Конфликт учитель — ученик: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Дата: 16 апреля 2013 Автор: Рубрика: Родителям,Учительская,Школа 2

Конфликт учитель — ученик: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Предлагаем вашему вниманию статью о конфликтах учеников и учителей. На какой почве возникают такие ситуации, как их разрешать и как быть родителям когда между их ребёнком и учителем возникла конфликтная ситуация.

Конфликт с учителем

Воспитание самостоятельности – дело хорошее, особенно когда речь идет о подростках.

Однако школьники младшего и среднего возраста пока ещё не обладают  дипломатическими способностями. Стоит ли ожидать, что в конфликтной ситуации они смогут сохранить хладнокровие, найти адекватное решение проблемы, не усугубляя её и не нанося ущерб своему здоровью? Если вы знаете, что у ребёнка не складываются отношения с учителем, вмешаться необходимо.

Конечно, роль родителей состоит не в том, чтобы отвечать за все проступки ребёнка и ограждать его от любых проявлений недовольства со стороны педагогов. Задача папы и мамы – помочь школьнику разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем. Кроме того, активное поведение родителей уравнивает силы конфликтующих сторон.

Из-за чего возник конфликт?

Можно выделить несколько наиболее распространенных причин конфликтов с учителями.

Авторитарные педагоги, учителя «старой закалки», обычно недолюбливают творческих, раскрепощённых детей, воспитывающихся в атмосфере любви, доверия и свободы. Если такой ребёнок высказывает собственное мнение, преподаватель усматривает в этом недостатки воспитания, а когда школьник решает задачу необычным способом, его обвиняют в плохом усвоении материала.

Педантичные учителя, уделяющие много внимания оформлению тетрадей и внешнему виду учеников, как правило, предъявляют претензии к большей части класса. Как известно, младшие школьники не отличаются аккуратностью, поэтому подобные конфликты обычно заканчиваются, как только дети переходят в среднюю школу.

В переходном возрасте конфронтация учителей и учеников переходит в острую стадию. Подростки уже не способны спокойно реагировать на замечания учителей. Они отстаивают свои права, даже если на них никто не посягает. А самые развязные ребята стремятся завоевать уважение одноклассников и самоутвердиться, грубя преподавателю.

Недостаточная квалификация учителя, скучные уроки, неумение взаимодействовать с подростками – всё это вызывает у школьников реакцию протеста. Издеваясь над преподавателем, который из-за мягкости характера не способен поддержать дисциплину в классе, они проявляют редкую изобретательность. И если такой учитель решается на открытый конфликт, значит, дело серьёзное.

Мальчики лидируют

Российские психологи недавно провели исследование, которое показало, что практически во всех типах школьных конфликтов «лидируют» мальчики. Так, проблемы из-за плохого поведения в школе имеют 18,9% мальчиков и 11,3% девочек, а пропуски занятий и опоздания характерны для 19,8% учеников и 15,7% учениц. Однако девочки гораздо чаще вызывают недовольство учителей своим внешним видом.

Для российских школ характерны также «двойные стандарты», связанные с полом учеников. Например, в младших классах учителя резко негативно относятся к неуспевающим и непоседливым девочкам, в то время как к подобным недостаткам у мальчиков они относятся гораздо спокойнее.

Стратегия и тактика во время конфликта

Конфликт – это всегда неприятно. Но из любой ситуации есть выход. Воспользуйтесь нашими советами.

1. Оценка ситуации

Не допускайте, чтобы противостояние ребёнка и учителя затянулось. Вот несколько признаков, по которым на ранней стадии можно определить, что у ребёнка сложились напряжёенные отношения с учителем:

– школьник пренебрегает учёбой или каким-то одним предметом: отказывается выполнять домашние задания, портит учебник, ведёт тетрадь неряшливее, чем обычно;
– ребёнок рисует на учителя карикатуры, пренебрежительно или агрессивно отзывается о нём, раздражается, когда вы задаете вопросы о его уроках.

2. Беседа с ребёнком

Чтобы понять причины конфликта, оценить его остроту и принять какие-либо меры, необходимо выяснить точки зрения противоборствующих сторон. Будьте готовы к тому, что две эти версии могут сильно отличаться друг от друга.

Главная цель вашего разговора с ребёнком – дать ему возможность выразить свои негативные эмоции. Только после этого сын или дочь смогут принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы. В ходе беседы обратите внимание на несколько важных моментов:

– когда ребёнок будет рассказывать об отношениях с учителем, он может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища учителя. Не прерывайте эту пламенную речь;
– после того, как ребёнок выплеснет свои переживания, попросите его остановиться на нюансах конфликта. Например, предложите школьнику вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и так далее;
– в ходе беседы демонстрируйте ребенку сочувствие, не выражая при этом агрессии в адрес учителя. Ваша задача – убедить школьника в том, что ни у него, ни у учителя нет стремления причинить зло противнику. Просто им трудно понять друг друга.
– в конце разговора разработайте совместный план действий. Прекрасно, если предложения будут исходить от ребёнка. Допустим, он может пообещать воздерживаться от тех действий, которые раздражают педагога, более старательно готовить домашние задания. Постарайтесь убедить ребёнка в необходимости вашего разговора с учителем, пообещав при этом прийти в школу после уроков.

3. Разговор с учителем

Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не его личных впечатлений. Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы.

Учитывайте не только особенности действий ребёнка, но и нюансы атмосферы учебного заведения: отношения в классе, стиль преподавания учителя. Не заискивайте перед преподавателем, не преувеличивайте вину ребёнка, чтобы снизить накал страстей. Не бойтесь, что учитель «испортит жизнь» вашему сыну или дочери. Вы защищаете права ребёнка, стремясь к тому, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Если преподаватель злоупотребляет властью, на него всегда можно найти управу через завуча, директора или представителей департамента образования. Посмотрите на конфликт с высоты своего жизненного опыта. Разве из-за того, что у вас когда-то была тройка по письму, вы не можете устроиться на хорошую работу или не имеете друзей?

Не забывайте, что за возникновение, ход и результат конфликта отвечает педагог – как человек, профессионально занимающийся воспитанием детей. Если разговор с учителем зашёл в тупик, спросите прямо: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации?

Профилактические меры

Хорошие отношения между родителями и учителями могут уберечь учеников от излишних придирок и завышенных требований. Принимайте участии мам и пап в жизни школы.
Старайтесь регулярно приходить на родительские собрания, предлагайте учителям свою помощь в копировании учебных материалов, трудоустройстве старших учеников и так дак.
Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок имел интересное хобби. Его спортивные или музыкальные успехи, с одной стороны, позволят представлять школу на различных конкурсах и соревнованиях, а с другой, помогут менее остро переживать конфликты с учителями и одноклассниками.

Мария Баулина, «Здоровье школьника»

Метки:

Анна
2015-12-13 23:15:59
В нашем классе всё наоборот... Учительница негативно относится именно к мальчикам... каждый год класс покидает очередной мальчик... И дети неусидчивые, активные, не имеющие должного воспитания вести себя на уроке, в фаворите у учительницы. А вот послушные, но медлительные тихони как прокажённые.. Вот от них то она и избавляется...
Анна
2015-12-13 23:20:09
И серьёзное увлечение ребёнка её просто бесит... Ребёнок занимается в музыкальной школе, много выступает... Пытался выступать в школе... Отношение стало только хуже... Учительница старается, чтобы ребёнок ни где не выступал... или не информирует... или просто не ставит. В то время как любимчиков суёт везде во все концерты, выступления, конкурсы.