Использование методики «Оперативная память» для тестирования школьников

Дата: 17 июля 2017 Автор: Рубрика: Школа 0

дети думают

Для успешного развития ребёнка просто необходима хорошая память. Поэтому столько внимания при воспитании и обучении детей уделяется развитию способности запоминать и воссоздавать полученную информацию.По мнению большинства психологов, именно в кратковременной памяти человека происходят процессы принятия решений. В кратковременную память поступают сообщения как из внешнего окружения, так и из долговременной памяти. Методика «Оперативная память» помогает не только проверить, но и улучшить свойства памяти как у младших школьников, так и у подростков.

Зачем нам нужно кратковременное запоминание

Применительно к описанию человеческого мышления, под кратковременной (чаще говорят — оперативной) памятью понимается та составляющая человеческой памяти, которая позволяет сохранить на короткий период небольшое количество информации так, чтобы она была пригодна для непосредственного использования во время мыслительных операций и действий. Кратковременная память человека, даёт возможность что-либо без повторения припомнить через небольшой временной промежуток. Этот период может составлять от нескольких секунд до одной-двух минут. Объём кратковременной памяти человека не велик. Эксперименты психологов показали, что она в комплексе составляет чаще всего от 4 до 9 объектов. В среднем это 5 или 7 объектов.

Девочка за партой в задумчивости

Человек способен запомнить без серьёзного напряжения примерно 5 объектов

Суть методики «Оперативная память»

Методика была создана Александром Романовичем Лурия, который стоит у истоков основания отечественной нейропсихологии. Лурия клинически изучал свойства памяти. Смысл эксперимента был в том, что психологи пытались установить уровень развития кратковременной памяти у детей, на основе результатов выполнения ими сравнительно несложных арифметических действий. В ходе тестирования, цифры и выражения, предлагаемые экспериментатором, дети воспринимали на слух. В дополнение к основным задачам, этот тест помогает определить:

  • как быстро ребёнок способен переключить своё внимание с одного задания на другое;
  • как легко ребёнок может воспринимать новый материал.

Следует отметить, что действия по восприятию исходных материалов «на слух» или же «визуально» сменяются действиями по оценке исходника, его трансформации (операция сложения) и записи конечного результата. Внимание ребёнка переключается между несколькими задачами. Это особое умение, своеобразная сноровка.

Тест помогает не только диагностировать уровень развития памяти детей, участвующих в исследовании. Он также помогает развить кратковременную память, применяя работу с наглядными материалами, который требует переписывания или же конспектирования. К примеру, если ребёнок испытывает трудности при списывании с доски, то специалист вполне может ему помочь, проводя регулярные занятия в рамках указанной методики. Таким образом происходит диагностирование кратковременной визуальной и слуховой памяти.

Исследование проводят среди детей в возрасте от 6 до 12 лет. Таким образом, специалист может использовать указанный метод длительное время, фактически до подросткового возраста учащихся. С возраста 12 лет для тестирования подростков можно использовать тестовые задания взрослого образца.

Методика пригодна для применения её в группе или же индивидуально. Обычно этот тест занимает от 4 до 6 минут. При выполнении этого задания детям выдаются специальные бланки-карточки. На них обозначают номера заданий и специальные пустые графы для будущих ответов. Стимульным материалом по этой методике выступают специальные таблицы с цифрами. По этим таблицам экспериментатор зачитывает детям стандартные ряды чисел. В методике «Оперативная память» для младших школьников (6–8 лет) используются пять рядов, по 4 числа в каждом. Для ребят 9–12 лет — 10 рядов, по 5 чисел.

Порядок проведения диагностики

Взрослый объясняет ребёнку задание, например, так:

  1. «Я назову последовательность чисел, а ты должен запомнить их, не записывая, на слух».
  2. Потом взрослый объясняет ребёнку: «Когда я назову эти числа, ты их попробуешь запомнить. А потом ты должен будешь записать суммы этих чисел по парам».

Запись эта выполняется следующим образом:

  • первое со вторым,
  • второе с третьим,
  • третье с четвёртым и так далее.

Потом ребенок должен сложить пары чисел и записать в нужную строчку бланка ответа, какие суммы получились в итоге.

К примеру, из ряда чисел 6, 5, 7, 2 это будет:

  • 6 плюс 5,
  • 5 плюс 7,
  • 7 плюс 2.

В результате сложения получаются значения 11, 12 и 9.

  • Далее, взрослый зачитывает приготовленные ряды чисел по очереди и ребёнок приступает к работе, заполняя полученный бланк. Время, которое выделяется на обработку одного набора чисел для детей 6–8 лет составляет 25 секунд, а для 9–12 летних детей — 15 секунд.

  • После выполнения порученного задания экспериментатор подсчитывает количество правильных сумм (максимум — 40).

Как указывалось, эта методика пригодна и для группового исследования. При этом само исследование потребует примерно такого же количества времени, то есть от 4 до 6 мин. Для надёжности данных, позволяющих оценить кратковременную память, исследование следует проводить периодически, то есть просто повторить его через какое-то время с использованием других рядов чисел.

Ребёнок общается с преподавателем

Взрослый объясняет ребёнку задание, например, так: «Я назову последовательность чисел, а ты должен запомнить их, не записывая, на слух»

Для группового тестирования подходит такой вариант. Экспериментатор сразу же после вводного инструктажа зачитывает числа. Это 10 рядов из 5 чисел в каждом. Задача тестируемых на этой стадии исследования — запомнить те самые 5 чисел в том самом порядке, в котором они были зачитаны.

Затем каждый участник тестирования должен сложить в уме первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвёртым, четвёртое с пятым. Потом все четыре полученные суммы он должен записать в соответствующей строке выданного ему бланка. То есть, порядок примерно тот же. К примеру, исследователем зачитываются числа 6, 2, 1, 4, 2. Участник тестирования складывает числа 6 и 2 — получится 8, после чего записывает результат; то же 2 и 1 — получится 3; 1 и 4 — получится 5; 4 и 2 — получится 6 (после каждого арифметического действия результат записывается).

Как вариант, возможна запись чисел на доске. Так проверяется кратковременная память, связанная с умением отслеживать визуально цифровой материал и не терять его, когда происходит «перенос» исходных цифр на собственный лист при переписывании.

Промежуток времени между диктовкой числовых рядов не должен превышать 15 секунд.

Таблица: стимульный материал и ключ к нему

№ ряда Стимульный материал: последовательности чисел Ключ к заданию: суммы чисел
1 5, 2, 7, 1, 4 7, 9, 8, 5
2 3, 5, 3, 2, 5 8, 9, 6, 7
3 7, 1, 4, 3, 6 8, 5, 7, 5
4 2, 6, 2, 5, 3 8, 8, 7, 8
5 4, 3, 6, 1, 7 7, 9, 7, 8
6 4, 2, 3, 1, 5 6, 5, 4, 6
7 3, 1, 5, 2, 6 4, 6, 7, 8
8 2, 3, 6, 1, 4 5, 9, 7, 5
9 5, 2, 6, 3, 2 7, 8, 9, 5
10 3, 1, 5, 2, 7 4, 6, 7, 9

В итоге проводимого исследования, психолог-экспериментатор подсчитывает количество правильно вычисленных сумм (максимальное их число — 40). Примерной нормой для взрослого человека (или же подростка, что в рамках этой методики примерно одинаково) можно считать показатели от 30 и выше. Задача психолога при этом состоит в том, чтобы сравнить полученный результат с таблицей норм.

Таблица: нормы правильных ответов

Для детей 6–7 лет 10 правильных ответов и больше
Для детей 8–9 лет 15 правильных ответов и больше
Для детей 10–12 лет 20 правильных ответов и больше

Если ребёнок справился с заданием в этих рамках, это значит, что уровень развития кратковременной памяти соответствует его возрасту. Если (в любом возрасте) присутствует отклонение от нормы в пределах не более чем 2–3 верных ответов, то учащемуся следует заняться выполнением специальных упражнений для укрепления указанного вида восприятия.

Дети думают

Если в тестах присутствует отклонение от нормы, ребенку следует выполнять специальные укрепляющие упражнения

Это может быть методика «напоминаний» самому себе чисел с периодичностью в 15–20 секунд, заучивание стихов и даже простое чтение вслух. Все это развивает и долговременную и кратковременную память человека.Если же расхождение с требованиями к норме превышает 4 ответа, возможно, потребуется помощь специалиста-дефектолога.

Видео: упражнения на развитие памяти

Развитая оперативная память — один из факторов активной мыслительной деятельности, правильной реакции на меняющиеся обстоятельства жизни. Проверка степени развитости такого вида памяти нужна для определения пригодности человека к разнообразному деятельному предназначению и служит для выдачи практических рекомендаций.

Метки: