«Угощение для кукол»: лепка в средней группе, как подготовить занятие

Дата: 21 июня 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

Гамбургеры из пластилина

Лепка в детском саду — это занятия, которые решают сразу несколько образовательных задач, развивая не только творческие способности детей, но и расширяя их представления об окружающем мире. Так, изучая темы, посвящённые еде, профессиям, малыши готовят композиции «Угощение». Рассмотрим тонкости разработки занятия по лепке на тему «Угощение для кукол» в средней группе дошкольников.

Подготовительный этап

Разноцветные брусочки пластилина

Пластилин — это очень удобный материал для творчества

К 4–5 годам ребята уже хорошо владеют навыками создания «шариков», «блинчиков» из пластилина, а также отпечатывания штампов в виде камешков, желудей, шишек. Следующий этап работы с пластичным материалом — лепка на плоскости с соблюдением пропорций. То есть поделка выполняется плоской или объёмной, в уменьшенном или натуральном размере и размещается на основе — картоне/листе бумаге.

Способы лепки

Основной метод работы с пластилином (или солёным тестом — этот материал обычно практикуется в группах, где немного детей, так как тесто требует оперативности в работе, а значит, малышам нужна помощь взрослого) комбинированный. Он включает в себя элементы конструктивного и скульптурного способов лепки.

Это интересно. Конструктивный метод лепки — поделка выполняется из отдельных деталей разной формы, как при работе с конструктором. Скульптурный способ лепки — это создание всех деталей композиции из одного куска материала.

Приёмы

2 детей раскатывают пластилин в ладонях

Работа с пластилином развивает мелкую моторику

В средней группе карапузы могут выполнять следующие действия с поделкой:

  • примазывать, то есть размазывать границы соединения небольших деталей с основой;
  • защипывать — прищеплять элементы, но не сплющивать их при этом;
  • сглаживать — делать плавный переход одной детали фигурки в другую.

Это интересно. К 4–5 годам дети уже неплохо работают с раскатыванием пластичного материала (перекатыванием шарика ладонью), скатыванием (созданием длинных и коротких «колбасок»), вдавливанием пальчиком, сплющиванием, прищипыванием (зажимом кусочка пальцами с последующим сплющиванием), оттягиванием отдельных деталей и присоединением.

Что лепить?

Ответ на этот вопрос однозначен, учитывая возраст «творцов»: конечно, сладости. Но, кроме того, что все малыши их любят, есть ещё ряд причин для такого выбора:

  • форма большинства лакомств — отличный способ закрепить знания таких геометрических фигур, как круг, квадрат, прямоугольник, ромб и пр.;
  • удобная почва для мотивации — всё занятие можно посвятить оформлению праздника для куклы;
  • возможность привлекать материал разного цвета, а также дополнительные элементы для украшения.

Место занятия в плане работы

Лепка угощения для кукол может предшествовать или следовать за лепкой посуды под угощение. Однако на практике чаще всего по плану сначала делают угощения, так как они имеют более простую форму, а затем посуду, выполнение которой предполагает умение создавать полые фигуры (чашки, мисочки), фигуры с комбинацией геометрических форм (ложки — овалы и тонкие цилиндры и т.д). К слову, ещё одна тема, которая включена в планирование — это лепка угощения для друзей. Обычно в эту композицию включаются не только сладости, но и овощи, фрукты. Занятие, посвящённое приготовлению блюд для друзей, может быть в связке с изучением фруктов-овощей или при рассмотрении темы «Мои друзья». В любом случае эти перекликающиеся темы воспитатель варьирует в зависимости от уровня подготовки малышей, развития умения работать с пластилином и местом занятия в плане.

Фотогалерея: «угощение для друзей»

Варианты выполнения поделки

Как и для любой другой темы, для занятия по лепке «Угощение для кукол» воспитатель должен методически грамотно выбрать форму проведения, продумать форму и содержание учебного материала.

Форма работы

Композиция «Угощение для кукол» может выполняться как индивидуально, так и коллективно. Выбор зависит от времени, отведённого именно на выполнение поделки. Кроме того, стоит учесть и тот факт, что цели групповой работы отличаются от индивидуальной. Так, лепка отдельных композиций носит более обучающий характер: малыши учат геометрические фигуры, развивают умение располагать элементы в пространстве. В коллективной поделке на первый план выходят воспитательные цели: толерантное отношение к процессу работы других детей, умение объединять результаты своего труда с поделками сверстников в единую композицию. Но и в том, и в другом случае, задача воспитателя реализовать индивидуальный подход. Это можно сделать на этапе выбора цвета материала для поделки, конкретных блюд (пирожные, печенье, конфеты и пр.), а если сценарий занятия позволяет, то и на уровне выбора куклы, которой угощение адресовано. То есть все эти аспекты остаются на откуп детям.

Дополнительные элементы

В качестве деталей-украшений для лепки угощения для кукол можно использовать

  • бусины, стразы;
  • тесьму;
  • шпажки для канапе или трубочки для коктейля (для создания палочки для леденца);
  • пайетки (для оформления торта).

Мотивация

Кукла с рыжими косичками в вязаном бело-зелёном платье на окне

Если дети готовят «угощения» для куклы, то она должна обязательно присутствовать в процессе выполнения поделки

От того, как дети будут настроены на работу, зависит успех реализации всех поставленных целей и задач. Так что начать занятие нужно правильно, так, чтобы возбудить интерес ребят к последующему процессу творчества. Есть несколько «крючков интриги», которые можно, а иногда даже нужно комбинировать.

Сказка

Дети обожают сказки и с удовольствием их слушают. С точки зрения методики, волшебный сюжет можно «выкрутить» по-разному. Например, изготовление угощения для кукол сделать продолжением рассказа. Так, в сказке про Буратино после открытия кукольного театра за холстом в доме Папы Карло куклы могут отметить такое счастливое событие сладким столом. Или же королевский двор после свадьбы Золушки и Принца может дать званый обед со сладостями. Такой приём позволяет существенно сэкономить время занятия: если сказка хорошо знакома ребятам, то её совершенно не нужно повторять — достаточно пары наводящих вопросов о сюжете. И можно заниматься собственно лепкой.

Наглядность и беседа

Воспитательница общается с детьми, держит в руках куклу

Беседу можно построить от лица куклы

Без наглядности в детском саду проводить занятия невозможно. Так что картинки разного размера с изображением угощений к чаю должны быть обязательно. Ещё одна форма мотивации, без которой лепку трудно представить, — это беседа. Учитывая тему занятия, это могут быть вопросы, связанные с тем, что в гости к ребятам пришла кукла, которую нужно чем-то угостить (как это делают в каждой семье), но для начала необходимо вспомнить (назвать «кто больше») того, что подают к чаю.

Ролевая игра

Одной из самых удачных форм создания рабочей атмосферы является ролевая игра. Для занятия, посвящённого лепке угощений для игрушки, это может быть создание праздничного стола для конкретной куклы, заглянувшей в гости в группу или празднующей день рождения. К слову, это может быть сюжетной основой всего плана, а остальные элементы (сказки, беседы, картинки) могут быть представлены от лица «гостьи-именинницы». В завершении занятия ребята могут стать в дружный хоровод и спеть песенку «Каравай».

Схема составления конспекта занятия

Воспитательница и 3 детей выполняют пальчиковую гимнастику

В конспекте занятия обязательно должно быть отведено время на пальчиковую гимнастику и физкультминутку

Составление плана работы начинается с формулировки целей и задач. Для занятия лепкой на тему «Угощение для кукол» целеполагающие факторы можно выделить следующие:

  • развивать образные представления о предметах окружающего мира, воображение;
  • повторять геометрические формы;
  • обучать соблюдению пропорций;
  • развивать умение выбирать содержание изображения
  • работать над развитием речи, мелкой моторики, глазомера;
  • воспитывать уважение к своему и чужому труду.

Задачи могут быть поставлены следующие:

  • обучение новым способам лепки, комбинированию их с уже известными;
  • формирование умения работать аккуратно;
  • продолжать работу со стекой;
  • активизировать словарь по теме («конфеты», «угощение», «торжество», «чаепитие» и пр.);
  • воспитывать самостоятельность и активность в работе.

Следующим важным этапом работы над конспектом занятия является распределение времени между всеми этапами работы.

  • Введение (5 минут) – приёмы, мотивирующие ребят.
  • Основная часть (20 минут) – выполнение поделки, а также перерывы на физкультминутку и пальчиковую гимнастику.
  • Заключительный этап (5 минут) – подведение итогов. Под эти подразумевается благодарность за продуктивную работу, самооценка малышей («Нравится ли мне моя композиция?», «Что у меня получилось/не получилось?», «Какая работа самая красивая?» и пр).

Пример составления плана работы

Яковлева Елена «Угощение для кукол» (фрагмент)

<… Воспитатель: Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл в гости?
Дети: Кукла Катя
Воспитатель: Да к нам пришла кукла Катя! Посмотрите,какая она нарядная, какое на ней платье красивое. Ведь у неё сегодня день рожденья. И она пригласила на него своих подружек кукол, чтобы попить чай.
Как вы думаете, какие обычно угощения подают к чаю?
Ответы детей (пирожное, печенье, конфеты)
Воспитатель: Перед тем как начать лепить угощения к чаю для кукол давайте рассмотрим печенье, которое я слепила.Посмотрите, какое печенье красивое! Какой оно формы? (круглой).
Воспитатель: Сначала берём пластилин, разминаем его,потом раскатываем его в шарик, сплющиваем его в диск это у нас и будет печенье.Затем начинаем украшать его, для этого раскатываем из маленького кусочка пластилина маленькие шарики и накладываем на печенье, прижимаем, затем делаем несколько шариков, так же их накладываем на печенье и украшаем его.
Воспитатель: А теперь мы с вами разомнём пальцы.
Раз, два, три, четыре,пять
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре,пять
В домик спрятались опять
Самостоятельная работа детей.
Дети садятся на свои места и выполняют работу. Воспитатель следит за их работой. Во время выполнения задания необходимо помогать детям, напоминая или частично объясняя им приёмы лепки. Воспитывать и поощрять самостоятельность, контролировать последовательность выполнения работы.
По окончании лепки все работы дети ставят на стол. (в тарелочку)
Воспитатель: Ребята, какие у вас получились красивые угощения.
Катя, а тебе нравятся работы детей?
Кукла Катя: Спасибо, ребята! Мне очень понравились ваши угощения!
Воспитатель: Катя, а какое угощение тебе больше всего нравится?
Кукла Катя: Мне все угощения понравились.
Воспитатель: Дети, давайте поздравим куклу Катю с днём рождения. И подарим ей ещё песню.
Физкультминутка:
Как на Катин день рожденье
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай.
Кукла Катя: Спасибо вам большое!
Воспитатель: Ребята кукле Кате пора идти звать гостей.Давайте попрощаемся с ней.
Кукла Катя: До свидания!
Воспитатель: Вот, ребята, и закончилось наше занятие.Что мы делали на занятии? (лепили угощения для кукол). Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей. Дети, вы сегодня молодцы, хорошо поработали. У всех получились красивые угощения!..>

Поэтапная лепка на тему «Угощение для кукол» в средней группе

Кексы

Кексы на тарелке перед двумя зайцами

Простота этой поделки позволяет за одно занятие изготовить не один «кекс», чтобы отработать приём сглаживания и раскатывания

Это интересно. Воспитатель должен ОБЯЗАТЕЛЬНО иллюстрировать каждый свой шаг демонстрацией.

Для этой композиции не требуется много времени, так что дети могут выполнять несколько одинаковых или разных элементов.

Инструкция:

  1. «Отрываем кусочек пластилина жёлтого цвета, скатываем его в шарик».
  2. «Слегка приплющиваем, скатываем в короткую и толстую «колбаску».
  3. «Отрываем кусочек белого пластилина, делаем «шарик», потом «блинчик».
  4. «Накладываем на основу-«колбаску» и примазываем».
  5. «Из небольшого кусочка материала красного цвета делаем маленький шарик, примазываем его сверху».

Печенье

Голубое и оранжевое печенье с прослойкой

Это одна из классических поделок, рекомендованная производителями бренда «Play-Doh», но и обычный пластилин подойдёт

Времени на эту композицию уйдёт немного, так что это «лакомство» может быть не единственным продуктом, или ребята могут выполнять «печенье» в рамках коллективного занятия — накрывания стола для чаепития.

Инструкция:

  1. «Отрываем кусочек пластилина, скатываем его в шарик, потом делаем блинчик». Главное, чтобы дети не слишком увлекались сплющиванием, иначе «печенье» получится тонким.
  2. Делаем ещё 2 такие заготовки. Причём одна — для «прослойки» – должна быть тоньше остальных.
  3. «Склеиваем детали между собой».
  4. Отрываем разноцветные кусочки, делаем колбаски или шарики для украшения.

Видео: делаем печенье

Леденцы на палочке

4 разноцветных леденца-жёлтый, синий, фиолетовый и зелёный

Для палочки под леденец можно использовать трубочки для коктейля или шпажки для канапе

Инструкция:

  1. «Кусочек пластилина скатываем в шарик, потом раскатываем в тонкую колбаску».
  2. «Кладём заготовку на стол и начинаем скручивать в пружинку. Обратите внимание, что витки плотно прилегают друг к другу».
  3. «Защипываем край, крепим палочку, слегка проколов ею витки».

Видео: как сделать пончики, урок по лепке

Фотогалерея: готовые «угощения»

Лепка на тему «Угощение для кукол» в средней группе — одно из самых любимых занятий у карапузов. При этом уже с самого начала, с вводной части, дети в предвкушении того, что они будут готовить. А поскольку поделки-сладости, как правило, чёткой геометрической формы для их изготовления не требуется много времени, что позволяет сделать сразу несколько продуктов за одно занятие. Воспитателю же важно чётко распланировать все этапы работы, а также продумать форму выполнения и дополнительные элементы. При гармоничном сочетании всех тонкостей угощения получатся на славу.

Метки: