Как правильно провести урок толерантности в школе?

Дата: 30 апреля 2016 Автор: Рубрика: Школа 0

Школьники разных национальностей

Современная школа, кроме решения образовательных задач на уроках, направляет свою работу ещё и на формирование нравственных и культурных ценностей подрастающих личностей. Детям нужно привить не только понимание того, что такое хорошо, а что — плохо, но и научить толерантности к принципам и взглядам, отличным от их собственных. Какими же средствами достижения поставленной цели обладает школа?

Зачем нужна такая воспитательная работа?

Толерантность — это терпимое отношение к взглядам, привычкам и нравам окружающих людей. В социологии этот термин обозначает уважительное отношение к иному мировоззрению и образу жизни. В сложившихся условиях, когда в школах довольно часто вспыхивают межрасовые конфликты между детьми, уроки, на которых ясно и понятно объяснялась бы необоснованность деления на «своих» и «чужих», становятся жизненно необходимыми. Кроме предотвращения расовых притеснений, занятия, посвящённые терпимому отношению друг к другу, решают ряд важных воспитательных задач:

  • формируют позитивный взгляд на мир;
  • учат взаимодействовать с другими членами социума;
  • стимулируют интерес к вопросам человеческого общения;
  • прививают уважение к чужому мнению.

Типы толерантности

Уроки толерантности могут проводиться в школе не только как отдельные учебные занятия, но и входить в систему других занятий в виде отдельных вопросов для обсуждения или проектных работ. Учитель может касаться следующих типов терпимого отношения к действительности:

  • национального, подразумевающего принятие других способов социального и политического устройства;
  • религиозного, рассматривающего позиции различных конфессий;
  • этнического, связанного с совокупным культурологическим наследием народов;
  • социального, определяющего различный общественный статус людей;
  • полового, доказывающего гендерное равноправие;
  • связанного с внешними особенностями людей, в том числе необычным внешним видом или физическими недостатками;
  • связанного с различными увлечениями и привычками.

    Мальчик смеётся над другим мальчиком

    Воспитание толерантности в школьниках позволяет предотвратить травлю детей, которые по каким-либо признакам отличаются от остальных

Каждый их этих типов может гармонично включаться учителем не только в программные учебные курсы, но и во внеклассную работу, формируя у школьников:

  • активную гражданскую позицию;
  • уважение к культурному наследию своей страны и традициям других народов;
  • навыки бесконфликтного ведения дискуссии.

Писатель Оскар Уайльд говорил: «Понять людей и жить с ними можно, только если относиться к ним терпимо».

Стратегия проведения работы на уроках

В основе разработки занятий, направленных на воспитание терпимости у детей, лежат два принципа:

  • гуманизации, определяющий уникальность и индивидуальность каждой отдельной личности;
  • интеграции, направленный на необходимость взаимодействия разных культур и социумов для полноценного развития каждого человека и всего человечества в целом.

Для реализации этих стратегий учитель должен отдавать предпочтение живому общению с детьми, предлагая темы для обсуждения на жизненных примерах, а также:

  • используя ролевые игры;
  • организуя совместную работу учеников;
  • взаимодействуя с семьями школьников;
  • занимаясь культурным развитием детей.

    Дети коллективно работают над заданием

    Обязательно нужно организовывать работу так, чтобы дети взаимодействовали друг с другом

Примеры методических приёмов для воспитания толерантности на уроках

Терпимому отношению к отличным от собственных обычаям и взглядам необходимо не только посвящать отдельные классные и внеклассные занятия, но и уделять внимание на каждом уроке. Для того чтобы такая работа не носила характер «чтения морали», учителю следует планировать занятие с учётом времени на задания или отдельные приёмы для воспитательной работы. Рассмотрим некоторые примеры таких методических техник.

В большинстве своём дети выказывают неуважение и презрение к тому, о чём мало знают. Поэтому задача любого учителя состоит в том, чтобы заполнить эти пробелы.

На уроке физической культуры и биологии

Во время занятий спортом дети видят физические отличия друг друга. В подростковом возрасте особенно остро ребята реагируют на проблемы с лишним весом. Чтобы привить толерантное отношение к полным одноклассникам, учитель может:

  • показать презентацию, в которой рассказывается об особенностях обмена веществ, вызывающих ожирение, и объяснить ученикам, что лишний вес — это, прежде всего, гормональная проблема, а потом уже неправильный образ жизни и переедание;
  • провести «День наоборот», дав задание школьникам привязать подушку к животу и попробовать «прожить» один урок физкультуры в образе полного человека.

Последний приём рекомендуется использовать в классах, где полных ребят нет, иначе они воспримут такую игру как оскорбление.

В классах, где есть афроамериканцы и существует притеснение по расовому признаку, можно показать презентацию с подборкой мировых спортивных рекордов, поставленных темнокожими спортсменами, с последующим обсуждением увиденного.

А курс биологии позволяет доступно и аргументировано, с научной точки зрения доказать общность физиологического строения людей разных национальностей. Например, учитель может использовать проекты с презентациями о наборе генов у представителей разных рас.

На уроке английского языка

Книга «Приключения Тома Сойера» на английском языке

Для привития толерантности на уроке английского языка можно организовать инсценировку отрывков из англоязычных произведений

Занятия по иностранному языку открывают массу возможностей для привития детям уважения к разным культурам и традициям. Если говорить об уроках английского, то рекомендуется использовать такие виды работы:

  • групповая работа «Международная конференция» (дети представляют 2–3 страны, задача участников — презентовать «свой» народ с наиболее интересной и занимательной стороны, например, рассказав о национальной кухне или семейных традициях);
  • подготовка проектов, представляющих ту или иную страну через достижения в искусстве или науке;
  • инсценировки из произведений мировой классики (например, монологи героя «Хижины дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, сцена суда в произведении Харпер Ли «Убить пересмешника» и так далее);
  • работа над сочинением на тему «Космополит — это…» в старших классах.

На уроках истории и обществознания

Эти занятия позволяют в полной мере раскрыть нюансы общественного и политического строя тех или иных народов. Однако очень важно сделать акцент на том, что у разных народов есть общие корни. В качестве примеров тем для занятий можно привести:

  • создание проекта генеалогического дерева языковых семей;
  • презентация докладов о жизни и обычаях малых народов;
  • подготовка и защита рефератов о притеснении евреев в годы Второй мировой войны;
  • диспут о сходствах взглядов на мир в разных вероисповеданиях.

Кроме того, учитель обязательно должен делать упор на культурное многообразие родной страны.

На занятиях по психологии

При создании школьного курса психологии методисты постарались учесть необходимость введения понятия «толерантность» в темы некоторых уроков. Однако учителю всё равно нужно использовать на каждом занятии те или иные виды работ для воспитания терпимости у ребят. Особенно это касается превентивных мер в отношении различных проявлений жестокости. В качестве приёмов можно предложить:

  • проведение эксперимента «7 дней без грубых слов», что особенно актуально для учащихся среднего звена, расценивающих нецензурную брань как показатель своей взрослости;
  • подготовку вопросника «Почему возникают конфликты?» с методикой анализа ответов;
  • анкетирование ребят «Способен ли ты на жестокость?»;
  • дискуссии и круглые столы, посвящённые поиску решения проблемы половой дискриминации.

Нюансы формирования терпимости в разном возрасте

Учитель и дети младшего школьного возраста

Для воспитания толерантности в младшем и среднем звене особенно важно, чтобы учитель разъяснял детям некоторые понятия и поощрял инициативу каждого ученика

Не секрет, что восприятие в младшем школьном возрасте отличается от понимания тех или иных вопросов в старшем. Поэтому так важно подбирать приёмы воспитания толерантности, уместные для разных категорий учеников.

В начальной школе

Как уже отмечалось, работа по воспитанию толерантности — это не отдельные уроки и не только классные часы, посвящённые темам, вызывающим споры, но и введение методических приёмов, позволяющих привить детям уважение к иным взглядам и обычаям. В начальном звене ими может быть:

  • «Эстафета»: организация любой деятельности таким образом, чтобы дети взаимодействовали друг с другом;
  • «Акцент на лучшее»: учащимся рекомендуется рассмотреть нечто негативное с точки зрения наличия позитивных черт (например, на уроке чтения при изучении «Сказки о военной тайне» А. Гайдара детям можно предложить найти положительные стороны характера Мальчиша-Плохиша);
  • «История про себя»: каждому ребёнку необходимо придумать рассказ о себе, а задача одноклассников — пересказать её.

В 5–9 классах

Для подростков очень важен личный опыт, поэтому основными приёмами в этом возрасте могут быть ролевые игры.

  • «Мизансцена». Методика работы в подвижных группах, когда учитель меняет местами членов команды по ходу выполнения заданий.
  • «Обмен ролями». Приём, который предполагает, что дети в процессе обсуждения будут примерять на себя роли своих оппонентов (например, во время литературного суда над героем).
  • «Общее мнение». Ученикам предлагается вопрос, отвечать на который следует по цепочке, то есть каждому следующему отвечающему нужно для собственного ответа учесть мнение предыдущего товарища.

У старшеклассников

Старшеклассники слушают

Ученики старших классов ценят возможность высказаться, поэтому строить занятие нужно с учётом этого факта

В старшем школьном возрасте ребятам важно высказать свою точку зрения, поделиться своими соображениями на тему. Вот почему приёмы воспитания толерантности должны быть дискуссионного характера.

  • «Прогнозирование». Методика этой работы заключается в высказывании предположений по поводу возможного развития обсуждаемой ситуации (например, на уроке истории дети могут рассуждать о том, как изменился бы вектор развития страны без переворота 1917 года).
  • «Поиск толерантной позиции». Два ученика предлагают аргументы в защиту своей позиции по тому или иному вопросу, а задача одноклассников — выбрать наиболее доказательную.
  • «Импровизация на свободную тему». Детям предлагается перенести определённые условия на почву современности. Например, школьникам требуется поразмышлять над таким вопросом: могло ли рабовладение и угнетение темнокожих появиться в XXI веке?

Урок толерантности не должен рассматриваться как 45-минутное нравоучение о необходимости быть терпимым к другим людям. Такая работа должна расцениваться как жизненный урок, который преподаёт школа формирующимся личностям. Задача педагогов — приложить все усилия, чтобы ученики выросли достойными гражданами страны, которые обеспокоены судьбами других людей, а также хотят и могут искать мирные способы решения конфликтов, связанных с национальными, религиозными и другими противоречиями.

Метки: