Рисование по мотивам сказок в подготовительной группе: варианты композиций и особенности проведения занятия

Дата: 12 апреля 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

Рисование на сказочные сюжеты в полной мере раскрывает творческие способности воспитанников подготовительной группы

Воспитанники подготовительной группы на занятиях изобразительным творчеством рисуют на самые разные темы, причем наибольший интерес в этом возрасте у детей вызывает сюжетное рисование. В этом плане богатый материал для творчества представляют собой сказки — русские народные, зарубежные, литературные. Сказка завораживает ребенка, переносит его в волшебный мир, заставляет жить мыслями и чувствами героев. Недаром ребята готовы слушать полюбившуюся сказку по несколько раз. Рисунки дошкольников на сказочные сюжеты изображают людей, животных, волшебных существ, включенных в какое-то действие, хотя некоторые образы настолько интересны, что вполне могут стать отдельной темой для оригинального предметного рисунка.

Особенности рисования по мотивам сказок в подготовительной группе ДОУ

Рисование на сказочную тему начинается в детском саду еще в средней группе. Однако здесь это чисто предметное изображение чудесного дерева и маленького волшебного гномика. В старшей группе дошкольники уже изображают определенные сюжеты с участием сказочных героев — людей, животных, птиц. В таких рисунках сочетаются реальные и волшебные предметы и существа, используются неожиданные цветовые решения. Ребята пытаются передать динамику образов.

У воспитанников же подготовительной группы еще более совершенствуются изобразительные умения и навыки. Дети уже умеют реалистично изображать человека и животных в различных позах, передавая соотношение их фигур по размеру. Ребята более обстоятельно продумывают композицию рисунка — размещают объекты на ближнем и заднем плане, соответственно изменяя их величину. Ребятам достаточно хорошо удается передавать самые разные движения, например, они изображают всадника, скачущего на коне, дерево, склоняющееся от ветра. Дети шести-семи лет самостоятельно выбирают цветовое решение композиции.

В подготовительной группе на занятии традиционно отсутствует образец воспитателя. Это касается и рисования по мотивам сказок. Ведь, в этом возрасте ключевую роль играет развитие творческой фантазии, поэтому ребенок не должен иметь перед глазами шаблон для изображения. Его успешно заменят иллюстрации к сказкам, которые дети могут рассматривать в процессе рисования.

Фотогалерея «Иллюстрации Ю. Васнецова»

Фотогалерея «Иллюстрации И. Билибина»

Фотогалерея «Иллюстрации Е. Рачева»

Фотогалерея «Иллюстрации Б. Зворыкина»

Рассматривание картинок важно еще и потому, что часто ребятам приходится иллюстрировать сказки о предметах и объектах, ранее им не знакомых. Например, это страшный великан-людоед из сказки «Мальчик с пальчик» или Чудо-юдо-рыба-кит из произведения П. Ершова «Конек-Горбунок».

Страшный людоед

Персонаж сказки Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

Огромный Людоед

Персонаж сказки Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

Чудо-юдо-рыба-кит

Сказочное существо из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»

Отметим, что желательно предоставить детскому вниманию работы разных художников на одну и ту же тему, ведь, у каждого из них своя манера изображения. Например, если тема занятия — рисование по мотивам сказки «Царевна-лягушка», то педагог показывает книги, проиллюстрированные И. Билибиным, В. Васнецовым, Б. Зворыкиным и др.

При рассматривании иллюстраций воспитатель интересуется, кто из героев наиболее понравился ребятам и почему, с помощью каких средств художник раскрывает образ. Таким образом, рисование по мотивам сказок тесно связано с развитием речи дошкольников. Педагог просит детей подобрать эпитеты к персонажам или объяснить, как они понимают значение тех или иных слов (например, кто такой «удалец»). Воспитатель должен отметить, что для того, чтобы изобразить эпизод из сказки, нужно хорошо знать ее содержание. Поэтому не будет лишним вспомнить с детьми ключевые сцены произведения. Кроме того, педагог может предложить дошкольникам рассказать, в какой последовательности они будут рисовать любимого героя.

На занятии по рисованию на сказочную тему у дошкольников должна быть возможность выбора — педагог не должен ограничивать их каким-то конкретным эпизодом из сказки или одним персонажем. Ведь, рисование по мотивам сказок — это, прежде всего, творческая работа.

Воспитатель только должен вместе с детьми выделить конкретные эпизоды. Например, если речь идет о сказке Ш. Перро «Мальчик с пальчик», то это будут следующие: братья в темном лесу ищут дорогу к дому, людоед схватил одного из братьев и хочет его съесть, мальчик с пальчик, сидя на макушке дерева, смотрит вдаль.

Если на занятии дошкольники создают обложку для книги сказок, то воспитатель предварительно интересуется у ребят, что они хотят изобразить. Кроме того, педагог обсуждает с детьми разные варианты последовательности выполнения рисунка, например, можно начать рисунок с рамки или же с сюжета.

Как всегда, в подготовительной группе важное значение имеет анализ готовых композиций. Он также напрямую связан с развитием детской речи. Так, интересный прием, активизирующий словарный запас, — по окончании работы попросить ребят придумать образные названия своим рисункам. Это вполне могут быть строки из самой сказки (например, «Белка песенки поет да орешки все грызет…» либо «Глядь, поверх текучих вод лебедь белая плывет…»). Конечно же, дети должны стремиться оценить технические качества своих рисунков, вместе с педагогом выбрать самые выразительные, причем, конкретно отметить понравившиеся детали (например, хорошо прорисовано лицо и одежда персонажа, точно передано, как осторожно подкрадывается лиса, изображен настоящий зимний пейзаж и т.д.). Можно предложить ребятам рассказать о своем рисунке.

Используемые материалы и основа

Воспитанники подготовительной группы работают с самыми разными материалами. Красивые и выразительные рисунки на сказочные темы получаются и красками, и цветными карандашами, и восковыми мелками. Оригинально выглядят композиции с сочетанием разных материалов, например, карандашный рисунок дополняется звездами, нарисованными с помощью блестящей акварели. Таким же образом оформляется грива и хвост сказочного коня.

Конек_Горбунок

Рисунок карандашом и акварелью с блестящим эффектом

Поскольку сцены из сказок требуют детальной прорисовки, мелких элементов, то обычно контур изображения предварительно обозначается простым карандашом.

Такие рисунки выполняются на стандартной основе формата А4. При рисовании красками дети предварительно тонируют бумагу в пастельные тона (в подготовительной группе они вполне могут сделать это самостоятельно под присмотром воспитателя).

Для коллективных композиций понадобится основа большого формата, которую также при необходимости заранее тонируется в нужные оттенки.

Техники и приёмы рисования, используемые при рисовании сказочных сюжетов в подготовительной группе

В подготовительную группу дошкольники уже приходят со сформированными изобразительными навыками. Однако воспитатель по-прежнему на занятии уделяет внимание технике пользования основными инструментами. Отметим, что показ действия в этом возрасте применяется крайне редко, ведь, дети не осваивают новых приемов.

В процессе рисования на сказочные темы уточняются приемы работы с акварельными красками. Поскольку композиции требуют детальной прорисовки, большая часть работы выполняется кончиком кисточки, которую нужно держать почти вертикально. При этом на ворсе не должно быть слишком много краски, иначе рисунок получится неряшливым.

При рисовании карандашами педагог напоминает дошкольникам об использовании разной силы нажима, чтобы передать разнообразные оттенки цвета.

Рисунки по мотивам сказок предполагают тщательно продуманную композицию. Прежде всего ребенок должен определиться с ориентацией листа бумаги — в зависимости от выбранного эпизода он располагается вертикально либо горизонтально.

Начинать работу нужно с обозначения простым карандашом основных фигур (это может быть человек или животное). Силуэт вначале изображается схематически, а потом уже прорисовываются детали. Кроме того, важное значение имеет соотношение образов по величине. Например, Мальчика с пальчика следует рисовать более маленьким, чем его братьев. Причем, рисовать всех братьев вовсе не обязательно, можно нарисовать самого маленького героя и одного из его братьев.

Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности (аппликация и пр.) при дополнении работы

Сказочная тематика предрасполагает к использованию в процессе рисования дополнительных элементов. Если речь идет об обложке для книги сказок, то рамочку можно оформить в виде аппликации либо оформить ее барельефным способом — из пластилина. Подходящее обрамление для рукотворной книги — изысканная атласная ленточка, завязанная на бантик.

Включение в композицию элементов пластилинографии всегда выглядит эффектно. В этой технике можно изобразить главных героев сказочного эпизода, а сам фон будет нарисован красками или цветными карандашами.

Муха-Цокотуха

Сочетание рисования и пластилинографии

Аппликативные детали будут уместны при изображении сказочных существ, например, хвост и чешую золотой рыбки можно оформить с помощью кусочков фольги, сверкающих пайеток, золотистых нитей. Эти же материалы подойдут для украшения Жар-птицы (из сказки «Конек-Горбунок»), Царевны-Лебеди («Сказка о царе Салтане…»), сказочного коня («Сивка-бурка»).

Конкретные варианты индивидуальных заданий и коллективных композиций по мотивам сказок в подготовительной группе

Рисование на сказочные сюжеты предлагается воспитанникам подготовительной группы на протяжении всего учебного года. В первом полугодии (ноябрь) ребята рисуют иллюстрации к литературной сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Дети выбирают наиболее яркий, по их мнению, эпизод. Это занятие можно оформить как коллективную работу — дошкольники могут создать панораму зимнего либо осеннего леса (первая подгруппа детей) и панораму реки (вторая подгруппа). А уже на следующем занятии ребята совместно вылепят из пластилина фигурки персонажей (уток, зайцев, лису и охотника). Как вариант — героев сказки могут лепить несколько детей, в то время как другие занимаются рисованием пейзажа.

В декабре дошкольники рисуют эпизоды и колоритные образы из «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина. Это, прежде всего, прекрасная Царевна Лебедь, чудесная белочка, грызущая орешки, богатыри, величественный град царя Гвидона. Кроме того, затрагивая тему сказок А.С. Пушкина, можно предложить ребятам изобразить сцены из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Также в декабре воспитанникам подготовительной группы предлагается изобразить персонажей русской народной сказки «Царевна-лягушка». Конечно, чаще всего ребята рисуют главную героиню, но это также может быть и царевна в человеческом облике, танцующая на царском пиру, или Иван Царевич который только что увидел свою суженую — лягушку.

Во втором полугодии (февраль) после знакомства со сказкой П. Ершова «Конек-Горбунок» дошкольники создают к ней иллюстрации. В марте подобная работа проводится на основе сказки Ш. Перро «Мальчик с пальчик».

Кроме того, на протяжении года ребятам можно предлагать творческие задания и по другим замечательным сказкам, с которыми они знакомятся в старшем дошкольном возрасте. Это «По щучьему велению», «Морозко». Замечательная работа — иллюстрирование сказок К. Чуковского, которые любят дети любого возраста. Более того, воспитанники подготовительной группы с удовольствие изображают героев и сцены из сказок, которые они знают с самого детства, — это «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь» и т.д. Конечно же, рисунки на эту тему будут в корне отличаться от работ детей раннего возраста.

В конце же учебного года (апрель) ребята создают рисунки на тему «Мой любимый сказочный герой», где они могут изобразить персонажа абсолютно любой сказки. А итоговым занятием по данной тематике станет оформление обложки для книги сказок. Здесь главной целью ставится не только изображение персонажа или сцены из сказки, но и рисование красивого орнамента-рамки других видов украшения.

Возможные варианты мотивирующего начала занятия: сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию сказки и пр.

Рисование на сказочную тематику предполагает соответствующую мотивацию. Ведь, дети должны проникнуться духом волшебства, ощутить себя творцами — художниками-иллюстраторами. Приведем примеры погружения в сказочную атмосферу.

Воспитатель показывает ребятам книгу без картинок, которую она купила в подарок к Новому году малышам из младшей группы. Педагог интересуется у воспитанников подготовительной группы, понравится ли такой подарок маленьким детям, которые еще не умеют читать. Ведь, книжка без картинок скучная и неинтересная. Ребятам предлагается превратиться в художников-иллюстраторов и сделать книгу яркой и красочной.

Другой вариант — воспитатель сообщает детям, что по дороге в детский сад к ней подлетела белая сова и вручила письмо. Оно от короля из сказки «Мальчик с пальчик». Король задумал устроить в своем королевстве выставку-музей Мальчика с пальчика и хочет, чтобы ребята помогли ему.

Еще одно оригинальное решение: в детском саду объявляется конкурс на самый лучший эскиз персонажа сказки П. Ершова — Конька-Горбунка. По рисунку впоследствии будет сделан памятник персонажу.

Перед тем, как рисовать иллюстрации к «Сказке о царе Салтане…» А.С. Пушкина воспитатель рассматривает с дошкольниками картинки с изображением сказочных городов, домов, теремов.

Красивый город

Царство царя Гвидона

И, дивясь, перед собой видит город он большой

Сказочный дворец царя Гвидона

Также детям демонстрируются фотографии скульптур русских богатырей, при этом отмечаются особенности их одежды, оружия.

Богатырь

Фонтан в г. Ростов-на-Дону

Памятник Пересвету

Скульптура в г. Брянске

Педагог зачитывает стихотворные строки из произведения, ярко освещающие те или иные эпизоды. Например, «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…», «Видит город на холме…». Можно дать ребятам прослушать фрагмент оперы Н. Римского-Корсакова.

Если тема занятия — создание иллюстраций к сказке Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» то в начале занятия можно рассказать ребятам о том, что писатель был большим любителем и знатоком природы. Педагог читает ключевые отрывки из произведения, задает наводящие вопросы по содержанию сказки. Отметим, что чтения не должно быть слишком много — достаточно нескольких ярких фрагментов, чтобы напомнить дошкольникам образы сказки.

Чтобы занятие по рисованию на сказочные сюжеты проходило в атмосфере волшебства, педагог должен тщательно подбирать физкультминутки. Приведем ряд примеров:

Физкультминутка «Как у дяди Трифона»

Как у дяди Трифона было семеро детей,
Было семь сыновей.
Вот с такими ушами
руки растопырив к ушам
Вот с такими глазами кольца из пальцев
Вот с такими носами кулак у носа
Вот с такими зубами скрючить пальцы
Вот с такой головой большой круг рукам
Вот с такой бородой руки у пояса
Они не пили, и не ели, друг на друга смотрели.
Руками делали вот так
развести руки в стороны

Физкультминутка «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка. Дети шагают.
Стоит задом наперед. Дети поворачиваются.
В той избушке есть старушка. Грозят пальцем.
Бабушка Яга живет. Грозят пальцем другой руки.
Нос крючком, Показывают пальчиком.
Глаза большие, Показывают.
Словно угольки горят. Покачивают головой.
Ух, сердитая какая! Бег на месте.
Дыбом волосы стоят. Руки вверх.

Физкультминутка «Сказка»

Сказка даст нам отдохнуть
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Дети шагают
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево — вправо десять раз.
Делают наклоны
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Поднимаются и опускаются на носочки
Красной Шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Пряжки и бег на месте
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
Дети садятся на свои рабочие места

Физкульминутка к сказке «Царевна лягушка»

Видим, скачут по опушке Повороты в стороны.
Две зеленые лягушки. Полуприседания вправо-влево.
Прыг-скок, прыг-скок, Переступание с носка на пятку.
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Топают ногами и хлопают руками
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
Ходьба на месте.

Физкульминутка к сказке «Морозко»

Воспитатель:
Разыграйтесь метели,
Гнитесь ниже сосны, ели
Все что есть в моем лесу
Все засыплю, занесу…
делает соответствующие движения руками
Дети:
Не боимся мы пороши
грозят пальцем
Любим снег — хлопок в ладоши хлопают
Руки в стороны, по швам выполняют движения
Хватит снега вам и нам разводят руками в стороны
Мы теперь метатели –
Бьем по неприятелю!
Размахнись рукой — бросок!
имитация броска правой рукой
Прямо в цель летит снежок! имитация броска левой рукой

Физкульминутка «Колобок»

Колобок, колобок, тёплый и румяный. наклоны вправо, влево
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, прыжки, бег на месте
То направо повернул, то налево он свернул, повороты направо и налево
То с листочком закрутился, поворот на 360 градусов
то с бельчонком подружился. приседание
Покатился по дорожке, бег по группе
и попал ко мне в ладошки. дети подбегают к воспитателю

Физкульминутка «Зарядка семи гномов»

Первый гном присел и встал, приседания
А второй вдруг побежал, бег на месте
Третий плавно покружился, кружатся направо
А четвёртый наклонился. наклоны
Пятый вправо повернулся, поворот направо
А шестой назад прогнулся, наклон назад
Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, прыжки
Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!». повторяют движения заново

Физкульминутка «Золушка»

Золушка наша умеет работать: прыжки
Моет посуду, стирает бельё. имитируют движения
Старые вещи может заштопать, хлопки за спиной
Всё получается у неё. хлопки перед грудью
Вот она пол подметает, так чисто, наклоны
Вкусно готовит, золу уберёт. приседания
Всё может делать она очень быстро. поворот направо
Да! И при этом песни поёт! поворот налево

Пальчиковая гимнастика «Будем сказки называть»

  • Будем пальчики считать,
  • Будем сказки называть:
  • Рукавичка, теремок,
  • Колобок — румяный бок,
  • Есть снегурочка — краса,
  • Три медведя, волк-лиса,
  • Не забудем Сивку-бурку,
  • Нашу вещую каурку.
  • Про жар-птицу сказку знаем,
  • Репку мы не забываем,
  • Знаем волка и козлят
  • Этим сказкам каждый рад.
  • (на последнюю строчку хлопают)

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Фирсунина И.Н. «Сказке о царе Салтане…»
Образовательные задачи: учить передавать в рисунке эпизод из сказки, создавая выразительные образы с помощью цвета и формы.
Развивающие задачи: учить самостоятельно выбирать сюжет для изображения и подходящую технику, продумывать композиционное решение.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к сказкам.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: иллюстрации Маврина, Конашевича, аудиозапись фрагмента оперы Н. Римского-Корсакова.
Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, палитра, кисти, подставки под кисти, салфетки
Ход занятия:
Воспитатель демонстрирует ребятам книгу без картинок, которую она приготовила малышам из соседней группы. Ее автор — А.С. Пушкин. Так как иллюстраций в книжке нет, то детям, которые не умеют читать, нельзя догадаться о ее содержании. Дошкольники догадываются, что картинки к сказке они могут нарисовать сами.
Педагог с детьми вспоминает главных героев «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина, зачитываются ключевые отрывки. Детям предлагается выбрать эпизод, который бы им хотелось изобразить. На столах у них подготовлены разнообразные материалы для работы.
Проводится физминутка. Затем педагог включает аудиозапись с отрывками из оперы Н. Римского-Корсакова, а ребята должны догадаться, о ком рассказывает музыка, и показать соответствующие движения.
Самостоятельная работа дошкольников. Обсуждение работ.
Чухланцева Л.Л. «Мальчик — с пальчик»

Воспитатель читает детям письмо, которое ей передала сова по дороге в детский сад. К ребятам обращается за помощью король из сказки «Мальчик с пальчик»: он хочет организовать выставку портретов Мальчика с пальчик. А ребята должны помочь ему (мотивация).

Педагог с помощью наводящих вопросов вспоминает с детьми содержание сказки, интересуется, чем главный герой отличается от обычных людей. Воспитатель показывает портрет, который она нарисовала сама — он тоже отправится королю на выставку.
Дошкольникам напоминаются приемы рисования человека: вначале в центре листа изображается туловище, затем остальные части тела. Кожа раскрашивается светло-коричневым цветом, одежду же можно рисовать любыми цветами.
Проводится физкульминутка:

  • А сейчас все по порядку
    Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).
    Руки в сторону согнули,
    Вверх подняли, помахали,
    Спрятали за спину их.
    Оглянулись через правое плечо,
    Через левое еще.
    Дружно присели,
    Пяточки задели,
    На носочки поднялсь,
    Опустили руки вниз.

Самостоятельная деятельность дошкольников. Анализ работ.

Фугина Ю. «Конек-горбунок»

Дети узнают, что в детском саду проводится конкурс на лучший эскиз памятника герою сказки П. Ершова «Коньку-Горбунку» (мотивация).
Воспитатель вспоминает ключевые эпизоды сказки. Обсуждается внешний облик Конька-Горбунка: овальная голова и туловище, длинная шея, небольшой горб, пышный хвост и грива. Окрас животного серый.
Воспитатель демонстрирует, как сделать эскиз рисунка.
Проводится пальчиковая гимнастика «Гроза»:

  • Капли первые упали,
    (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
    Пауков перепугали.
    (внутренняя сторона ладони опущена вниз;
    пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
    показать, как разбегаются пауки)
    Дождик застучал сильней,
    (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
    Птички скрылись средь ветвей.
    (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
    махать пальцами, сжатыми вместе).
    Дождь полил как из ведра,
    (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
    Разбежалась детвора.
    (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
    изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
    В небе молния сверкает,
    (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
    Гром все небо разрывает.
    (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
    А потом из тучи солнце
    (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
    Вновь посмотрит нам в оконце!

Самостоятельная продуктивная деятельность. Анализ работ.

Удачина Е. Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Звучит аудиозапись птиц, улетающих в теплые края. Чтение отрывка из стихотворения Е. Новожиловой «Утки улетают»:

  • Утки сбились в клин и улетают,
    Путь их ведом, они это знают.
    Улетают птицы в теплый край,
    Там для них и корм и светлый рай.

Дети вспоминают сказку, в которой уточка не смогла улететь на юг, так как повредила крыло, — «Серая Шейка».
Демонстрируются слайды с ключевыми эпизодами произведения — изображение уточки Серой Шейки, животные, с которыми она встречалась (заяц, лиса). Попутно ребятам предлагаются загадки:

  • Не барашек и не кот,
    Носит шубу круглый год.
    Шуба серая — для лета,
    Для зимы — другого цвета. (Заяц)
    По снежку зимой бежала,
    И следы все заметала.
    Рыжий мех, а хвост — краса!
    Подскажите, кто? (Лиса)

Педагог обсуждает с детьми, кто из героев положительный, а кто отрицательный.
Проводится физкультминутка «Птички»:

  • Птицы начали спускаться,
    На поляне все садятся.
    Предстоит им долгий путь,
    Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
    И опять пора в дорогу,
    Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
    Вот и юг. Ура! Ура!
    Приземляться нам пора.

Дошкольникам предлагается разделиться на три подгруппы, чтобы создать коллективную композицию — панораму. Одна группа детей буде изображать лес, другая — реку с берегами, а третья — лепить героев сказки.
Самостоятельная работа детей под композицию Ф. Шопена «Осенний вальс».
В конце занятия воспитатель с детьми вспоминают пословицы о добре и зле:

  • • Добра на худо не меняют.
    • Добро творить — себя веселить.
    • Добро и во сне хорошо.
    • Делать добро спеши.
    • Добро наживай, а худое избывай.
    • Злой человек не проживет в добре век.

Рисунки воспитанников подготовительной группы по сюжетам сказок с комментариями по выполнению работы

Фотогалерея «Конек-Горбунок»

Замечательные рисунки получаются у воспитанников подготовительной группы по мотивам литературной сказки П. Ершова «Конек-Горбунок». Ведь, в этом произведении есть много ярких и колоритных образов. Чего только стоитЧудо-юдо-рыба-кит и Жар-птица — работы дошкольников на эту тему очень красочные и выразительные.

Трогательна композиция «Лучшие друзья», передающая дружеские чувства человека и сказочного животного. Похож на нее и рисунок «Конек-Горбунок и Иван».

Интересна сюжетная композиция «Царь перед купанием в котле», изображающая заключительную сцену из сказки. Отметим, что ребенок очень достоверно передал удивленный вид царя.

Заслуживает внимания работа «Над горами, над лесами», где Иван верхом на Коньке-Горбунке несется по воздуху.

Крупным планом изображено сказочное животное на рисунке «Верный конь».

Фотогалерея «Сказки А.С. Пушкина» (Золотая рыбка, Царевна Лебедь и др.)

Дошкольники с удовольствием создают композиции по мотивам чудесных сказок А.С. Пушкина. Это, прежде всего, «Сказка о царе Салтане…». Грациозная и скромная Царевна Лебедь на фоне морских волн изображена на фоне морских волн. Ее оперение напоминает чем-то дымковскую игрушку.

Целая битва разворачивается на рисунке «Гвидон спасает царевну Лебедь»: переданы движения рук князя Гвидона, натягивающего лук, чтобы убить злого коршуна.

Прекрасный сказочный дворец, возвышающийся над морскими волнами, изображен в работе «Море, град и царевна Лебедь». Отметим, как интересно и замысловато ребенок нарисовал движений морских волн.

Также воспитанники подготовительной группы любят рисовать волшебную золотую рыбку из «Сказки о рыбаке и рыбке» великого русского поэта. Очаровательный образ морской обитательницы создан на рисунке «Золотая рыбка», выполненном восковыми мелками. Замечательную сюжетную композицию мы видим в работе «У самого синего моря»: очень достоверно нарисовано корыто, покосившийся рыбацкий домик, яркая и красочная сама волшебная рыбка.

Фотогалерея «Мальчик с пальчик»

Один из любимых сказочных персонажей, которого любят изображать дошкольники, — Мальчик с пальчик из одноименной сказки Ш. Перро. На рисунке «Хитрый Мальчик с пальчик мы видим улыбающегося героя, который приветливо машет рукой. Оригинальна работа «Крошечный мальчик», где персонаж сидит на чьей-то ладошке — таким необычным способом передан размер героя. Интересна сюжетная сцена из сказки, где Мальчик с пальчик стаскивает с заснувшего Людоеда сапоги-скороходы («Великан-людоед»). Братья, обреченно идущие из родного дома, нарисованы в работе «Дети идут в лес».

Фотогалерея «Царевна-лягушка»

Одна из любимых детских народных сказок — «Царевна-лягушка». Чаще всего ребята изображают ее главную героиню. Причем, каждый образ наделен своим неповторимым характером. Это улыбчивая Царевна-лягушка («Царевна-лягушка на болоте», «Стрела угодила в болото», задумчивая лягушка, которая ждет своего принца («Царевна-лягушка ждет принца», «В ожидании царевича»). У героини на рисунке «Лгушка поймала стрелу» на шее завязан кокетливый красный бантик.

Очень хорошо дошкольники передают образ болота, камышей, кувшинок. В этом отношении особо стоит выделить рисунок «Лгушка со стрелой царевича», где все образы детальо прорисованы и выразительны.

Заслуживают внимания и сюжетные композиции, например «Первая встреча», где удивленный Иван Царевич в нарядном кафтане держит в руке лягушку. На рисунке «Царевна показывает чудеса» мы видим красавицу в ярком платье и кокошнике, а также грациозных лебедей, плывущих в маленьком озере.

Фотогалерея «Морозко»

Хороший материал для детского изобразительного творчества — русская народная сказка «Морозко». Ведь, ее главный герой — не кто иной, как Дедушка Мороз в теплой шубе, с бородой и волшебным посохом. Да и саму героиню Настеньку ребята часто изображают похожей на Снегурочку («Морозко наградил Настеньку»). Замечательная композиция «Встреча Морозко и Настеньк», выполненная в нежных пастельных тонах. Достоверный образ бедной замерзшей девушки передан в рисунке «Тело ли тебе, девица».

Фотогалерея «По щучьему велению»

Воспитанники подготовительной группы с удовольствием рисуют самые разные сцены из русской народной сказки «По щучьему велению». Чаще всего это Емеля, восседающий на своей любимой печи («Весело ехать не печи», «Емеля на печи», «Емеля едет на печи», «Емеля едет по деревне»).Причем, русская печь на детских рисунках детально прорисована, из трубы идет дым, внутри стоит горшочек с едой.

Другая популярная тема — ведра, которые сами несут воду домой («Бегущие ведра», «Ведра сами идут домой»). Дошкольники очень реалистично рисуют, как Емеля достает щуку из проруби («Емеля тянет щуку», «Емеля у проруби»).

Фотогалерея «Серая Шейка»

Традиционно в подготовительной группе ребята создают иллюстрации к сказке Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Это пейзажные композиции, где представлен образ озера с камышами. Интересна работа «Раненая уточка», где четко обозначен передний и задний план: лиса на дальнем берегу нарисована маленькой по сравнению с камышом и уточкой.

Замечательный рисунок, выполненный акварелью, — «Лиса подстерегает Серую Шейку»: здесь очень динамичным получился образ лисицы, она словно готовится к прыжку. Снежные хлопья нарисованы с помощью ватной палочки, таки образом создается прекрасная картина зимнего пейзажа.

В работе «Утки улетают на юг» изображены стая птиц, летящих по небу, ребенок правильно передал положение их тела при полете.

Фотогалерея «Сказки К. Чуковского»

Богатый материал для детского изобразительного творчества представляют стихотворные сказки К. Чуковского. Это целый ряд иллюстраций к сказке «Телефон», выполненный с помощью цветных карандашей и восковых мелков: созданы замечательные образы слона, медведя, бегемота, зайчат, мартышек, цапли.

Кокетливой получилась главная героиня сказки «Муха-Цокотуха» на рисунках «Муха-Цокотуха — позолоченное брюхо» и «Купила Муха самовар».

Добрым доктор Айболит спешит на помощь диким зверям на рисунке «Доктор Айболит». Детально прорисовано лицо и фигура человека, изображение динамично: шарфик доктора развевается от сильного ветра.

Фотогалерея «Сказки, знакомые с более раннего возраста»

В подготовительной группе дети также изображают сюжеты из сказок, хорошо им давно знакомы (изучались в предыдущих группах). Но в отличие от более ранних работ на эту тему, эти рисунки более выразительны и детальны. Показательны в этом плане работы на тему сказки «Колобок». Это уже не предметные композиции, а определенный сюжет: например, Колобок поет песенку лисе или разговаривает с зайцем («Колобок и заяц», «Колобок и лиса», «Колобок — румяный бок»). Интересны образы сказочных животных: лиса = настоящая модница в нарядном сарафане, а у зайчика — ровная осанка, в интерпретации ребенка он протягивает Колобку свою любимую еду — морковку. Композиции на тему «Колобок» отличаются красивым пейзажем: детально прорисованы пеньки, деревья.

Дошкольники с удовольствием рисуют былинных богатырей. Это величественный Илья Муромец на своем мощном коне на фоне горного пейзажа, Никита Кожемяко, сражающийся со свирепым Змеем («Иль Муромец», «Никита Кожемяко»).

Очень интересны образы сказочных медведей: неожиданно стройный Мишка, несущий за плечами короб с Машенькой («Маша и медведь»), забавная медвежья семья, разгуливающая в лесу под яркими лучами солнца («Три медведя на прогулке»), мишки, почему-то отвернувшиеся от Маши, как будто они ее боятся («Три медведя и Маша»).

Заслуживают внимания и сказочные зайцы. Это «Заяц Хваста» из одноименной сказки, одетый в русский национальный костюм. В рисунке «Заюшкина избушка» мы видим персонажа, бегущего к своему домику. Очень хорошо передана динамика этого образа.

На высоком художественном уровне выполнена работа «Кот в сапогах». За счет использования гуаши рисунок получился очень ярким. Реалистично изображена лошадь, карета. Сам сказочный кот в нарядном костюме очень выразительный.

На настоящую книжную ллюстрацию похож рисунок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»: очень хорошо прорисовано лицо и фигура человека, а также образ козленка.

Очаровательна работа «Сивка-бурка» — очень динамичная композиция с образом скачущего коня. Отметим очень красивыц природный ландшафт.

Образ сказочного домика в обрамлении лесных елей создан на рисунке «Теремок». Мы видим четыре этажа, из каждого окошка выглядывает лесной зверек. Тему волшебных домов продолжает «Избушка на курьих ножках» — очень выразительный образ создан с помощью пальчиковой живописи.

В композиции «Русалочка» представлена сказочная обитательница моря, играющая с маленькими рыбками.

Видео по теме рисования на сказочную тему в подготовительной группе

Видеовикторина по сказкам А.С. Пушкина (можно использовать как мотивирующее начало занятия по рисованию в подготовительной группе)

Волшебные сказки Чуковского (познавательное видео для дошкольников)

Рисуем героев Чуковского (видеоролик по рисункам детей)

Сказочный микс: викторина по любимым сказкам для дошкольников

Игра-викторина «Ну, уж эти сказки!»

Видеозагадки по русским народным сказкам

Воспитанники подготовительной группы уже хорошо интеллектуально развиты, имеют сформированные изобразительные навыки, богатую фантазию. Стремление глубже познать мир, в том числе с помощью сказки, является стимулом к творчеству. В этом плане очень интересны работы на сказочные сюжеты. Детей уже не устраивают схематичные рисунки, упрощенное отображение действительности. Юные художники часто создают настоящие шедевры, детально прорисовывая образы персонажей, в статике или динамике, наделяя их определенным характером и оформляя соответствующую фоновую обстановку.

Лариса Морозова

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, рерайтером, ведения сайта, имеется педагогический стаж.

Метки: