Анализируем родительско-детские отношения с помощью методики PARI (ПАРИ)

Дата: 13 сентября 2016 Автор: Рубрика: Школа 0

Семья у психолога

В отечественной практике довольно много внимания уделяется проблемам взаимоотношений мужчин и женщин, но часто обходится стороной вопрос стиля и особенностей родительских установок в воспитании детей. Огромный шаг в этом направлении был сделан с разработкой методики Parental Attitude Research Instrument — PARI (ПАРИ), позволяющей сделать вывод об особенностях восприятия матерями и отцами различных аспектов семейной жизни.

Характеристика методики PARI (ПАРИ)

Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

Лев Николаевич Толстой

Та модель семьи, при которой взрослеют дети, будет неосознанно копироваться ими в собственной жизни. Поэтому изучение особенностей родительско-детского взаимодействия имеет очень существенное значение. Наиболее полную информацию о стиле таких отношений можно получить, проведя тестирование среди семейных пар, в частности матерей.

Информативнейшей методикой считается диагностика PARI, придуманная американскими психологами Е.С. Шефер и Р.К. Белл, занимавшимися вопросами семейного воспитания. В отечественной практике она была переработана Татьяной Валентиновной Нещерет, социальным психологом, доцентом кафедры психологии СПбГПУ. Тестирование предполагает письменное согласие-несогласие с каждым из 115 представленных в опроснике утверждений, касающихся самых разных сторон внутрисемейных отношений.

Родители и дети

Методика помогает определить, счастливы родители и дети семье или же есть какие-то проблемы

Проведение диагностики стиля родительских отношений

Диагностика может быть как индивидуальной, так и групповой. Рекомендуемое время работы взрослых с бланками — 20 минут. Проводится тестирование по следующему алгоритму:

  1. Экспериментатор выдаёт опросник и бланк для ответов.
  2. Затем инструктирует испытуемого: «Перед вами 115 утверждений. Задача такова: отметить на бланке один наиболее подходящий, на ваш взгляд, вариант ответа. «А» означает «абсолютно согласен», «а» — «больше согласен, чем не согласен», «б» — «больше не согласен, чем согласен», «Б — совершенно не согласен»».
  3. Организатор должен обратить внимание тестируемого на то, что обдумывать ответы долго не стоит. Также следует предвосхитить замечания испытуемого о схожести некоторых вопросов (цель таких заданий — установить мельчайшие разногласия в воспитании детей).
  4. После завершения работы участника диагностики и по прошествии отведённого времени экспериментатор забирает бланк для дальнейшего анализа.

Файл: Опросник для измерения установок и реакций родителей

Стимульный материал, бланк и ключ

Обработка и интерпретация результатов изучения

Семейная ссора

Вероятно, дети являются постоянными свидетелями семейных ссор, если по шкале № 7 испытуемый получил самый высокий балл

Все задания опросника разбиты на 23 шкалы, в каждой из которых по 5 вопросов (см. файл «Стимульный материал, бланк и ключ»). Первая часть, затрагивающая семейную роль испытуемого, состоит из 8 шкал (в скобках указан номер того или иного показателя):

  • зацикленность женщины на семье (№3);
  • ощущение себя матерью-жертвой (№5);
  • частые семейные ссоры (№7);
  • непререкаемый родительский авторитет (№11);
  • нежелание быть хозяйкой дома (№13);
  • отстранённость мужа от семейных дел (№17);
  • авторитарный стиль материнского общения (№19);
  • нерешительность и зависимость от матери (№23).

Родительско-детские отношения описаны 15 признаками:

  • предоставление чаду возможности высказаться (№1);
  • дружеские отношения (№14);
  • поощрение любознательности малыша (№15);
  • уравнительные отношения (№21);
  • несдержанность (№8);
  • строгость (№9);
  • нежелание контактировать с ребёнком (№16);
  • ярко выраженный стиль отношений «сильный-слабый»;
  • угнетение воли (№4);
  • забота о безопасности (№6);
  • отсутствие влияний извне (№10);
  • подавление негативных проявлений (№12);
  • подавление половой роли (№18);
  • чрезмерное присутствие в мире малыша (№20);
  • желание ускорить процесс обучения ребёнка (№22).

Первые четыре шкалы отражают правильность эмоциональной связи с детьми, следующие три показателя — дистанцированность в отношениях с ребёнком, а последние восемь критериев говорят о зацикленности на отпрыске.

За каждый ответ испытуемый получает определённое количество баллов:

  • 4 за А;
  • 3 за а;
  • 2 за б;
  • 1 за Б.

После выведения итоговой суммы и соотнесения результата с нормой по каждой шкале можно определить основные особенности отношений внутри конкретной семьи.

Таблица: Тестовые нормы (отцы)

Номер шкалы Разбивка баллов по оценкам
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 5–11 12–13 14 15–16 17 18 19 20 20 20
2 5–7 8 9 4 11–12 13–14 15–16 17–18 19–20 20
3 5–8 9–10 11–12 13 14–15 16 17–18 19 20 20
4 5–9 10 11–12 13 14 15–16 17 18 19 20
5 5–11 12 13 14 15–16 17 18–19 18–19 20 20
6 5–10 11–12 13 14 15–16 17 18 19 20 20
7 5–9 10 11–12 13 14–15 16 17 18–19 20 20
8 5–6 7–8 9–10 11 12–13 14–16 17 18–19 20 20
9 5–7 8 9–10 11 12–13 14–15 16 17 19 20
10 5–10 11–12 13 14 15 16 17 18–19 20 20
11 5–8 9 10 11–12 13–14 15–16 17 18–19 20 20
12 5–8 9 10 11 12–14 15–16 17 18 19–20 20
13 5–7 8 9 10–11 12 13–14 14–16 17–18 19 20
14 5–11 12 13 14 15 16 17 18–19 18–19 20
15 5–12 13 14 15–16 17 18 19 20 20 20
16 5–9 10 11 12 13–14 15 16 17 18–19 20
17 5–10 11 12 13–14 15 16–17 18–19 20 20 20
18 5–8 9–10 11–12 13 14–15 16–17 18 19 20 20
19 5–7 8 9–10 11 12–13 14–15 16–17 18 19 20
20 5–9 10 11–12 13–14 15 16–17 18 19 20 20
21 5–14 15 16 17–18 19 19 20 20 20 20
22 5–8 9–12 13 13 14–15 16 17–18 19 20 20
23 5–12 13–14 15 16 17 18 19 20 20 20

Таблица: Тестовые нормы (матери)

Номер шкалы Разбивка баллов по оценкам
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 5–12 13 14 15–16 17 18 19 20 20 20
2 5 6–7 8 9–10 11–12 13–14 15–16 17–18 19 20
3 5–8 9 10 11–12 13–14 15–16 17–18 19 20 20
4 5–10 11 12 13 14 15–16 17 18–19 20 20
5 5–9 10–11 12 13–14 15 16–17 18 19 20 20
6 5–10 11 12–13 14 15–16 17 18 19 20 20
7 5–9 10–11 12 13–14 15 16–17 18 19 20 20
8 5–6 7 8–9 10–11 12–13 14–15 16–17 18–19 20 20
9 5–7 8 9 10 11–12 13–14 15 16 17–19 20
10 5–10 11 12 13–14 15 16–17 18 19 20 20
11 5–8 9 10 11–12 13 14–15 16–17 18 19 20
12 5–7 8–9 10–11 12–13 14 15–16 17–18 19 20 20
13 5–6 7 8–9 10 11 12–13 14–15 16 17–18 19–20
14 5–10 11 12 13–14 14 16 17 18 19 20
15 5–11 12–13 14–15 16 17 18 19 20 20 20
16 5–7 8–9 10–11 12 13 14–15 16–17 18 19 20
17 5–10 11–12 13 14–15 16–17 18 19 20 20 20
18 5–9 10 11 12–13 14–15 16–17 18–19 20 20 20
19 5–7 8 9–10 11 12 13–14 15–16 17–18 19–20 20
20 5–7 8–11 12–13 14 15–16 17–18 19 20 20 20
21 5–15 16 17 18 19 19 20 20 20 20
22 5–10 11 3 13–14 15 16–17 18 19 20 20
23 5–10 11 12 13–14 15–16 17 18 19 20 20
Целующие ребёнка родители

Случается, что в семье всё внимание сосредоточено только на ребёнке. Тест позволяет выявить и это

Чем выше оценка по тому или иному критерию, тем проблемнее ситуация, касающаяся того или иного вопроса:

  • Так, например, большое количество набранных баллов по 7 шкале говорит о том, что ребёнок, скорее всего, регулярно становится свидетелем супружеских ссор.
  • Высокие баллы по 3 критерию указывают на постоянную погружённость в семейные проблемы.
  • А вот большая сумма очков в 13 шкале говорит о нехватке родительского внимания из-за постоянной их занятости на работе (при этом, вероятно, практически полностью отсутствует согласованность в распределении домашних обязанностей).
  • Высокие баллы по шкалам №17, №19, №23 иллюстрируют недостаточную сплочённость родных.

Психологам, работающим с целыми семьями, тест PARI даёт широкие возможности для анализа и коррекции отношений внутри ячейки общества. По итогам диагностики, как правило, проводится беседа, в которой, в зависимости от задач, поставленных специалистом, принимают участие либо все члены семьи сразу, либо только взрослые.

Метки: