Способы развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Дата: 19 марта 2016 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

мама читает книжку ребенку

С каким восторгом слушают родители лепет своего малыша, когда ему 1–2 года! Хотя набор слов в этом возрасте совсем неразнообразен. Постепенно ребёнок начинает произносить всё больше звуков, складывать их в слова, а перед мамами и папами встаёт задача разобрать, что же их чадо пытается донести. К дошкольному периоду речь ребёнка становится разборчивее, однако ряд трудностей произношения всё же сохраняется. И чтобы в школе у ребёнка не было проблем с речью, нужно с раннего возраста развивать фонематический слух малыша.

Особенности фонематического слуха у дошкольников

Мальчик в зелёной кофте держит себя за ухо

Фонематический слух играет ключевую роль в формировании правильной речи ребёнка

Ребёнок начинает различать именно речевые звуки после 1 месяца жизни.

Развитие речи ребёнка — сложный и долгий процесс. Кроме того, что малышу нужно узнать огромное количество слов, от него требуется чёткое и правильное произношение звуков. Кстати, ошибочным является мнение некоторых родителей, утверждающих, что если малыш знает все буквы алфавита, то проблем с речью у него не может быть. Дело в том, что артикуляционный аппарат человека, отвечающий за речевой акт, должен быть достаточно развитым, чтобы правильно и чётко произносить звуки. В это понятие входят:

  • сила и точность артикуляционных движений;
  • подвижность и гибкость губ, нижней челюсти, языка;
  • координация артикуляционных движений (то есть ритм и темп произношения).

Процесс формирования

Мама играет с малышом

Формирование фонематичсекого слуха происходит в несколько этапов

Формирование фонематического слуха у детей происходит постепенно, и начинается этот процесс с момента рождения.

  • Первый этап. В этом периоде развития фонематического слуха происходит восприятие звуков как речевого, так и неречевого характера (то есть звуков окружающего мира).
  • Второй этап заключается в усвоении ритмико-слоговой структуры речи. Даже не понимая смысла слов, малыш начинает связывать отдельные слова с определёнными ассоциациями (к примеру, мама говорит: «ням-ням», значит, нужно идти на кухню);
  • Третий этап — самый длительный по времени — период звукопоризношения. Ребёнок начинает подражать взрослым и пытается артикулировать те или иные звуки.

Отдельно нужно отметить тот факт, что развитие речевого слуха проистекает постепенно, и не существует чётких границ, когда кроха переходит с одного уровня формирования на другой — усвоение навыков происходит параллельно. Однако к 2 годам дети уже полностью различают все особенности речи взрослого, кроме восприятия шипящих и свистящих звуков. А к дошкольному возрасту и эти нюансы малыши должны постичь.

У всех детей до 5–6 лет наблюдается физиологическое косноязычие: из-за того, что малыш пока не может управлять своим артикуляционным аппаратом, он произносит только те звуки, которые ему удобны. Поэтому отдельно ребёнок может называть все буквы алфавита, а в словах всё равно подменять одни звуки на другие. И чтобы помочь крохе как можно быстрее овладеть правильной речью, с 1,5–2 лет нужно регулярно заниматься развитием у него фонематического слуха, то есть формировать умение выделять, различать и воспроизводить звуки речи. Если же у ребёнка в 5–6 лет нарушены процессы формирования произносительной системы родного языка, то возникают проблемы, связанные не только с говорением (понять малыша могут только родители, так как он не связывает понятие со звуковым образом слова), но и со следующими процессами:

  • письмом (кроха повторяет ошибки в речи и в письменных текстах);
  • чтением (в сознании ребёнка нет точной ассоциации между буквой и её звуковым образом, следовательно, ребёнок либо совсем не умеет читать, либо связывает одни и те же комбинации букв в разные сочетания звуков).

В результате этих нарушений развития возникают проблемы общего характера, такие как:

  • замкнутость (ребёнок становится малообщительным, потому что сверстники его речь не понимают);
  • нервозность (малышу трудно подобрать слова для выражения своих эмоций, от этого он начинает нервничать);
  • снижение успеваемости (отсутствие элементарных навыков чтения и письма существенно отразятся на успеваемости маленького школьника).

В целом недостаточная развитость фонематического слуха отражается на всех уровнях формирования личности ребёнка.

Способы развития

фонематический слух

Логопеды рекомендуют показывать различия звуков с помощью «расселения» их по квартирам в разноцветных домиках

Ведущей линией деятельности ребёнка является игра. Поэтому все упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, должны проводиться в интересной и занимательной форме. Перед родителями стоит задача научить ребёнка:

  • узнавать неречевые звуки (как звучат музыкальные инструменты, журчит вода, шумит лес);
  • отчётливо произносить гласные и согласные (исключения составляют сонорные, свистящие и шипящие звуки);
  • различать тембр, высоту одинаковых звуков (например, как мяукает котёнок и взрослый кот);
  • отличать звуковой состав похожих слов (к примеру, кот-рот).

Неречевой этап: упражнения

Блондинка с грудничком

С рождения малыш должен слышать голос мамы — это так называемый «доречевой» этап развития

Работа по формированию речевого слуха у малыша условно может быть разделена на два этапа. Первый — так называемый неречевой этап, который охватывает возраст с 1,5 до 3 лет. В этот период задача родителей — познакомить малыша с многообразием окружающих звуков. Для этого можно использовать игры-упражнения. Для начала работа направлена на знакомство со звуками:

  • «Угадай что!». Показываем малышу 2–3 звучащих предмета (телефон, колокольчик, целлофановый пакет), демонстрируем звуки, которые они издают, а затем прячем и просим ребёнка по звуку определить, что это.
  • «Что гудит?». Взрослый стоит за дверью и издаёт звук, имитирующий клаксон машины. Затем заходит в комнату и говорит: «Что гудело? Машинка». Такие же манипуляции можно проводить с игрушечным поездом, пароходом и т. д.

Следующая ступень предполагает развитие слуховой памяти и внимания. В эту группу занятий входят такие игры, как:

  • «На чём играет Зайка?». Ребёнку показываются игрушка (Зайка) и два музыкальных инструмента (барабан и гармошка). Обязательно дайте возможность малышу самому извлечь из них звуки. Затем инструменты закрываются от крохи и из них поочерёдно извлекаются звуки. Малышу задаётся вопрос: «На чём играет Зайка?» Ребёнок должен угадать.
  • «Прыгаем и шагаем». Ребёнку показываются два звучащих предмета. Затем демонстрируется, что под звук одного нужно прыгнуть, а под звук второго — прошагать. В конце концов, малышу нужно самому проделать определённое действие под тот или иной звук. Это упражнение очень хорошо тренирует у ребёнка слуховое внимание.
  • «Жмурки». Малыш закрывает глазки, а взрослый хлопает в ладоши и передвигается по комнате. Ребёнок должен повернуться в направлении звука.

Речевой слух требует постоянной работы и совершенствования. Поэтому, чтобы автоматизация звуковосприятия и звукоразличения происходила эффективнее, следует регулярно уделять внимание играм на закрепление умения.

  • «Поймай звук». Произносится звук, малыш повторяет. А затем проговариваются слова. Задача карапуза хлопнуть в ладоши, когда он слышит знакомый звук.
  • «Повтори». Карандашом на столе выстукивается ритм и ребёнку предлагается повторить звук. Вместо карандаша можно хлопать в ладоши. С возрастом ритмический рисунок усложняется.

Речевой период: игры

Пальчиковый театр

Придумывайте постановки для паличикового театра — это также очень полезно для речевого развития ребёнка

Второй этап — речевой — ставит своей целью помочь ребёнку развить фонематический слух, слуховую память. Упражнения на знакомство с материалом на этом этапе, как правило, рекомендованы для детей с 3 до 6 лет и включают следующие игры:

  • «Кто за дверью?». Один взрослый стоит за дверью и произносит: «Мяу!» (можно использовать аудиозаписи звуков). Второй взрослый спрашивает у ребёнка, кто это может быть. Вместе они находят среди игрушек кошку и ещё раз повторяют «мяу-мяу».
  • «Собаки». Ребёнку демонстрируются две собаки — большая и маленькая. Большая живёт в большом доме и громко говорит: «Гав!», а маленькая живёт в крохотном домике и тихо говорит: «Гав». Затем взрослый имитирует разные по силе звуки, а задача малыша отгадать, какая именно собака подала голос.
  • «Кто это говорит?». Читая сказку ребёнку, начните говорить голосом того или иного персонажа, а малыша попросите угадать, кто это говорит.

Умение воспринимать звуки и повторять их лучше тренировать с помощью таких занятий:

  • «Принеси игрушку». Взрослый просит ребёнка: «Маша, принеси мяч». Малыш приносит игрушку и проговаривает её название. Так речь развивается на зрительно-образной основе. Чем старше ребёнок, тем более разнообразными могут быть предметы.
  • «Кто в домике живёт?». Перед ребёнком раскладываются картинки со звучащими животными. Взрослый произносит звук (например, «кря-кря»), а малыш показывает на изображение утки. Задание можно усложнить, попросив кроху найти звучащую зверушку не только на картинке, но и среди своих игрушек.
  • «Найди картинки». Малышу представляются картинки, произносится звук, задача ребёнка отобрать все предметы, в которых этот звук встречается.

Закреплению звуковых образов, а также соотнесению их с буквами и слогами помогают упражнения:

  • «Игры со звуками». Облегчённый вариант игры в города. Малыш должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова.
  • «Волшебники». Предложите ребёнку менять по очереди по одной букве в слове так, чтобы каждый раз получалось новое слово (например, кот-кит).
  • «Найди самое короткое слово». Произносится ряд слов, малыш должен на слух определить самое короткое.
  • «Исправь ошибки». Взрослый произносит предложение (к примеру, «В лесу стоит большой зуб»), ребёнок должен исправить ошибку («не зуб, а дуб»).
  • «Корзинки». Для этого упражнения потребуются карточки с предметами, в названиях которых есть твёрдые и мягкие пары согласных. Ребёнок должен прослушать слова, а затем разделить карточки по двум корзинам: с твёрдым звуком и с мягким.

Кроме того, существует большой выбор логопедических игр, направленных на развитие речевого слуха ребёнка. Среди наиболее эффективных:

  • «Логопедическое лото» (помогает научить малыша определять позицию звука);
  • «Путешествие от А до Я» (учит определять первый звук в слове);
  • «Готов ли ты к школе?» (тесты на определение тех или иных звуков в словах).

Развитие фонематического слуха у ребёнка – важная составляющая формирования личности, так как оно формирует правильную речь, а также умение «слушать и слышать». Кроме того, незамысловатые упражнения на тренировку речевого слуха не только пробуждают познавательную активность малыша, но и позволяют выработать условную двигательную реакцию на звуки. Всё это является залогом эффективного достижения качества образования в будущем.

Наталья Василишин

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Метки: