Социометрия на службе эмоционального благополучия младших школьников

Дата: 22 мая 2016 Автор: Рубрика: Школьная жизнь 0

Школьники общаются на перемене

Начальное общее образование предполагает четыре года обучения, во время которых не только формируются знания и умения детей, но и складываются навыки взаимодействия, познаются общечеловеческие ценности. Привить чувство коллективизма младшим школьникам несложно, если правильно построить воспитательный процесс. Благоприятная атмосфера в классе складывается из отношений учеников друг к другу, оценить которые можно с помощью социометрии.

Суть социометрических методик для начальной школы

Под социометрией понимают социально-психологический тест, направленный на выявление особенностей взаимоотношений внутри группы. В его основе лежит подход Дж. Морено, который выдвинул теорию о том, что психологическое состояние отдельной личности зависит от особенностей неформальных отношений ближайшего окружения: соотношения симпатий и антипатий. Другими словами, выявив место конкретного человека внутри коллектива, можно понять его проблемы.

Социометрическая методика используется в различных группах: и взрослых, и детских. Она позволяет измерить в количественных выражениях уровень эмоционально-психологической близости отдельных участников коллектива. Кроме того, с помощью социометрии можно:

  • выявить существование референтных групп (мини-коллективов);
  • зафиксировать уровень сплочённости коллектива;
  • определить лидеров в симпатиях со стороны других участников.

    Школьники у доски

    Социометрия помогает определить, насколько сплочён детский коллектив

Метод широко используется для школьников разных уровней образования. Он основывается на теоретическом (воображаемом) выборе, который обязательно делают все члены группы. Особенностью социометрии является то, что ребёнка ставят в довольно непростую ситуацию, в которой он должен принять решение в пользу или против своих сверстников.

Сложность подобных эмоциональных ситуаций в начальной школе вызвана тем, что в этот период у детей отсутствует совместная деятельность. Они просто учатся вместе, сидят за партой. Общение чаще всего ситуативное, то есть зависит от конкретной ситуации. Ученикам сложно выбрать лидера в коллективе, но определить свои предпочтения всё-таки под силу. Именно поэтому социометрия в начальной школе помогает выявить целый ряд эмоциональных проблем внутри группы сверстников.

Дети начальных классов чаще всего оценивают сверстников именно с позиции успешности в учёбе и отношений учителя. Свой выбор ученики нередко объясняют отношением педагога. Высказывания «Его часто хвалит учитель», «Она всегда делает домашнюю работу хорошо», «Он самый прилежный ученик» и тому подобные утверждения характеризуют симпатии и антипатии преподавателя, а не самого ребёнка. Поэтому результаты социометрии помогут учителю ещё и пересмотреть своё поведение в классе, выстроив его правильно по отношению ко всем детям.

Подготовительный этап перед исследованием

Перед проведением мониторинга нужно дать её критериальное обоснование. Оно должно быть значимым и понятным всем участникам. В социометрических методиках применяются два типа критериев:

  1. Коммуникативный — отражает предпочтение участника («Кого бы ты выбрал?»).
  2. Гностический – определяет осознание участников своего положения в группе («Кто выбрал бы тебя?»).

Важным компонентом для планирования социометрии является также её цель. Если тест проводится для составления рейтинга и выявления лидера, то достаточно одинарного критерия. Например: «Кого бы ты выбрал командиром класса?», «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?». Этот вариант удобен для назначения старосты класса, командира детского отряда и так далее.

Учитель в библиотеке

Разрабатывать анкеты необходимо с учётом того, каким будет исследование — устным или письменным — и с какой целью оно проводится

Если целью является определение партнёрских отношений, то рекомендуются двойные критерии. Например: «С кем бы ты хотел пойти в поход? А с кем бы ты не пошёл?». Такой подход применяется для определения эмоционального благополучия внутри классного коллектива. Социометрия в этом случае поможет не только определить предпочитаемых детей, но и выявить случаи отвержения на том этапе, когда эту проблему ещё возможно исправить.

Ещё одним важным моментом является параметрический критерий, определяющий количество выборов: от одного до полного отсутствия ограничений (можно выбрать всех).

Определив критериальную основу социометрии, приступают к разработке анкет. Исследование может проводиться письменно и устно. При первом варианте психолог лично беседует с каждым ребёнком, фиксируя его ответы по рейтингу: выбор 1, выбор 2, антивыбор 1 и так далее. Здесь важны два компонента:

  • кто выбирает;
  • кого выбирает.

Для письменного опроса разрабатывается анкета, в которой обязательным является указание своего имени, вопрос, понятный для ребёнка, и строчки с результатами ответов (выборов).

Проводит социометрию школьный психолог. Основная его задача на подготовительном этапе: создание благоприятных отношений с учениками класса. Для этого нужно провести совместно с детьми ряд занятий или мероприятий. Дети должны видеть в психологе собеседника, старшего товарища, но ни в коем случае ни администратора. Это необходимо для того, чтобы ученики не боялись ответить неправильно, а отвечали искренне. Нужно помнить, что сделать честный выбор — сложная эмоциональная ситуация для большинства детей в классе, особенно для непопулярных. Поэтому важно, чтобы ребёнок доверял взрослому.

Учитель и группа школьников

Психологу желательно провести несколько мероприятий с детьми до того, как будет проводиться социометрия

Проведение социометрии среди младших школьников

Анкета

Анкета — самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно.

Детям даётся инструкция: «Мы все хотим, чтобы ваш (наш) класс был самым дружным. Но, возможно, что-то мешает этому. Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Перед вами анкеты. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты. Важно только ваше мнение».

На бланке анкеты нужно написать (напечатать) вопросы (критерии) и определить место для ответов. Для учеников начальной школы лучше использовать вариант, при котором дети вписывают имена в строчки с выбором, или же таблицу с готовым списком обучающихся.

Важна для младших школьников и формулировка вопроса. Он должен быть понятен, а ситуация выбора — ценной для ребёнка. Например:

  • Кого ты хочешь (не хочешь) пригласить на свой день рождения?
  • С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
  • С кем бы ты хотел делать домашние задания?
  • С кем бы ты хотел дружить?
  • Если бы ты переходил в другую школу, кого бы позвал с собой?
Дети совещаются

Важно настроить школьников только на самостоятельное заполнение анкеты

Таблицы: Примеры анкет для мониторинга

Вариант 1.

Фамилия и имя ученика _______________________

Вопрос 1: ____________________________________

Ответ:

Выбор 1.______________________________________

Выбор 2.______________________________________

Выбор N ______________________________________

Вопрос 2:____________________________________

Ответ: …

Вариант 2.

Фамилия и имя ученика _______________________

Вопрос 1: ____________________________________

Ответ:

Фамилия ребёнка

Номер выбора

Вопрос 2: ____________________________________

Ответ: …

Цветовая проективная социометрия

Такой вариант социометрии проводится индивидуально. Для него потребуется специальное оборудование, а именно цветовое поле в виде шахматной доски: 5Х5 рядов из 13 цветовых и 12 белых квадратов. Сама методика предполагает сложную систему выборов через фишки и цветовую доску. Однако такой способ сложен для младших школьников, поэтому рекомендуется использовать упрощённую методику.

Упрощённая проективная цветовая методика

Детям даётся список учащихся класса, цветные карандаши (карточки). Перед ребёнком раскладываются несколько цветов и предлагается выбрать самый приятный, а затем ученик должен совместить этот оттенок с кем-то из одноклассников. Это позволяет определить эмоциональное отношение к выбору.

Таблица: Значение выбранных цветов

Цвет

Значение при выборе

Синий

Стремление к избеганию конфликта с человеком. Привлекательны совместные игры и интересы. В отношениях может быть дистанция.

Жёлтый

Авторитетный, значимый ученик. Стремление быть ближе к нему, быть похожим на него.

Зелёный

Ощущение спокойствия и удовлетворённости от этого человека.

Серый

Признание достоинства сверстника с одновременным недовольством характерными особенностями: мелочностью, занудливостью, излишней опекой. Ребёнок привлекает и одновременно отталкивает.

Чёрный

Притягивает недосказанностью, таинственностью. Возможно, манит как противоположное.

Оранжевый

Удивляется некоторым действиям этого лица. Неопределённое отношение. Ожидание благоприятных связей, ощущение перспектив.

Фиолетовый

Состояние, близкое к игнорированию человека. Скорее всего, терпение.

Коричневый

Инертное (равнодушное) отношение к ученику.

Розовый

Проявляет интерес. Находит удовлетворение в процессе общения.

Цветовая непроективная методика

Детям предлагается таблица со списком детей и пустых клеточек для определения выбора. Варианты интерпретации цвета записываются на доске, отдельной карточке или самом бланке в виде инструкции.

Толкования цветового анализа:

  • красный — «нравится»;
  • розовый — «симпатичен»;
  • оранжевый — «с ним интересно»;
  • жёлтый — «общаюсь»;
  • зелёный — «в принципе, я рад за его успехи»;
  • синий — «безразличен»;
  • серый — «не нравится»;
  • чёрный — «я ненавижу этого человека (он мне неприятен)».

Задачей ребёнка является раскрасить клеточку напротив каждой фамилии в зависимости от интерпретации цвета.

Устный вариант теста

Суть этого метода близка к анкетному варианту, но проводится тест устно. Для этого ребёнку предлагается список детей с фотографиями, чтобы ребёнок не забыл о каком-то однокласснике и результаты социометрии были достоверными. Затем задаются вопросы и фиксируются варианты ответов в специальном протоколе.

Обработка результатов и их интерпретация (выводы)

Социограмма

Пример социограммы, составленной после проведения теста

После первичной обработки протоколов и анкет составляется матрица — таблица с нумерованным списком детей по вертикали и горизонтали и полученными результатами. После её анализа формируется социограмма, позволяющая наглядно оценить результаты проведённого исследования.

  • Внутренний круг фиксирует «звёзд» — детей с самым большим числом выборов.
  • Второй круг — предпочитаемых (вторые по уровню показатели).
  • Третий круг — игнорируемых (оттеснённых) детей;
  • Четвёртый круг — изолированных одиночек (учеников, не набравших ни одного очка).

Выяснить наличие внутренних групп поможет наличие чёткой подструтктуры взаимных выборов. Педагогу нужно обратить на это внимание.

Социометрия — широко используемая адаптированная для разного возраста методика. Для того чтобы осуществлять грамотную коррекцию в классном коллективе, нужно проводить исследование 2–3 раза в год и на основе анализа результатов планировать воспитательную и образовательную деятельность.

Метки: