О воспитании… позитивном-)

Дата: 26 апреля 2013 Автор: Рубрика: Родителям,Школа жизни 0

2024455321573772527c7f59.28139242

В каждом минусе находить плюс

или учимся позитивно воспитывать детей 

Даже если ребенок получил «двойку», вы можете и в этом найти  позитивное:

ЗАТО теперь ты знаешь, как это неприятно, и понимаешь, почему мы так хотим, чтобы ты учился хорошо;

ЗАТО по математике сегодня ты получил «пять»;

ЗАТО ты не стал списывать домашнюю работу — ведь зато еще хуже;

ЗАТО это вносит разнообразие в твои оценки, а то даже смотреть твой дневник.

Женщина привела ко мне на прием свою пятилетнюю дочь со словами: «О чем бы я ее ни попросила, она НИКОГДА не выполняет моих указаний. Сделайте что-нибудь». Когда я слышу слова, вроде: всегда, каждый раз, все, везде, никогда в жизни, у меня возникает очень сильное сомнение в правдивости такого описания. Дело, конечно, не в том, что люди наме­ренно искажают факты, чтобы доказать свою правоту. Часто мы искрен­не уверены в том, что муж ни разу не пришел домой вовремя, свекровь не сказала нам за всю жизнь ни одного доброго слова, школьные учите­ля постоянно были к нам несправедливы, абсолютно все наши сотрудни­ки нас недолюбливают, а дети у нас — сплошное наказание. Однако подобное восприятие в большинстве случаев означает, что люди просто носят «очки» того или иного цве­та и с их помощью «отфильтровывают» — замечают и запоминают — из внеш­ней реальности только ту информацию, которая соответствует их убеждениям. Но, как известно, у любого правила находятся исключения… Именно поэтому, поговорив с мамой и дочкой, я на вся­кий случай дала маме простое домаш­нее задание: всякий раз, когда она про­сит дочь что-нибудь сделать (помыть руки, убрать игрушки, подать книгу и т.д.), она должна была ставить галочку в блокноте в том случае, если дочь ее поручение выполняет. С этим задани­ем я и отпустила их домой, и мы договорились встретиться через неделю. К моему приятному удивлению, уже че­рез три дня мама позвонила мне и ска­зала, что на следующий прием они уже не придут, так как галочек в ее блокно­те оказалось очень много, и теперь она поняла, какая у нее на самом деле пре­красная послушная дочь.

Как это ни прискорбно, но подобные шоры очень часто закрывают нам гла­за, скрывая от нас большую часть ис­тинной картины происходящего. Есть древняя мудрость про полстакана воды: кто-то, увидев его, скажет, что стакан наполовину полный, а кто-то — что он полупустой. Количество воды останет­ся неизменным, а вот способ описания — принципиально разный.

Часто именно так мы относимся и к своей жизни. Оптимисты опираются на хорошие воспоминания, стараются вы­нести урок из случайной неприятности и верят, что «лучшее, конечно, впере­ди». Пессимисты же расценивают ус­пехи как случайно­сти и способны отравить себе всю ве­черинку, размыш­ляя, подходят ли друг к другу рубаш­ка и галстук, кото­рые они сегодня на­дели, и уверены, что такой машины, как у соседа, у них, конечно же, никог­да не будет.

К такому — чер­ному или белому взгляду на жизнь мы незаметно при­учаем и своих де­тей. Безусловная радость жизни при­суща большинству младенцев. Мир представляется им замечательно огромным и интересным, они счастливы познавать все его раз­нообразие, и им еще незнакомы зап­реты и сожаления о случившемся. Од­нако в более старшем возрасте мы все чаще встречаем детей, которые не способны порадоваться победе, если получили всего лишь второе место, а не первое; запус­кают учебу, потому что им кажется, что учи­тельница не уделяет им достаточного внимания; всерьез расстраиваются из-за невозможности получить желаемую игрушку; не умеют оценить одного верного друга, потому что им хочется иметь целую компанию. Вот тут-то может легко сложиться низ­кая самооценка, неуверенность в сво­их силах, рождаются лень и апатия. Дело в том, что одно и то же событие может интерпретироваться совершен­но по-разному в зависимости от сопут­ствующих обстоятельств. И если задать­ся целью, то почти везде можно найти свои позитивные стороны.

Оглянитесь на свою жизнь, и вы без труда сможете найти неприятные, на первый взгляд, обстоятельства, кото­рые потом привели к неожиданно хо­рошему результату. У вас было слишком много братьев и сестер, в то вре­мя как вы мечтали быть единственным ребенком, иметь свою собственную комнату и не донашивать чужие вещи?

ЗАТО благодаря этому вы прекрасно научились жить в большом коллективе, считаться с окру­жающими, оказывать поддержку. Вы не поступили в театральный институт, о ко­тором когда-то мечтали?

ЗАТО это по­зволило вам по-настоящему реализо­вать себя в какой-то другой области, вместо того, чтобы бесконечно бороть­ся за получение новой роли, сидеть на строгой диете и паниковать из-за каждой появившейся морщинки.

На вашем жизненном пути было слишком много трудностей? Прекрасно! Ведь именно это закалило ваш характер, сделало вас таким сильным, решительным и ответ­ственным.

Еще более эффективной окажется ваша помощь, если вы будете сочинять свои «зато» вместе с ребенком или даже на семейном совете. Толь­ко постарайтесь избежать излиш­него морализаторства, вроде: «Теперь это будет тебе уроком на всю жизнь» или «Теперь-то ты научишься обра­щаться со старши­ми». Вносите в свой список как можно больше юмора. Мы ведь изобрели посло­вицы о том, что хорошего челове­ка чем больше, тем лучше, и что лысина — это до­полнительная по­верхность для поцелуев. Почему бы не научить детей относиться к своим кро­шечным недостаткам и промахам с тем же чувством юмора? Дети ведь неда­ром любят сказки с хорошим концом, сочиняют себе фантастические миры, где видят себя» принцессами, волшеб­никами или героями-победителями. Они нуждаются в чувстве уверенности в своих силах, в добрых помощниках, в «Дружественной Вселенной».

Метки: