Методика тестирования Рене Жиля и её применение для диагностики младших школьников

Дата: 4 июня 2016 Автор: Рубрика: Школа 0

Психолог с ребёнком

Воспитание детей — это сложный процесс, который нуждается в постоянном наблюдении и коррекции со стороны взрослых. Существует несколько диагностик, позволяющих на основе тестирования сделать вывод об отношениях с близкими людьми и уровне развития тех или иных качеств ребёнка. Наиболее эффективными являются проективные методики, которые предлагают испытуемому оценить своё место в той или иной предложенной ситуации. К одному из таких приёмов относится тест Рене Жиля для младших школьников.

Суть методики Рене Жиля и предназначение

В конце 50-х годов ХХ века французский психолог Рене Жиль, озабоченный вопросами воспитания подрастающего поколения в условиях политической и экономической нестабильности во Франции в тот период, занимался поиском методики исследования уровня развития личностных качеств ребёнка. В результате наблюдения за значимыми сторонами жизни дошкольников и учащихся начальных классов учёный пришёл к выводу, что существует 7 особенностей, характеризующих конкретно-личностные взаимоотношения ребёнка, и 6 переменных, определяющих чувства самого малыша. Эти показатели и стали основополагающими при составлении теста, который получил название «Методика Рене Жиля».

Проектная визуально-вербальная методика Рене Жиля представляет собой 42 вопроса, 25 из которых — картинки с изображёнными на них детьми или взрослыми и заданием, поясняющим рисунок. Остальные 17 пунктов носят исключительно текстовый характер.

Образец стимульного материала

Такие простые картинки предлагаются ребёнку во время тестирования

Целью теста является определение:

  • социальной приспособленности младшего школьника к существующим условиям жизни;
  • особенностей отношений ребёнка с другими людьми;
  • восприятия связей, образованных внутри семьи;
  • поведенческих моделей и чувств малыша.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Дети с угнетёнными чувствами — это, как правило, дети с угнетённым интеллектом, обеднённой мыслью. Там, где нет свободного проявления чувств, немыслим духовный порыв, переживание идеи».

Таким образом, приём Рене Жиля даёт возможность выявить зоны конфликта в отношениях ребёнка с социумом и самим собой, и тем самым повлиять на дальнейшее развитие подрастающей личности и скорректировать его.

Проведение тестирования среди младших школьников

Методика Рене Жиля предполагает, что, выполняя задания теста, ребёнок ставит себя на определённое место на картинке или выбирает один из предложенных ему вариантов поведения. В процессе беседы взрослый задаёт наводящие вопросы, позволяющие узнать информацию:

  • о составе семьи;
  • о значимых людях в окружении малыша (например, в задании №1 ребёнок может дорисовать персонажей, при этом важно выяснить, кто они и в каком порядке были добавлены);
  • о роли каждого человека в жизни младшего школьника.
Ребёнок с психологом и родителем

Если ребёнок слишком зажат, то на тестировании может присутствовать близкий ему человек

Инструкция по выполнению теста для ребёнка:

  1. Посмотри на картинки.
  2. Внимательно прочитай (или прослушай) вопрос.
  3. Подумай пару минут и ответь, выбрав подходящее для себя место среди нарисованных людей. Или, определив для себя один из предложенных вариантов, отметь наиболее подходящий.

Диагностика проводится индивидуально с младшими школьниками до 12 лет (если у ребёнка задержка психического развития или выраженный инфантилизм, то и в более старшем возрасте) и сопровождается пояснениями испытуемого.

Файл: Стимульный материал для диагностики

Вопросы и задания теста Рене Жиля для младших школьников

Интерпретация и оценка результатов

Содержание методики, как уже говорилось, условно делится на исследование 7 переменных отношений конкретно-личностного характера и 6 характеристик собственных особенностей ребёнка. Для интерпретации результатов теста необходимо определить, какие вопросы характеризуют ту или иную категорию.

В этом поможет следующая таблица:

Название шкалы Номера вопросов Количество заданий
Отношения с мамой 1–4, 8–15, 17–19, 27, 38, 40–42 20
Отношения с папой 1–5, 8–15, 17–19, 37, 40–42  20
Отношения с родителями как единым целым  1, 3, 4, 6–8, 13–14, 17, 40–42 12
Отношения с бабушками и дедушками  2, 4, 5, 7–13, 17–19, 30, 40, 41  16
Связь с братьями и сёстрами  2, 4–6, 8–13, 15–19, 30, 40, 42  18
Отношения с друзьями  4, 5, 8–13, 17–19, 30, 34, 40  14
Отношения с учителями  5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28–30, 32, 40  12
Любознательность  5, 26, 28, 29, 31, 32  6
Желание общаться с широким кругом сверстников  4, 8, 17, 20, 22–24, 40  8
Стремление лидировать  20–24, 39  6
Конфликтность (агрессивность)  22–25, 33–35, 37, 38  9
Отклик на возможный негатив со стороны окружающих  25, 33–38  7
Желание уединиться  7–10, 14–19, 21, 22, 24, 30, 40–42  18

Анализ ответов проводится внутри каждой категории. Чем чаще ребёнок делает акцент на том человеке (людях), отношения с которым исследуются в конкретной группе заданий, тем большее значение он имеет в жизни школьника. Например, если малыш постоянно в категории вопросов о маме ставит её рядом с собой, это означает, что он находится в тесных отношениях с этим родителем. По такому же принципу оцениваются и особенности поведенческой линии личности: чем чаще малыш выбирает ту или иную модель решения ситуации, тем ярче проявляются характерные черты.

Психологи рекомендуют вместе с диагностикой Рене Жиля проводить тест «Рисунок семьи», в котором расположение на картинке родственников испытуемого, близость/удалённость от фигуры самого ребёнка и другие нюансы позволят подтвердить или опровергнуть выводы об отношениях школьника с родными.

Методика тестирования Рене Жиля позволяет определить степени близости ребёнка с окружающими его людьми и сделать вывод о поведенческой манере малыша. По результатам диагностики можно подкорректировать оценочную шкалу подрастающей личности и помочь школьнику построить гармоничные отношения с близкими.

Интересное

Метки: