О детской стеснительности и застенчивости…

Дата: 7 сентября 2013 Автор: Рубрика: Родителям 0

О детской стеснительности и застенчивости…

Предлагаем вам тему для размышления: о детской стеснительности — застенчивости. Как помочь стеснительному ребенку, как покорить детскую застенчивость. У дошколят в хореографической студии только что  началось занятие, заглянем на секундочку к ним. Дети увлечены уроком: слушают замечания педагога  (кто-то более внимательно, кто-то менее), тянут руку в ответ на вопрос «кто хочет попробовать сам?», с удовольствием демонстрируют совсем недавно приобретённые навыки. А это кто у нас в сторонке сидит? Серёжа забился под стул и с любопытством наблюдает за происходящим. Даша сидит на коленях у мамы, и даже взгляд педагога в её сторону провоцирует слёзы. Наверное, это новички. Лиза здесь явно не в первый раз, но держится отдельно от ребят, занимается довольно-таки внимательно и с интересом, но частенько отказывается от заданий, особенно индивидуальных.  Мамы всех троих единодушны: «Он (она) у меня всегда стесняется!». И очень досадуют по этому поводу — ведь другие ребятишки такие бойкие!

Что мы привыкли называть стеснительностью? Где прячутся её корни? Как с ней бороться и всегда ли надо это делать? Нужно «тормошить» стеснительного ребёнка и как можно чаще «выводить в свет»? Попробуем разобраться.

Да, стеснительность может стать огромной проблемой для человека, патологической проблемой, рождённой нестерпимо заниженной самооценкой и парализующим страхом. В таком случае нужно принимать какие-то меры, вплоть до обращения к специалистам-психологам, но чаще за стеснительность у малышей мы принимаем вполне естественные для них вещи: волнение и страх, внимание к своему внутреннему миру, присущий им эгоцентризм, вполне простительную в нежном возрасте сильную привязанность к маме.

«Каштан смелости»

Посмотрим на наших ребят: Серёжа уже через 5 минут после начала урока с энтузиазмом занимается с ребятами. Достаточно было педагогу подойти и заинтриговать малыша: «А знаешь, что у нас тут есть?» Просто Серёжа был немножко ошарашен новой обстановкой: большая группа, новый взрослый человек, громкая музыка и… взял «тайм-аут». Доброе слово и посыл «здесь не страшно, а интересно» мгновенно сделали своё дело.  Такому ребёнку вполне может помочь нехитрая игра: дайте своему малышу в дорогу в детский сад или кружок волшебный каштан (жёлудь, ракушку, маленькую игрушечку), пусть он  всегда будет в ладошке. Ведь это не просто каштан, а «каштан смелости», он обязательно поможет не бояться!

Мой маленький мир

Стеснительность Лизы другого толка. Она не боится, просто у неё есть какой-то свой принцип! Скакать, как лошадка, она не против, а вот мычать, как бычок – увольте. Почему? Нелишним будет разобраться и убедить малышку в том, что «быть» бычком не менее весело, чем лошадкой, и уж гораздо интереснее, чем стоять у стенки. Нет ничего страшного в том, чтобы быть смешным или нелепым – мы же играем! Или же отнестись с уважением  к внутреннему миру маленького человека и оставить за ним право выбора – интуиция и тактичность мамы и педагога подскажут, как поступить в каждой конкретной ситуации.

Маленький Принц

Если первым двум малышам их стеснительность практически не мешала, то что же с Дашей? Возможно, что и тут серьёзных проблем нет, а просто ей нужно время, много времени, чтобы привыкнуть и «приручиться», как лису из  «Маленького принца» – сегодня мы посидим на стульчике, завтра вместе с мамой встанем к ребятам, а потом уже и отпустим мамину руку. Много любви, терпения и такта, а также колоссальная душевная работа требуется именно от мамы.

И мамина досада в таких случаях не просто плохой помощник, но и большая ошибка. Ребёнок считывает это мгновенно, принимает на свой счёт: «Мама волнуется, значит, во мне что-то не так» и замыкается ещё больше. Ещё одна ошибка – это попытка переделать природу малыша, ведь стеснительность  порой может быть проявлением темперамента и совсем не мешать человеку в жизни. Казалось бы, если «тихонь» отдать, скажем, в спорт — они научатся не стесняться и активно проявлять себя, и наоборот: отведи очень активных непосед куда-нибудь  в шахматную студию – и они станут чуть спокойнее. Это не так. В каждом из нас есть врождённое «зерно» характера и темперамента, которое, безусловно,  можно направлять в разное русло, развивать, изменять. Да, именно среда и воспитание формируют  характер, но остаётся маленькое «почти» —  то самое природное «зёрнышко». Оно дано при рождении и останется на всю жизнь, поэтому сделать из шустрого малыша степенного джентльмена вряд ли получится, да и незачем это.

На ладошке сидит  улитка. Чуть-чуть терпения, и она обязательно покажет свои рожки, но от малейшего резкого движения спрячет их снова. А что будет, если попробовать её вытащить за эти самые рожки? Правильно, ничего хорошего. Самое лучшее – оставить в покое и дать время привыкнуть. Порой нужна помощь, но очень деликатная и доброжелательная — это уже не об улитках, а о наших малышах. Главное – не навредить и постараться создать добрую и спокойную атмосферу, прежде всего в семье, ведь именно там рождается уверенность в себе и доверие окружающему миру, то самое «бесстрашное достоинство существа», о котором писал В. Леви.

Автор: Юлия Белка (педагог)

Метки: