Занятия по лепке на тему «Птицы» в подготовительной группе

Дата: 29 марта 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

птица из пластилина

Становление разносторонне развитой, творческой личности — ключевая задача образовательной деятельности, решение которой начинается в дошкольный период. Чрезвычайно важно поддерживать природную любознательность и познавательную активность дошкольника любой группы разнообразными увлекательными видами изобразительной деятельности. Занятия лепкой введут ребёнка в мир пластики формы, познакомят с основными фигурами, сформируют первичные навыки моделирования, представления о правилах композиции, разовьют ручную умелость, а также внимание и наблюдательность. Что нужно учесть при подготовке к занятию по теме «Птицы» (в том числе перелётные), и как должны проходить такие уроки в подготовительных группах — читайте далее.

Лепка — художественное отображение действительности в объёмных предметах посредством пластических средств выражения с использованием мягкого материала (глина, пластилин, тесто, воск). Такой вид пластического моделирования, как лепка, оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, культуры трудовой деятельности, предметного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

Особенности лепки в подготовительно группе детского сада

Виды лепки:

  • предметная — обобщённое изображение характерных черт отдельных объектов (утка, сова, ворона и т. д.);
  • сюжетная — композиция из нескольких предметов, художественное воплощение эпизодов сказок, литературных произведений или сцен из окружающей жизни («Птичий двор», «Лебединое озеро»), практикуется только в старшей и подготовительной группах;
  • декоративная — изображения птиц в стиле традиционной мелкой пластики народного декоративного искусства по самостоятельно подготовленному ребёнком эскизу с использованием яркой, сочной росписи (геометрические или растительные узоры) или дополнительных материалов (бисера, пёрышек, пуговичек, ракушек) как оригинального украшения изделия.

Примеры сюжетных композиций по теме «Птицы»

Большое внимание уделяется коллективной лепке, благодаря которой дети развивают навыки согласованности действий, работы в команде, совершенствуют психоэмоциональные качества солидарности, проявляют чувства товарищества и ответственности. При исполнении коллективной композиции воспитатель распределяет детей на подгруппы по четыре-пять человек и даёт им задание.

Работы по коллективной лепке

Технические разновидности лепки:

  • Конструктивный — при таком способе образ создаётся путём комбинирования и соединения разных частей или деталей как элементов конструктора. Этот технический приём ребёнок осваивает уже в два-три года, придумывая модель и её составные части.
  • Скульптурный — лепка из цельного куска материала, ребёнок разминает и придаёт необходимую форму, вылепливая образ из бесформенного куска, используя целый арсенал вспомогательных мелких пальчиковых движений: вытягивает форму клювика или хвостика, сминает, скручивает, прищипывает, передавая фактуру поверхности, вдавливает и т. д.
  • Комбинированный — крупная форма вылепливается скульптурным способом, например, туловище, а части и детали (крылья, хвост, клювик, глазки) присоединяются отдельно методом налепа. В старшем дошкольном возрасте дети отдают предпочтение именно этому варианту создания изделий.
  • Лепка, использующая готовую форму — тонкую лепёшку раскатанного материала оборачивают вокруг прочной формы (банка, бутылка), убирают лишнее, сглаживают швы. Каркасную форму при необходимости аккуратно вынимают.
  • Модульная лепка — изделие создаётся путём конструирования из готовых одинаковых элементов (модулей), например, шариков, жгутиков, пластинок по принципу объёмной мозаики.

Оборудование и инструменты:

  • каркасы (палочки разной длины и толщины), которые используются как несущие стержни или крепежи деталей или частей фигуры;
  • стеки — заострённые, закруглённые, а также в виде лопаточки и петли палочки, использующиеся для снятия лишней глины, произведения надрезов для лап или крыльев и проработки с помощью прорисовки и штрихов деталей и фактуры (перья, глазки, клювик);
  • специальные доски, размер которых зависит от размера фигурки (для фигуры 15х20 см подойдёт доска 22х35 см) или поворотные станки.
    Занятие по лепке

    Лепят дети на специальных досках или поворотных станках

Психофизические и интеллектуальные данные детей 6–7 лет, способствующие повышению уровня выразительности создаваемого образа в лепке:

  • расширение общего горизонта знаний об окружающем мире;
  • развитие творческих способностей и художественного воображения;
  • совершенствование мелкой моторики кисти руки, укрепление мускулатуры;
  • становление умения формулировать собственные эстетические суждения, оценивать качественное состояние предмета, опираясь на понимание его формы и строения.

Характерные особенности работ по лепке воспитанников подготовительной группы:

  • Стремление более точно передать форму объекта, дополнить его второстепенными деталями (трава, дерево), изобразить его в движении.
  • Самостоятельный выбор эпизода, осуществление планирования работы.
  • Широкий диапазон технических приёмов и используемых материалов (глина, пластилин, тесто).
  • Работы детей старшего дошкольного возраста воплощают обобщённый образ, передающий яркие признаки предмета без глубокой конкретизации и проработки деталей.

Базовые навыки и знания, приобретённые старшими дошкольниками шести лет на предыдущих этапах и варианты их дальнейшего развития:

  • Умение отличать и лепить формы шара, цилиндра, конуса и диска.
  • В подготовительной группе детей обучают передавать соотношение величин (больше-меньше), проводить сравнение однородных предметов, составлять композиции («Перелётные птицы», «Курица с цыплятами», «Лебединое озеро») из окрашенной глины или цветного пластилина и размещать их на подставке.
  • Использование освоенных в старшей группе ленточного способа прикрепления к основе лентообразной формы, приёмов вдавливания и оттягивания, прищипывания, изучение метода кругового налепа.
  • Лепка птиц, животных, игрушек в стиле народных промыслов, например, дымковской игрушки, из цельного куска способом вытягивания отдельных частей или деталей, в дальнейшем детям показывают варианты лепки отдельных частей фигуры птицы (голова и туловище из конуса, плоская лепка крыльев) и их соединения.

Организация, структура и методика проведения занятия в подготовительной группе

Примерные общеобразовательные программы для дошкольных образовательных организаций ориентируют на получасовую продолжительность непрерывного занятия в подготовительной группе с перерывами на физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 3–5 минут. Занятия по лепке рекомендуется проводить один раз в две недели.

Организация и подготовка к занятию.

Организация и подготовка рабочего места детьми в подготовительной группе производится самостоятельно, т. е. каждый сам определяет необходимое количество глины или пластилина и подбирает стеки для лепки. Детям до занятия предлагается выбрать образ, например, лепить по выбору птиц в коллективной работе «Птичий двор», определиться с количеством и характером материала (глина или пластилин, возможно, тесто), обдумать форму, пропорции, способы передачи динамики. Только после такой предварительной работы дети приступают к реализации замысла.

Структура занятия

1. Организационный этап.

Для стимулирования рождения мысленного образа персонажа и его большей выразительности воспитатель показывает игрушки по теме, иллюстрации, слайд шоу, читает отрывки из сказок, художественной литературы, стихотворения, загадки.

Организационный этап занятия по лепке

Воспитатель демонстрирует слайд шоу по теме «Дымковская игрушка»

Стихотворения и загадки о птицах

Одета ворона
Не хуже барона –
Фрак серебристый,
Черны рукава.
Голову склонит –
Ну, чем не матрона?
Ходит степенно,
Крылья в бока. (А. Гейкер)

Чёрная-пречерная ворона
вечером, когда шуршала крона
под дождём, что лился непреклонно,
пела колыбельную ребёнку —
чёрному как сажа воронёнку:
«Баю-баю, баю-бай,
спи, мой белый, засыпай». (А. Барсель)

— Здравствуй, милая ворона!
Я тебя ждала.
Как живёшь, скажи, ворона,
Как твои дела?
Я тебя в лесу встречаю
И частенько замечаю:
Что-то очень ты грустна.
Ты, случайно, не больна? —
И ворона мне в ответ:
— Я грустна? Да что ты, нет!
Просто мы такие птицы —
Не к лицу нам веселиться.
Мы ведь песен не поём,
Не сравнить нас с соловьём.
Ну, конечно, иногда
Можно каркнуть — не беда!
Но свистеть да стрекотать,
Щёлкать клювом, хохотать —
Не такие мы созданья!
До свиданья!
— До свиданья. (Н. Соболева)

Повелось так с самой древности:
Эти птицы — символ верности.
В отраженье своё глядя,
Вот скользят по водной глади,
Восхищая всех людей,
Двое белых лебедей.

Учит курица цыплят
Сторониться злых котят:
— Нет для нас опасней зверя,
Не ходите к задней двери.
Ко-ко-ко…ко-ко-ко!
Вы куда так далеко?!
У калитки Васька кот,
Он давно вас глупых ждёт!
— Эка невидаль- котёнок,-
Говорит один цыплёнок,-
Не боюсь я никого,
Даже Ваську самого!
Между тем, наш рыжий кот
Думал все наоборот;
Лёг в траву и затаился,
Лопушочками прикрылся
В ожидании победы:
— Мурр, давно я не обедал.
А закуска просто «класс»,
Вот уж я его сейчас!..
Так бы съеден был с панамой,
Да вмешалась Клуша-мама.
И давай кота клевать.
«Будешь деток обижать?!» (И. Счастнева)

Расшумелись утром куры:
«Почему ты Петя, хмурый,
Песен звонких не поёшь,
А зерно клюёшь, клюёшь?»
Ну, а Рябушка сказала:
«Петушка мне жалко стало,
Наш хороший петушок,
Золотистый, гребешок.
Пусть поёт, поёт с утра,
С добрым утром детвора!» (З. Письман)

Воробьишка-воробей,
Чик-чирик! — между ветвей,
Словно серенький комок
С дерева на ветку — скок!
Тут взлетит, туда вспорхнёт.
С мостовой зерно клюёт,
У скамеек ищет крошки,
И боится очень кошки. (Е. Пакратова)

Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек -пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей! (И. Демьянов)

Мы воробьи. Мы с вами круглый год.
Нас ни жара, ни холод не берёт.
Пускай, как соловьи, мы не поём,
Зато семьёю дружною живём.
Когда тепло, клюём личинок, мошек-
Зимою ждём от вас зерна и крошек.
Примите, люди, наш весёлый крик:
«Чирик, чик-чик,
Чирик, чик-чик,
Чирик!» (А. Гришин)

Ночью спят и зверь и птица,
Только ей одной не спится,-
Знает весь лесной народ:
Всё у ней наоборот.
Но сова одна лишь знает,
Отчего и что бывает
Даст сова такой совет,
Что его мудрее нет.
Всё про всех сова услышит.
Ночью в свой дневник запишет,
Кто напал и съел кого,
Как в лесу зовут его.
Силы зря она не тратит,
Но уменья не утратит
По ночам мышей ловить
И гнездо из веток вить.
Потому не суетится,
Как пугливая синица:
Та, что так для всех важна,
Суетиться не должна. (О. Фомина)

Ой ты, Совушка-Сова,
Удалая голова.
Ты ночами не летай,
И зверюшек не пугай.
Не пугай, Сова, Зайчишку,
Не пугай Лису и Мишку —
Звери тоже спать должны,
Звери просят тишины. (А. Вронский)

Петушок проснулся рано,
Разбудил он солнышко,
Засверкали в росах травы —
Изумрудов зёрнышки.
«Ты не пой, Петушок,
У нашего окошка,
Пускай Никитушка поспит
Ну, хоть ещё немножко.»
Петушку знакома жалость,
Он вернулся к курочкам:
«Ну,куда ж вы разбежались,
Маленькие дурочки?»
Ему в ответ: « Кудах-тах-тах,
К тебе спешим мы, Петя!
Ты для нас, любимый птах,
Милее всех на свете!» (Л. Юшкова)

За окном на ветке птички —
Желтогрудые синички
— Динь — день, динь — день! —
Распевают целый день.
В небе тучек стало мало,
Солнце ярко засияло.
От тепла проснулись почки,
В них проклюнулись листочки.
Тает снег, теплом простужен,
Превращается он в лужи.
Веселей резвятся птички,
Про Весну поют синички. (Т. Тарасова)

Отдохнут пускай игрушки.
Мы морозным зимним днём
С братом сделаем кормушку
И повесим за окном.
Нелегко зимою птицам,
Им в морозы много бед.
Ждём вас, милые синицы,
Прилетайте на обед.
Мы насыплем вам пшеницы
И чего-нибудь ещё.
Прилетайте к нам, синицы,
С вами очень хорошо! (В. Гвоздев)

Шустрые синички,
Птички-невелички,
Прилетают в города
На зиму, где есть еда.
А весеннею порой
Улетают в лес родной. (Л. Громова)

Петя, Петя, петушок,
Как красив твой гребешок.
На вопрос ответь нам честно.
Кто тебе придумал песню?
Я могу ответить вам.
Написал я песню сам.
В лес ходил и на опушке
Слушал песню я кукушки.
А весёлые лягушки
Мне исполнили частушки.
И вот как-то на заре
Изменил их с нотой «ре».
Записал всё я в строку,
И пою: — Ку-ка-ре-ку-у! (А. Мохарев)

Прилетела на базар,
Громко всем сказала: «Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я – (ворона) «

Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
« Кар–кар–кар! « – поёт (ворона).

Серо-чёрная та птица,
Говорят, никак, певица.
Мол, как каркать прекращает,
Птицам певчим подражает.
(Ворона)

С жёлтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется (Синица).

Небольшая и пёстрая птица,
Не боится зимой простудиться,
ПУгощение наше ей снится,
рилетает к нам часто (Синица).

Прилетели, сели,
Песенку пропели,
Две подружки, две сестрички ,
По прозванию — … .(Синички)

Вот так птица — какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой!
(Лебедь)

Гордая птица,
Воды не боится,
Очень пригожа,
На двойку похожа,
Как зовут, ответь!
Это белый …
(Лебедь)


Эту птицу каждый знает,
В тёплый край не улетает
Эта птица — круглый год
Во дворе у нас живёт
И чирикает она
Громко с самого утра:
— Просыпайтесь поскорей. —
Всех торопит (Воробей)

Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков,
В тёплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый (Воробей!)

Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя —
Любим птичку – (Снегиря.)

2. Практический этап.

Методика проведения занятия предусматривает практическую часть, когда воспитатель показывает и объясняет последовательность скрепления частей или деталей в одно целое, обращая внимание на необходимость плотного промазывания деталей со всех сторон. Своими вопросами воспитатель подводит воспитанников к осознанию алгоритма действий. Отдельные технические приёмы использования инструментов и пластические способы передачи выразительности педагог демонстрирует всей группе сразу, затем подсказывает индивидуально каждому ребёнку в зависимости от замысла.

3. Самостоятельная работа детей.

Воспитанникам подготовительной группы демонстрируют только неизвестные им технические приёмы, в основном работу дети осуществляют самостоятельно, вмешательство воспитателя ограничивается подсказкой или вопросом. Особое внимание уделяется развитию и совершенствованию навыков ручной работы, осмыслению образа и способов его художественного воплощения.

4. Подведение итогов, анализ и самоанализ.

В конце задания дети обсуждают и оценивают получившиеся фигурки, отмечая степень выразительности, пропорциональности, сопоставляя их с моделью и своим представлением, сформировавшимся в процессе наблюдения в реальной жизни. Если работы небольшие, то их помещают на выставочную доску с фамилиями ребят.

Планирование занятия

В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий аппликацией со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:

  • совершенствование зрительного восприятия предметной формы, например, её изменения в зависимости от действий объекта;
  • использование разнообразных техник (доминирующими являются конструктивная и комбинированная), а также разнообразных средств, приёмов и инструментов (стеки, подпорки для соединения частей, печатки для декоративного оформления) с целью достижения большей художественной и эмоциональной выразительности образа, передачи динамики предмета;
  • совершенствование навыков передачи формы (создание объекта из нескольких частей), соблюдения пропорций предметов, закрепление технического приёма создания образа из цельного куска;
  • развитие сюжетной лепки, поскольку дети могут вылепить несколько объектов (две-три скульптуры) в течение одного занятия и составить из персонажей композицию в определённом взаимодействии;
  • дальнейшее развитие самостоятельности и творческой инициативы, обучение самостоятельному выбору сюжета на основе знакомых сказок или литературных произведений.

Пример конспекта по лепке «Прилетайте в гости» для детей подготовительной группы (Денисова Елена Николаевна)

Цель:
Учить детей лепить синицу, передавая характерную форму, пропорцию тела и его частей, правильную посадку головы, положение хвоста, крыльев.
Задачи:
Учить детей конструктивному способу лепки синицы из нескольких частей, различающихся по форме и размеру, используя дополнительный материал (бисер вместо глаз, семечко подсолнуха вместо клюва).
Развивать у детей самостоятельность в поиске способов передачи движения вылепленной птицы (голова опущена вниз — синица клюёт, крылья приподняты вверх — птичка перелетает с места на место).
Развивать чувство формы, способность к композиции, зрительное восприятие, согласованность движений рук, мелкую моторику.
Воспитывать интерес к живой природе, желание помогать в холодное время года зимующим птицам.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке детского сада, в парке с родителями. Беседа о синицах, их пользе. Изготовление родителями и детьми кормушек для зимующих птиц. Рассматривание изображений разных синиц (большая синица, лазоревка, московка, длиннохвостая и хохлатая синицы, буроголовая гаичка, ремез) в презентации. Чтение Р. Новикова «Поможем птицам», В. Гвоздев «Прилетайте к нам, синицы».
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: иллюстрации «Синица», «Птицы на кормушке», схема поэтапной лепки синицы.
Раздаточный материал: пластилин жёлтого и синего цвета, стеки, зубочистки для крепления лап, семечки подсолнечника для клюва, чёрные бусины для глаз, салфетки бумажные и матерчатые; крупа и семечки — корм для синичек в кормушку.
Оборудование: проектор, мультимедийный экран, презентация Power Point, компьютер, магнитофон, аудиозапись со спокойной фоновой музыкой, кормушка, как основа для коллективной композиции.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент:
Воспитатель включает презентацию (слайд №2) «Птицы на кормушке» и читает детям стихотворение Т. Лавровой:
На берёзе возле дома
Кто-то тенькает знакомо.
У кормушки шум, веселье –
Там справляют новоселье.
Шустро зёрнышки клюёт,
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтопузая синичка.
Воспитатель: Помните, как на прогулке мы с вами наблюдали за птицами на кормушке?
  • Какие птицы прилетали в «птичью столовую»? (воробьи, синицы)
  • Чем люди подкармливают птиц зимой? (семечками, крупой, хлебными крошками)
  • Чем ещё зимой любят синицы подкормиться на кормушке? (несолёным салом)

Мотивация:
Воспитатель: На улице морозно и малыши в такую погоду не ходят гулять и не видели синичек, которые прилетают к нашей кормушке подкрепиться. Посмотрите, какая красивая кормушка! Давайте, слепим синичек, чтобы малыши могли тоже полюбоваться этими красивыми птичками!
2. Объяснение этапов работы:
Воспитатель: Посмотрите на синицу (на магнитную доску прикрепить картинку с изображением) и давайте вспомним её внешний вид:

  • маленькая,
  • туловище округлое,
  • голова тоже круглая и маленькая,
  • крылья небольшие,
  • хвост удлинённый,
  • перья жёлтые, с чёрным и синим отливом,
  • клюв короткий,
  • глаза, как чёрные бусины.

Воспитатель: Сегодня мы будем лепить синицу из отдельных частей (на доску крепится схема лепки синицы конструктивным способом):

  1. Берём небольшой комок жёлтого и синего пластилина, похожий на окраску перьев синиц (обратить внимание детей на изображение синиц).
  2. Делим жёлтый комок на две равные части и одну часть делим пополам ещё один раз, получилось 3 комка — один большой и два одинаковых, меньшего размера.
  3. Из большого кома лепим туловище в форме овала и с одной его вытянутой стороны, оттягиваем хвост — сплющиваем пальцами, чтобы хвост получился похожий на лопатку для сковороды.
  4. Осталось два одинаковых куска пластилина.Из одного лепим голову и подставку для лапок: делим кусок пополам и катаем круглую голову, прикрепляя её к туловищу (показать место крепления), из оставшейся части пластилина, делаем лепёшку — подставку, ломаем пополам зубочистку и вставляем её в нижнюю часть туловища (лапки) для устойчивости поделки, закрепляем на подставке. Из второго — лепим крылья: скатываем шар, сплющиваем, делим стекой пополам — получаем два одинаковых крыла, крепим крылья по бокам туловища.
  5. Проверяем устойчивость поделки.
  6. На передней части головы синицы крепим клюв из семечки — одной, если клюв закрыт, и двух, если открыт; бусины размещаем по обе стороны от клюва.
  7. Синица готова лететь к кормушке!

Воспитатель: Посмотрите, что может моя синица!
В игровой форме показать передачу движения лепной фигурки: приподнять крылья — синица летит к кормушке, крылья опустить — садится на кормушку, опустить голову вниз — клюёт семена.
Воспитатель: Давайте с вами превратимся в маленьких синичек!
Динамическая пауза:
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
3. Повторение последовательности этапов работы:
(1–3 ребёнка повторяют способы выполнения работы.)
Воспитатель: Предлагаю начать работу.
Дети самостоятельно выполняют работу (включить тихую музыку).
Индивидуальная помощь педагога.
4. Анализ детских работ:

  • завершённость,
  • аккуратность,
  • самостоятельность,
  • передача движения синицы.

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Александровой «Птичья ёлка»:
Прилетают птичьи стаи
На кормушку в зимний сад,
И в саду, не умолкая,
Колокольчики звенят.
Воспитатель:
Предлагаю вашим синичкам посетить птичью столовую, «покормить» их и познакомить малышей с синичками.
После непосредственно образовательной деятельности: По своему желанию дети дополняют композицию «Синицы на кормушке»

Технологические карты, инструкции

«Ворона» из пластилина в конструктивной технике — поэтапная инструкция

Инструкция:

  1. Из чёрного пластилина скатать конус средней величины (туловище) и придать форму овала основанию. Скатать два небольших шарика и придать им форму цилиндра (ноги). Для изготовления лапок скатать два маленьких шарика из коричневого пластилина, расплющить в форме лепёшки, стеками сделать надрезы, сформировав коготки.
    Ворона

    Конус для туловища, шар для головы, треугольные лепёшки для крыльев, цилиндры для ножек, глазки, клювик, лапки

  2. Скрепить лапки и ноги, затем прилепить к туловищу птицы.
    Ворона

    Соединить туловище и ножки с лапками

  3. Скатать небольшой шар из чёрного пластилина (голова), из коричневого сформировать конус (клюв) и прилепить к шару. Глазки делаются из шариков фиолетового пластилина, сплющенных в форме лепёшки, и прилепленных с обеих сторон к голове, зрачки оформляются пластилином чёрного цвета.
    Ворона

    Оформить голову

  4. Скрепить голову и туловище.
    Ворона

    Соединить голову и туловище

  5. Скатать два небольших шарика для крыльев, придать каплевидную форму, затем сплющить. С помощью стеки штрихами начертить контуры перьев, прикрепить крылья к туловищу. Изделие готово.
    Ворона

    Присоединить крылья

«Ворона» в конструктивной технике с использованием каркасных стержней

Материал и инструменты: чёрный пластилин, стека, спички.

Инструкция:

  1. Скатать два шарика разного диаметра.
    Ворона

    Два шарика для туловища и головы

  2. Соединить шарики, воспользовавшись каркасным стержнем (спичкой), большому шару придать яйцевидную форму, сгладить переход между туловищем и головой.
    Ворона

    Скрепить два шара с помощью спички

  3. К задней части туловища прилепить пластины, стекой «распушить» хвост.
    Ворона

    Прилепить хвост

  4. Подготовить из шариков две сплюснутые лепёшки треугольной формы, стекой штрихами прорисовать контуры оперения.
    Ворона

    Вылепить крылья

  5. Прилепить крылья к туловищу, внешние края завернуть и слегка придавить к спинке.
    Ворона

    Прилепить крылья к туловищу

  6. К мордочке присоединить конусообразный клювик, оформить глазки с помощью маленьких шариков, сплюснутых в лепёшки.
    Ворона

    Оформить мордочку

  7. Оформить лапки, для чего вставить две половинки спички в туловище, налепить на стержни пластилин.
    Ворона

    Присоединить ножки и лапки

  8. Установить поделку на основу.
    Ворона

    Готовая поделка

«Пластилиновая ворона» из басни «Ворона и Лиса» (фрагмент сюжетной композиции)

Материалы: пластилин, стека, зубочистки для крепежа.

Инструкция:

  1. Скатать три шарика разного размера для туловища и крыльев, приплюснуть, придав форму треугольника с закруглёнными краями.
    Ворона на дереве

    Туловище и крылья

  2. Вставить крепежи, вылепить конус, стекой сделать неглубокий надрез, придав форму открытого клюва.
    Ворона на дереве

    Вставить зубочистки, вылепить клюв

  3. Скрепить туловище и крылья, прилепить клюв и глазки, стекой начертить штрихи, имитирующие оперение.
    Ворона на дереве

    Скрепить туловище и крылья

  4. Завернуть кончик хвостика, вылепить кусочек сыра.
    Ворона на дереве

    Завернуть кончик хвоста, вылепит кусочек сыра

  5. Скатать большую колбаску (ствол) из коричневого пластилина и несколько маленьких (ветки) из зелёного, слегка приплюснуть, прилепить ветки к стволу, дерево установить на подставку. Ворону посадить на вершину дерева, мини-композиция готова.
    Ворона на дереве

    Готовое изделие

«Царевна-лебедь» — коллективная композиция (лепка с использованием готовой формы)

Инструкция:

  1. Обмазать пробку белым пластилином так, чтобы получилось тело прекрасной птицы.
    Лебедь

    Обмазать пробку белым пластилином

  2. Вылепить тонкую шею.
    Лебедь

    Вылепить тонкую шею

  3. Скатать шарик, расплюснуть в лепёшку, стекой сделать несколько неглубоких штрихов, так получим крыло.
    Лебедь

    Сделать крылья

  4. К шее добавить клювик красного цвета, изящно изогнуть, скрепить все детали методом налепа.
    Лебедь

    Изогнуть шею, добавить клювик, прилепить крылья

  5. Аналогично сделать несколько белых и чёрных лебедей.
    Лебедь

    Аналогично сделать чёрных лебедей

  6. Царевна-лебедь должна быть особенной, поэтому всё будет зависеть от фантазии ребёнка, можно предложить такой вариант, главное — не забыть про корону.
    Лебедь

    Царевна-лебедь с короной

«Лебёдушка» в комбинированной технике

Инструкция:

  1. Используется большой кусок пластилина.
    Лебёдушка

    Большой кусок пластилина

  2. Придать форму веретена, вытянуть и выгнуть шею.
    Лебёдушка

    Придать форму веретена, вытянуть и изогнуть шею

  3. Кончик шеи трансформировать в форме конуса (клюв).
    Лебёдушка

    Оформить клювик

  4. Из скатанных шаров подготовить импровизированные крылья.
    Лебёдушка

    Вылепить крылья

  5. Примазать заготовки в виде крыльев к туловищу, пригнув к краям.

«Лебедь» в конструктивной технике с использованием перьев

Инструкция:

  1. Скатать два овала и жгутик для шеи.
    Лебедь

    Два овала для корпуса и головы и жгут для шеи

  2. Скрепить детали между собой.
    Лебедь

    Соединить детали

  3. Добавить клюв, глазки и перья.
    Лебедь

    Оформить голову, прикрепить перья (крылья)

«Синичка» из пластилина в конструктивной технике

Инструкция:

  1. Вылепить два шара для туловища и головы, соединить с помощью крепежа (спички).
    Синичка

    Два шара для туловища и головы

  2. Из жёлтого пластилина вылепить лепёшку (грудка) и прикрепить к торсу.
    Синичка

    На лицевую часть торса налепить жёлтую лепёшку (грудка)

  3. Аналогично прилепить зелёную лепёшку на спинку, и небольшую белую на голову.
    Синичка

    Спинку оформить зелёным, а голову белым пластилином

  4. Смешать голубой пластилин и чёрный. Вылепить три детали в форме треугольника и соединить в виде хвоста, спичкой или зубочисткой нанести штрихи, нанизать на спичку.
    Синичка

    Вылепить трёхступенчатый хвост, посадить на спичку

  5. Используя мелкую технику налепа сформировать разноцветные крылья из лепёшек зелёного, голубого, белого и чёрного оттенков.
    Синичка

    Крылья в технике налепа

  6. Прилепить крылья к туловищу птицы, нижнюю часть торса оформить бежевым пластилином.
    Синичка

    Присоединить крылья

  7. Зафиксировать хвост.
    Синичка

    Добавить хвост

  8. Белыми лепёшками для щёчек, шариками для глаз и конусом для клюва оформить мордочку.
    Синичка

    Оформить мордочку

  9. На спички налепить пластилин, сформировав лапки, прикрепить синичку к веточке, наша птичка из пластилина готова.
    Синичка

    С помощью спичек сформировать ножки, вылепить лапки

«Яркая синичка»

Инструкция:

  1. Прилепить шар к овалу.
    Синичка

    Соединить шар и овал

  2. Смешать жёлтый пластилин с чёрным, скатать шар и сплюснуть в лепёшку.
    Синичка

    Смешать жёлтый и чёрный пластилин, вылепить лепёшку

  3. Прилепить пластину жёлтого цвета вперёд, а спинку покрыть слоем зелёного пластилина.
    Синичка

    Налепить жёлтую лепёшку на лицевую часть, а на спинку, соответственно, зелёную

  4. На голову налепить синюю шапочку, к мордочке прилепить три белых лепёшки на месте глаз и на макушку.
    Синичка

    Оформить голову и мордочку

  5. Из голубого и чёрного пластилина сформировать хвост и прочертить оперение стекой.
    Синичка

    Вылепить хвост

  6. Прикрепить хвост и сверху промазать шов зелёным пластилином.
    Синичка

    Соединить корпус и хвост

  7. Вылепить из комбинации зелёного и голубого пластилина остроконечные крылья, стекой прорисовать линии.
    Синичка

    Подготовить крылья

  8. Прикрепить крылья, прижав к корпусу синички.
    Синичка

    Прилепить крылья

  9. Дополнить изделие оранжевыми лапками, клювиком и глазкам.
    Синичка

    Вылепить лапки

  10. Вот такая красавица получилась в итоге.
    Синичка

    Готовая поделка

«Воробышек» из пластилина в конструктивной технике

Инструкция:

  1. Скатать два шарика из светло-коричневого или бежевого пластилина.
    Воробышек

    Два шарика для туловища и головы

  2. Слепить две детали, сглаживая переход между торсом и головой.
    Воробышек

    Соединить две детали

  3. Прилепить коричневую пластинку к голове, шее и передней части грудки.
    Воробышек

    Сделать налеп из коричневого пластилина

  4. Оформить остроконечный клювик и узенькие чёрные полоски как основу для глаз.
    Воробышек

    Оформить мордочку

  5. Вылепить плоский треугольник для хвоста, нанести стекой насечки.
    Воробышек

    Вылепить хвостик

  6. Прикрепить хвост к туловищу.
    Воробышек

    Соединить корпус и хвост

  7. Вылепить крылья, прикрепить тоненькие белые полоски, стекой прочертить контуры оперения.
    Воробышек

    Вылепить крылья

  8. Прилепить крылья, пригнув к корпусу.
    Воробышек

    Присоединить крылья

  9. Из серых треугольников стекой сделать лапки, вырезав три пальчика.
    Воробышек

    Вылепить лапки

  10. Прикрепить к основе.
    Воробышек

    Прилепить лапки

«Дымковский петушок» в скульптурной технике с декоративными деталями

Материал: скульптурный пластилин.

Инструкция:

  1. Разделить пластилин на два куска, один для корпуса, другой для декоративных деталей. Куску побольше придать форму треугольника, затем наметить где будет голова и хвост.
    Дымковский петушок

    Сформировать два куска материала для корпуса и деталей

  2. Используя мелкую технику вытягивания придать округлую форму подставке.
    Дымковский петушок

    Сформировать круглую основу

  3. Вылепить голову с клювом.
    Дымковский петушок

    Сформировать голову с клювом

  4. Прилепить корону, скатать жгуты и приплюснуть их.
    Дымковский петушок

    Вылепить корону и плоские ленты

  5. Плоские ленты волнообразно трансформировать.
    Дымковский петушок

    Придать лентам форму оборок

  6. Декоративные оборки присоединить к части корпуса на месте крыльев и по внешнему контуру хвоста.
    Дымковский петушок

    Присоединить оборки

«Дымковский индюк» из природной глины

Техника: комбинированный способ.

Инструкция:

  1. Из цельного куска глины сформировать шею, голову и туловище. Второй кусок глины разделить на две части.
    Дымковский индюк

    Сформировать корпус птицы

  2. Одну половинку использовать для лепки хвоста, из другой вылепить крылья.
    Дымковский индюк

    Сформировать лепёшку для хвоста и два кусочка для крыльев

  3. Присоединить хвост.
    Дымковский индюк

    Вылепить хвост

  4. Крылья прикрепить в виде оборок из плоских лент, украсить голову мелкими шариками, грудку и хвост украсить цветочками методом налепа.
    Дымковский индюк

    Дополнить фигурку декоративными деталями

  5. Просушка длится три-пять дней.
    Дымковский индюк

    Просушить поделку

  6. С помощью гуашевых красок разукрасить птицу, фантазия ребёнка подскажет цветовое решение и выбор орнамента.
    Дымковский индюк

    Разрисовать готовое изделие красками

Видео: «Дымковский индюк» из глины в подготовительной группе

«Сова» в комбинированной технике

Материал: пластилин.

Инструкция:

  1. Из шара, методом вытягивания сформировать овал, отделить голову от торса и утончить шею.
    Сова

    Сформировать форму головы и туловища

  2. Методом налепа присоединить остроконечный клюв, сплюснутые кружочки для глаз и брови.
    Сова

    Оформит голову

  3. Из светло-коричневого пластилина сделать маленькие треугольники и прилепить к лицевой части торса (оперение на груди).
    Сова

    Добавит мелкие треугольники

  4. Сформировать два треугольника для крыльев, стекой сделать волнообразные углубления для имитации оперения.
    Сова

    Вылепить крылья

  5. Прикрепить крылья к корпусу.
    Сова

    Прилепить крылья к корпусу

  6. Добавить лапки, фигурка лесной жительницы готова.
    Сова

    Готовая фигурка лесной красавицы

«Сова из Вини-Пуха»

Инструкция:

  1. Скатать два шара, большему по размеру придать форму луковицы, присоединить шар меньшего диаметра (голова).
    Сова

    Скатать и соединить два шара

  2. Налепить лепёшку из розового пластилина на лицевую часть туловища.
    Сова

    Прилепить лепёшку на лицевую часть туловища

  3. Аналогичную операцию повторить с головой, добавив две маленькие лепёшки в виде овалов. На тёмные лепёшки прилепить жёлтые кругляшки и тёмные зрачки.
    Сова

    Оформить глаза

  4. Добавить конусообразный клюв.
    Сова

    Добавить клюв

  5. Над глазами присоединить два жгутика в форме рожек, которые будут бровями.
    Сова

    Вылепить брови

  6. К цилиндрику синего цвета присоединить широкие поля шляпы, закрепить на голове.
    Сова

    Присоединить шляпу

  7. Вылепить крылья, прикрепить к туловищу, одно крыло развёрнуто, другое — прижато.
    Сова

    Вылепить и прикрепить крылья

  8. Из плоских треугольников стекой вырезать пальчики, полученные лапки присоединить к корпусу. Пластилиновая скульптурка символа мудрости готова.
    Сова

    Готовая скульптурка

«Снегирь» в комбинированной технике

Инструкция:

  1. Придать основному куску пластилина форму каплевидного овала.
    Снегирь

    Вылепить овал

  2. Добавить к широкой части овала кусочек серого пластилина, лицевую часть туловища залепить красным пластилином (грудка).
    Снегирь

    Сделать налепы из красного и серого пластилина

  3. Раскатать колбаску их кусочка чёрного пластилина, сплющить, стекой провести бороздки, имитирующие оперение хвоста.
    Снегирь

    Вылепить хвостик

  4. Прикрепить хвост, вылепить и присоединить клюв и глазки.
    Снегирь

    Прилепить хвостик, добавить глазки и клювик

  5. Скатать шарики серого и чёрного цвета, приплюснуть, соединить, стекой провести штрихи, таким образом, получим крылышки.
    Снегирь

    Сформировать крылышки

  6. Прикрепить крылья, лапки сделать из спичек, прикрепить пальчики из пластилина.
    Снегирь

    Готовая поделка

«Утка» в конструктивной технике

Инструкция:

  1. Сформировать шар из коричневого пластилина (туловище), придать ему форму ореха, налепить бежевый пластилин (брюшко). Голову и шею слепить из зелёного пластилина, подготовить тонкий жгутик для маскировки шва.
    Утка

    Сформировать голову с шеей и таловище

  2. Соединить корпус с шеей, добавить жгутик.
    Утка

    Соединить голову и туловище

  3. Крылья вылепить из коричневого и зелёного пластилина в виде плоских треугольников, дополнить чёрными жгутиками между пластинками, прорисовать стекой штрихи.
    Утка

    Вылепить крылья

  4. Присоединить крылья к корпусу.
    Утка

    Прилепить крылья к торсу

  5. Вылепить хвостик.
    Утка

    Вылепить хвостик

  6. Прилепить клювик, глазик и хвостик.
    Утка

    Прилепить хвостик, глазки и клювик

  7. На овальных лепёшках (лапках) вырезать контуры перепонок.
    Утка

    Сформировать лапки

  8. Присоединить лапки.
    Утка

    Готовая скульптурка

    Видео: лепка птичек из солёного теста

Ребёнок в процессе художественной деятельности исходит из личного замысла, основанного на жизненном опыте, эмоциональном восприятии окружающего мира. Но дошкольнику ещё тяжело справляться с планированием и глубоким осмыслением содержания своей работы, поскольку реализация художественного образа носит зачастую спонтанный характер. Задача воспитателя состоит прежде всего в том, чтобы направить свои усилия, используя весь арсенал педагогических приёмов и профессиональное мастерство, на обучение детей практике предварительного обдумывания своей работы, воспитывая, таким образом, мыслительную культуру.

Метки: