Украшаем одежду, обувь и головные уборы в средней группе: идеи и темы для подготовки занятия по рисованию

Дата: 24 июля 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

рисование свитера

Занятия рисованием — это вид активности, которому уделяется довольно много времени в детском саду. Задача воспитателя — составить план работы над темой таким образом, чтобы дети были заинтересованы на протяжении всего занятия и могли развивать не только изобразительные способности, но и получать необходимый объём знаний, умений и навыков, требуемый программой образования в дошкольном учреждении. Другими словами, занятие по рисованию должно быть составлено методически грамотно и интересно. Рассмотрим основные аспекты этой работы на примере темы «Одежда, обувь, головные уборы» в средней группе.

Как подготовиться к занятию с детьми 4–5 лет

Дети в возрасте 4–5 лет отличаются повышенной активностью и подвижностью, поэтому задачей воспитателя является грамотно составить план урока, чтобы поддерживать заинтересованность малышей на протяжении всего времени занятия.

5 детей держат листы с раскрашенными туфлями

В средней группе дети с удовольствием раскрашивают картинки, в том числе и предметы гардероба

Краски и основа

В этой группе дети начинают рисовать более осмысленно, то есть они могут воспроизводить простые образы «из головы». Происходит переход от простого обведения трафарета или раскрашивания готовой картинки к рисованию несложных фигур с натуры. Для рисования используются:

  • гуашь, позволяющая сделать цвет образа ярким, насыщенным;
  • карандаши и восковые мелки (материал менее тонкий, с точки зрения изобразительных возможностей, но при этом удобный для рисования без пятен на одежде и мебели);
  • акварель (как более доступная с позиции цены альтернатива гуаши);
  • фломастеры (для наведения контуров или прорисовки каких-то ярких деталей).
Яркие мазки краской, кисточка в жёлтой краске примакивается к палитре

Самый удобный материал для рисования — гуашь: и оттенки получаются сочные, и работать удобно

Фломастеры для рисования в детском саду отрицаются многими методистами, так как они не дают нужного чувства цвета, то есть не позволяют сделать тонкие оттенки, а также их нельзя смешать в одной палитре.

В качестве основы выступают обычные альбомные листы для рисования. Кроме этого, можно использовать тонкий картон, например, для темы «Рукавички для сестрички», когда рисунок наносится на вырезанный шаблон рукавицы.

Какие техники и приёмы можно использовать

В средней группе особое внимание уделяется традиционным техникам визуализации образа, а именно:

  • раскрашивание готовых картинок;
  • дорисовка деталей (например, к готовому рисунку шляпки дорисовывается декоративный элемент — цветок или перо);
  • обведение и раскрашивание трафаретов (это самый популярный вид рисунка, а его использование при изучении темы «Одежда» позволяет значительно сэкономить время занятия);
  • рисование с натуры (когда дети изображают предметы, которые видят перед собой).

Для изучения темы «Одежда» рисунок с натуры может применяться гораздо чаще, чем при работе с другими темами. Это связано с тем, что малыши очень хорошо знакомы с изображаемыми образами в повседневной жизни, а значит, трудностей при срисовывании возникает меньше. Как правило, они связаны с масштабом и пропорциями, а не с контурами фигуры.

При выборе оптимальных приёмов рисования следует учитывать тот факт, что в 3–4 года ребёнок уже не ограничивает движение руки с карандашом или кисточкой краем листа — границы определяются точками изображаемого образа.

Для этой возрастной группы можно использовать:

  • раскрашивание изображений разного размера (причём это могут быть даже мелкие детали);
  • прорисовку широких линий при наклонном положении кисточки и опоре на весь ворс;
  • создание тонких линий при вертикальном положении кисточки по отношению к листу-основе, когда опора идёт лишь на кончик ворса;
  • смешение красок для создания оттенков (например, красный и жёлтый для оранжевого, красный и синий для пурпурного и пр.);
  • закрашивание при наклонном положении карандаша.

Фотогалерея: рисунки в нетрадиционных техниках

Дополнительные изобразительные приёмы

В детском саду малыши должны получить представление обо всех основных видах изобразительной деятельности. Но дети 4–5 лет уже активно проявляют свой интерес или, наоборот, нежелание заниматься тем или иным способом творчества. Что же делать, если малыш, например, не любит рисовать, но с удовольствием вырезает аппликации или лепит из пластилина? Для решения задачи применяется комбинация рисования с лепкой, аппликаций. В качестве сопутствующих материалов можно использовать

  • дары природы (шишки, жёлуди, листья, например, для пуговиц или вставок на плаще, пальто);
  • кусочки ткани (эти детали в теме «Одежда» будут очень уместны);
  • пластилин (например, для закрашивания сапожек Кота в сапогах);
  • цветную бумагу (для создания акцента на фактуре ткани, например, рисунок-горох на платье Мальвины).

В зависимости от выбранного дополнительного материала работу над картинкой нужно построить так, чтобы дети всё равно большую часть времени посвятили рисованию (контуров, отделочных деталей и пр.).

Как индивидуализировать задание

На всех этапах образования педагог должен максимально индивидуализировать задания, раскрывая потенциал конкретного ребёнка. Если говорить о реализации индивидуального подхода на занятиях рисованием, то его возможности определяются, прежде всего, тематикой. Так, при рассмотрении темы «Одежда, обувь, головные уборы» дети могут сами подбирать цветовую гамму для раскрашивания того или иного предмета гардероба, подыскивать подходящий материал для украшения (например, кусочки ткани или жёлуди для отделки курточки Буратино). А также маленькие художники могут самостоятельно выбирать цвет фона для своего рисунка. Обратите внимание и на то, что дать почувствовать свою самостоятельность, значимость деткам можно уже на этапе подготовки — при раскладывании необходимых для работы материалов.

Место темы в календарно-тематическом планировании

Изучение одежды, обуви и головных уборов в средней группе не идёт оторвано от тематики других программных составляющих. То есть если на занятии по развитию речи малыши работали со сказкой «Кот в сапогах», то логично на следующем занятии по рисованию нарисовать сапоги кота. Кроме того, при рассмотрении вариантов расположения предметов в пространстве (вертикально, горизонтально, наклонно) также уместна работа с рисунком на тему одежды: в этом случае дети получают задание нарисовать узор на той или иной детали гардероба. Нельзя не отметить и блок тем, посвящённых изучению времён года, когда малыши изображают сезонную одежду.

Воспитательница показывает детям средней группы картинку с шапочкой

Рисунки одежды можно приурочить к изучению времён года

Варианты формулировок заданий по рисованию могут быть следующими:

  • «Моя шапка»;
  • «Сапоги для Кота в сапогах» (на этой теме отрабатываются узоры, а сами сапоги предъявляются детям в виде шаблонов — вырезанных или нарисованных);
  • «Платье для Мальвины»;
  • «Варежки для сестрёнки»;
  • «Шляпка старухи шапокляк»;
  • «Ботиночки для семьи белки» (вариант коллективной композиции, когда дети разрисовывают вырезанные шаблоны обуви для семьи белочки и приклеивают «счастливому обладателю» на общую основу);
  • «Карнавальный костюм» (уже на этапе формулировки темы воспитатель может индивидуализировать задание, предложив героев изученных сказок и рассказов);
  • «Любимое мамино платье»

Как мотивировать детей

В самом начале мы уже упоминали о том, что одним из самых важных моментов изобразительного творчества в детском саду — это вызвать заинтересованность ребят. Для этого воспитателю необходимо подобрать комбинацию мотивационных приёмов, которая подходила бы под ту или иную тему.

Беседа и наглядность

Работе с любой темой по изобразительному творчеству в детском коллективе должно предшествовать рассматривание вещей, картинок, слайдов и обсуждение увиденного. Если говорить о теме «Одежда, обувь, головные уборы», то, прежде всего, дети должны увидеть те предметы гардероба, которые им нужно нарисовать.

Дети трогают соломенную шапку на домовёнке

По возможности, дети должны не только увидеть, но и пощупать тот предмет одежды, который им предстоит рисовать

Например, если рисовать предстоит варежки, то можно показать малышам вязаные варежки, меховые, с рисунком, вышивкой и т.д. Если речь идёт о костюме сказочного персонажа, то есть смысл показать несколько картинок с изображением этого героя в разных ракурсах, чтобы дети смогли представить образ целиком. Если тема занятия «Зимняя одежда», то на слайдах можно показать то, как одевались люди в разное время (от шкур до шуб и пальто). Сопровождающую эту подготовительную работу беседу можно построить в виде ответов на вопросы воспитателя, например, для темы «Моя шапка»:

  • «Какое сейчас время года?»
  • «Что мы надеваем, когда выходим на улицу зимой?»
  • «Почему нельзя выходить на улицу в холодное время года без шапки, а летом без панамы?»
  • «А какие ещё головные уборы мы знаем» и т. д.

Загадки и стихотворения

Дети с удовольствием учат рифмовки и отгадывают загадки.

Группа европейских психологов, исследуя особенности психических процессов у детей, посещающих детский сад, пришли к выводу, что малыши с удовольствием учат стихотворения потому, что процесс заучивания — это повод провести больше времени с родителями. Так как во время пребывания в дошкольном учреждении карапузам очень не хватает родительского внимания. А вот дети, не посещающие детский сад, заучивают рифмовки не так охотно, так как недостатка опеки родных не испытывают.

Работу с загадками можно построить в форме хоровых ответов или «договорок»:

  • Если дождик, мы не тужим –
    Бойко шлёпаем по лужам.
    Станет солнышко сиять –
    Нам под вешалкой стоять (резиновые сапоги).
  • Варежки для ног (носки).
  • Шутовской колпак
    С головы снят,
    На ноги надет,
    Бубенцов нет.
    Кто его надевает,
    Тот холода не знает (колготки).

Таблица: фрагменты конспектов занятий по рисованию одежды и обуви

Автор Название занятия Описание
Ольга Шутова Моя шапка <… Шапочки могут быть украшены разными узорами (показываю образцы).
Давайте подумаем, какой узор мы может изобразить на шапке.
(Полоски, линии, кружочки и т. д.)
Воспитатель:
Где можно расположить узоры?
(Внизу шапки на отвороте, на самой шапке.)
Какие цвета используются при этом?
(Разноцветные)
Воспитатель:
Сейчас вы превратитесь в маленьких художников.
Физкультминутка
Влево-вправо повернись и в художника превратись!
Воспитатель:
Идём рисовать шапочки для куклы. Как мы сидим за столами?
(Прямо)
Как мы держим кисточку?
(Тремя пальцами)
Воспитатель:
Начнём с помпона, берём кисточку с щетинкой и делаем тычки. Далее берём вторую кисточку, проводим линию слева направо по низу шапки и немного отступив от нижнего края. Потом чуть выше проводим волнистую линию, далее кружочки по шапочке.
У каждого из вас получится красивый узор.
Контролирую и помогаю в процессе рисования.
Итог НОД
Воспитатель:
Ребята, Машеньке пора идти. Спасибо вам большое за то, что вы ей помогли и нарисовали замечательные шапочки. Она будет каждый день надевать новую красивую шапочку и вспоминать вас…>
Татьяна Большакова Головные уборы

<…Ребята, смотрите, нам в детский сад прислали большой конверт. Давайте его откроем и посмотрим, что там.
(внутри записка от дизайнера-шляпника)
Дети, шляпник просит вас о помощи. Все его эскизы-картинки перепутались и превратились в один большой пазл — надо помочь ему разобраться. Давайте поможем дизайнеру-шляпнику.
(Дети делятся на две команды и на ковре разбирают разрезанные картинки).
Молодцы, дети, вы справились с просьбой шляпника, и за это он вам предлагает самим побывать в роли шляпника и раскрасить свою собственную шляпу.
(Дети садятся за стол и начинают раскрашивать свои собственные шляпки).
А теперь, ребята, мы с вами организуем выставку головных уборов.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-na-temu-golovnye-ubory.html

Описание хода работы над рисунками

Инструкции будут полезны воспитателям при планировании занятия по рисованию на тему «Одежда, обувь и головные уборы».

«Варежка»

Инструкция:

  1. «Дети, начинаем разрисовывать варежку сверху. Для оформления мы будем использовать такие фигуры: круги, спирали-завитки, снежинки, полоски».
  2. «Обмакиваем кисточку в краску нужного цвета и рисуем ту фигуру, которая, вам кажется, будет уместна сверху. Помните, что после тёмных цветов краски воду нужно менять».
  3. «Пока рисунок сохнет, моем кисточки и вытираем пальчики влажными салфетками».
3 варежки с узорами, акварель и кисточки рядом на столе

Для выполнения задания воспитатель раздаёт детям заранее вырезанный шаблон варежки

«Шапочка»

Для выполнения этого задания необходимо нарисовать контуры шапочки. Рисунок позволяет отработать с детьми особенности изображения симметричных фигур.

Выставка рисунков шапочек (14 штук)

В процессе выполнения задания малыши учатся рисовать симметричные фигуры

Инструкция:

  1. «В середине листа ближе кверху рисуем горизонтально расположенный овал».
  2. «Слева от него проводим закруглённую с одной стороны линию вниз».
  3. «Повторяем такую же линию справа».
  4. «Соединяем обе линии внизу одной горизонтальной».
  5. «Раскрашиваем шапочку, делая фон для узора».
  6. «Даём фону подсохнуть, наносим узоры».

Видео: как нарисовать шапочку Деда Мороза на листке в клеточку

«Костюм Снегурочки»

Эта тема позволяет закрепить изучение геометрических фигур (голова — круг, шуба Снегурочки — треугольник).

Мальчик и девочка рисуют костюмы Снегурочки

Задание позволяет отработать навык рисования геометрических фигур

Инструкция:

  1. «Смешиваем белую и красную краски, чтобы поучить розовую».
  2. «Обмакиваем кисточку в розовую краску и рисуем круг, закрашиваем его».
  3. «К кругу дорисовываем треугольник, обмакнув кисточку в синюю краску».
  4. «Проводим с двух сторон линии — это руки Снегурочки в рукавах шубки».
  5. «Даём рисунку немного подсохнуть, и дорисовываем на шубке вертикальные узоры и пуговицы».
  6. Если способности детей позволяют, то дорисовываем лицо Снегурочки. Если же нет, то можно либо поставить точки для обозначения глаз, носа и чёрточку для рта, либо оставить без детализации.

Фотогалерея: примеры работ по теме

Занятие по рисованию в средней группе на тему «Одежда, обувь, головные уборы» имеет несколько вариантов, представленных в календарно-тематическом планировании. Воспитатель может использовать её при изучении геометрических фигур, направлений линий в пространстве, времён года, а также при знакомстве с литературными произведениями.

Метки: