Декоративное рисование в подготовительной группе: варианты тем и специфика проведения занятий

Дата: 30 марта 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

Дошкольники с удовольствие создают композиции на основе народного декоративно-прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство — неотъемлемая часть народной культуры. Оно вносит в нашу жизнь сочные краски и выразительные ритмы. Декоративные композиции талантливых мастеров по своим мотивам близки к миру природы — отличаются стройностью и гармонией формы, проникнуты мудростью, добротой. Декоративному рисованию в подготовительной к школе группе уделяется значительное внимание. Этот вид изобразительного искусства способстует развитию у дошкольников нестандартного мышления, умение всматриваться и наблюдать, фантазии и индивидуальности. Задача воспитателя — познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства, интересными фактами его истории и, конечно же, подарить им радость творчества.

Специфика декоративного рисования в подготовительной группе ДОУ

Приобщение к декоративному рисованию происходит еще в средней группе (хотя детям раннего возраста и предлагаются задания по украшению платочка, салфетки, но их основная цель — отрабатывать умение рисовать прямые линии, а не создание орнамента). Малыши четырех лет учатся ритмично располагать узор из простейших форм на основе разной формы (полоса, круг и пр.), осваивают приемы пользования кистью для изображения точек или мазков. Перед дошкольниками ставятся простейшие композиционные задачи — чередовать элементы узора по цвету или размеру. Малыши знакомятся с ттаким понятием, как «симметрия».

В старшей же группе декоративное рисование переходит на более сложный уровень: ребята постигают основные способы построения орнамента на самых разных формах, включая объемные. Орнаменты становятся более замысловатыми, имеют большее сходство с узорами народных мастеров.

Воспитанники подготовительной группы совершенствуют полученные ранее декоративные умения. Привычные элементы орнамента (цветочки, листики, ягодки) становятся более замысловатыми. Более точно передается цветовая палитра того или иного вида народного промысла: ребята используют в различных комбинациях теплые и холодные оттенки. Композиция становится более гармоничной. Для украшения педагог предлагает детям такие сложные формы, как кувшин, чайник, птица — расположение узора здесь не так просто: например, на кувшине будет присутствовать центровой узор и линейный рисунок по линии горлышка. Также усложняется симметрия — дошкольники осваивают зеркальное отражение. Происходит знакомство с сетчатым орнаментом — это чередование однородных фрагментов в шахматном порядке.

Дети придумывают орнаменты для тканей — например, узор на треугольном бумажном платке может начинаться из угла и распространяться на всю фигуру.

Задача применения цвета в декоративном рисовании становится все замысловатой в каждой группе, от самых ярких, контрастных сочетаний и до градиентных переходов теплых и холодных оттенков.

Основное направление декоративного рисования воспитанников подготовительной к школе группы — это создание композиций в стиле того или иного народного промысла. Дошкольники рисуют завитки, другие крупные или мелкие формы, дополняют их мелким узором на основе травки, используют определенные цвета, присущие той или иной росписи (городец и дымка, хохлома, и гжель и пр.).

Образцами на занятии выступают изделия народных умельцев, которые ребята рассматривают, выделяя особенности орнамента при помощи воспитателя. Это самые разные виды посуды, игрушек, сувениры, платки и пр.

Фото: образцы декоративной росписи — гжель, хохлома, дымковская игрушка, городецкий узор и др.

Педагог предлагает детям наводящие вопросы, красочные определения. Словарь дошкольников обогащается названиями элементов орнамента, цветовыми сочетаниями.

Отметим, что образцы педагог подбирает в порядке усложнения. Ознакомление дошкольников с изделиями искусства должно быть систематическим и последовательным. А что касается продуктивной деятельности, то правильнее вначале предлагать воспитанникам эскизы вещей, упражнения в орнаменте на стандартной основе, а уже затем роспись самих предметов (или их бумажных шаблонов).

При декоративном рисовании в подготовительной группе воспитатель демонстрирует на занятии и собственный образец (что отличает его от предметного и сюжетного). Это обусловлено тем, что народные орнаменты сложноваты для детского восприятия, к тому же в окружающем мире нет их прямых аналогов.

Хорошо использовать вариативные образцы — это разные способы решения одной конкретной задачи, например, три вида орнамента на круге с одинаковыми элементами. При этом у дошкольников есть возможность выбора цвета и комбинации деталей.

Также хорошее подспорье для дошкольников — образцы поэтапного декоративного рисования.

Поэтапное рисование узора на ковше

Наглядное пособие по декоративному рисованию (хохлома)

Поэтапное рисование узора на досточке и миске

Наглядное пособие по декоративному рисованию (гжель, хохлома)

В подготовительной группе, как всегда, уделяется большое внимание анализу готовых детских работ. Причем, дети принимают активное участие в обсуждении, воспитатель только помогает наводящими вопросами. Композиции вывешиваются на доске для рассматривания. Педагог предлагает ребятам показать, например, наиболее плавно нарисованные завитки, самые нарядные, выделить удачные цветовые решения. Какого-нибудь ребенка воспитатель просит сравнить свой рисунок с выбранным и отметить выигрышные стороны каждого.

Используемые материалы и основа для рисунка

Декоративное рисование предполагает использование определенной основы. Это плотная бумага формата А4 либо же в форме квадрата, прямоугольника или круга. Но гораздо чаще на занятии ребятам предлагаются шаблоны в форме каких-либо предметов. В соответствии с тем или иным видом росписи воспитатель тонирует основу в нужный оттенок: пастельные тона подходят для городецких и дымковских узоров, черный или насыщенно-золотистый цвет — для хохломы, яркая гамма — для павлопосадских платков, традиционно черный, красный или золотой — для жостовских подносов. Если тема занятия «Гжельские мотивы», то, понятно, что тонировать основу не требуется.

Иногда воспитанникам подготовительной группы предлагаются для украшения объемные формы (блюдца, тарелки, стаканчики, игрушки и пр.). В данном случае цвет основы также определяется замыслом занятия.

Для декоративного рисования воспитанникам подготовительной группы, как правило, предлагается гуашь, причем набор должен содержать большое число оттенков (не менее девяти). Иногда дети сами получают нужный оттенок путем смешивания красок — для этого необходимо предоставить им отдельную емкость.

Что касается акварели, то она не дает возможность накладывать цвет на цвет, как гуашь, поэтому ее практически не используют при декоративном рисовании. Кроме того, гуашевые краски обеспечивают композиции яркие сочетания.

Для декоративного рисования желательно предлагать воспитанникам подготовительной группы две кисти: более тонкую — для прорисовки мелких элементов и потолще — для изображения крупных деталей.

Отметим, что воспитатель приучает детей на занятиях изобразительным искусством замечать не только красоту ярких элементов, но и более нежных, пастельных сочетаний. Поэтому шестилетним детям иногда можно предлагать на занятии по декоративному рисованию также цветные карандаши. Отметим, что в более раннем возрасте ребята не могли достигнуть карандашом необходимого цветового эффекта, очень важного в декоративном узоре. На равномерную штриховку они бы потратили слишком много времени. Но воспитанники подготовительной группы уже владеют нужными навыками — могут регулировать силу нажима на карандаш для достижения нужного оттенка.

Техники и приёмы рисования, которые используются при декоративном рисовании в подготовительной группе

На занятиях декоративным рисованием воспитанники подготовительной группы главным образом совершенствуют технику изображения кончиком кисти. Ведь большинство элементов требует детальной прорисовки. Такие элементы, как волнистая линия или завиток, подразумевают плавное неотрывное движение руки в каком-либо направлении (горизонтально, вертикально, а также по диагонали). Кисть при этом необходимо держать практически вертикально по отношению к поверхности основы. Широкие же линии соответственно проводятся всем ворсом.

Вначале воспитатель предлагает ребятам провести соответствующую линию в воздухе, затем поупражняться на листе бумаги (половинка альбомного листа). Когда завиток станет хорошо получаться, ребенок рисует его на основе.

Декоративное рисование требует развития разнонаправленных движений кисти, легкости поворота руки. Кроме того, дошкольники постоянно отрабатывают навыки ориентировки на листе бумаги (например, завиток нужно украшать элементами и слева, и справа).

При декоративном рисовании карандашом ребенок отрабатывает способность изменять силу нажима по мере необходимости — это позволяет добиваться красивых цветовых переходов.

Отметим, что сложные элементы узора (например, птица либо цветок с множеством лепестков и сердцевиной) предварительно намечаются простым карандашом. Нажим в этом случае должен быть минимальным, чтобы конечный рисунок выглядел аккуратным.

Уместность индивидуального подхода при декоративном рисовании в подготовительной группе

Среди воспитанников подготовительной группы всегда есть дети, проявляющие повышенный интерес и способности к рисованию, включая декоративное. Таких дошкольников обязательно нужно поощрять, усложнять задачи, иначе задание покажется им слишком легким. Благодаря такой дифференциации интерес к изобразительной деятельности у таких ребят будет возрастать. Педагог предлагает ребятам интересные идеи для рисования, более сложные элементы орнамента, например, если тема занятия — украшение доски цветочным узором, что такие способные ребята могут включить в композицию еще и птицу.

Другое решение — предложить хорошо успевающим дошкольникам выполнить еще одну работу, например, дать еще один шаблон кувшина, чтобы украсить его другим узором.

Конкретные варианты композиций по декоративному рисованию в подготовительной группе

Декоративное рисование периодически предлагается воспитанникам подготовительной группы на протяжении всего учебного года. Так, уже в сентябре традиционно проходит занятие «Декоративное рисование на квадрате», в ходе которого дети украшают бумажную основу в стиле определенной народной росписи (по выбору — дымка, хохлома, городец). Причем, будет хорошо, если воспитатель предложит изобразить элементы региональной росписи (если дети проживают в соответствующем месте), например, уральско-сибирский, чувашский, казахский, мезенский орнамент.

Чуть позже (октябрь) ребятам предлагается декоративное рисование «Завиток» — стандартная основа (либо полоса бумаги) украшается крупной веткой с завитками (ключевым элементом народной росписи). Веточка дополняется характерными элементами — цветочками, листиками, ягодками, дужками, более мелкими завитками.

Далее следует «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи» (ноябрь), где дошкольники уже создают композицию в стиле определенного народного промысла, передавая его характерные особенности. Этой теме посвящены два занятия: на первом дети упражняются в изображении данных орнаментов, а на втором — создают более сложную композицию на основе в виде силуэта посуды и пр.

Во второй половине года (январь) проводится занятие на тему «Букет цветов», в ходе которого ребята рисуют красивую композицию на основе изделий народного промысла (красочные павлопосадские платки, роскошные жостовские подносы, гжельская посуда в нежных сине-голубых тонах). При этом совершенствуются композиционные умения дошкольников — в центре рисунка помещается наиболее крупные цветы, вокруг которых располагаются элементы помельче.

В феврале детям педагог предлагает «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи». Здесь перед воспитанниками ставится задача — передать неповторимый колорит сказочной Хохломы. Дети могут расписывать шаблоны посуды или нарисовать свой силуэт, например сказочной птицы или матрешки.

Весной (апрель) в подготовительной группе проходит занятие «Декоративное рисование «Композиция с цветами и птицами»», на котором ребята, опираясь на изделия самых разных народных промыслов, создают картину в определенной (теплой либо холодной) цветовой гамме. Опять-таки приветствуется региональный компонент.

И в конце года дошкольникам предлагается тема по декоративному рисованию «Завиток», где дети снова вспоминают красочные хохломские узоры. На характерном для Хохломы фоне изображается красивая изогнутая веточка, которая затем украшается разнообразными элементами.

Отметим, что в рамках декоративного рисования изредка можно предлагать дошкольникам коллективные работы. Например, дети могут создать красивый ковер или скатерть в стиле какой-либо народной росписи. Лучше всего проводить такие занятия, разделяя детей на подгруппы в несколько человек.

Такая деятельность предполагает свободную непринужденную атмосферу: ребята могу тихонько советоваться друг с другом, помогать, вставать со своего рабочего места. Такая работа, несомненно, полезна — увлекает дошкольников, способствует их социально-коммуникативному развитию, воспитанию самостоятельности, инициативности.

Возможные варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание произведений народного декоративно-прикладного искусства, беседа по вопросам, сказка, стихотворение и пр.

Декоративное рисование — достаточно сложное занятие для дошкольников. Поэтому задача педагога — организовать теоретическую часть занятия так, чтобы максимально заинтересовать детей, создать у них устойчивую мотивацию к изобразительной деятельности.

Так, например, воспитатель сообщает ребятам, что в группу поступило письмо от поваров. Они сообщают, что много работают, готовят детям вкусную еду, но почти все их разделочные доски уже пришли в негодность. А те, которые остались, некрасивые. Повара знают, что дети очень хорошо рисуют, и просят их прислать им на кухню новые красивые досточки — с цветами и нарядными узорами.

Несомненно, ребятам будет очень приятно, что только они могут помочь поварам, тем более, что они их так вкусно кормят. Педагог предлагает им украсить шаблоны разделочных досок городецким узором, предварительно рассмотрев изделия народных мастеров, а также иллюстрации.

Другой вариант начала занятия — воспитатель рассказывает ребятам, что она была на ярмарке, купила бублики, еще напекла дома пирожков. Вот только не хватает блюдечек, чтобы устроить чаепитие. Задача дошкольников — расписать шаблоны или же картонные блюдца, что они с удовольствием сделают, тем более, если в конце занятия их будет ждать небольшое угощение.

Всегда завораживает детей сказочная мотивация. Например, в гости к ним приходит Иван Царевич (педагог демонстрирует игрушку либо картинку). Он очень грустный, потому что царь послал его искать чудо-птицу, а он нигде не может найти. Видел и грачей, и ворон, и сорок, а сказочной птицы так и не встретил, даже не знает, как она выглядит. Воспитатель успокаивает персонажа — уверяет, что ребята ему помогут. Из волшебного сундучка педагог достает «волшебных» птиц: филимоновскую — в разноцветную полоску, белую с синими цветочными узорами (гжель) и хохломскую — пеструю, всю украшенную ягодками, завитками, отливающую золотом, с пышным хвостом. Иван Царевич радуется и просит детей нарисовать ему побольше таких птиц.

Иван-Царевич

Кукла, которую можно использовать на занятии

Еще один пример — воспитатель рассказывает дошкольникам сказку о том, что в одном государстве жил красивый сильный народ, который всей душой любил родную землю. Люди пели песни про свою страну, сочиняли про нее сказки, а еще умели творить красоту — вырезали из дерева замечательные изделия и украшали их прекрасной росписью. Очень искусной мастерицей бал Дарья, ее кисточка самые обычные вещи превращала в волшебные. Прослышал о девушке царь и велел привести ее во дворец. Но Дарья не согласна была жить в неволе. И когда пришли царские солдаты, она побежала на крутой берег реки, взмахнула руками и взлетела на небо. Девушка у всех на глазах превратилась в чудесную Жар-птицу, которая с тех пор летает она над землей и роняет свои сказочные перья. А кто находит их — сам начинает видеть красоту и становится мастером.

После рассказывания этой красивой сказки педагог предлагает ребятам тоже стать народными мастерами, например, городецкими (ведь именно на изделиях этого народного промысла часто фигурирует образ волшебной птицы) и расписать шаблоны чудесными узорами, яркими и праздничными.

Рассмотрим и такой сказочный вариант. В группу к дошкольникам приходит гном с просьбой — помочь приготовить подарок для Бабы Яги, ведь у нее скоро юбилей. Подарок должен быть необычным — какая-нибудь вещь с чувашским орнаментом (или каким-то другим, в зависимости от региона, где проживают дети). Но гном недоверчивый и вначале он проверяет ребят, насколько хорошо они разбираются в узорах, — показывает им карточки с изображением разных народных орнаментом. После того, как дети отлично справляются с заданием, они приступают к работе.

Гном

Многих сказочных персонажей можно интересно обыграть на занятии по рисованию

В возрасте шести-семи лет дошкольники уже с интересом воспринимают различные легенды и народные предания. Поэтому можно рассказать им, например, легенду о Хохломе. Оказывается, в давние времена в Москве жил талантливый мастер иконописи. Сам царь очень любил его работу и вознаграждал за старание. Однако мастер больше всего любил свободную жизнь, и он все бросил и уехал в дремучие леса, где построил себе избушку, чтобы заниматься своим любимым делом. Умелец создал искусство, которое полюбилось всему русскому народу, ведь в нем отразилась вся красота родимой земли. Самыми первыми возникли чашечки, украшенные роскошными цветами и изящными веточками.

Слава о чудном умельце разнеслась по всей стране, люди приезжали, чтобы взглянуть на него, а многие строили себе избы рядом с ним и оставались жить. Слава о нем дошла и до сурового царя — он приказал солдатам доставить к нему мастера Но художник узнал об этом от народа, собрал односельчан и передал им секреты своего промысла. А утром, когда солдаты вошли в село, они увидали, что избушка мастера горит ярким огнем. Самого же его нигде не смогли найти — остались только его краски.

Исчез чудесный мастер, однако ремесло его живет до сих пор — это яркие хохломские краски, которые напоминают о свободе, любви к людям, стремлении к красоте.

Педагог подчеркивает, что это только легенда, и в ней, конечно же, есть доля вымысла. Однако правда в том, что великое мастерство и искусство всегда передается из рук в руки, от человека к человеку.

На тему народных промыслов есть много замечательных стихотворений, которые также можно успешно использовать на занятии по декоративному рисованию. Приведем некоторые из них:

А вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Краской красною горя,

Как корона у царя!

http://www.maam.ru/detskijsad/skazochnaja-ptica-itogovoe-zanjatie-v-podgotovitelnoi-grupe.html

П. Синявский

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи-перелески шёлковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

У красы точёной — сарафан парчовый

По волнам узоров яхонты горят.

Что за чародеи Хохлому одели

В этот несказанный праздничный наряд?

Роспись хохломская словно колдовская

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудес чудесней наша Хохлома!

http://svd-12.livejournal.com/388293.html

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.

http://svd-12.livejournal.com/388293.html

Л. Ларкина

В деревне Семёново-
В русском краю,
Стояли избушки
Там в бытность свою…
И пели там птицы,
Кормила земля.
И жёлтая ржица
Ласкала поля.
Леса там родили
Рябину, цветы.
И люди там жили,
Лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше
Для жителей тех-
Писали на чашах
Узор для потех.
Писали узоры
Их руки, души.
Молились в соборах,
Чтоб не было суши.
А в этих узорах
Рябиновых лоз.
Царили Соборы,
Леса и покос.
Там музу вершил
Кистью русский народ.
И сказку творил,
Нежно вписаный плод.
Там сказка вплеталась
В ковши и дома.
Вот так зарождалась
У нас хохлома.

http://svd-12.livejournal.com/388293.html

Как волшебница Жар- птица,
Не выходит из ума
Чародейка — мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной красоты.

http://svd-12.livejournal.com/388293.html

Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Русь украшает чудо-Гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты,

И легким ветерком как будто,

На нас подует жарким летом.

Порой осенней в ярких красках

Природы милого творенья,

К нам гжель приходит снежной сказкой,

Зимы, предвидя приближение.

Ну а зимой, холодной, вьюжной,

Согреет нас огнем камин,

В котором, жаркий пламень дружит

С узором сине-голубым.

http://kidsclever.ru/content/stihi-pro-gzhel

Отметим, что существует много дидактических игр по теме «Народные промыслы», которые целесообразно предлагать воспитанникам подготовительной группы накануне занятия: ребята закрепят элементы узора, лучше усвоят его композицию.

Кому что нужно

Игра закрепляет умение подбирать нужный элемент определенного вида декоративно-прикладного искусства

Разрезные картинки (городецкий узор)

Игра способствует закреплению знаний детей о выразительных средствах, применяемых в городецкой росписи

Отметим, что физкульминутки и пальчиковую гимнастику воспитатель также должен подбирать к тематике занятия, например, пальчиковая гимнастика «Гжель»:

Наши синие цветки, Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки
Распускают лепестки. Медленно разгибаем пальцы из кулачков
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Покачиваем кистями рук вправо влево
Наши синие цветки
Закрывают лепестки
Медленно сжимаем пальцы в кулачки
Головой качают,
Тихо засыпают.
Покачивание кулачками вперёд — назад

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Глухова В.Ю. «Узоры на кухонной доске»
Образовательные задачи: учить дошкольников изображать элементы характерной для городецкой росписи цветовой гаммы, самостоятельно создавать орнамент, продумывать его композицию на шаблоне кухонной доски.
Развивающие задачи: закреплять умение рисовать гуашью, предварительно закрепить приемы рисования кистью.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к русским народным промыслам.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: выставка посуды, расписанной в городецком стиле, образцы узора на разделочной доске.
Раздаточный материал: картонные шаблоны разделочных досок, гуашь синего, красного, белого и зеленого цвета, кисти № 1 и № 3.
Ход занятия:
Воспитатель читает детям письмо, которое прислали повара детского сада. Они просят детей изготовить для новые разделочные доски. Ведь старые испортились, а те, что остались, некрасивые, без узоров.
Педагог читает стихотворение о городецкой росписи:
  • Городецкая роспись — как ее нам не знать.
    Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
    Здесь такие букеты, что нельзя описать.
    Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Дети рассматривают посуду городецких мастеров, вместе с воспитателем выделяют ключевые элементы росписи — розаны, купавки, ягоды, листики, сказочную птицу, лошадку.
Педагог сообщает ребятам, что городецкий орнамент может быть чисто цветочным либо включать в себя изображение коня или птицы. Фон для изделий используется желтоватый — под цвет дерева. Сами узоры рисуются красной, синей, зеленой, оранжевой краской. Иногда встречается также розовый и голубой цвета. Белый и черный цвета используются только в виде точек, капелек и тонких завитков.
Обсуждаются варианты композиции узора — в центре обычно помещается крупный цветок (розан), бутоны его смотрят вверх или в разные стороны. Цветочек в середине круглый, а сверху окружен лепестками. Детально прорисовываются мелкие элементы: точка внутри цветка, края лепесточков, прожилки на листиках. Листья в орнаменте имеют разный размер.
Педагог вспоминает с детьми приемы рисования кистью — всем ворсом и кончиком, напоминает приемы смешивания красок.
После проведения физкульминутки ребята приступают к самостоятельной работе.

Кокорина Т.Н. «Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи»
(восковые карандаши и акварель)

Занятие начинается с разговора о посуде, ее разновидностях (кухонная, столовая, чайная), материала, из которого она изготовлена (стекло, металл, фарфор, пластмасса). Есть посуда для каждодневного пользования, а есть наборы для особых случае — праздничные сервизы.
Воспитатель кратко рассказывает дошкольникам об истории возникновения посуды. В древности люди использовали кору деревьев либо ореховую скорлупу, чтобы зачерпнуть воду, потом выдалбливали емкости из камня и дерева. В качестве ложек использовались морские раковины. Постепенно люди научились делать посуду из глины, обжигая ее. Что интересно, даже первые изделия украшались простыми узорами: их наносили тонкими деревянными палочками.
В наше время мы почти не пользуемся деревянной посудой, она, как правило, служит для украшения интерьера — красивая и яркая, стоит на полке и радует своими нарядными узорами. Дети догадываются, что речь идет о хохломских изделиях, расписанных растительным орнаментом.
Педагог рассказывает дошкольникам известную легенду о мастере-иконописце по имени Андрей Лоскут, который все бросил и уехал жить в лес. Он и является создателем хохломской росписи. Село, которое возникло возле его избушки, называлось Хохлома — отсюда и название росписи. Хохлому часто называют «золотой», так как характерная ее черта — роскошный золотой цвет.
Воспитатель предлагает ребятам расписать тарелочки в стиле хохломской росписи, используя необычную технику. Восковыми карандашами рисуются листики, ягодки, завитки, мелкие цветочки и прочие элементы. А затем тарелочка закрашивается акварелью черного цвета. Поскольку краска не ложится на восковой мелок, то закрашивается только один фон.

Жарова Н.А. «Сказочная Гжель». Роспись гжельской посуды
Воспитатель загадывает детям загадку про гжельскую роспись:
  • Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
    Видно издали пришла и цветами расцвела: голубыми, синими, нежными, красивыми.

Один подготовленный заранее ребенок кратко рассказывает об истории деревеньки Гжель. Она находится под Москвой. С давних времен мастера изготавливали особым способом из глины посуду и игрушки. Художники же расписывали изделия характерным сине-голубым узором на белоснежном фоне. Они были настолько красивыми и нежными, что слава о них разнеслась по всему свету.
Педагог вспоминает с ребятами приемы рисования узоров, которые они осваивали на прошлом занятии: тонкие травинки, спиральки, волнистые линии обозначаются кончиком кисти, а лепестки цветов, капли рисуются всем ворсом — должен получиться мазок с тенью.
Воспитатель предлагает дошкольникам перевоплотиться в гжельских мастеров и выполнить заказ — расписать шаблоны посуды, которые им прислали по почте.
На доске висят иллюстрации с изображением гжельской посуды, на которые можно ориентироваться во время работы.

Бакланова В.С. «Жостовские россыпи»
В начале занятия педагог обращает внимание дошкольников на то, что у них на столах лежат коробочки — там находятся элементы игры «Собери целое». Дети составляют изображение из кусочков, и у них получаются красивые подносы, украшенные жостовской росписью, — на черном, желтом и красном фоне.
Звучит композиция П. Чайковского “Вальс цветов”. Педагог просит ребят рассказать, какое настроение возникло у них при прослушивании музыки и рассматривании подносов, просит описать свое настроение красками.
Проводится физкульминутка «Цветки».
Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут расписывать шаблоны жостовских подносов. Обсуждаются цвета узора, его композиция (в центре всегда крупный цветок, орнамент на подносе может быть в виде венка или полувенка).
Самостоятельная работа детей, после которой организуется выставка.

Композиции воспитанников подготовительной группы по декоративному рисованию с комментариями по выполнению работы

Фотогалерея «Хохломская роспись»

Изделия хохломских мастеров вдохновляют дошкольников на создание красивых композиций. Так, детально прорисована веточка с завитками на рисунке «Бочонок», отметим красиво оформленное голышко посуды. Красиво смотрится мисочка на черном фоне — узор кажется более ярким и контрастным («Мисочка»). Очаровательными узорами на различном фоне расписаны «Хохломские ложки».

Дети очень любят вариации на тему «Сказочная птица» — волшебная хохломская роспись располагает к созданию такого образа. Роскошный хвост получился у «Волшебной птицы». «Жар-птица» выполнена карандашами в характерной дляхохломы цветовой гамме, Очаровательны «Птицы-ковши» — черный лебедь, желтая уточка и красный петушок. Интересно оформлен хвост «Сказочной птицы» — все перья расходятся от центра, а головка самой птицы украшена золотой короной.

Фотогалерея «Гжельская посуда»

Нежно смотрятся композиции, выполненные в стиле гжельской росписи. Это важный «Чайник» с крупным цветком посередине. Реалистично изображен конь в работе «Поднос с лодашкой». Здесь создана целая тематическая композиция — скачущий конь на фоне красивого терема и природы. По-разному раскрашены петушки (Фотовыставка «Петушок»). Интересна фотовыставка «Посуда», где представлены самы разные предметы, расписанные сказочной гжелью: кувшинчики, вазы, чайники, высокие блюда. Каждый узор по-совему примечателен и неповторим.

Фотогалерея «Городецкая роспись»

На рисунках представлены очень аккуратные городецкие орнаменты. Очень красочно оформлена разделочная доска с ярким черным петушком посередине («Красивая досточка»). Наоборот, нежно смотрится «Городецкий узор», выполненный акварелью на голубом фоне, нарисованным восковыми мелками. «Досточки с цветами» имеют разное композиционное решение узора: цветочные элементы располагаются вверху и внизу (горизонтальная симметрия»), в противоположных углах шаблона и по центру (вертикальная симметрия). Изысканным получился «Узор на круге»: очень удачны сочетания цветов на светло-коричневом фоне, элементы орнамента детально прорисованы. Нарядно смотрится «Ковш» в форме птицы.

Фотогалерея «Жостовские подносы»

На высоком для дошкольников художественном уровне выполнены все представленные подносы в жостовском стиле. Контрастны и ярки узоры на черном фоне: это нежные колокольчики с желтой каймой, любопытные ромашки, словно выглядывающие из травы, аппетитные красные рябинки с затейливыми листиками. Нежно смотрится «Поднос на оранжевом фоне». А «Поднос на фиолетовом фоне» похож на сказочный атрибут.

Старшие дошкольники очень любят расписывать дымковские игрушки. Яркий насыщенный наряд получился у «Барышни в голубом». Композиция «Барышня», наоборот, выполнена в нжной пастельной цветовой гамме за счет использования восковых мелков. Роскошны узоры «Нарядных индюков». Интересны вариации на тему «Дымковская лошадка»: кружки (основа ее росписи) выполнены в разной цветовой гамме.

Фотогалерея «Завиток»

Представляют интересе работы на тему «Завиток». Интересно, что при росписи круга красиво получается не только комопзиция, где узор идет от центра. В этом плане оригинальны рисунки «Завиток спиральками», «Желтый завиток», «Завиток на круге». Завиток с листьями детально прорисован с помощью нежной акварели.

Фотогалерея «Декоративные букеты цветов»

Очень изысканно смотрятся декоративные цветочные букеты, чсто они похожы на сказочные. Яркий пример тому — «Волшебный цветок», выполненный фломастерами: бутон его имеет интересную треугольную форму, а увета плавно переходят друг в друга. Также очень интересны работы «Букет цветов» — каждая композиция неповторима.

Фотогалерея «Матрешки»

Дети очень любят расписывать матрешек, причем они пробуют это делать с младшего дошкольного возраста. Интересен замысел на фотовыставке «Семья матрешек»: цветовая палитра кукол выстроена в соответствии с последовательностью цветов радуги. Причем, каждая матрешка украшена своим особенным цветком.

Семья матрешек

Декоративное рисование гуашью (коллективная работа)

Нарядная матрешка

Декоративное рисование гуашью

Фотогалерея «Региональные орнаменты»

Очень хорошо, когда дети рисуют на занятиях региональные орнаменты. Очаровательны рубашка с характерным разноцветным чувашским узором, отличающимя строгостью и четкостью линий. Лаконична северная мензенская роспись.

Фото «Павлопосадский платок»

Красочные павлопосадские платки, известные во всем мире, — прекрасная тема для декоративного рисования в подготовительной группе. Дети создают по мотивам этого народного промысла замечательные, не похожие друг на друга композиции. Большинство узоров берут начало из центра квадрата — там располагается крупный цветок. Однако также интересно смотрятся работы, где отсутствует симметрия (платок с желтым квадратом внутри) и с россыпью мелких цветочков (рисунок в правом верхнем углу фотовыставки).

Павлопосадский платок

Декоративное рисование гуашью

Видео по теме занятия

Занятие по рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись доски»

Золотая хохлома. История промысла и этапы создания (познавательное видео для старших дошкольников)

Технология создания хохломской росписи (мультфильм)

Как раскрасить игрушки и посуду гжельской росписью (мастер-класс)

Декоративное рисование в подготовительной группе углубляет знания дошкольников о народном искусстве, формирует их эстетический вкус и совершенствует изобразительные умения и навыки. Произведения талантливых мастеров становятся для ребят частью понятия «Родина», способствуя тем самым воспитанию патриотических чувств. Юные художники активно применяют полученные знания в самостоятельной творческой деятельности, зачастую создавая настоящие шедевры.

Лариса Морозова

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, рерайтером, ведения сайта, имеется педагогический стаж.

Метки: