Использование методики «Сложные аналогии» для тестирования школьников

Дата: 22 марта 2017 Автор: Рубрика: Школа 0

сложные аналогии

Одним из признаков зрелости мышления является умение устанавливать между понятиями логические связи. Оно формируется у человека постепенно, в том числе в процессе школьного обучения. Задача педагогов и психологов состоит в том, чтобы отслеживать становление мыслительных процессов ребёнка, с целью выявить отставание от возрастной нормы. Одним из тестов оценки способностей мыслить логически является методика «Сложные аналогии».

Суть методики

Тестирование «Сложные аналогии» является одним из распространённых способов исследования динамики умственной деятельности. Данная методика была разработана нашей соотечественницей Э. А. Коробковой — психологом, работавшим с детьми, имеющими проблемы в развитии интеллекта.

Тест направлен на изучение способностей ребёнка к построению логических умозаключений, абстрагированию и установлению связей между понятиями. Суть его состоит в том, чтобы обнаружить отношения между 20 парами понятий и типировать их в соответствии с предложенным ключом или «шифром».

Список понятий для тестирования по методу «Сложные аналогии»

  1. Испуг — бегство;
  2. Физика — наука;
  3. Правильно — верно;
  4. Грядка — огород;
  5. Пара — два;
  6. Слово — фраза;
  7. Бодрый — вялый;
  8. Свобода — воля;
  9. Страна — город;
  10. Похвала — брань;
  11. Месть — поджог;
  12. Десять — число;
  13. Плакать — реветь;
  14. Глава-роман;
  15. Покой — движение;
  16. Смелость — геройство;
  17. Прохлада — мороз;
  18. Обман — недоверие;
  19. Пение — искусство;
  20. Тумбочка — шкаф.

Шифр состоит из 6 пар слов, обозначающих понятия, соотносящиеся между собой по определённому принципу:

Шифр

  1. Овца — стадо (часть — целое);
  2. Малина — ягода (род — вид);
  3. Море — океан (маленькое — большое);
  4. Свет — темнота (антонимы);
  5. Отравление — смерть (причина — следствие);
  6. Враг — неприятель (синонимы).

При работе с детьми лучше всего проводить исследование в индивидуальном порядке или в небольших группах по 4–5 человек, поскольку разъяснение задание может потребовать пристального внимания экспериментатора к каждому из участников.

Психолог работает с ребёнком

Тестирование по методике «Сложные аналогии» рекомендуется проводить в индивидуальном порядке

Тестирование рекомендуется проводить с детьми достигшими возраста 12–14 лет, а также старшеклассниками, верхней возрастной границы не предусмотрено. Данная методика может оказаться слишком сложной для детей более младшего возраста, т.к. их логическое мышление сформировано ещё в недостаточной степени, чтобы улавливать абстрактные связи между понятиями. Некоторые источники указывают на то, что с данным тестом не всегда хорошо справляются даже образованные взрослые, поэтому тестирование младшеклассников по этой программе не рекомендуется.

Проведение диагностики среди школьников (младших, средних, старших классов)

Для проведения тестирования потребуется:

  • бланк с заданием;
  • часы или секундомер;
  • протокол для фиксации объяснений испытуемого.

На первом этапе тестируемому предлагается «шифр» к заданию — 6 пар слов, объединённых определённым типом логической связи. Подростку нужно установить, какие отношению существуют между представленными понятиями. В случае затруднений, экспериментатор задаёт наводящие вопросы (именно поэтому рекомендуется производить тестирование индивидуально).

Если ребёнок в силу возраста или личностных особенностей не может установить связей, между предложенными понятиями, дальнейшее тестирование не имеет смысла. Следует, однако, сделать оговорку, что трудности с выполнением задания могут быть сопряжены не только с нарушениями мыслительных процессов, но и со стеснительностью ребёнка, когда ему сложно войти в контакт с экспериментатором, а также со снижением мотивации, когда тестируемый не хочет сотрудничать или ленится выполнять задание.

Ребёнку скучно

Низкие результаты по тесту «Сложные аналогии» может свидетельствовать о сниженной мотивации подростка и нежелании проходить тестирование

Убедившись, что испытуемый понимает логические связи между предложенными парами понятий, экспериментатор открывает вторую часть бланка с 20 парами слов, находящихся в тех же отношениях, что и слова из первого списка. Ребёнка просят установить эти отношения и обозначить их буквой, соответствующей типу логической связи или же просто указать пару слов из ключей, имеющих тот же вид связи.

Бланк заданий к методике

  • А. Овца — стадо;
  • Б. Малина — ягода;
  • В. Море — океан;
  • Г. Свет — темнота;
  • Д. Отравление — смерть;
  • Е. Враг — неприятель.
1. Испуг — бегство А Б В Г Д Е
2. Физика — наука А Б В Г Д Е
3. Правильно — верно А Б В Г Д Е
4. Грядка — огород А Б В Г Д Е
5. Пара- два А Б В Г Д Е
6. Слово — фраза А Б В Г Д Е
7. Бодрый — вялый А Б В Г Д Е
8. Свобода — воля А Б В Г Д Е
9. Страна — город А Б В Г Д Е
10. Похвала — брань А Б В Г Д Е
11. Месть — поджог А Б В Г Д Е
12. Десять — число А Б В Г Д Е
13. Плакать — реветь А Б В Г Д Е
14. Глава-роман А Б В Г Д Е
15. Покой — движение А Б В Г Д Е
16. Смелость — геройство А Б В Г Д Е
17. Прохлада — мороз А Б В Г Д Е
18. Обман — недоверие А Б В Г Д Е
19. Пение — искусство А Б В Г Д Е
20. Тумбочка — шкаф А Б В Г Д Е

Можно в качестве примера разобрать две первые пары слов совместно, но оставшуюся часть заданий школьник выполняет самостоятельно. На прохождение теста отводится 3–5 минут в зависимости от возраста учащихся.

По ходу тестирования экспериментатор заполняет протокол: в нём он фиксирует не только ответы испытуемого, но и логические выводы, которые позволили ему отнести ту или иную пару к определённой категории.

Протокол экспериментатора для тестирования по методу «Сложные аналогии»

Пара понятий Ответ испытуемого Комментарий
Испуг — бегство
Физика — наука
Правильно — верно
Грядка — огород
Пара- два
Слово — фраза
Бодрый — вялый
Свобода — воля
Страна — город
Похвала — брань
Месть — поджог
Десять — число
Плакать — реветь
Глава-роман
Покой — движение
Смелость — геройство
Прохлада — мороз
Обман — недоверие
Пение — искусство
Тумбочка — шкаф

Рассуждения тестируемого могут быть не менее полезны и показательны для оценки его логического мышления, чем сами ответы и их правильность. Обоснование выбора того или иного ответа позволяет выявить соскальзывания и растекаемость мышления, указывающие на его незрелость.

Интерпретация результатов

Экспериментатор подсчитывает количество правильных ответов: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный — 0 баллов.

Ключ к тесту

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В

Результаты ответов суммируются и стандартизируются в соотвествии с десятибальной шкалой:

Оценка 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Правильные ответы 20 19 18 17 15–16 12–14 10–11 8–9 7 6

Полученные по десятибальной шкале результаты интерпретируются следующим образом:

  • 10 баллов — ребёнок понимает абстракции и сложные логические связи;
  • 9 баллов — ход рассуждений логичен, но, возможно, испытуемый отвлекался в процессе тестирования;
  • 8 баллов — есть нарушения в выстраивании связей между явлениями (может быть, в силу отсутствия опыта работы с подобными заданиями);
  • 7 баллов — наблюдаются проблемы с логикой в установлении отношений, не вызывающих особых сложностей;
  • 6–5 баллов — испытуемому тяжело найти связи между неоднозначными парами (например, «ягода — малина»);
  • 4 балла — нарушение логики, «растекание» процессов мышления, связанных с установлением соответствий;
  • 3–2 балла — школьник понимает суть задания, но ошибается при сравнении, что говорит о соскальзывании умозаключений, то есть доля логичности в рассуждениях есть, но связь выстраивается ошибочно. Например, пара «враг — неприятель» может быть интерпретирована как отношения, происходящие во время войны — ход мысли в чём-то правильный, но задание выполняется по другому принципу.
  • 1 балл — испытуемый обладает растекаемостью мышления, его аргументы нелогичны, аналогии воспринимаются ложно, налицо неумение строить логические связи.

Методика «Сложные аналогии» является распространённым способом исследования мышления. Однако, некоторые критики отмечают, что она довольно сложна — даже взрослые образованные люди без нарушений мыслительной деятельности не всегда выполняют её правильно на 100%. Поэтому, если школьник показывает низкие результаты, это не может интерпретироваться как диагноз об умственном отставании, но должно стать поводом к проведению дальнейшего обследования. Окончательные выводы и рекомендации по прохождению коррекционной программы обучения должны быть сделаны специалистом в области возрастной психологии.

Интересное

Метки: