Методика «Человек под дождём» — помощь в определении проблем ребёнка

Дата: 6 августа 2016 Автор: Рубрика: Школа 0

Рисующий мальчик

Реакция на стрессовые ситуации у каждого человека своя: кто-то предпочитает справляться в одиночку, кто-то теряется, кто-то перекладывает свои проблемы на чужие плечи. Любая модель поведения закладывается в детстве, поэтому психологи стараются помочь ребёнку адекватно выстроить поведенческую линию в непростых обстоятельствах. Но прежде чем это делать, необходимо выяснить, как человек реагирует на сложности. В этом поможет проективная методика «Человек под дождём».

Характеристика проективной методики и её авторы

Проективная рисуночная методика «Человек под дождём» разработана двумя психологами — Еленой Васильевной Романовой и Тамарой Ивановной Сытько. Они посвятили несколько своих работ выявлению возрастных особенностей реакций на нестандартные ситуации. Суть диагностики заключается в том, что экспериментатор предлагает испытуемому выполнить два рисунка — человека и этой же фигуры под дождём. Непогода в этом случае выступает символом тяжёлых жизненных обстоятельств, обрушившихся на тестируемого. Таким образом, можно выделить следующие цели теста:

  • изучение характеристик личности;
  • определение способности быстро адаптироваться к новым обстоятельствам;
  • исследование привычной реакции на неприятности;
  • выявление жизненных проблем, мешающих развитию ребёнка.

Американский писатель-фантаст Рональд Хаббард говорил: «Человек попадает в серьёзные неприятности лишь тогда, когда он решает, что в данной ситуации он ничего не может сделать».

Проведение психологического теста «Человек под дождём»

Рисующая девочка

Тест рекомендован для детей младшего школьного возраста и старше, но допускается и его проведение для диагностики детей, ещё посещающих детский сад

Тестирование проводится в индивидуальной форме. Психологи рекомендуют начинать работу с детьми при достижении ими младшего школьного возраста, когда навык рисования уже более-менее сформировался, но не возбраняется применение методики и для диагностики дошкольников. 

Для проведения теста необходимо подготовить:

  • 2 альбомных листа;
  • карандаши (простые и цветные, последних должно быть не менее 12 штук разного цвета);
  • ластик.

Инструкция:

  1. Предложить испытуемому лист бумаги, расположенный вертикально.
  2. Объяснить, что необходимо нарисовать на нём человека.
  3. Когда первое изображение будет готово, протянуть второй лист со словами: «А теперь изобрази своего персонажа под дождём».
  4. После того как ребёнок закончит и второй рисунок, понадобится задать наводящие вопросы, получив или не получив ответы на которые можно будет сделать вывод о том, как тестируемый привык реагировать на те или иные обстоятельства.

Вопросы для беседы:

  • Как человек на твоей картинке себя чувствует?
  • Какое у персонажа настроение?
  • Что бы он хотел сделать сейчас?
  • Дождь пошёл неожиданно или о нём предупреждали?
  • Твой спутник (если он есть на рисунке) был готов к дождю или нет?
  • Тебе нравится дождь?
  • Как перспективы у твоего героя?
  • Как можно помочь человеку, испытывающему неудобства при непогоде?
  • Как попавший под дождь человек может приободрить самого себя?

Для малышей вопросы можно сформулировать попроще, но количество и суть тезисов менять не следует.

Обсуждение рисунка

Когда ребёнок завершит работу над рисунками, с ним необходимо будет обязательно побеседовать

Интерпретация результата ребёнка

Анализ проводится на основании сравнения двух рисунков, выполненных ребёнком. Необходимо постараться воспринять картинку целиком, понять настроение изображённого персонажа (спокойно воспринимает непогоду, пребывает в состоянии беспомощности, ликует или удручён) и попытаться оценить готовность — или её отсутствие — противостоять трудностям.

Расшифровка манеры рисования

Если ребёнок сильно нажимает на карандаш, продавливая лист, это говорит о том, что его психомоторный тонус неустойчив, то есть у испытуемого случаются приступы агрессии, его отличают напористость и тревожность. Когда же нажим совсем лёгкий, то тестируемый боязлив, нерешителен и пассивен. 

Чёткие и выраженные контуры, часто обведённые уже после завершения рисунка, говорят о склонности ребёнка анализировать происходящее с ним, а также указывают на необходимость периодически находиться наедине с собой. Когда контуры имеют непостоянный характер (в каких-то элементах прорисованы, а в каких-то нет), это говорит об импульсивности испытуемого. 

Следует обратить внимание на штриховку, если таковая присутствует в изображении. В этом случае имеет смысл говорить о тревожности ребёнка, боязни сделать что-то не так из-за возможного наказания или порицания. Тонкие эскизные линии используют дети, обучающиеся рисованию, или же испытуемые, которые отличаются повышенной впечатлительностью и мнительностью. Причём эти качества не всегда явно выражены в привычной манере поведения.

Если ребёнок изобразил персонажа примитивно (а-ля «палка, палка, огуречик»), то испытуемый, вероятно, нуждается в одобрении. Рисунок-шарж характеризует тестируемого как враждебного человека, не желающего выслушивать критику.

Нарисованные люди под ливнем

Обилие штриховки — нехороший признак

Размер и положение

Если персонаж под дождём нарисован уходящим, то это может свидетельствовать о стремлении избежать неприятных ситуаций. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда представлен вид на фигуру сверху, как бы с высоты птичьего полёта. Когда попавший под дождь человек нарисован в верхней части листа (такое часто наблюдается у подростков), то, возможно, испытуемый не может найти опору — не определился с будущей специальностью, не получается найти способ улучшить успеваемость и так далее. В случае если подобное положение персонажа зафиксировано на рисунке малыша, это говорит о том, что он чрезвычайно оптимистичен, стремится уйти от действительности в мир фантазий. О депрессивном состоянии испытуемого свидетельствует рисование человечка внизу листа. 

Изображена фигура в профиль или со спины — испытуемый старается отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у ребёнка сложности с установлением контакта с другими людьми.

Смещение влево или вправо символизирует, к кому малыш испытывает более сильную привязанность: в сторону сердца — к маме, в направлении правой руки (особенно если ребёнок правша) – к папе. Если фигура повёрнута влево, то испытуемый старается сосредоточить всё внимание на себе, вправо — тестируемый активен, думает о будущем.

Чем лучше дети справляются с неприятностями, тем больше размер их героев. Маленькие фигурки свидетельствуют о заторможенности во взаимодействии с окружающими, желании переложить ответственность на плечи окружающих. 

Образ персонажа

  • Большая голова у нарисованного человека говорит о высоком интеллекте испытуемого, маленькая — о неадекватности и неполноценности. 
  • Чем больше плечи, тем сильнее ребёнок нуждается в признании, покатые свидетельствуют об унынии и отчаянии.
  • Символ неудовлетворённости текущей ситуацией — крупный торс. Если же он слишком маленький, то тестируемый, вероятно, чувствует себя недооценённым и униженным.
  • Плохо прорисованное лицо сигнализирует о нежелании бороться с трудностями. Когда оно изображено детально и аккуратно, то ребёнку, вероятно, очень важны отношения с окружающими.
  • Разведённые в сторону руки говорят об открытости тестируемого; если они спрятаны за спиной, то можно сделать вывод, что испытуемый не привык уступать. Прижатые к телу конечности — символ напряжённости, а их отсутствие и вовсе заявляет о неумении контролировать себя и ситуацию.
  • Изображение, в котором акцент сделан на ноги (либо они большие по размеру, либо фигура стоит, расставив ноги и разведя их) свидетельствует о том, что трудности испытуемого повергают в недоумение. Он старается найти кого-то, кто поможет справиться с ними. Обычно такие дети находятся в сильной эмоциональной зависимости от родителей.

Если ребёнок нарисовал сказочного персонажа, это признак инфантильности. Изображённая малышом фигура противоположного пола говорит о том, испытуемый склонен перенимать манеру поведения, свойственную ближайшим родственникам — маме, бабушке, папе, дедушке. Такая особенность рисунка подростка может быть тревожным признаком, сигнализирующим о нежелании принимать решения самостоятельно.

Когда персонаж одет во много вещей, то это позволяет сделать вывод о том, что испытуемый нуждается в опеке; если же человек на изображении раздет (или тело прикрыто незначительным количеством предметов гардероба), значит, ребёнок импульсивен, отвергает определённые стереотипы поведения в тех или иных ситуациях.

Элементы непогоды

Нарисованная девушка под дождём

Большие тучи говорят о возможном депрессивном состоянии ребёнка

Чем больше на рисунке капель дождя, тем сложнее испытуемому защититься от трудностей, а вот редкие струйки говорят о том, что неблагоприятные обстоятельства носят временный характер. Изображение туч говорит о том, что ребёнок находится в ожидании неприятностей. Если небо полностью затянуто ими, это может быть признаком депрессивного состояния — такое часто наблюдается у детей во время пубертатного периода.

Ещё один атрибут дождя — лужи. Чем они глубже, тем сильнее малыш переживает сложности. Если человек стоит в луже, значит, тестируемый испытывает неудовлетворённость. Изображение справа говорит об ожидании неприятностей, слева — вероятно, проблема уже в прошлом. Также можно интерпретировать и наличие грязи около фигуры человека.

Средства защиты и другие детали

Любые элементы, не относящиеся напрямую к дождю и человеку, символизируют отражение необходимости в поддержке, переключении на какую-то замещающую деятельность. Молния означает, что в жизни грядёт новый виток развития, возможно, драматического характера. Как правило, её рисуют дети постарше. Малыши же любят изображать радугу, что говорит о стремлении к солнцу, мечте.

Зонт — это символ защиты, который говорит о тесной связи с родителями. Раскрытый купол сигнализирует о помощи матери при трудностях; закрытый зонт, ручка аксессуара — отца. Ребёнок может нарисовать шляпу в качестве средства от непогоды, интерпретируется это как потребность в опеке. Такой же вывод можно сделать при отсутствии «защитника» от стихии.

Толкование цветовой гаммы

При анализе цветовой гаммы рисунка учитывается количество оттенков. От 2 до 5 карандашей используют дети, которые хорошо адаптируются, не испытывают эмоционального дискомфорта. 7–8 выбранных цветов могут указывать на эмоциональную неустойчивость. А вот использование одного карандаша при наличии 12 говорит о боязни проявить себя. 

Если в рисунке преобладает какой-то определённый оттенок, то истрактовать это можно так:

  • Яркие оттенки говорят о склонности ребёнка преувеличивать значение тех или иных событий.
  • Много красного свидетельствует о депрессивном состоянии.
  • Синий используют дети, которые предпочитают искать выход из сложных ситуаций.
  • Жёлтый цвет выбирают оптимистичные и сдержанные ребята. 
  • Зелёный оттенок говорит о здоровом развитии. 
  • Серые тона сигнализируют о подавленности.
  • Коричневый и чёрный цвет предпочитают любители одиночества. Также тёмные тона в рисунке выдают боязнь осуждения.

Проективный тест «Человек под дождём» — возможность узнать, как ребёнок привык взаимодействовать с окружающим миром. Результаты диагностики помогут определить, какие качества необходимо развить испытуемому, чтобы заложить основы хороших отношений с другими людьми и научиться справляться со стрессом.

Наталья Василишин

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Подробнее

Метки: