Применяем методику Л.С. Выготского — Л.С. Сахарова «Сравнение понятий» грамотно

Дата: 19 сентября 2016 Автор: Рубрика: Школа 0

Женщина и девочка работают над заданием

Обобщение и разделение явлений действительности имеют первостепенное значение для того, чтобы человек мог ориентироваться в окружающем его мире. Способности к осуществлению этих мыслительных операций формируются у людей постепенно, в том числе и во время школьного обучения. Проанализировать их поможет тестирование по методике Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова «Сравнение понятий».

Характеристика методики Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова

Методика «Сравнение понятий» была разработана известным советским психологом Львом Семёновичем Выготским и его коллегой Леонидом Соломоновичем Сахаровым. Работая многие годы над изучением познавательных способностей человека, учёные пришли к созданию нескольких эффективных способов оценки мышления, которые широко применяются в психодиагностике и педагогике по сей день.

Цель тестирования состоит в том, чтобы с помощью рассматриваемой методики оценить способность испытуемого к анализу, сравнению и обобщению явлений и предметов. Методика позволит экспериментатору сделать вывод об умении ребёнка:

  • вычленять в предлагаемых понятиях общее и частное;
  • аргументировано донести свою точку зрения по поводу найденных сходств и различий;
  • выделять существенные признаки, абстрагируясь от несущественных;
  • следовать инструкциям экспериментатора касательно последовательности выполнения задания.

Для работы испытуемому предлагается соотнести несколько понятий из имеющихся у экспериментатора образцов.

Большое преимущество диагностики заключается вот в чём: она подходит для тестирования людей разного возраста. Так, проводить тест можно как среди детей-дошкольников (5–6 лет), так и с более взрослыми испытуемыми. Кроме того, она хороша для оценки изменений в состоянии тестируемого при повторных исследованиях. Поэтому с её помощью возможно определить динамику развития мышления у одного и того же человека в разном возрасте и своевременно применить коррекционные программы.

Лев Семёнович Выготский

Лев Семёнович Выготский — разработчик методики «Сравнение понятий»

Порядок проведения теста «Сравнение понятий»

Среди 30 предлагаемых испытуемому понятий имеются как сравнимые, так и несравнимые. Часть заданий включает слова, относящиеся к одному семантическому полю («корова — лошадь» принадлежат к смысловой группе «Домашние животные»), другая половина состоит из образцов, имеющих отношение к разным (например, «река — птица»):

  • утро — вечер;
  • корова — лошадь;
  • лётчик — танкист;
  • лыжи — коньки;
  • трамвай — автобус;
  • озеро — река;
  • река — птица;
  • дождь — снег;
  • поезд — самолёт;
  • ось — оса;
  • обман — ошибка;
  • стакан — петух;
  • маленькая девочка — большая кукла;
  • ботинок — карандаш;
  • яблоко — вишня;
  • ворона — воробей;
  • волк — луна;
  • молоко — вода;
  • ветер — соль;
  • золото — серебро;
  • сани — телега;
  • очки — деньги;
  • воробей — курица;
  • кошка — яблоко;
  • вечер — утро;
  • дуб — берёза;
  • голод — жажда;
  • сказка — песня;
  • корзина — сова;
  • картина — портрет.

Количество пар для сравнения должно быть определено экспериментатором исходя из возраста и уровня общей подготовки испытуемых. Младшим школьникам может быть приведено от 8 до 12, тогда как учащимся старших классов до 26.

Испытуемый, в зависимости от возраста, читает задания с листа или слушает, как их зачитывает экспериментатор. Дошкольникам и младшим школьникам предлагается пройти тестирование устно, ученики 5–10 классов могут выполнять работу письменно. Рекомендованное время для интерпретации одной пары понятий составляет 3–5 минут для учащихся младших классов и 2–4 минуты для старшеклассников.

От испытуемого требуется указать сначала то, чем сходны предлагаемые понятия, а затем — как они отличаются. Соблюдение этой последовательности имеет важное значение для последующей интерпретации результатов, поэтому экспериментатор не должен ей пренебрегать.

Если ребёнок испытывает трудности при столкновении с несравнимой парой понятий, следует пояснить, что в списке есть слова, не имеющих ничего общего. Предупреждение должно ограничиться только одним примером — в дальнейшем экспериментатору нужно лишь фиксировать любые ответы испытуемого. В остальном прояснять непонятные моменты для ребёнка разрешается строго до начала его работы.

Обработка и интерпретация результатов тестирования

Дошкольников и младших школьников

Женщина слушает объяснения ребёнка

Тестируя ребёнка, стоит внимательно следить за его речью в целом, а не только обращать внимание на правильность сравнения или обобщения

Дети дошкольного и младшего школьного возраста склонны в первую очередь уделять внимание различиям. За выполнением этой операции стоит наглядно-действенное мышление, которое развито у малышей в достаточной степени. Способность к выделению абстрактной категории, к которой могут быть отнесены два понятия, свидетельствует о переходе от наглядного к словесно-логическому мышлению.

Операция обобщения только начинает формироваться у младших школьников. Однако подчас за ней тоже стоит наглядное сравнение предметов, перенесённых в некую конкретную ситуацию. Пары несопоставимых понятий в тесте подобраны таким образом, что они провоцируют контекстные высказывания. Например, «волк — луна» могут связываться в уме ребёнка в ситуацию «волк воет на луну», хотя между концептами как таковыми нет общего. Объединение их в одну категорию свидетельствует о недостаточной развитости логического мышления.

Умение испытуемого вычленить из списка несравнимые понятия иногда оказывается очень показательным для обнаружения расстройств мышления. Например, стоит учесть, есть ли в объяснениях тестируемого чрезмерные обобщения или выделение несущественных признаков (например, когда при рассмотрении пары «карандаш — ботинок» ребёнок обращает внимание, что и то, и другое оставляет след).

Трудности в описании признаков предметов, непоследовательность и нелогичность аргументации и менее 2 названных сходных или отличительных признаков могут говорить о большей склонности к конкретному мышлению.

Нормой является выполнение малышом 75% заданий. Если рассмотрена лишь половина предложенных образцов, то ребёнку требуется работа с психологом, который поможет подобрать индивидуальную коррекционную программу.

Время, затраченное испытуемым на прохождение теста, следует оценивать исходя из индивидуальных особенностей ребёнка. Если он не укладывается, это не всегда свидетельствует о нарушениях мышления или внимания. Усидчивость и способность концентрироваться на выполнении заданий может быть различной для детей того или иного возраста и темперамента.

Более старших испытуемых

Тестирование старшеклассников

Учащиеся старших классов могут проходить тестирование в письменной форме

В возрасте 10–15 лет мышление школьников переходит к наглядно-образному, поэтому при условии гармоничного развития мыслительных функци выполнение теста для них не должно составлять большого труда. Хорошим результатом считается 50–75% верных ответов, показатели 75–100% — выше среднего. Меньшее количество говорит об отклонении от нормы и требует работы с психологом.

Показательным является и то, насколько испытуемый способен следовать инструкциям по прохождению теста. Иными словами, может ли он соблюдать последовательность выполнения заданий: сперва выделить общее, а затем назвать различия.

Результаты теста «Сравнение понятий» подскажут, нужно ли ребёнку позаниматься с психологом. Чаще всего выявленные посредством применения методики проблемы поддаются коррекционной работе. Главное — своевременно обратить на них внимание.

Метки: