Городецкая роспись: как провести интересное занятие по декоративному рисованию в старшей группе детского сада

Дата: 17 июля 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

городецкая роспись в детском саду

В старшей группе детского сада ребята расширяют навыки рисования, включая в творческий процесс мотивы народных традиций. Благодаря этому реализуются основные задачи образовательного процесса, которые касаются знакомства с культурным наследием родного края.

Что нужно знать при подготовке к занятию по декоративному рисованию

Успех занятия по рисованию на тему «Городецкая роспись» с детьми 5–6 лет во многом зависит от того, насколько тщательно оно будет продумано. И, конечно, эта миссия полностью ложится на плечи воспитателя.

Выбор красок для «Городца»

Прежде всего стоит уточнить: для росписи используются только краски, никакие карандаши, фломастеры или маркеры не смогут имитировать оригинальные мотивы. Выбор между акварелью и гуашью склоняется в сторону второй. Дело в том, что отличительной чертой городецкого промысла являются яркие, густые мазки для узора. Акварелью такого эффекта не добиться. Если говорить о цветах красок, то это:

  • красный;
  • зелёный;
  • синий;
  • оранжевый.

Для благоприятного сочетания ярких оттенков используются белый и чёрный цвета.

Гулянья в технике городецкой росписи

Основной цвет для городецкой росписи — красный

Сложность рисования элементов городецкой росписи в старшей группе

Рисунок в этой технике имеет свои особенности, которые заключаются в разделении изображения на 2 или 3 яруса (третий ярус используется в больших панно):

  • верхний — это местоположение основного сюжета (сцены застолья, массовые гуляния, выезды на охоту);
  • поясок — ярус, который разделяет верх и низ (здесь изображаются цветы или цветок с листьями, которые расходятся в разные стороны);
  • нижний ярус посвящён сценам сражений, придающим рисунку грандиозность и батальность.

Это интересно. Иногда на «пояске» рисовали птиц или кошек.

Занятия декоративным рисованием — неотъемлемая часть процесса обучения малышей в детском саду. Однако далеко не все дети обладают выраженными способностями к изобразительному искусству. Вот почему для освоения элементов росписи берутся, как правило, простые сюжеты:

  • бутон;
  • розан;
  • купавка или роза;
  • ромашка.

Видео: как рисовать городецкую купавку

Что взять в качестве основы для рисунка

Для детей старшей группы в качестве основы предлагается лист бумаги, желательно, чтобы он был окрашен в желтоватый цвет, имитирующий деревянную поверхность. Поскольку воспитатель перед началом работы рассказывает об истории этой росписи, обязательно упоминая, что первоначально этими мотивами украшали посуду, то на листе-основе можно изобразить в качестве трафарета вазу, разделочную доску или тарелку.

Городецкие мастера живописи прославили свой край сочными и живописными рисунками (цветами, сценами застолий, выездами на охоту и т. д.), которые они наносили на деревянную посуду.

Дети с досками, расписанными городецкой техникой

В качестве основы для рисунка может выступать вырезанная из бумаги разделочная доска

Что касается росписи конкретных предметов, то для этого нужно использовать масляные краски, что не рекомендуется делать в детском учреждении из-за их высокой токсичности.

Какие приёмы используются

Прежде всего стоит учесть возраст малышей. Хоть это уже и старшая группа, но выстроить композицию рисунка самостоятельно у них вряд ли получится. Поэтому воспитатель на основе рисует несколько квадратов и прямоугольников, которые помогут ребёнку сориентироваться, где какой элемент должен быть. Каждый этап работы над узорами городца носит определённое своеобразие в технике выполнения.

  1. Подмалёвок. Этот этап предполагает прорисовывание главных элементов рисунка одним цветом.
  2. Оттенёвка. Взяв другой цвет краски, наносим полудуги, придающие рисунку образ сказочного цветка.
  3. Оживка. Работа над мелкими деталями изображения: края и прожилки листьев и лепестков, сердцевина цветка.
  4. Разживка. Заключительный этап, подразумевающий работу белой и чёрной красками.

Видео: рисуем ягодки в технике «городца»

Подходящие материалы

Для реализации всех уровней работы над сюжетом детям потребуются:
  • гуашь;
  • кисточки «белка» № 1, 5;
  • ёмкость с водой;
  • влажные салфетки для удаления излишков краски и загрязнений с кожи ручек малышей;
  • листы бумаги (с шаблонами кухонной утвари, например).
Баночки с гуашью и кисточки для рисования

Для имитации росписи нужно брать гуашь, так как она даёт более насыщенный цвет

Форма работы

Существует 2 формы работы с детьми в детском саду: индивидуальная (когда каждый малыш делает поделку самостоятельно) и групповая (когда карапузы выполняют отдельные элементы рисунка). Как правило, на занятии воспитатель использует комбинацию из этих способов организации рабочего времени. В частности, для выполнения заданий вводной части дети обсуждают варианты ответа хором. Зато выполнять поделку должны только индивидуально. А вот в конце можно всем вместе составить список самых удачных работ.

Как заинтересовать детей

Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Для работы с детьми этот принцип особенно актуален. Тем более, если дело касается работы над рисунком в определённой технике. Поэтому пальму первенства среди мотивирующих приёмов занимают образцы городецкой посуды. Однако не всегда есть возможность показать ребятам эти предметы «вживую», так что стоит рассмотреть и другие способы заинтересовать малышей.

Презентация и картинки

В старшей группе дети уже достаточно хорошо могут концентрироваться на том, что видят на экране. Так что хороший выход из положения — показать им презентации с картинками-образцами росписи, которые можно найти в интернете. Воспитатель должен обязательно прокомментировать слайды или видеонарезку об истории возникновения этого направления в народном творчестве. Кроме этого, нужно развесить плакаты или картинки предметов обихода, расписанные городецкими мотивами, а также с увеличенными изображениями самих узоров.

Беседа на основе прослушанных стихотворений

Как уже отмечалось, любая работа в старшей группе должна идти на развитие речи. Так что беседа — неотъемлемая часть занятия. Однако чтобы диалог с аудиторией состоялся, дети должны что-то узнать об этом направлении в живописи. Для этого можно предложить несколько стихотворений:

  • Городецкая роспись — как её нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
  • Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь. Птицы смотрят из ларца. Чудо-роспись Городца.
  • Велика Россия наша и талантлив наш народ. О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт. Городецкие узоры — столько радости для глаз. Подрастают мастерицы, может быть, и среди нас. Ты играй моя гармошка, ты, подруга, подпевай, мастеров Руси великой во весь голос прославляй!

Вопросы для беседы

  • Откуда пришла к нам эта роспись?
  • Что изображается на узорах?
  • Насколько известна эта роспись?

Этими вопросами лучше предварить более подробное изучение традиции, например, рассматривание картинок.

План составления конспекта занятия

Работа проходит в рамках стандартного 30-минутного занятия. И за это время дети должны не только познакомиться с теоретическими аспектами (историей традиции), но и на практике попробовать себя в роли городецких мастеров. Прежде чем распределять время, которое будет затрачено на каждый этап занятия, необходимо сформулировать цели и задачи. В качестве целеполагающих аспектов выделяются:
  • знакомство с историей возникновения росписи;
  • обучение писать отдельные элементы городецкой техники (например, розан, листок, купавка и т. д.);
  • закрепление навыка работы с красками и кистью.

К задачам относятся:

  • продолжение работы над развитием умения строить композицию рисунка;
  • обучение работы с элементами техники (точками, оживками, чёрточками и т. д.);
  • воспитание эстетического восприятия народного искусства.

Примерный хронометраж будет таким:

  • вводная часть — 7 минут (рассказ об истории росписи с просмотром презентаций, беседы по поводу увиденного или услышанного, если речь идёт о рассматривании картинок);
  • основная часть — 18 минут (работа над рисунками по инструкциям воспитателя с перерывами на пальчиковую гимнастику, физкультминутку);
  • заключительный этап — 5 минут (составление стихийной выставки работ малышей, выбор наиболее похожей, краткий самоанализ: «Что получилось?», «Что вызвало затруднения?», похвала воспитателя).
    Дети старшей группы рисуют цветы в городецкой технике

    Воспитатель должен контролировать каждый этап рисунка, показывая, как правильно делать нажим кисточкой

Фрагменты конспекта открытого занятия по росписи в старшей группе — таблица

Автор и название темы Название части занятия Ход работы
Лапёхина Татьяна,
«Городецкая роспись»
Организационный момент <…Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия. Кто знает, как называется эта роспись? …><…Ребята, а вы знаете, почему она так называется?
Основная часть.
Изложение новой темы
Воспитатель: На берегу Волги раскинулся древний город Городец — древнейший русский город-крепость. Здесь давным-давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать ее различными узорами. Это могли быть сцены застолья, гуляний, изображались поездки и выезды на охоту. Также рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.
Существовали и другие варианты, с мотивами птиц и кошек. Изображались сцены сражения — это были целые картины. Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Был промысел прялок. В то же время была фабрика. Фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта: детские стулья, столы, конь-качалка, шкатулки, чашки, разделочные доски, блюда, хлебницы.
В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева.
Ребята, скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?
Цвета в узоре немногочисленны, но в очень ярких сочетаниях — красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.
Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.
Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?
Ответы детей (уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).
Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах, так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У неё много тонких лепестков. У купавки центр смещён.
Ребята, а хотели бы вы попробовать себя в роли мастеров, научиться выполнять элементы цветочной росписи? Хорошо, давайте займём свои рабочие места.
Практическая работа На доске вы видите образец написания цветка, который называется ромашка, его поэтапное выполнение. 1 этап называется «подмалёвок» (изображение голубого круга в центре листа, 2 этап называется «оттенёвка» (синей краской круг в центре и лепестки ромашки) и 3 этап называется «оживка» (белой и чёрной краской выполнены завитки, точки).
У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет (можно предложить детям на выбор разные формы посуды: вазы, разделочные доски и т. д.). Давайте приступим к первому этапу выполнения. Берём голубой цвет и рисуем подмалёвок — круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.
Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Синим цветом выполняем оттенёвку: рисуем синий круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки друг напротив друга. Кто мне подскажет, как можно это сделать? (путём примакивания кисти).
Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска. Проводим физминутку или гимнастику для глаз.
Заключительный этап — «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.
Итог Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями и высказывают свои пожелания о том, какой элемент они бы хотели научиться выполнять на следующих занятиях. Читают выученные заранее стихи.
Выставка детских работ…>
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-v-starshei-grupe-po-teme-gorodeckaja-rospis.html

Схемы работы над городецкими узорами

На занятиях по рисованию для освоения элементов росписи используются простые сюжеты. Но каждую работу нужно выполнять в определённом порядке.

«Бутон»

Работа над этой разновидностью цветов выполняется, в соответствии с инструкцией.
Два бутона с зелёными листиками на двух листах

Цвет бутонов можно варьировать, но только в рамках цветовой гаммы городецкой росписи

  1. Начинаем с подмалёвка. Набираем мокрой кисточкой красную краску, удаляем излишек и ещё раз окунаем в воду, чтобы цвет был размыт.
  2. Прорисовываем круг — делаем нажим кистью, затем проводим полукруг и опускаем кисть вниз.
  3. Далее делаем оттенёвку — набираем концентрированный красный и проводим полудуги на бутонах, прорисовываем точки. Не забываем держать кисточку строго вертикально.
  4. Зелёной краской делаем оживку — зелёные листья.

В эту работу можно внести разживку, то есть добавить элементы.

«Ромашка и купавка»

Инструкция:
  1. Сначала работаем с ромашками.
  2. Делаем подмалёвок розовой краской (размываем красную краску).
  3. Насыщенным красным создаём оттенёвку — штрихи, расположенные по диаметру ромашки. Не забываем кисть держать перпендикулярно вниз.
  4. Приступаем к оживке. Делаем красную сердцевину цветка.
  5. Для разживки белой краской разбавляем оттенёвку — чередуем чёрные штрихи с белыми, а также делаем точки на серединке.
  6. Создаём подмалёвок купавки — рисуем круг.
  7. Оттенёвка представляет собой прорисовку серединки.
  8. Делаем разживку — рисуем белые прожилки-лепестки в виде двух полудуг с перемычками.
    Две ромашки и купавка

    Дети должны учиться рисовать круги без чернового контура, сразу «начисто»

«Розан»

Теперь опишем инструкцию по работе над разновидностью «розан»:
  1. Для подмалёвка делаем красный круг и по два листика слева и справа.
  2. Белой краской рисуем полудуги в верхней трети розана.
  3. Соединяем их штрихами.
  4. Делаем лепестки, исходящие от нижней полудуги.
  5. В каждом лепестке делаем вертикальные штрихи.
  6. На листьях проводим линии-прожилки.
    Красная роза с зелёными листиками

    Иногда оттенёвка делается цветом разживки

Фотогалерея: готовые работы дошкольников в технике городецких мотивов

Для того чтобы знания, полученные во время занятия по теме «Городецкие мотивы», прочно закрепились в сознании малышей, необходимо практическое применение полученной информации. В связи с этим воспитателю придётся потрудиться над подготовкой и планированием занятия, то есть сформулировать цели, задачи, выбрать мотивирующий компонент и просчитать до минуты каждый этап работы над рисунком.

Метки: