Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС: применение и способы реализации

Дата: 25 мая 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

Дети в детском саду

Перед дошкольными учреждениями стоит много образовательных задач, но одной из ключевых всё же является сохранение и укрепление здоровья детей. Для этого в практику работы ДОУ вводятся здоровьесберегающие технологии. Эти комплексные меры направлены на помощь в физическом, психическом, интеллектуальном и социальном развитии каждого ребёнка. Система работы в этой области закреплена в официальных документах, регламентирующих работу дошкольных учреждений, в том числе и ФГОС.

Что это и как применяется

Улыбающиеся дети крупным планом

Счастливые дети — это здоровые дети

Это интересно. Русская народная пословица гласит: «Болен — лечись, а здоров — берегись».

До 7 лет каждый ребёнок проходит совершенно неповторимый цикл развития: идёт упорядочение работы всех систем организма, закладка личностных качеств, характера. Вот почему так важно именно в этот период формировать основы навыка здорово образа жизни, в том числе и занятий спортом, физкультурой. Для этого в детских садах используются здоровьесберегающие технологии — комплексы видов и форм деятельности, направленные на укрепление здоровья малышей. Содержание и требования к условиям организации этой работы определены ФГОС.

Цели

Дети с поднятыми руками выполняют упражнение в комнате

Основная цель здоровьесберегающих технологий — научить заботиться о своём здоровье и поддерживать хорошую физическую форму

Подобные меры призваны:

  • организовать условия для сохранения здоровья каждого малыша;
  • воспитывать в сознании ребёнка представления о здоровом образе жизни;
  • формировать системные знания, навыки и умения для заботы о своём здоровье и здоровье окружающих людей;
  • обучить использованию полученных знаний, умений и навыков на практике.

В реализацию поставленных целей включены все участники образовательного процесса, а именно: воспитатели, медики, родители и, конечно, сами дети. В связи с этим и отчётность по работе в рамках здоровьесберегающих технологий производится «в круг». Так, воспитатели предоставляют результаты своей работы членам методического совета детского сада. В отчёт входят

  • графики повышения-понижения заболеваемости в группе;
  • сведения о динамике участия детей в тех или иных видах деятельности, связанных с укреплением здоровья;
  • анализ вовлечения родителей в работу по данному вопросу.

Медработники, в свою очередь, предлагают отчёты по календарю прививок, профосмотров. И всё эти данные систематизируются заведующей дошкольного учреждения для презентации родителям на собрании и муниципальным властям на регулярных совещаниях работников образования.

Таким образом, этот термин в широком смысле — это система обучающих, воспитательно-оздоровительных, профилактических мер, которые претворяются в жизнь в процессе взаимодействия ребёнка с воспитателем, ребёнка с медиком, ребёнка с родителями и детей друг с другом.

Виды технологий

Дети делают зарядку на свежем воздухе

Обучение ЗОЖ — важный этап реализации здоровьесберегающих технологий

Комбинация взаимодействия всех участников образовательного процесса реализуется в рамках трёх видов здоровьесберегающих технологий. Рассмотрим практическое значение каждого вида.

  • Сохранение и стимулирование здоровья. Эта технология должна пониматься шире, чем просто закаливание. Кроме того, что дети получают профилактику хронических заболеваний, есть ряд приёмов, которые позволяют развивать у детей гибкость, пластичность и музыкальный слух, так как в основном занятия проходят под музыку. Кроме того, в рамках этой технологии ребята знакомятся с приёмами гимнастики для глаз, пальцев, органов дыхания, что будет полезно и во время обучения в школе. Приёмы данной технологии учат малышей работать в группе, что важно для формирования адекватных взаимоотношений в коллективе.
  • Обучение здоровому образу жизни (ЗОЖ). Задача здоровьесберегающих технологий не только в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребёнка, но и в том, чтобы научить малыша самому заботиться о себе. В этом помогут приёмы, которые вовлекают ребят в систематическую работу над собой, при этом важно, чтобы карапузы видели пример взрослых. Чаще всего эти методы работы предполагают занятия на свежем воздухе, поэтому важно, чтобы в детском саду была достаточная материально-техническая база (турники, лесенки и т.д).
  • Медико-профилактическая технология. В отличие от вышеперечисленных, в списке приёмов этой технологии всего один пункт: регулярные осмотры малышей специалистами (хирургом, окулистом, лором, стоматологом, терапевтом), а также ежедневный осмотр медицинского работника детского сада. На основании этих данных, штатный врач учреждения составляет индивидуальные карты на каждого малыша, позволяющие сделать целостную картину состояния здоровья каждого ребёнка.
  • Коррекция. Эти приёмы работы не так давно были скорее исключением из правил организации образовательного процесса в детских садах. Достаточно вспомнить, каких трудов стоило родителям лет 5–10 назад устроить малыша в логопедическую группу. Сейчас же в каждой группе дошкольного учреждения проводятся коррекционные или профилактические (для тех ребят, у которых проблем нет) занятия. Это касается и занятий с детьми, имеющими проблемы с опорно-двигательным аппаратом, расстройствами психики и т.д. Также занятия в рамках коррекционной технологии помогают регулировать психо-эмоциональное состояние детей, то есть, попросту говоря, улучшить настроение и придать бодрости.
  • Валеологическое просвещение родителей. Плакаты, стенгазеты, беседы, различные конкурсы и личный пример воспитателя — это основные приёмы технологии. При этом особого внимания заслуживает последний — личный пример. Да, действительно, если в группе закаливания воспитатель сам не поддерживает подобные здоровьесберегающие методики, то не стоит надеяться, что родители будут отдавать ему в руки своих карапузов. Скорее всего, они также откажутся от закаливания.

Полезная литература

Дети на занятии делают дыхательное упражнение

Существует много источников, в которых есть примеры использования приёмов здоровьесберегающих технологий на разных занятиях

Чтобы внедрение здоровьесберегающих технологий происходило правильно, нужно обязательно изучить теоретические аспекты их использования на практике. В этом поможет специальная литература по вопросу, на основании которой разрабатывается рабочая программа работы детского сада и отдельных групп.

  • Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход Школа здоровья. 2000г. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  • Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6–10 лет. – Москва 2002г.
  • Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений — Москва АРКТИ, 1999 г.
  • Педагогика и психология здоровья под ред. Н.К. Смирнова. — Москва АПКиПРО, 2003г.
  • Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3–7 лет). – Москва ВЛАДОС, 2002г.
  • Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – Москва Мозаика — Синтез, 2002г.
  • Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5–7 лет. – Москва, 2006г.
  • Чаклин А.В. и Милиевская И.Л. Сохранить здоровье смолоду — Москва «Педагогика» 1987г.

Применяем теорию на практике: здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС

Спортинвентарь в зале

Для реализации приёмов здоровьесберегающих технологий достаточно минимального оборудования

Как уже было сказано, для каждой технологии есть определённый набор приёмов (упражнений) её реализации. Важно понимать, что только комбинация упражнений ВСЕХ видов технологий позволит добиться целей, описанных в ФГОС. При этом от возраста детей зависит использование только некоторых приёмов. Например, подготовка проекта «Азбука здоровья» в рамках технологии обучения ЗОЖ будет осознанной в средней и старшей группах, а для младшей группы вполне достаточно рассматривания картинок, на которых изображены дети, выполняющие физические упражнения или занимающиеся закаливанием. В целом же воспитатель должен включить максимальное количество упражнений из каждой технологии в план ежедневных занятий с детьми. Эти комбинации реализуются исходя из рекомендаций ФГОС, а также задач, принятых рабочей программой детского сада. Для осуществления работы потребуется определённая материально-техническая база. Усреднённый «комплект» включает

  • зал для занятий физкультурой (с матами, брусьями, турником и т.д.);
  • шведские стенки (желательно в каждой группе или хотя бы в спортивном зале);
  • умывальники (особенно если речь идёт о группе закаливания);
  • уголок здоровья с картинками, наглядными пособиями по ЗОЖ и пр.

Приёмы для сохранения и стимуляции здоровья

Воспитатель проводит занятие ритмопластикой с детьми

Ритмопластика помогает развивать гибкость малышей

  • Закаливание. Это довольно обширный комплекс мер для приучения детей к разным условиям окружающей среды. Среди наиболее популярных — сон при открытых форточках, умывание и обливание рук холодной водой.
  • Занятия ритмопластикой. Суть упражнений сводится к тому, что дети выполняют наклоны, повороты, приседания и т.д. под музыку. Таким образом, развиваются слух, чувство ритма, формируется правильная осанка, а также дети становятся более пластичными.
  • Подвижные паузы. Эти приёмы применяются в процессе образовательной деятельности для того, чтобы малыши не утомлялись. Среди них особое место занимают гимнастика для глаз (выполняем движения глазами влево-вправо, вверх-вниз, закрываем глазки и повторяем движения, или рассматривание картинок «Найди 3/5/10 отличий» и т.д), пальчиковая гимнастика (см. статью «Интересные примеры пальчиковой гимнастики как средства обучения и развития дошкольников»), дыхательная гимнастика (дети выполняют движения руками, туловищем на вдохе или на выдохе т.д).
  • Подвижные игры. В этот блок включаются упражнения с мячом (перебрасывание друг другу, например), прыжки на скакалке (для детей старшей группы), различные эстафеты и пр.
  • Бодрящие упражнения. Как правило, проводятся после дневного сна. Включают умывание, потягивания, наклоны, повороты туловищем и пр.
  • Релаксация. У этой группы упражнений очень важная цель: научить малышей управлять своими эмоциями. Проводятся под музыку Рахманинова, Моцарта, Чайковского или звуки природы. Например, «Послушай своё тело»: дети закрывают глаза и по команде взрослого поднимают попеременно руки, ноги, выполняют повороты головы, представляют, как на берег набегают волны (льёт дождь) и т.д.

Приёмы для обучения ЗОЖ

Рисунок «дети на лыжах»

Рисунки на тему ЗОЖ — это часть реализации проекта «Азбука здоровья»

  • Гимнастика по утрам. Не все родители, спешащие на работу, успевают сделать с малышом утреннюю гимнастику, совершенно необходимую для пробуждения ребёнка. Так что начало каждого дня в детском саду ознаменовывается 8–10 минутами выполнения простых движений конечностями, туловищем под ритмичную музыку.
  • Занятия физкультурой. ФГОС закреплено проведение 3 уроков физической культуры в неделю, где педагог подбирает подходящие упражнения для реализации целей конкретного занятия, используя при этом рекомендации программы образования для детского сада.
  • Познавательные занятия «Азбука здоровья». Только включение ребёнка в процесс воспитания культуры здоровья может дать необходимые результаты. Поэтому в план методических мероприятий с группой включаются индивидуальные (например, беседа в старшей группе) и групповые (например, в средней группе подготовка стенгазет, проектов, рисунков «Мой организм — единое целое», «Как работает тело человека» и т.д.) формы работы.
  • Самомассаж. Это весёлые стишки, которые иллюстрируются движениями. Например, для растирания ладошек «Ручки греем» (упражнение выполняется по внешней стороне ладони — Очень холодно зимой, Мёрзнут ручки: ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть).
  • Отдых. Причём активный, то есть проведение спортивных соревнований (например, «Мама, папа, я — спортивная семья»). Важный нюанс: в этих играх нужно использовать только те движения, упражнения, которыми малыши владеют в совершенстве. Именно в этом случае, у них появится возможность проявить также артистизм, эстетичность движений.

Приёмы для коррекционной работы

Трое детей на ковриках для йоги

Занятия на ковриках разных цветов — это часть работы в рамках приёма цветотерапии

  • Гимнастика для тренировки артикуляционного аппарата, чтобы поставить звуки, отработать правильное звукопроизношение. Эти занятия обычно проводит логопед.
  • Сказкотерапия. Чтение и обсуждение сказок, где в поступках героев малыш без труда узнаёт себя (например, «Как лис не хотел делиться конфетами с братьями»).
  • Работа с тренажёрами. Это могут быть турники, шведские стенки. Такая работа проводится специалистом и призвана исправить осанку, плоскостопие и т.д.
  • Терапия цветом. По залу раскладываются листы бумаги разных цветов (от тёплых к холодным). Двигаясь по ним под музыку, дети избавляются от психического и физического перенапряжения. К этой группе приёмов также относится упражнение «Сухой дождь» (во время занятий физкультурой малыши несколько раз проходят под «струями» из атласных лент всех цветов радуги), «Острова цвета» (выполнение гимнастических упражнений на ковриках тёплых оттенков и расслабляющих упражнений на ковриках холодных оттенков).

Видео: практическое применение приёмов здоровьесберегающих технологий

Видео: формирование у дошкольников культуры здоровья посредством музыкально-театральной деятельности

Видео: оздоровительно-игровая деятельность с детьми раннего возраста

Проекты в рамках здоровьесберегающих технологий

Стенгазета по ЗОЖ, солнце с лучами

Для подготовки проектов по охране здоровья можно подключать родителей

Один из самых верных способов привлечь и заинтересовать малыша чем-то полезным — это вовлечь его в совместную работу. Например, подготовку проекта. Вот некоторые проекты, посвящённые работе по сохранению, укреплению здоровья и воспитанию ЗОЖ, разработанные воспитателями.

Мария Черных, http://www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-v-ramkah-zdorovesberegayuschih-tehnologii.html

Проект: «Зелёная аптека» (группа «Сказка») Руководитель проекта: воспитатель — Черных Мария Тимофеевна.
Участники проекта: воспитатель, дети группы их родители.
Срок реализации проекта: апрель 2013 год.
Описание проекта:
Актуальность: Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Нашу группу посещают разные дети, есть и часто болеющие. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Зелёная аптека». Цель проекта: Создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровительного человека. Задачи проекта:
  1. Сформировать представления о роли растения в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
  2. Формировать умения проявлять познавательную и продуктивную инициалу.
  3. Развивать мышление.
  4. Развивать все виды речи детей.
  5. Развивать любознательность, наблюдательность.
  6. Развивать навыки моделирования и экспериментирования.
  7. Формировать эстетическое восприятие окружающего вида, экологически грамотное в природе.

Ожидаемый результат: Какие полезные растения растут вокруг нас (комнатные растения, растения в огороде, в лесу, на участке в детском саду). Рост и развитие лука, календулы. Как влияет в употребление лука, чеснока и настой шиповника в период эпидемий на организм человека.
Работа над проектом началась с модели трёх вопросов:

  1. Что мы знаем, что хотим узнать, где это можно узнать?
  2. Что мы знаем?(Щавель люди едят, чтоб быть сильными, в луке много витаминов).
  3. Что хотели бы узнать (какими растениями помогают, чтоб глазки хорошо видели, зачем мама меня заставляет, как дома можно вырастить лук, как можно есть семена шиповника).

Были применены следующие методы исследования:

  1. Наблюдение (в повседневной жизни был организован цикл наблюдений за луком в разные отрезки времени). Наблюдение было направлено на познание и практическое преобразование (осмотр объектов, заполнение дневников наблюдения).
  2. Словестный метод (Чтение книг по нашей тематике).
  3. Непосредственно образовательная, познавательная, продуктивная и трудовая деятельность.
  4. Совместная практическая деятельность(воспитание — дети, воспитатель — родители, родитель — дети).

Этапы проведения работы:
1 этап. Подготовительный
Мы познакомились с темой, выделили её актуальность, планировали деятельность, распределили обязанности.
2 этап. Практический этап
Дети проводили опыт, эксперименты.
3 этап. Аналитический этап. Заключительный
Совместно с родителями был выпущен «Сборник лекарственных растений»,
включающий в себя народные рецепты, фотоматериалы, рисунки, сказки, стихи о лекарственных растениях, выращенных на огороде.
Организационные формы работы над проектом:
Мероприятия
Подготовительный этап Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки рассказы, сказки.
Родительское собрание, участвуем в проекте «Зелёная аптека».
Приобретение необходимого оборудования семян.
Трудовая деятельность — полив цветников.
Основной этап Экскурсии в лес, прогулки по экологической тропе.
Посадка лука в горшочки.
Посадка семян и рассады.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Размножение, рост, развитие лука», «Как заварить целебный чай».
Экскурсии в лес с родителями в выходной день.
Занятия с детьми «Зелёная аптека», «Комнатные лекарственные растения», «Лекарственные растения».
Тематическое занятие: «В мире лекарственных растений»
Занятия в гостях у доктора Айболита. Индивидуальная работа с детьми по проекту.
Сочинение сказок, загадок, рассказов о лекарственных растениях.
Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Узнай по запаху», «Какого растения часть?».
Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях.
Заключительный этап Оформление совместного альбома детских работ «Зелёная аптека».

Марина Букалова, http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/02/25/proekt-zdorovesberegayushchie-tekhnologii-dou

Наименование проекта – «Здоровьесберегающие технологии ДОУ».
Автор проекта – Пермякова Марина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 6».
Целью проекта формирование у дошкольников основ здорового образа жизни через единый комплекс здоровьесберегающей деятельности ДОУ.
Реализация проекта предусматривает следующие этапы:
Первый этап (июнь — август 2014 г.) – поисковый.
Второй этап (сентябрь 2014 г.) – аналитический.
Третий этап (октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.) – практический.
Четвёртый этап (апрель 2015 г.) – презентационный.
Пятый этап (май 2015 г.) – обобщающий.
Ожидаемый результат – в результате реализации проекта предполагается, что у детей сформируются основы к здоровому образу жизни.
Участники проекта – воспитанники старшей — подготовительной группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта – 2014 -2015 учебный год.
Рабочий план реализации проекта

п/п
Сроки проведения Мероприятия Место проведения Кто проводит Ожидаемые результаты
Первый этап (июнь — август 2014 г.) – поисковый
1 Июнь Сбор информации. МБДОУ №6 воспитатель Постановка цели проекта, определение задач проекта, анализ ресурсов, определение способа разрешения проблемы.
2 Август Сбор диагностик
Второй этап (сентябрь 2014 г.) – аналитический
3 Сентябрь Изучение и анализ опыта работы воспитателей по здоровьесберегающим технологиям МБДОУ №6 воспитатель Списки литературы по здоровьесберегающим технологиям.
Пошаговое планирование реализации проекта.
4 Сентябрь Разработка и проведение диагностики «Физическое развитие». Диагностика детей.
5 Сентябрь Обработка полученных результатов. Сборник данных по диагностике.
Третий этап (октябрь 2014г. – апрель 2015г.) – практический
6 Октябрь-апрель Выполнение плана работы.
Разработка картотеки здоровьесберегающих технологий
МБДОУ №6 воспитатель Методические рекомендации.
Сценарии мероприятий
Четвёртый этап (апрель 2011 г.) – презентационный
7 апрель Предварительная оценка проекта, подготовка презентационных материалов. МБДОУ №6 воспитатель Презентация рабочего проекта на МО воспитателей МБДОУ
8 Проект «Здоровьесберегающие технологии ДОУ» МБДОУ №6 воспитатель Презентация проекта
Пятый этап (май 2011 г.) — обобщающий
9 май Обобщение результатов, анализ и уточнение, вывод по реализации проекта. МДОУ №6 воспитатель Сборник методических рекомендаций.

Оценка результатов
Для конкретизации темы проекта в детском саду были проведены диагностика «Физического развития».
В опросе принимали участие 20 воспитанников старшей — подготовительной группы.
Ожидаемый результат
Реализация проекта позволит обеспечить элементарные основы здорового образа жизни.
В результате реализации проекта предполагается, что у детей сформируются основы здорового образа жизни, бережное отношение к здоровью, будет развиваться интерес к занятиям спорта, закаливанию, сформируются первоначальные представления о важности здоровья для жизни человека.

Здоровьесберегающие технологии — это необходимый элемент образовательного процесса. Причём использование приёмов, реализующих эти технологии, осуществляется уже на самых ранних этапах воспитания малыша начиная с детского сада. Работа проводится системно, с подключением всего педагогического и медицинского персонала дошкольного учреждения, а также с вовлечением родителей и самих детей. Только слаженная работа всего этого механизма поможет с юных лет показать ребятам, насколько важно заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей.

Интересное

Метки: