Методика «Исключение лишнего»: как провести диагностику мышления детей с её помощью?

Дата: 27 июня 2016 Автор: Рубрика: Школа 0

Педагог работает с ребёнком

Умение выделять главное ценно не только в обучении, но и в жизни в целом. Однако даже такому, казалось бы, естественному действию ребёнка нужно учить. Но прежде стоит провести диагностику способности выделять сущностные признаки у явлений и предметов. Для этих целей используется методика «Исключение лишнего».

Суть методики «Исключение четвёртого лишнего»

Методика «Исключение лишнего», автор которой, к сожалению, неизвестен, была интерпретирована для детей Н.Л. Белопольской. Диагностика направлена на исследование способности:

  • обобщать понятия и предметы на основе определённых признаков;
  • абстрагироваться от пройденного материала для концентрации на новом;
  • выделять существенные качества понятий, объединённых общим признаком.

Стимульный материал представлен в двух видах: предметном и вербальном. В первом случае для проведения теста понадобится 7 наборов из 4 карточек с изображением 4 предметов, среди которых один не подходит к остальным по:

  • размеру;
  • форме;
  • цветовой гамме;
  • принадлежности к виду (например, среди домашних животных есть дикое).

    Мяч, кактус, пирамида и машинка

    При подборе стимульного материала важно остановиться на изображениях таких предметов, которые наверняка знакомы ребёнку

В рамках каждой категории задания идут на усложнение. На карточках указывается группа римской цифрой и номер набора в ней — арабской:

  • I группа — простые обобщения (например, 3 дерева и цветок);
  • II группа — стандартные обобщения (3 фрукта и сыр);
  • III группа — дифференцированные обобщения (3 предмета верхней одежды и купальник);
  • IV группа — обобщения, усложнённые по названию и существу (3 молочных продукта и хлеб);
  • V группа — обобщения, требующие развёрнутого ответа (3 вещи для младенца и молоток);
  • VI группа — задания с двумя решениями (курица, цыплёнок, утка и яйцо);
  • VII группа — провокационные задачи (лимон, груша и перец жёлтого цвета, а виноград синий), решая которые ребёнок должен опираться на сущностные признаки предметов, а не на внешние. Такие карточки помогают проверить предположения экспериментатора о конкретности или инертности мышления.

Для словесной формы теста используется бланк с напечатанными 12 строчками по 5 слов. Принцип работы тот же: нужно вычеркнуть не подходящее по одному из 4 признаков, упомянутых выше, слово, а затем объяснить свой выбор.

Процедура проведения диагностики среди дошкольников и младших школьников

Тест проводится в индивидуальной форме, на работу со всеми карточками ребёнку выделяется 3 минуты. По истечении этого времени взрослый заносит в заранее подготовленный протокол номер карты, исключённое ребёнком слово, а также краткое объяснение, данное испытуемым своему выбору, или наводящий вопрос, который привёл его к ответу.

Инструкция по проведению диагностики:

  1. Вместе с ребёнком экспериментатор смотрит на картинки первой карточки. Взрослый объясняет: «На этих рисунках ты видишь четыре предмета. Три из них сходны, их можно назвать одним словом, а один — неподходящий. Назови лишний и скажи, каким словом можно объединить оставшиеся три».
  2. Первую карточку педагог разбирает с испытуемым.
  3. Затем ребёнок самостоятельно отрабатывает оставшийся материал за установленное время. В случае затруднений взрослый может задать наводящий вопрос. Например, на 2 карточке I группы изображены деревья с листвой и ёлка. Испытуемый может правильно исключить предмет (ёлку), но объяснение дать не совсем подходящее: «У этих деревьев на ветках листочки, а у ёлки — иголки». В этом случае педагог должен похвалить ребёнка, но сказать, что есть более правильное объяснение (одни деревья листву сбрасывают, а ёлка всегда зелёная). Однако для объективности данных не стоит говорить испытуемому, правильно он ответил или нет, лучше рекомендовать подумать ещё.

Словесный вариант теста может проводиться в группах, на отработку бланка диагностики даётся 3 минуты.

Инструкция по организации вербального тестирования:

  1. Взрослый объясняет: «Ты видишь двадцать строк по пять слов в каждой. Посмотри на них внимательно и определи, чем похожи между собой четыре слова, а также почему одно из пятёрки не подходит».
  2. Лишнее слово ребёнку необходимо вычёркнуть, а объяснение записать рядом или проговорить вслух для педагога. Наводящие вопросы в этом варианте теста нежелательны, так как они повлияют на результат работы. Кроме того, когда учитель помогает одному из группы (если диагностика проводится среди целого коллектива школьников), внимание других детей рассеивается.

    Учитель наблюдает за работой ученицы

    Во время проведения словесного варианта тестирования помогать испытуемому нежелательно, можно только наблюдать за его работой

Файлы: Образцы стимульного материала

Стимульный материал для вербального тестирования

Карточки для предметного теста «Исключение лишнего»

Обработка и интерпретация результатов

Оценка процессов мышления малыша проводится по тому, с заданиями какой группы карточек справился ребёнок:

  • I группа — испытуемый может делать простые обобщения;
  • II группа — ребёнок устанавливает простейшие причинно-следственные связи и умеет обобщать;
  • III группа — малыш дифференцирует обобщения по сути предметов;
  • IV группа — испытуемый может самостоятельно анализировать, искать общий признак и формулировать его словесно;
  • V группа — ребёнок знает о функциях простых предметов, может составлять сложные речевые формулировки и объяснения;
  • VI группа — малыш может найти два решения одной задачи;
  • VII группа — испытуемый показывает нестандартные способы обобщения.

Ребёнок 3 лет с нормальным интеллектуальным развитием справляется с заданиями I группы, 4 лет — I и II категории, в 5 лет испытуемым легко рассматривается III группа карточек, а также некоторые предметы из IV и V. В 6 лет ребёнок способен работать с материалом I-VI категорий, а в более позднем возрасте дети успешно выполняют задания из всех групп.

Для правильной диагностики вербального тестирования разработана специальная шкала, которая даёт оценку вниманию. Количество баллов зависит от правильности выполнения задачи и времени, затраченного на это.

Баллы Время Объяснение
10 1 минута и меньше Испытуемый справился с задачей быстро, все задания выполнил верно
8–9 1–1,5 Задание выполнено, но темпа не хватает
6–7 1,5 – 2
4–5 2–2,5
2–3 2, 5- 3
0–1 3 Ребёнок не выполнил задание

По показателю времени, которое было затрачено на выполнение теста, можно судить об уровне развития критического мышления:

  • 10 баллов — очень высокий;
  • 8–9 баллов — высокий;
  • 4–7 баллов — средний;
  • 2–3 балла — низкий;
  • 0–1 балл — очень низкий.

    Мальчик складывает картинку

    Детям, показавшим низкие результаты, важно уделять больше внимания развивающим играм и упражнениям

При средних и низких показателях рекомендуется давать ребёнку упражнения, направленные на развитие логики и образного мышления. Полезны будут задания с применением приёмов критического мышления, такие как:

Методика «Исключение лишнего» позволяет выявить ошибки построения причинно-следственных связей у ребёнка и вовремя подобрать правильную коррекционную программу. Такие меры помогут предотвратить более серьёзные отклонения в развитии мышления формирующейся личности.

Метки: