О личном пространстве детей Личное пространство ребенка

Дата: 29 января 2014 Автор: Рубрика: Родителям 0

О личном пространстве  детей Личное пространство ребенка

Мы приходим в этот мир в одиночку и уходим из него так же. Наш собственный мир начинается с точки – с мамы, с её тела. Вот это пространство — личное, нерушимое, надёжное – и хранит крепко-накрепко наша память. Потом мы осваиваем всё вокруг, познаём, расширяем границы своего мира и заняты этим очень активно, а порой даже отчаянно. Но в какой-то момент возникает необходимость вернуться — не буквально, конечно – осознать свои впечатления, заглянуть внутрь себя. И у взрослеющего человека возникает острая потребность в личном пространстве.

 О личном пространстве  детей

Почему-то часто понятие «личное пространство» воспринимается слишком прямолинейно: вот тебе, подросток, своя комната и твори там всё, что хочешь, мы даже не будем вмешиваться в твой порядок/беспорядок и будем входить со стуком. И, кажется, что проблема решена – ведь человеку есть где уединиться. Но ведь личное пространство – это не только квадратные метры.

Будем рассуждать от начала. Когда нам физически плохо, от боли, от удара мы сжимаемся в точку — принимаем позу эмбриона, как в начале нашего пути. Впрочем, когда плохо эмоционально — инстинктивно мы делаем то же самое. Невидимо личное пространство существует всегда, даже этикет это признаёт и считает неприличным приближаться к человеку слишком близко. Говорят, это называется биополе. Вторжение в него посторонними часто дискомфортно для человека, если, конечно, речь не идёт о чём-то более интимном – о дружеском прикосновении или выражении своего чувства. Тут всё более-менее просто, это энергетическое личное пространство всегда с нами и оберегает наше тело инстинктивно.

Вполне естественна потребность человека чуть расширить свою личную зону в незнакомом месте, принести туда частичку своего дома — это дарит уверенность и спокойствие, чувство защищённости и гармонии. Фотографии близких на рабочем столе, своя «фирменная» кружка на работе, милые сердцу безделушки. А также любимая игрушка, взятая в детский сад, маленький пупсик в кармане у школьницы – если взрослым так просто комфортнее, то детям такие вещи порой нужны как воздух. И это тоже личное пространство, к которому нельзя относиться пренебрежительно.

А как же пространство мысли?

Вроде бы оно внутри нас, но для него нужно свободное время «ничегонеделанья» и тишина – как часто мы, родители, в погоне за занятостью ребёнка, в страхе за него, забываем об этом аспекте личного пространства.

Снова возвращаемся к своей комнате. Ну, что ж, хорошо, когда она есть. Если нет – не беда, потому что по большому счёту дело не в ней. Можно жить целой семьёй в однокомнатной квартире и не испытывать дискомфорта от нехватки личного пространства. А можно иметь в своём распоряжении целый этаж и не чувствовать там себя уютно и по-хозяйски. В чём дело? Наверное, в осознании того, для чего ребёнку это пространство нужно, что в данный момент для его души важнее:

Пространство – уединение или «Оставьте меня в покое!». Возможность какое-то время побыть одному в буквальном, физическом смысле.
Пространство – самовыражение или «Я люблю вот так!». Возможность почувствовать себя творцом. Некое место для творческих экспериментов — полка с игрушками, личная грядка в огороде, подоконник с цветами, уголок возле кровати, где можно было бы всё устроить по своему вкусу — поможет удовлетворить эту потребность.
Пространство-самоутверждение или «Я тут хозяин!». Вот тут важно не упустить момент и суметь донести до ребёнка, что хозяин — это не когда «что хочу, то и ворочу», а когда я в ответе за мой дом и за всё, что в нём. Это значит не «делаю, что хочу», а наоборот: «не делаю то, чего не хочу». Где-то здесь рождается свободный человек и хозяин в настоящем смысле этого слова.

Если родители в состоянии почувствовать и понять, что важнее в конкретный момент для ребёнка, могут помочь утолить душевную жажду именно в том, что ребёнку необходимо, ненавязчиво подвести к жизненно важным нравственным и человеческим вопросам, а не считать свой долг выполненным только потому, что у ребёнка есть своя комната – то есть шанс, что личное пространство маленького человека будет всегда гармоничным и надёжным вне зависимости от жилищных условий и прочих «погодных условий» жизни.

Автор: Ю. Белоус

Метки: