Рисование автобуса в старшей группе: варианты композиций и особенности проведения занятий

Дата: 29 марта 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

рисунок автобуса

Изобразительная деятельность всегда представляет интерес для дошкольников, вызывает у них позитивные эмоции. Основное назначение рисования — образное отражение действительности: в рисунке дети отражают свои впечатления, наблюдения, фантазии. Так, с самого раннего возраста малыши интересуются различными видами транспорта, любят играть с игрушечными моделями. Они с удовольствие лепят, рисуют, изображают транспортные средства с помощью аппликации. Одна из тем, которую можно интересно обыграть в старшей группе — это рисование автобуса.

Аспекты подготовки к занятию по рисованию в старшей группе ДОУ

Дети 5–6 лет уже довольно хорошо рисуют. Занятия по изобразительной деятельности в старшейм дошкольном звене направлены на совершенствование полученных ранее навыков и детализацию имеющихся знаний. Дошкольники данного возраста умеют рисовать различные фигуры, а именно из них складывается изображение автобуса (круглые колеса, квадратные окошки, корпус — прямоугольник с закругленными углами).

Хотя ребята и изображали различные виды транспорта в более раннем возрасте, в старшей группе они уже стремятся к более детальному изображению: например, прорисовывают диски на колесах автобуса, передают форму кабины, очертания дверей. Более тщательно продумывается фоновое оформление основного образа. Например, композицию «Автобус» дети могут дополнить другими машинами, остановкой, пешеходным переходом и пр.

Гораздо интереснее становится цветовая гамма рисунков. Автобус может быть двухцветным или украшен каким-нибудь логотипом или надписью.

Образец в старшей группе воспитатель использует только в процессе объяснения. Зачастую он и вовсе не требуется (в случае если перед глазами воспитанников есть тематическая картинка).

Особо важным аспектом занятия по рисованию становится рассматривание готовых работ. Воспитатель стремится от однозначных оценок («красиво» – «не красиво») подводит дошкольников к выделению конкретных характеристик рисунка: какова его форма, размер, правильно ли переданы основные детали. При оценке сюжетной композиции внимание обращается на размещение объектов на основе, соотношение их по размеру. Внимание детей также акцентируется на выразительности образов. Воспитателю желательно дополнить оценки детей, подвести итог изобразительной деятельности.

Какие материалы можно использовать, какую основу

Для создания индивидуальной композиции «Автобус» используется основа в виде листа бумаги формата А4. Если малыши рисуют красками, то воспитатель с помощью тонирования создает определенный фон (как правило, серый — цвет асфальтовой дороги, по которой едет транспорт). При использовании карандашей бумага не тонируется, так как все фоновые элементы дети дорисовывают сами. Что касается коллективных композиций (например, «Автобусы на улице города»), то воспитатель предлагает детям ватман либо листы бумаги формата А3 (работа в подгруппах из 4–5 человек).

Независимо от того, чем дошкольники будут рисовать автобус, контур транспортного средства вначале прорисовывается простым карандашом. Это позволяет корректировать изображение, добиваться его оптимального расположения на бумаге. При этом нужно избегать слишком сильного нажима, чтобы после закрашивания рисунок не получился неряшливым.

Автобус, нарисованный красками, получится более ярким (особенно, если педагог предложит ребятам гуашь). Однако преимущество цветных карандашей в том, что ими проще передать различные оттенки. Кроме того, на данном занятии допустимо использовать для раскрашивания также восковые мелки и фломастеры.

Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать

Рисуя автобус карандашами, дошкольники старшей группы должны стремиться тщательно его заштриховывать. При раскрашивании не следует выходить за контур изображения. Если автобус украшен флажками, то их следует раскрасить поярче (за счет более сильного нажима).

При работе с гуашью или акварелью в старшей группе совершенствуются движения кисти. Мелкие детали автобуса (окна, кабина, колеса, флажки) прорисовываются кончиком кисти. Более крупная основная часть (корпус) раскрашивается прикладыванием всего ворса к бумаге.

Дополнительные виды изобразительной деятельности, которые можно задействовать при рисовании автобуса (лепка, аппликация)

Чтобы сделать занятие по рисованию более увлекательным для детей, педагогу рекомендуется использовать в ходе работы дополнительные виды художественного творчества. Так, при изображении автобуса, украшенного флажками, очень кстати будут аппликативные элементы в виде кусочков цветной фольги или фантиков от конфет (флажки). Подобные украшения можно также оформить с помощью пластилиновых фрагментов.

Оригинально будут смотреться лица пассажиров, вырезанные из открыток или детских журналов и приклеенные внутри окошек автобуса.

Интересно будут смотреться колеса транспортного средства, если рисунок дисков выполнить с помощью тонких пластилиновых жгутиков.

Отметим, что с помощью аппликативных и пластилиновых элементов можно индивидуализировать задания по сложности. Это особо актуально для детей с выраженными способностями к изобразительной деятельности.

Конкретные варианты композиций (индивидуальных и коллективных) в рамках темы

Рисование автобуса воспитанникам старшей группы предлагается в первом полугодии (ноябрь) после того, как дошкольники выполнят аппликацию «Троллейбус». Поскольку эти виды транспорта довольно схожи по форме, расположению основных деталей, то изображение автобуса красками или карандашами для ребят не составит большой трудности. Кроме того, в более раннем возрасте дошкольники уже передавали посредством изобразительной деятельности образы транспорта: еще во второй младшей группе малыши лепили, а затем рисовали самолеты. В средней группе им предлагалась аппликация «Автобус», «Лодки плывут по реке», «Летящие самолеты». В процессе самостоятельной деятельности ребята также часто рисуют транспорт, например, автомобили (в том числе с помощью трафаретов и шаблонов).

Тема «Автобус» имеет два основных варианта изображения. Это «Автобус едет по улице»: в данной композиции большую роль играет фон, это могут быть другие машины, дорога, пешеходный переход, остановка, дома, деревья. Другая вариация – «Автобус, украшенный флажками». В данном случае основное внимание уделяется именно украшению транспортного средства. Автобус может быть украшен к празднику (Новый год или День Победы). Флажки могут быть повешены просто, чтобы поднять пассажирам и окружающим людям настроение (все эти моменты нужно обыграть в мотивирующем начале занятия).

Сюжет композиции можно построить на основе сказок про автобусы. В этом случае автобусу можно придать атропоморфные черты — нарисовать глазки, улыбку, кепку, необычно раскрасить его и пр.

Рисование автобуса можно преобразовать в коллективную работу. В этом случае дошкольники могут изобразить автопарк или автобусы, стоящие в большом гараже. Это может быть групповая работа (4–5 детей) «Автобусы на улице города», где каждый ребенок нарисует автобус и какой-то фоновый элемент. Отметим, что создание коллективных композиций способствует воспитанию общительности и доброжелательности детей, ребята учатся радоваться не только личным, но и общим достижениям.

Варианты мотивирующего начала занятия: поделки, рассматривание вещей, картинок, вопросы к беседе, сказка и пр.

Для старших дошкольников ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра. Педагог должен ориентироваться на этот момент при составлении занятия. Например, в гости к ребятам может прийти какой-нибудь лесной зверек (например, зайчик) и попросить отвезти его обратно в лес — для этого ребята должны нарисовать автобус.

Занятие можно начать с познавательной беседы о разнообразии транспортных средств, акцентируя внимание на пассажирском транспорте (при этом обязательно демонстрируются плакаты или тематические картинки).

Пассажирский транспорт

Плакат для детского сада

Транспорт

Плакат для детского сада

Хорошо предложить ребятам для рассматривания игрушечный автобус. Накануне занятия по рисованию ребята могут поиграть с ним. Данная игрушка также может пригодиться для сюрпризного момента, предваряющего изобразительную деятельность. Воспитатель может «оживить» автобус, чтобы он поиграл с детьми, загадал им загадки. Автобус может попросить ребят «сфотографировать» его и подарить ему портреты (рисунки детей). Это будет замечательной мотивацией для рисования.

Игрушка «автобус»

Модель автобуса, которую дети рассматривают перед началом рисования

Для развития образных представлений важно связывать изобразительную деятельность с дидактическими играми по теме занятия.

Четвертый лишний

Дидактическая игра на тему транспорта

Лото «Транспорт»

Развивающая игра по теме занятия

Накануне рисования автобуса можно предложить ребятам собирание пазлов на тему «Автобус». Интересны пазлы, создающие объемные фигуры.

Объемная модель автобус

Деревянные пазлы

Автобус

Магнитные пазлы

Занятие по рисованию автобуса можно начать с чтения сказки про этот вид транспорта. Рассмотрим некоторые интересные произведения. В сказке Д. Биссета «Про малютку-автобус, который боялся темноты» главный герой живет со своими родителями в гараже. Каждое утро они умываются, заправляются и возят людей из деревни в приморский город. Малыш-автобус еще ни разу не проделывал путь вечером — ведь, он сильно боится темноты. И тогда его мама рассказала ему историю про Темноту — когда-то давным-давно она сама очень боялась автобусов. Ее мама, в свою очередь, уговорила ее выйти вечером на улицу (а иначе как люди узнали, что им пора спать). Темнота потихонечку стала спускаться на улицы, дома, автобусы. Везде зажглись огни, и водители автобусов также включили фары. Через Темноту промчались автобусы, ей это понравилось. Ночью она играла в прятки с домами, а утром, когда взошло солнышко, отправилась к своей маме. После этого рассказа автобус перестал бояться темноты и поехал вечером к большому приморскому городу.

На основе этой сказки можно предложить нарисовать детям автобус на вечерней улице. Фоном для такой композиции станет темно-синее небо, на котором видны луна и звезды, темные силуэты домов.

Другое интересное произведение – «Сказка про маленький жёлтый автобус» (Заряна и Нина Некрасовы). Главный герой — обычный автобус, с колесами, окнами, дверцами, вот только он не способен возить пассажиров, поскольку очень маленький, они в него просто не влезали.

Однажды к грустному автобусу подошла девочка Арина. Она пригласила его домой и познакомила со своими игрушками. У малышки была маленькая собачка, и она предложила ей прокатиться в автобусе, туда также сели куклы, динозаврик. Автобус очень обрадовался и поехал катать своих пассажиров.

Эта добрая сказка учить детей быть внимательными и доброжелательными друг к другу. На основе ее сюжета можно предложить ребятам нарисовать ее персонажей — желтый автобус, в котором едет собачка и игрушки.

Еще одну «Сказку про автобус» написала Ольга Беляева. По сюжету произведения в гараже живет множество машин: как старые, так и , как служебные, так и грузовые. Здесь есть и старый трактор, который чистит улицы от снега, и трудяга — мусоровоз, и экскаватор, и грузовичок. Все ежедневно возвращались с работы усталые, грязные, за исключением большого автобуса. Он был новенький, чистенький, с мягкими креслами. Автобус никогда не знал грязной работы, так как возил людей на экскурсии. В глубине души он считал себя лучше других машин, хотя никогда не высказывал этого вслух. Своим соседям по гаражу он по вечерам рассказывал новости, которые услышал днем от людей, старался произвести на них впечатление. А машины по своей наивности радовались, что автобус не дает им скучать.

Прошло время. Автобус постарел и стал болеть. Часто в гараж приходил механик, что-то долго ремонтировал в нем. Другие машины также состарились еще больше. Но они и так были неприхотливы и по привычке продолжали трудиться. Автобус же перевели на обычные городские рейсы — у него был каждый день один маршрут. Автобус очень переживал, считал свою судьбу пропащей. И однажды он загрустил настолько сильно, что даже не смог выйти на рейс.

Вечером в гараж вернулись другие машины. Экскаватор рассказал автобусу, что люди так ждали его, переживали. И когда прибыл другой автобус, многие очень расстроились. И тогда герой понял, почему все машины приезжали с работы довольные — они были рады служить людям. Автобус в один момент выздоровел и проникся большим уважением к своим соседям. С этого дня на работу он ездил с радостью, какую никогда раньше не испытывал.

Грустный автобус

Иллюстрация к сказке О. Беляевой

Данная сказка также имеет воспитательное значение. Она отучает детей от эгоизма, учит стремиться заботиться об окружающих людях, приносить им радость. После ее прочтения дошкольники могут нарисовать автобус, который ждут на остановке люди или автобус, наделенный антропоморфными чертами — с глазками, улыбкой или, наоборот, грустный.

Есть также стихотворения об автобусах, из сюжета которых можно позаимствовать мотивацию для изобразительной деятельности. Приведем некоторые примеры.

Автобус Мария Манакова

Я ночую в гараже…
Хватит, выспался уже!
Я бензином подкреплюсь,
Ведь уже в начале дня
Пассажиры ждут меня.
Всем в салоне хватит мест,
Заплатите за проезд.

Ольга Чернорицкая

Вот на шинах из резины
Подкатился странный дом.
Он гремит,
Дыхнет бензином –
Как конь огненный — огнем.
– Подвезти тебя?
– О’кей! –
На работу тороплюсь.
–Так садись, садись скорей!
Я домчать тебя берусь.
Вот старушка подбежала –
Чуть она не опоздала.
– Помогите же подняться
Как ступенька высока!
И старушке помогает
Чья-то добрая рука.
Покатился странный дом,
Шины из слоновьей кожи.
И за нами — дым столбом.
На лисицин хвост похожий.
Как зовут тебя, домина?
Я — автобус, я — машина.

http://www.osminojek.ru/stixi-pro-transport/

Перед рисованием автобуса педагог проводит с детьми физкульминутку, связанную с темой транспорта.

«Автобус»

Мы в автобус дружно сели, маршируют
Вправо смотрят вправо
Влево поглядели. смотрят влево
Наш шафер педаль нажал, ногой изображают нажатие педали
Фарами поморгал, частое моргание глазами
И автобус побежал. бег на месте

«Будем транспорт называть»

Раз, два, три, четыре, пять
Будем транспорт называть.
шагают на месте
По земле пассажиров возят хлопают в ладоши
Машина, автобус и поезд вращают перед собой воображаемый руль
Самолет идет на взлет поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолет крыльями
Корабль по морю плывет соединяют ладошки, изображая нос корабля, при этом слегка покачивают руками, как будто корабль покачивается на волнах

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Божко В.Г. «Автобус украшенный флажками»

Образовательные задачи: учить изображать автобус, передавать форму и величину, расположение его частей, рисовать крупно, удачно размещать изображение на листе, учить закрашивать рисунок карандашами, используя разную силу нажима.
Развивающие задачи: закреплять знания о городском транспорте, его разновидностях.
Воспитательные задачи: воспитывать внимательность, наблюдательность и усидчивость.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: картинки с изображением транспорта, игрушечный автобус.
Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением транспортных средств, а дети называют их. Закрепляется знание водного, наземного и воздушного транспорта.
Детям предлагается для рассматривания игрушечный автобус. Обсуждение: зачем ему нужны колеса, двери, фары, окна).
Педагог предлагает ребятам изобразить автобус, украшенный к празднику флажками и шарами. На доску вывешивается образец поэтапного выполнения работы.
Проводится физкультминутка «Автобус».
Дети приступают к самостоятельной деятельности.
В конце занятия совместно выбираются самые интересные работы.

Ракова К.О. «Автобус, украшенный флажками, едет по улице»

В начале занятия педагог катает на столе пару машинок и спрашивает ребят, во что она играет, для чего нужен транспорт.
Воспитатель рассказывает детям, что давным-давно, когда люди жили в пещерах, не было никакого транспорта, и передвигались только пешком. Затем человек приручил лошадь, изобрел колесо и смастерил телегу, чтобы перевозить грузы. Так возникло первое транспортное средство.
Далее идет беседа о грузовом и пассажирском транспорте, их предназначении.
Проводится игра с мячом «Виды транспорта»: дети бросают мяч друг другу, поочередно называя транспортное средство и то, к какому виду оно относится (воздушный, наземный, водный).
Затем педагог предлагает дошкольникам нарисовать автобус, украсив при этом его флажками, чтобы у пассажиров было радостное настроение (мотивация).
Рассматривание картинки, на которой изображен автобус, обсуждение формы и размера его частей.
Воспитатель напоминает, что раскрашивать карандашами нужно равномерно, в одном направлении. Контур обводится более сильным нажимом. Педагог побуждает детей вносить в композицию дополнительные детали (дорога, водитель, пассажиры, солнышко, облака).

Примеры готовых композиций по теме «Автобус, который едет по улице» с комментариями по выполнению работы

Рисунок «Автобус везет пассажиров» проникнут радостным настроением: ряко светит солнышко, пассажриры улыбаются, сам автобус окрашен в теплый оттенок красного.

Ярко выглядит транспорт в работе «Оранжевый автобус», выполненной фломастерами. Отметим четкую прорисовку кабины, окон, дверей. Ребенок даже не забыл нарисовать бампер внизу передней части. на рисунке же «Автобус» окошки, напротив, непропорционально маленькие.

В выставке работ «Желтый автобус» колеса нарисованы нетрадиционным способом — с помощью печатания штампами. Красиво выглядит сочетание желтого и синего цвета.

В работах «Автобус едет на праздник» транспортные средства украшены российскими флагами, некоторые из них окрашены в подобной цветовой гамме. Пассажиры держат в руках воздушные шары.

Пошаговое рисование: фото

На следующих картинках представлено поэтапное рисование автобуса, которое можно использовать на занятии.

Видеоролики по теме

Занятие в старшей группе на тему «Автобус едет по улице»

Видеоурок для детей «Как нарисовать автобус»

Музыкальная физкульминутка на тему «Автобус» в старшей группе детского сада

Дошкольник старшего звена рисует автобус мелом на доске

Детям всегда интересно изображать различные виды транспорта, особенно автобус, который они каждый день видят на улицах своего родного города или поселка. Задача педагога — увлекательно обыграть эту тему на занятии по рисованию, добавив интересные фоновые детали либо декоративные элементы.

Метки: