик

    Тонировать фон внутри контура

Техника «набрызг» — разбрызгивание капель краски на бумагу, техника использования зубной щётки как кисти. Зубная щётка отлично передаёт пушистую фактуру меха, объём облаков, волн или крон деревьев, рельефность травы, воды, дождя, снега.

Этапы работы:

  1. Окунуть щётку в чистую воду.
  2. Стряхнуть лишнюю воду.
  3. Набрать небольшое количество краски на щётку.
  4. Держа щётку над поверхностью листа, развернув от себя, провести стекой (палочкой, расчёской) по щётке по направлению снизу вверх.
  5. Можно регулировать величину и характер разлёта капель, меняя расстояние от бумаги и направление движения руки (горизонтально, вертикально, наклонно), подбирать различные цвета, создавая многослойное напыление. Таким образом, каждая работа будет отличаться новизной и оригинальностью.
    Набрызг

    «Волшебные бабочки»

Техника используется:

  • трафаретное рисование с помощью шаблонов, листьев и т. д.;
  • изображение явлений природы (дождь, снег, космические дали);
  • рисование кроны деревьев, листвы, цветов;
  • тонирование фона;
  • декоративное рисование.

Приёмы работы:

  • Создание тени изображения с помощью набрызга на шаблон или трафарет.
  • Многослойный набрызг с использованием нескольких шаблонов разного размера, поэтапное их выкладывание и усиление интенсивности набрызга с каждым слоем (последний слой краски самый тёмный).
  • Использование тонированной бумаги для аппликаций.
  • Доработка рисунков, которые выполнены в классических техниках и получились не слишком удачными. Нетрадиционный подход поможет преобразить даже самый неинтересный рисунок.

Практические советы:

  • Надеть фартук для защиты одежды от разлетающихся капель краски.
  • Рабочую поверхность закрыть бумагой или клеёнкой, убрать лишние предметы.
  • Удобнее использовать несколько зубных щёток или каждый раз промывать щётку перед сменой цвета краски.
  • Важно придерживаться правильного направления движения руки, иначе капли полетят в противоположном направлении, т. е. не на рисунок, а на маленького художника. Желательно перед выполнением работы потренироваться на черновике.
  • Щётка должна быть полусухой, её не нужно сильно мочить.
  • Чтобы рисунок выглядел более эффектно, стоит использовать краски ярких, насыщенных цветов.

Предметная и пейзажная монотипия — зеркальный перенос методом отпечатка изображения с одной гладкой поверхности на другую. Каждый раз получается уникальный отпечаток, который можно дополнить прорисовкой деталей.

Приёмы выполнения рисунка в технике монотипии.

  1. Складывание листа пополам, изображение наносится на одной половине листа и симметрично отображается на другой его половине.
    Предметная моноипия

    «Ирисы»

  2. Рисование на поверхности (пластиковая доска, фольга, целлофан и т. д.) и отпечатывание изображения на лист бумаги, который накладывается на рисунок.
    Монотипия

    Перенос изображения с плоской поверхности

Диатипия — в переводе с греческого означает «через». На картон с помощью толстой кисти, валика или губки наносится плотный слой краски какого-либо цвета, на него накладывается лист бумаги (белой или цветной), на поверхности которого рисуется изображение с помощью карандаша или палочки, на обратной стороне получится оттиск — зеркальная копия. Для получения необходимого результата важно соблюдать некоторые технические правила: лист бумаги, на который наносятся очертания, не должен сдвигаться с картона и на него не следует сильно надавливать в процессе рисования. На начальном этапе следует работать с одним цветом, затем цветовой диапазон можно постепенно расширять.

Диатипия

«Легковой автомобиль»

Граттаж (воскография) — в буквальном переводе с французского означает скрести, царапать, процарапывание очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском или красками. Рисунки отличаются контрастом белых или цветных линий и тёмного фона, поэтому напоминают гравюру.

Этапы выполнения работы.

  1. Разрисовать плотный лист бумаги яркими красками или восковыми мелками. Если использовались краски, необходимо дождаться полного высыхания.
  2. Натереть бумагу восковой свечой, слой воска должен быть толстым, тогда процесс процарапывания будет значительно легче. Нанести густой и плотный слой тёмной гуаши или тушь, смешанную с мылом. Дождаться полного высыхания.
  3. Простым карандашом нарисовать эскиз композиции на альбомном листе бумаги. На грунтованную чёрную поверхность приложить лист с эскизом, ручкой, которая не пишет, прорисовать контуры. Благодаря сильному нажиму на ручку очертания рисунка будут скопированы на чёрный слой заготовки.
  4. Заострённой палочкой процарапать намеченные контуры, создавая изображение в стиле гравюры.
    Граттаж

    «Космические дали»

Рисование акварельными красками по мокрому листу. В этой технике можно рисовать фон, пейзажную композицию или любой предмет, используя, например, трафарет или заранее сделанный карандашный набросок.

Рисование по сырому

«Белка на веточке»

Виды рисунка по мокрой бумаге:

  • Используя широкую кисть или губку, плотный альбомный лист смачивается чистой водой, затем кистью рисует изображение. Для прорисовки деталей нужно подождать пока рисунок подсохнет, набрать краску и густым мазком с помощью кисти нарисовать.
    Рисование по мокрой бумаге

    «Краски осени»

  • Сначала тонируется фон, затем наносится изображение предмета или пейзажной композиции, городского мотива, затем рисунок разворачивается вертикально, приобретая эффект стекающей краски, после чего лист вновь возвращается в горизонтальное положение. Дополнительный художественный эффект стекающих дождевых капель можно получить если воспользоваться расчёской и провести по влажной поверхности листа.
    Рисование по мокрой бумаге

    «Летний дождь»

Этапы выполнения работы:

  1. Правильно смочить лист, сухой лист не позволит краске растечься, но и слишком сильно смоченная поверхность приведёт к расползанию красок за пределы контуров рисунка, тогда изображение не получится. Лист смачивается толстой кистью или губкой, затем закрепляется с помощью скрепок или скотча на плотном картоне для того, чтобы при высыхании лист сохранил ровную поверхность.
  2. Рисуют кончиком кисти, в процессе прикосновения которой к бумаге краска растекается на один-два сантиметра. Излишки воды можно убрать той же кистью или губкой, подсушив лист до необходимого состояния.

«Фантазии в стиле цветной гравюры» — техника граттаж (воскография)

Материалы: плотная бумага, акварельные краски, свеча, кисти, тушь, мыльный раствор.

Инструкция:

  1. Акварельными красками закрашивается весь лист в виде разноцветных хаотичных бесформенных разводов, пятен. Фон должен получиться насыщенным и ярким, без пробелов. Затем необходимо дождаться полного высыхания поверхности рисунка.
    «Фантазии в стиле цветной гравюры»

    Тонирование фона

  2. Свечой наносится плотный верхний слой воска, который дал второе название этой технике.
  3. В тушь добавить каплю мыльного раствора, иначе, соприкасаясь с воском, она скатается.
  4. Весь фон покрыть тройным слоем туши.
  5. Процарапать заострённым инструментом (палочка, стека) изображение. Дети самостоятельно продумывают сюжет и образ.

Фотогалерея: детские работы

«Осень, как рыжая кошка» — рисование пальчиковым тычком

Инструкция:

  1. Нарисовать карандашный набросок изображения деревьев и кота. Акварельными красками закрасить силуэты и контуры веток деревьев.
    «Осень, как рыжая кошка»

    Нарисовать карандашный набросок, красками с помощью кисти разрисовать силуэты деревьев

  2. Обмакнуть пальчик в краску и нанести отпечатки на рисунок, заполняя силуэт рыжего кота.
    «Осень, как рыжая кошка»

    В пальчиковой технике закрасить силуэт кота

  3. Дорисовать фон и детали.
    «Осень, как рыжая кошка»

    Готовая работа

«Веточка сирени» — рисование мятой бумагой

Материалы: альбомный лист, пастель, гуашь

Инструкция:

  1. Пастелью нарисовать веточки сирени, начиная с толстых и дорисовывая тонкие вместе с листочками.
    «Веточка сирени»

    Нарисовать веточку и листочки

  2. Оборвать и смять небольшие кусочки бумаги, окунуть поочерёдно в синюю, красную и белую гуашь и поставить отпечатки (цветы) вокруг веточек. С помощью этого технического приёма получится эффект пышной, разноцветной сирени.
  3. Вот такой рисунок получился.
    «Веточка сирени»

    Готовый рисунок

«Ветка рябины» — кляксография и рисование ватными палочками

Инструкция:

  1. На лист бумаги брызнуть каплю коричневой краски. С помощью трубочки раздуть краску в разных направлениях, превращая кляксу в контуры ветки, дорисовать с помощью кисточки.
    «Ветка рябины»

    помощью трубочки раздуть каплю коричневой краски

  2. Пропечатать ягоды палочками.
    «Ветка рябины»

    Ватными палочками нарисовать ягоды

«Дерево в осеннем наряде» — техника «набрызг»

Материалы: альбомный лист, трафареты крон деревьев, восковые мелки, гуашь, зубная щётка, кисть

Инструкция:

  1. Нарисовать мелками силуэт дерева, нанести на щётку жёлтую краску с помощью кисти.
    «Дерево в осеннем наряде»

    Нарисовать мелками силуэт дерева, кистью нанести на щётку жёлтую краску

  2. «Забрызгать» середину ствола.
    «Дерево в осеннем наряде»

    Сделать набрызг на середину ствола

  3. На зону брызг положить маленький трафарет и нанести ещё один слой оранжевого «набрызга».
    «Дерево в осеннем наряде»

    Приложить трафарет и нанести слой набрызга оранжевой краской

  4. На маленький трафарет положить большой и «забрызгать» ярко-красной гуашью.
    «Дерево в осеннем наряде»

    На маленький трафарет приложить большой и забрызгать красной краской

  5. В нижней части рисунка нарисовать опавшие листья.
    «Дерево в осеннем наряде»

    Дорисовать опавшие листья

Фотогалерея: рисунки воспитанников

«Осень в озеро глядится» — рисунок в технике монотипии

Материалы: альбомный лист, акварель, гуашь, кисточки.

Инструкция:

  1. Половину листа закрасить голубой акварельной краской с помощью широкой кисти
    «Осень в озеро глядится»

    Половину листа закрасить синей акварелью, разведённой водой

  2. Сложить лист пополам, получив отображение на другой половине.
    «Осень в озеро глядится»

    Сложить лист пополам для получения оттиска на второй части листа

  3. Гуашью нарисовать солнце и отпечатать на противоположную сторону.
    «Осень в озеро глядится»

    Гуашью дорисовать солнышко, перенести изображение на противоположную сторону

  4. Средней кистью нарисовать деревья и жёлтый ковёр осенней листвы.
  5. Аналогичным образом получить отображение.
    «Осень в озеро глядится»

    Дорисовать контуры деревьев и ковёр из опавшей листвы, сделать зеркальное отображение

  6. Яркими разноцветными мазками оформить кроны деревьев.
  7. Вновь воспользовались техническим приёмом монотипии.
    «Осень в озеро глядится»

    Дорисовать мазками листву на деревьях

  8. Тонкой кистью дорисовать летящих птиц.
    «Осень в озеро глядится»

    Дорисовать летящих птиц

  9. Сложить пополам рисунок и получить отображение птиц в озере.
  10. Готовые работы.
    «Осень в озеро глядится»

    Готовые работы

«Пригласительные билеты для осеннего утренника» — рисование по мокрому листу

Инструкция:

  1. Смочить лист ватмана с помощью широкой кисти. Нанести на мокрую поверхность разноцветные капли разведённой в воде акварельной краски. Сухой тонкой кистью прорисовать узоры на поверхности цветовых разводов.
    «Пригласительные билеты на осенний праздник»

    На мокрый лист бумаги нанести яркие разноцветные пятнышки, сухой кистью прорисовать узоры

  2. Гуашью дорисовать силуэты листьев.
    «Пригласительные билеты на осенний праздник»

    Дорисовать листочки

  3. Перевернуть лист и расчертить равные прямоугольники.
    «Пригласительные билеты на осенний праздник»

    Обратную сторону ватмана расчертить на равные прямоугольники

  4. Разрезать по линиям, получившиеся цветные прямоугольники сложить пополам. Вот такие оригинальные пригласительные получились в итоге.
    «Пригласительные билеты на осенний праздник»

    Разрезать по линиям, согнуть пополам

«Зимнее дерево» — рисование на мокрой и мятой бумаге

Инструкция:

  1. Лист бумаги смочить кистью и чистой водой.
  2. По мокрой поверхности нанести разведённую водой синюю акварель.
    «Зимнее дерево»

    Смоченную поверхность альбомного листа тонировать разведёнными водой акварельными красками

  3. Смять рисунок в комок.
  4. Разровнять лист.
    «Зимнее дерево»

    Смять лист в комок, затем разровнять

  5. По влажному листу нарисовать контуры ствола и веток дерева.
    «Зимнее дерево»

    Прорисовать контуры ствола и веток

  6. Дорисовать сугробы и снег на ветках.
    «Зимнее дерево»

    Дорисовать сугробы и снег

«Мой город» — рисунок в технике пуантилизма

  1. Нарисовать простым карандашом контуры домов. Заполнить силуэты точками. Дети сами придумывают какой материал они будут использовать. Маркер и гелиевые ручки.
    «Мой город»

    Маркер и гелиевые ручки

  2. Фломастеры.
    «Мой город»

    Фломастеры

  3. Колпачки от фломастеров с использованием гуаши.
    «Мой город»

    Отпечатки гуашью с помощью колпачков от фломастеров

  4. Цветные карандаши.
    «Мой город»

    Цветные карандаши

  5. Разлохмаченные кончики стержней фломастером и акварельные краски.
    «Мой город»

    Разлохмаченные кончики фломастеров и акварельные краски

  6. Рисунок пальчиками.
    «Мой город»

    Рисунок пальчиками

  7. Ватными палочками.
    «Мой город»

    Ватные палочки

«Волшебные цветы» — узелковый батик

Инструкция:

  1. Сформировать не тугой узелок с помощью нитки.
    «Волшебные цветы»

    Сформировать узелок с помощью нитки

  2. Нанести акварельные краски на узелок, пропитывая ткань.
  3. После высыхания ткани дорисовать дополнительные элементы и детали.
    «Волшебные цветы»

    Дорисовать детали

  4. Проутюжить.

Фотогалерея: изображения цветов

«Золотая осень» — коллективный рисунок на ткани

Последовательность работы:

  1. Восковыми мелками прорисовать контуры и детали рисунка.
    «Золотая осень»

    Восковыми мелками нарисовать контуры рисунка

  2. Разрисовать картину красками для батика или заменить их гуашью, акварелью. Акварельные краски дадут эффект размытых краёв.
    «Золотая осень»

    Готовая композиция

«Весёлые рыбки» — рисование с помощью цветного песка

Материалы: ёмкости с цветным песком, клей ПВА, шаблоны рыбок, кисточки.

«Весёлые рыбки»

Материалы

Инструкция:

  1. Нанести клей на ту часть картинки, которую будем декорировать песком.
    «Весёлые рыбки»

    Нанести клей на силуэт трафарета

  2. Аккуратно присыпать участок, смазанный клеем.
    «Весёлые рыбки»

    Присыпать цветным песком участок, смазанный клеем

  3. Готовые работы.
    «Весёлые рыбки»

    Готовые работы

«Павлин» — пальчиковая и ладошковая техники

Мастер-класс занятия вместе с родителями:

  1. Раскрасить ладошку гуашью с помощью кисточки.
    «Павлин»

    Раскрасить ладошку гуашью

  2. Сделать отпечаток ладошки на листе. Пальчиком набрать краску и украсить хвост птицы яркими точками по контуру.
    «Павлин»

    Сделать отпечаток ладошки на листе бумаги, украсить ярким точками

  3. Добавить пятнышки другого цвета. Кисточкой дорисовать голову, крылышко и ножки.
    «Павлин»

    Закончить декоративное оформление работы

  4. Нарисовать пальчиком траву, кисточкой контуры дерева, солнышко. Картина готова.
    «Павлин»

    Готовая работа

Организация занятия

В подготовительной группе проводится одно занятие по рисованию в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 25–30 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.

План

  1. Организационная часть — включает развивающую беседу или игровую ситуацию мотивирующего характера, которая сопровождается демонстрацией наглядного материала, чтением стихов и загадок, прослушиванием фрагмента музыкального или литературного произведения. Вводная часть занятия стимулирует творческую активность детей и настраивает на осознанную работу (приблизительно 3–5 минут).
  2. Практическая часть — воспитатель поясняет и показывает способ технического исполнения задания (3–5 минут). Особенностью занятий с использованием нетрадиционных техник является то, что детям предоставляется больше свободы в процессе выполнения задания, чем на занятиях, построенных на изучении классических способов рисования, у каждого ребёнка получится свой неповторимы результат. Таким образом, демонстрация образца, подготовленного воспитателем, не должна использоваться для воспроизведения, а только для формирования правильного понимания задания или его уточнения.
  3. Самостоятельная работа детей (20–25 минут).
  4. Заключительная часть — подводятся итоги, рассматриваются работы, дети делятся впечатлениями и учатся высказывать своё мнение о работах своих товарищей, а также о новом художественном опыте (3 минуты).

Конспект занятия на тему «Морозные узоры» (автор Святогор О.)

Цели:
— Познакомить с техникой рисования фотокопией.
— Формирование навыков работы в технике рисования свечой.
Задачи:
развитие внимания посредством наблюдения за морозными узорами в зимнее время;
воспитание интереса к зимним явлениям природы;
воспитание аккуратности при выполнении.
Оборудование: образцы узоров, альбомный лист; дополнительный лист, кусочек свечки; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой, салфетки, письмо.
1. Организационный момент.
Психогимнастика: «Лучик»
К солнышку потянулись
Лучик взяли,
К сердцу прижали
И друг другу отдали.
Сообщение темы занятия.
Ребята сегодня тема учебно организационной деятельности «Морозные узоры», и не просто занятие, а рисование свечой
Сюрпризный момент.
Ребята какое сейчас время года. Дети отвечают зима
Сейчас зима. Зима — замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса! Вот и я получила небольшую посылку. Кто же её нам прислал?
Давайте посмотрим, что же в ней лежит, может мы узнаем от кого она.
Чтение прикреплённой бумажке к посылке
Ребята, а здесь лежит снежинка со стихотворением-загадкой. Слушайте внимательно, чтобы её отгадать. Кто отгадает- поднимет руку:
С неба звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много-много звёздочек, тонких, как стекло;
Звёздочки холодные, а земле тепло.
Какой это мастер на стекла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз. Дети отвечают это снежинки, потому что они покрывают землю снегом и похожи на звёздочки
Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки.
Введение в тему.
А кто зиме верный и незаменимый помощник? Дети отвечают мороз
Правильно. С наступлением зимы приходят и холода. Стучится Мороз в каждый дом. Оставляет людям свои послания: то дверь подморозит — плохо к зиме подготовились, то на окнах свои художества оставит — подарок от Мороза. Давайте посмотрим, что за послания он нам послал
Достаю из посылки картинки — с изображением морозных узоров
Что изображено на картинках? Дети отвечают Веточки, снежинки, цветы ледяные, завитушки и крючочки студёные
Верно, ребятки есть здесь и веточки еловые, инеем разукрашены.
Вот как Мороз без кисточек и красок нам окна разрисовал.
Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует? Дети выдвигают свои предположения Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.
На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки — иголочки. За ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры, которые мы сейчас с вами наблюдали.
Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза? Нет.
А оказывается можно. И я вас сейчас познакомлю с таким способом рисования — называется он «фотокопия».
2. Практическая часть.
Возьмите в руки кусочки свечки и попробуйте провести ими по листу бумаги.
Оставляет ли свеча видимые следы? Дети отвечают Нет
А сейчас покройте сверху любой акварельной краской. Что у вас получилось? Под краской появились линии, которые мы рисовали свечой.
Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрасились? Дети высказывают свои мнения
Свечка состоит воска, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведённой водой. Сегодня мы с вами попробуем сотворить чудо — нарисуем морозные узоры с помощью свечи.
С чего начинаем рисовать? Дети отвечают рисовать с верхней части, спускаясь вниз.
Верно, для того, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга лучше всего узор рисовать сверху вниз. Готовый рисунок покройте акварельной краской. Я бы посоветовала выбрать голубой или фиолетовый цвет. А чтобы лист не размок, краску наносите равномерно на весь лист, но не проводите по одному и тому же месту несколько раз.
3. Самостоятельная работа детей.
Оказываю индивидуальную дозированную помощь

4. Подведение итогов
Как, ребята, называется техника рисования, которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы? Дети отвечают фотокопия
Как вы думаете, что можно ещё нарисовать в технике фотокопии? Дети отвечают цветы, узоры, солнце.
Наше занятие подошло к концу, я вами очень довольна и мне очень хочется узнать, что вас сегодня удивило? А что вам сегодня особенно понравилось.

«Морозные узоры»

Выставка детских работ

Перспективное планирование

Планирование по нетрадиционному рисованию для подготовительной группы (автор Николаева Т. А.)

Месяц Тема Программное содержание Материалы к занятию Техника выполнения
Сентябрь Ветка рябины в вазе. Формировать эстетическое отношение к натюрморту из рябины в вазе, упражнять в комбинировании различного цвета для изображения листьев рябины. Развивать чувство композиции при составлении и рисовании натюрморта. Бумага белая формата А-4, гуашь и акварельные краски, палитры, кисти, ватные палочки, простой карандаш, иллюстрации и образцы. Оттиск круглыми печатками, рисование пальчиками, технический приём двухцветный боковой мазок
Дары осени. Формировать эстетическое отношение к натюрмортам из даров осени и их изображению в рисунке, упражнять в комбинировании различных техник. Развивать чувство композиции и колорита. Бумага белая формата А-4, гуашь и акварельные краски, палитры, печатки из картофеля, репродукции натюрмортов, образцы. Оттиск пробкой, печатками из картофеля, монотипия
Октябрь Радуга. Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Закрепит знания детей с тёплыми и холодными цветами. Закрепить представление о семи цветах радуги. Развивать чувство цвета. Бумага белая формата А-4, акварельные краски, кусочки поролона для смачивания бумаги. По сырому
Осенняя берёза. Учить передавать в рисунке характерные особенности берёзы (белый ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветки, лёгкая крона), осеннюю окраску листвы; обучить правильным способам действий жёсткой полусухой кистью при рисовании вертикальных мазков для изображения листвы и горизонтальных штрихов для изображения чёрных пятен на стволе берёзы. Формировать эстетическое отношение к белоствольной берёзке. Иллюстрация с изображением берёзы, лист бумаги для показа отдельных способов изображения, две кисти жёсткая и мягкая, краски. У детей голубая бумага насыщенного цвета в виде вытянутого прямоугольника, дополнительные листы белой бумаги для упражнений в рисовании тонких линий и разных способах работы жёсткой кистью, кисточки мягкие и щетинистые, краски. Тычок щетинистой кистью
Осенний клён и ель. Учить передавать в рисунке строение клёна и ели, их различие в силуэтах; развивать художественный вкус у детей (умение передавать красоту пейзажа через сочетание разных красок в рисунке: ярких, светлых, тёмных); закреплять технику рисования щетинной кистью (умение изображать наклонными штрихами хвою ели); побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание. У воспитателя три чётных силуэта ели, берёзы и клёна и изображения дерева с листвой. Лист бумаги с нарисованной веткой ели (для показа рисования хвои щетинной кистью). У детей тонированные листы бумаги, одну треть занимает земля (трава), две трети — небо до горизонта, окрашенное красками вечернего заката или восхода солнца; краски, мягкие и щетинные кисти. Акварель, жёсткая кисть
Ноябрь Цветы на подносе. Закрепление знаний о жостовской росписи. Передавать изображение цветов цветовыми парами (красный — зелёный, фиолетовый —оранжевый, жёлтый — синий). Закрепить приём набора двух цветов краски на кисть. Жёстовские подносы, вырезанные формы подносов тонированные или чёрные, гуашь, палитры, кисти тонкие и толстые.
Театр. Учить передавать особенности конструкции театрального здания и его архитектурных деталей — колонн, фронтона, широкой лестницы, арочную форму окон и дверей. Учить детей ориентироваться на крупные части здания при размещении окон и дверей для достижения симметрии в их расположении. Воспитывать чувство любви к историческим зданиям. Иллюстрации, фотографии с изображением разных зданий. Бумага белая формата А-4, карандаши, цветные мелки. Цветные карандаши, цветные мелки
Декабрь Опушка зимнего леса. Ель и сосна. Учить передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах и коре деревьев. Рисовать штрихи с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета. Таблица с изображением штрихов, неполные изображения ели и сосны (без хвои). Силуэты зимних деревьев, кустов, листы бумаги с закрашенным серым небом (для составления композиций). У детей листы шероховатой рисовальной бумаги, примерно 1\2 альбомного листа, прямоугольной или овальной формы, чёрные карандаши или чёрные восковые мелки (на выбор). Штрихи
Крепок уральский морозец. Обучение навыкам работы в смешанных техниках. Равномерное заполнение листа.

рисунок по мотивам ледяных зимних узоров.

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Свеча + акварель
Январь Город вечером. Учить детей передавать картину вечернего города, его колорит. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе. Развивать эстетические чувства. Учить детей оценивать выразительные решения темы. Плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло или зубной порошок, мисочка для туши, палочка с заострённым концом. Чёрно-белый граттаж.
У лукоморья дуб зелёный. Формировать эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками (скатывание бумаги, трафаретная печать, лепка из пластилина). Развивать чувство композиции, воспитывать умение работать в парах. Листы формата А3, цветные бумага и салфетки, трафареты в форме листьев дуба, пластилин, гуашь, эскизы — дуб, изображённый гуашью, варианты учёного кота из пластилина. Печать по трафарету, скатывание бумаги
Февраль Иней покрыл деревья. Учить детей изображать картину природы, передавая строения разных деревьев. Учить рисовать материалами по выбору детей. (Восковые мелки, свечи, краски акварельные.) Развивать эстетическое восприятие. Бумага белая формата А-4, восковые мелки, акварельные краски, кисти, свечи, иллюстрации и образцы. Восковые мелки,
свеча + акварель
Пуховый платок. Воспитывать у детей уважение и интерес к труду мастериц-вязальщиц, показать детям особенности открытого и полуоткрытого узора, графическое изображение узора каймы и платка. Вырезанные формы квадратной формы, чёрная тушь, заострённые палочки или зубочистки, фотографии прялок, оренбургские платки. Тушь + острые палочки
Март Совушка — сова. Учить изображать сову карандашными штрихами, передавать разные позы совы (сидит, взмахивает крыльями, летит), рисовать штрихи в разном направлении в соответствии с расположением перьев на голове, теле, крыльях, использовать в рисунке лёгкие, вспомогательные линии для передачи, строения птицы, придавать выразительность образу птицы через нанесение штрихов разным нажимом карандаша для полученья различной интенсивности цвета и разного положения глаз (смотрит в сторону, вниз или вверх). У воспитателя 2–3 реалистичных изображения совы, таблица со штрихами разного характера, штриховые изображения головы трёх сов с разным положением глаз. У детей листы бумаги, цветные карандаши, простой карандаш. Штрих
Пушистые детёныши животных. Учить изображать пушистого детёныша животного в какой-либо позе или движении: формировать представление, что отличие детёныша от взрослого животного не только в величине, но и в пропорциях других частей тела; головы и туловища, туловища и ног; учить использовать при изображении шерсти животных жёсткой кистью разного вида штрихи — прямые, волнистые, закруглённые и вертикальные. Иллюстрации Е. Чарушина и других художников, рисующих в такой же манере, художественные открытки с изображением котят, щенят, ягнят, зайчат, медвежат и одного взрослого животного. У детей листы тонированной бумаги в форме квадрата, листок для упражнения в рисовании волнистых и закруглённых штрихов, жёсткие и мягкие кисти, краска гуашь и простые карандаши. Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном
Апрель Серебряное копытце. Формировать умение иллюстрировать литературное произведение. Продолжать знакомить с композицией листа. Развивать гармоническое решение цветового решения иллюстрации. Сделать иллюстрацию к сказу «Серебряное копытце» (коллаж). Большой лист бумаги А4, цветная бумага, лоскуты ткани, нитки, фольга, гуашь, клей, кисти. Иллюстрации к сказу «Серебряное копытце». Коллаж
Звери, птицы, небылицы. Формировать умение создавать фантастические образы. Передача движений в композиции. Изображение диковинных птиц и зверей. Белая бумага А4, тушь, палочки для рисования. Кляксография с трубочкой, дорисовывание зубочистками
Май Сирень цветёт. Учить передавать в рисунке форму и строение куста сирени, изображать на кусте соцветия, собранные в кисти, передавать их форму и цвет; смешивать краски для получения сиреневого цвета. Один-два натюрморта с изображением сирени, силуэты цветочных кистей сирени и черёмухи, лист бумаги для показа изображения цветочной кисти сирени, палитра для смешивания красок. У детей листы тонированной бумаги, близкие по форме к квадрату, дополнительные небольшие листки бумаги для опробования сиреневой краски (если дети будут её составлять на занятии), краска гуашь, мягкие кисти. Оттиск круглыми печатками
Одуванчики. Совершенствовать умения в техниках нетрадиционного рисования. Учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. Белая бумага А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки из жёлтой бумаги (для тычкования), зелёная бумага, синтепон, клей. Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование

Активное применение классических и альтернативных способов изобразительной деятельности на занятиях в детском саду поможет ребёнку овладеть методами творческой самореализации, введёт в новый радостный мир необычных художественных техник, разовьёт интерес к исследовательской деятельности, пополнит словарный багаж. Методика занятия, предполагающая отход от привычного копирования и подражания действиям воспитателя, создаёт благоприятные условия для развития самостоятельности, инициативности, воображения, способствует раскрытию индивидуальности каждого ребёнка.

Метки: