Путешествие в сказку и волшебный мир фантазии — рисование в средней группе

Дата: 28 марта 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

дети рисуют

Сказочные сюжеты в рисовании дают прекрасную возможность для развития детской фантазии, воображения, творческого мышления. Сказка рождается в детском сознании, ребёнок погружается в увлекательный мир, придумывая что-то новое, и на бумаге рождается волшебное изображение, отражающее не только художественное мастерство и изобразительный навык, а ещё и детские волшебные идеи. Рисунок на сказочный сюжет — это шедевр разума и вымысла, художественного вкуса и воображения, умения и фантасмагории. Учите детей мечтать, придумывать и рисовать.

Развитие детей среднего возраста средствами рисования

В возрасте 4–5 лет у дошкольников начинает формироваться эстетическое отношение к миру, они начинают понимать красоту природных явлений, интерьера, внешности. На этом этапе развития и педагог, и родители должны воспитывать художественный вкус, знакомить с искусством, учить не только рассматривать иллюстрации, картины, скульптуры, свои работы, но и оценивать их с позиции правильной передачи формы, цветовой палитры, настроения, характерных черт.

Организация системы обучения рисованию

В системе обучения должна присутствовать преемственность. Это означает, что прежде, чем приступать к рисованию или лепке каких-либо предметов, дети должны иметь базовые знания о них, которые они получают на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на прогулках во время наблюдения за природными явлениями (снегом, дождём, росой, ветром) и объектами (почвой, деревьями, цветами, травами, птицами, насекомыми). Таким образом, ранее полученные знания помогут детям лучше передать изображение, его особенности, характер. Кроме того, изобразительная деятельность способствует развитию художественного вкуса и мастерства, гармонично развивая личность ребёнка.

В среднем дошкольном возрасте дети делают первые шаги в составлении и продумывании композиции. Сначала воспитатель предлагает разные варианты сюжетных композиций, постепенно вводя в работы детей отдельные элементы, которые бы украшали изображение и создавали целостность образа. В процессе приобретения навыка составления композиции, дети начинают самостоятельно располагать части рисунка, аппликации на листе бумаги, продумывать детали, которые могли бы украсить их работу. Всё это развивает воображение и творческое мышление ребят.

Техники рисования и дополнительные виды изобразительной деятельности

На занятиях по рисованию можно использовать традиционные техники рисования с помощью цветных карандашей, восковых мелков, гуаши, акварельных красок. Можно сочетать средства рисования: акварель и восковые мелки. Из нетрадиционных техник интересным может быть пальчиковое рисование, кляксография, тычкование.

Тема «Сказочное дерево» позволяет развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности, то есть наряду с рисованием, воспитатель может задействовать лепку, например, на тему «Дары сказочного дерева», и аппликацию на тему «Из какой сказки наше дерево?», «На сказочном дереве выросли фрукты и овощи». Многое зависит и от фантазии педагога, потому что увлечь детей в мир творчества, научить их творить, может только человек с богатым внутренним миром и педагогической искрой.

Педагог может предложить индивидуальные задания детям, которые проявляют особый интерес и способности к рисованию. Например, нарисовать сказочное дерево с необычными плодами, используя нетрадиционные техники рисования (штампование, пальчиковое рисование), с разноцветными листьями (цветные отпечатки натуральных листьев деревьев или кустарников). Увлекательным должна показаться детям идея использования манки, когда вдруг в сказочном зимнем лесу выросло такое дерево, или цветного песка, с помощью которого можно сделать фактурными дары сказочного дерева. Такого рода задания превращают учебное занятие в настоящий творческий процесс, а ребята чувствуют себя художниками.

Тематика коллективных и индивидуальных композиций

Тема рисования сказочного дерева изучается после освоения тем по рисованию «Нарисуй картинку про лето», «На яблоне поспели яблоки», «Красивые цветы», по лепке «Яблоки и ягоды», «Большие и маленькие морковки», «Овощи и фрукты». Таким образом, дети уже имеют представление о том, как изображать дерево, различные овощи и фрукты, ягоды, которые могут быть плодами сказочного дерева. В тематическом планировании обсуждаемая тема намечена на октябрь, то есть начало учебного года. Дети ещё не готовы к сложным композиционным решениям. Воспитатель может предложить нарисовать некоторые сказочные детали, например, травку, цветы необычных расцветок и форм. Однако в конце года, когда дети уже владеют разными техниками рисования кистью, в том числе нетрадиционными техниками рисования, то можно говорить об усложнении сюжетной и композиционных линиях.

Примером могут послужить следующие идеи:

  1. «Волшебный сад», где растут яблони с золотыми яблоками, цветут цветы необычайной красоты. Можно использовать технику пальчикового рисования для изображения яблок.
  2. «Райские птицы» – в центре большого листа бумаги нарисовано дерево, на котором дети размещают нарисованных и вырезанных сказочных птиц.
  3. «В гостях у сказки». Рисование по сказке «12 месяцев». В сказочном зимнем лесу в один миг зацвели цветы, распустились деревья. Можно работать в небольших подгруппах с индивидуальными заданиями.
  4. «Сказочное дерево из детских ладошек». В центре листа нарисовано дерево, дети отпечатками разноцветных ладошек изображают чудо-листочки.
  5. «Как на нашей ёлке выросли подарки». Дети рисуют и вырезают подарки (игрушки, коробки с бантами, конфеты, мандарины), потом размещают их на ёлке, нарисованной воспитателем.

Игровая мотивация

В начале занятия воспитатель несколько минут отводит на активизацию познавательной деятельности детей, используя различные игровые приёмы. Объединяя богатый мир игры с учебным процессом, воспитатель делает интересным выполнение любого задания. Таким образом, у детей должна быть игровая мотивация. В качестве мотивирующего начала можно использовать чтение стихотворения К. Чуковского «Чудо-дерево» с показом иллюстраций, беседу с детьми о том, какое дерево называется сказочным и почему. Кроме того, педагогическая смекалка и фантазия могут помочь воспитателю самому придумать сказку о волшебном саде или сказочном лесе. Воспитатель вместе с детьми может пофантазировать о том, что необычного может вырасти на сказочных деревьях.

Практические советы по составлению конспекта занятия по рисованию в средней группе

При составлении конспекта занятия необходимо обратить внимание на последовательность и виды работ, которые планируется задействовать и правильно распределить время на каждый учебный этап:

  1. Предварительная работа (2–3 минуты)
  2. Основная часть (10–13 минут)
  3. Физкультминутка (1–2 минуты)
  4. Заключительная часть (подведение итогов) (2 минуты)

О.Н. Мищук. Занятие по рисованию на тему «Сказочные деревья для Незнайки из Цветочного города»

Авторский конспект занятия по рисованию в средней группе

Создайте сказку в жизни ребёнка, и она разбудит волшебные струны его души.

Организационная образовательная деятельность
Вид деятельности Тема/Материалы Задачи/Программное содержание
Рисование «Сказочное дерево»
Материалы.
Гуашь, листы бумаги, кисти, банки с водой.
Учить изображать образ сказочного предмета.
Учить правильно рисовать и закрашивать дерево.
Развивать воображение.
Этап занятия Содержание НОД
Предварительная работа Закрепить знания о строении дерева и понимание того, что сказочное дерево тоже имеет ствол, ветви, однако, листья, плоды могут быть волшебными, необычными, отличными от настоящих.
Основная часть Беседа с детьми
Воспитатель говорит детям, что к ним на занятие пришёл необычный гость. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, что же за гость к нам пришёл.
Загадка про Незнайку.
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он — художник знаменитый,
Он — известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень можно он одет.
Кто он, быстро отгадай-ка!
Как зовут его?.. (Незнайка из Цветочного города).
– Ребята, вы помните, из какой сказки пожаловал к нам этот маленький человечек? (Ответы детей).
Воспитатель читает отрывок из первой главы «Коротышки из Цветочного города» сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Воспитатель задаёт вопросы о сказочном городе, в котором жили малыши и малышки очень маленького роста. Всё у них в этом городе было необычное (лодочки из берёзовой коры, Огурцовая река, аллея Ромашек, бульвар Васильков).
После обсуждения воспитатель продолжает рассказывать придуманную историю.
Педагог говорит, что однажды все жители удивительного городка собрались на главной площади и решили, что им нужен волшебный парк, в котором они смогут гулять, но там должны расти сказочные деревья. Долго обсуждали коротыши, какие же деревья должны быть в этом парке, и вот, наконец, главный и умный малыш-коротыш по имени Знайка, которого все слушались в этом городе, потому что он много читал и был очень умный, сказал: «Так как мы живём в Цветочном городе, то у нас в парке должны расти деревья со сказочными цветами необычайной красоты».
Всем малышам и малышкам понравилась эта идея, потому что они очень любили цветы. Стали они думать, где же им взять такие волшебные деревья. Думали-думали и решили отправить Незнайку искать их по свету. Долго бродил Незнайка по разным странам, но нигде не нашёл таких деревьев и вот заглянул к нам, потому что слышал, что наши ребятки умеют очень красиво рисовать и фантазировать.
– Ребята, давайте поможем Незнайке и всем жителям Цветочного города и нарисуем сказочные деревья, на которых распустятся удивительной красоты цветы? (Ответы детей). Незнайка заберёт их с собой, и они все вместе сделают из них свой волшебный парк.

Объяснение схемы рисования.

Физкультминутка Гимнастика с Незнайкой
Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели — встали,
Сели — встали,
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободно встать
И спокойнее дышать.
Заключительная часть (подведение итогов) Давайте посмотрим, какие удивительные деревья у вас получились. Вам нравятся ваши рисунки?
Незнайка тоже в восторге от ваших работ, он уверен, что всем жителям Цветочного города понравятся деревья, так как на них распустились очень красивые цветы и у них в городке теперь будет волшебный парк.
Вставка детских работ.

Поэтапное описание схемы выполнения работы

Особое внимание педагогу следует уделить объяснению всех этапов рисования сказочного дерева:

  1. Дети кладут альбомный лист вертикально.
  2. Дерево состоит из ствола и ветвей. Рисовать начинают сверху кончиком кисточки, и так как ствол расширяется внизу, то постепенно, приближаясь к основанию ствола, кладём кисточку плашмя. Кисточку нужно вести не отрываясь.
  3. Рисуем ветки, основные и дополнительные. Основные ветви отходят от ствола. Направляем их вверх, можно делать их слегка изогнутыми. На основных ветвях растут тоненькие веточки, направлять их можно в разные стороны от основных ветвей.
  4. Цветы рисовать можно в разных техниках — примакиванием, тычкованием — в зависимости от замысла детей.
Рисуем дерево правильно

Этапы рисования дерева

Картинки для показа детям

Иллюстрации к сказке «Приключения Незнайки и его друзей»

Сказочные деревья

Фотогалерея детских работ

Умение увлечь ребёнка является приоритетной задачей педагога. Сказочные уводит детское воображение в придуманный мир, который ребёнок пытается обогатить своим опытом и умело перенести на бумагу. Использование педагогом правильного сочетания классических и нетрадиционных техник рисования ведёт к развитию не только изобразительного мастерства, но и прививает интерес к рисованию, раскрытию детской индивидуальности и скрытых талантов. Творите вместе с детьми, творите ради детей.

Интересное

Метки: