Кукла — одна из самых популярных детских игрушек. Играя с ней, ребенок отражает свой жизненный опыт, повторяет действия взрослых. При этом развивается мелкая моторика, активизируется словарный запас, дети задумываются о собственной человеческой сущности. Кроме того, куклы еще и участвуют в жизни дошкольников: приходят к ним на занятия, «наблюдают» за режимными моментами. В старшей же группе эта игрушка становится объектом для аппликации на тему «Наша новая кукла».
Содержание
Особенности проведения аппликативных занятий в старшей группе
Кукла по своей сути — это отражение человеческого образа. Эта игрушка может изображать людей любого возраста и пола, выражать определенный характер. Кроме того, кукла может символизировать определенное время года или являться фантазийным антропоморфным существом вроде Масленицы или славянского оберега.
На аппликативном занятии дошкольникам предлагается с помощью ножниц, клея, бумаги и прочих вспомогательных материалов передать один из указанных образов.
Изображая привычную куклу, дети уточняют знания о строении человека, соотношении по величине частей его тела.
Отметим, что изображение вымышленных объектов детям обычно дается легко, ведь по природе своей они выдумщики и фантазеры. Изображая такую куклу, ребенку не нужно большое внимание уделять пропорциям.
Часто аппликативное изображение куклы складывается из простых геометрических фигур. Более сложная работа — вырезание отдельных симметричных деталей (платье или сарафан) из бумаги, сложенной вдвое. Аппликация на тему «Кукла» также упражняет дошкольников в разрезании форм по прямой линии, по сгибу.
В старшей группе ребята уже хорошо вырезают круги и овалы (голова куклы) из квадратов и прямоугольников.
Во время занятия по данной теме уместно использовать индивидуальный подход: например, ребята, которые быстро справятся с основной работой, могут декорировать одежду куклы орнаментом из геометрических фигур либо абстрактными элементами.
Важная часть любого занятия художественным творчеством — анализ готовых работ. Ребята оценивают свои композиции и поделки товарищей. Воспитатель с помощью наводящих вопросов выясняет, что в работе было самым интересным, а что, наоборот, вызывало сложности. Можно предложить дошкольникам придумать имя своей куколке и рассказать о ее характере.
Процесс подготовки к занятию, варианты изготовления деталей
Не очень сложные детали для аппликации куклы воспитанники старшей группы способны изготовить самостоятельно: например, вырезать круглые и овальные формы из квадратов и прямоугольников, нарезать лист бумаги на полоски по прямым линиям либо сгибам. Понятно, что дошкольники самостоятельно рвут бумагу на кусочки для поделки в обрывной технике. При этом детали должны быть примерно одного размера: не слишком крупными, но и не мелкими. Ребята могут нарезать полоски на квадратики для аппликации мозаичным способом.
Дети пяти-шести лет также самостоятельно вырезают симметричную одежду для куклы — платья и сарафаны несложного фасона.
Однако если аппликация предполагает использование более замысловатых силуэтов, которые нужно правильно накладывать друг на друга, то их детям предоставляет воспитатель.
Напомним, что в любом случае педагог предоставляет детям большее количество деталей, чем требуется для выполнения задания. В этом случае ребята не будут бояться случайно испортить какой-то элемент.
Виды аппликации куклы в красивом платье в старшей группе, уместные для изготовления композиции
Помимо классической техники, основанной на различных приемах вырезания деталей, воспитанники старшей группы могут изготовить куклу и в различных нетрадиционных техниках.
Например, детям всегда интересна обрывная аппликация, которая, к тому же, очень хорошо развивает мелкую моторику рук. Педагог раздает дошкольникам силуэты куклы, о ни заполняют их деталями разного цвета, обозначая таким способом части тела и предметы одежды.
По такому же принципу строится работа в мозаичной технике, только здесь детям предоставляются уже готовые детали — маленькие кружочки, квадратики, треугольники.
Очень оригинальна насыпная техника, когда на намазанный клеем силуэт куклы посыпается крупа или листья, перетертые в крошку.
Вообще, аппликация из листьев — самая уместный способ изображения куклы Осени.
В аппликативную композицию можно включать элементы плетения, смастерив таким способом, например, косу куклы. Плести можно из бумажных полосок, тесьмы, толстой пряжи.
Всегда эффектно смотрится объемная аппликация. Такой эффект достигается за счет включения в поделку элементов оригами, складывания деталей в гармошку, многослойной аппликации (таким способом обычно формируются воланы пышной юбки куклы или ее прическа). Объем достигается также за счет подкладывания ваты под бумажную деталь — композиция получается более выразительной.
Отметим, что часто аппликативные техники не используются в чистом виде, а сочетаются в поделке.
Наиболее подходящий материал для работы, включая оформление основы, а также дополнительные принадлежности
Такая увлекательная тема для аппликации, как кукла, предполагает использование в работе самых разных материалов. Помимо традиционной цветной бумаги и картона можно создавать поделки из ткани, пряжи и даже искусственного меха.
Пестрая одежда для куклы хорошо получается из яркой глянцевой журнальной бумаги. Кроме того, очень пригодятся блестящие фантики от конфет.
Оригинальное решение — платье из карандашной стружки. Такой наряд смотрится просто роскошно.
Для создания нежного струящегося сарафана можно использовать цветные салфетки, гофрированную бумагу. Интересное решение — вырезать лицо из фотографии, таким образом можно изобразить целую семью — бабушку, дочку и маленькую внучку.
Кроме того, лицо можно сформировать с помощью ваты или ватного диска, приклеив сверху глазки из пуговиц.
Для аппликации куклы пригодится и бросовый материал, например, деревянные палочки от мороженого, с помощью которых можно изобразить ноги.
Что касается куклы Масленицы, то на ее создание идет самый разный материал. Так, большую голову можно сделать из картонной тарелочки. От нее могут расходиться лучики, как у солнышка, – из ватных палочек, зубочисток, разрезанных коктейльных трубочек, толстой пряжи, атласных ленточек.
В аппликативной композиции всегда уместно смотрятся элементы рисования или лепки. Так, лицо куколки очень часто рисуется фломастерами, а ее бумажный наряд можно украсить пластилиновыми деталями.
Варианты аппликаций по теме «Наша новая кукла» в старшей группе
В конце учебного года (апрель) воспитанникам старшей группы традиционно предлагается аппликация на тему «Наша новая кукла». На таком занятии ребята создают бумажный образ игрушки, которую впервые показывает им воспитатель.
Тему занятия можно обозначить как создание образа куклы в красивом платье. Здесь в большей степени внимание будет уделяться наряду игрушки, его эстетическому виду, цвету, декору.
Кукла может отображать не только женский, но и мужской пол. Поэтому на занятии дети могут изображать кукольного Незнайку.
Кроме того, данную тему можно интерпретировать как создание образа фантазийной куклы Масленицы. В таком случае аппликация проводится в конце февраля, перед проводами зимы. Занятие по изобразительному творчеству лучше провести непосредственно после познавательной деятельности по теме «Масленица». Такая необычная кукла, как правило, включает в себя образ солнца (голова определенной формы) и имеет яркий пестрый наряд.
Еще одно направление по указанной теме в старшей группе — это аппликативное изображение Куклы, символизирующей определенной время года: Веснянка, кукла Осень, Зима, Лето. Такие работы представляют собой образы привычных кукол, но одетых в атрибуты какого-то времени года. Например, Осень наряжена в платье из желтых листьев, Веснянка имеет венок из цветов, Зима — платье из снежинок, кукла Лето украшена ягодными мотивами. Отметим, что создание куклы — времени года можно оформить в коллективную композицию: на листе ватмана подгруппа детей приклеивает части тела, а затем украшает силуэт деталями.
Варианты мотивации: игровая ситуация, рассматривание игрушки, сказки, стихотворение, беседа, картинки и прочее
Любое занятие изобразительным творчеством будет более результативным за счет правильно организованной мотивации. Поскольку ребята будут создавать аппликацию на тему «Кукла», то вполне логично, если эта игрушка придет к ним в группу и попросить смастерить для себя подружек или сестричек.
Другой вариант мотивации — дети получают письмо от директора супермаркета игрушек, у которого случилась беда: пропали все куклы накануне открытия магазина. Помочь директору могут только ребята — сделать много аппликативных куколок.
Занятие по изображению славянских кукол-оберегов можно организовать как путешествие в прошлое на машине времени. Дошкольники повязывают ленточки на голову, закрывают глаза, произносят волшебные слова (вроде «Один, два, три — прошлое к нам приди») и попадают в стародавние времена. Внутри старинного сундучка они находят куклы-обереги. Воспитатель рассказывает о назначении каждой из них. Так, тряпичная кувадка встречала младенца, только что появившегося на свет. Ее задачей было обезвредить злых духов, поджидающих ребенка и роженицу. Впоследствии таких куколок подвешивали над люлькой, как сейчас погремушки. Причем, их число непременно должно было быть нечетным, иначе польза могла обратиться во вред.
Кукла Крупеничка приносила в дом достаток и богатый урожай. Традиционно она не имела лица.
Кубышка была набита целебными травами. Они укрепляли здоровье, обладали успокоительным и антибактериальным действием. Такая куколка неизменно находилась у постели больного человека, а также ее почаще давали детям для игр.
Веснянка же оберегала молодость и красоту. Эту веселую и озорную куклу изготавливали девушки ранней весной. Как правило, она была с яркими волосами, в пестрой одежде — символизировала дух пробуждающейся после зимней спячки природы. Таких куколок девушки часто дарили друг другу.
Воспитатель показывает дошкольникам иллюстрации с изображением древних кукол-оберегов, а затем предлагает изобразить одну из них.
Фотогалерея: готовые работы
Кроме того, существовали и обрядовые куклы, которые также имели свое назначение. Десятиручка считалась у женщин помощницей по хозяйству, Неразлучники защищали молодоженов, а Желанница, соответственно, исполняла заветные мечты.
Что касается куклы Веснянки, то ее изображению можно посвятить отдельное занятие. В таком случае об этом обереге стоит рассказать более подробно. В древности славяне считали, что Веснянка охраняет ключи от весенних вод и при желании может пустить воду либо, наоборот, наслать морозы. Ее также называли свистуньей по аналогии со звуком весенних ветров. Отметим, что у разных народов назначение Веснянки несколько отличалось. Так, кое-где срок жизни этой куклы был всего один день, после чего ее сжигали. В других местах Веснянок развешивали на деревьях. Веснянка традиционно имела петельку, чтобы было удобно повесить куколку на пальчик. Делали куклу из мелких обрезков ткани, лоскутов ярких весенних расцветок.
Уральские Веснянки отличались длинной косой яркого цвета, словно переливающейся горными самоцветами. Здесь уместно упомянуть об образе Хозяйке Медной горы — вечно молодой и бессмертной.
Аппликацию на тему «Кукла в русском национальном костюме» хорошо начать с рассматривания соответствующей игрушки.
Педагог рассказывает дошкольникам об истории русского сарафана. Этот наряд был повседневным и праздничным. Второй вариант расшивали дорогими нитями, бисером, тесьмой. К сарафанам относились очень бережно, передавали их по наследству.
Кроме одежды, неотъемлемой частью национального костюма являлся головной убор кокошник.
Занятие аппликацией можно начать с опроса детей на тему «Моя любимая кукла». Ребята должны рассказать об игрушке по определенному плану:
- «Какая у тебя любимая кукла?»
- «Как зовут твою любимую куклу?»
- «Как ты с куклой играешь?»
- «Какого цвета глазку у твоей куклы?»
- «Какие волосы у твоей куклы?»
- «Расскажи, во что одета твоя кукла?»
- «Где спит твоя кукла?»
- «Любишь ли ты гулять со своей куклой?»
- «Берёшь ли ты свою куклу в детский сад?»
- «В какие ролевые игры ты играешь с куклой (школа, больница, дочки-матери и др.)?»
- «Какими куклами ты больше любишь играть пластмассовыми или тряпичными? (если есть тряпичные).
- Сохранились ли у вас в семье куклы мамы или бабушки?
Как всегда беспроигрышный вариант, чтобы увлечь детей темой занятий, – сказочная мотивация. Это может быть русская народная сказка «Василиса Прекрасная», хорошо знакомая детям.
Можно задействовать и неизвестные дошкольникам произведения. Например, познакомить их с норвежской сказкой «Куколка в траве». По сюжету сказки у короля было двенадцать сыновей, которых он собрался женить. Он отправил их путешествовать по белому свету, чтобы найти невест, которые смогут за один день соткать и сшить рубашку. За воротами замка братья прогнали младшего Симона, которого они недолюбливали. Юноша упал на траву и заплакал. Очнулся он от тоненького голоска — это была крохотная девочка в белом платье. Красивая и стройная, она сидела на маленьком золотом креслице, а на голове у нее блестела корона. Симон поведал ей обо всем, что случилось, и куколка уверила королевича, что поможет ему. На глазах у юноши она соткала материал, скроила и сшила рубашку — правда, совсем крошечную. Королю понравилась ее работа, и он благословил сына на женитьбу. Симон вернулся за невестой, однако она сказала, что поедет на своей карете — из серебряной ложечки, запряженной кузнечиками. Недалеко от дворца конь юноши взмахнул копытом, и карета с куколкой упала в озеро. Из озера куколка вышла уже прекрасной девушкой. Во дворце невесты братьев казались по сравнению с ней замарашками. Король выгнал остальных братьев из замка, а для Симона и его невесты закатил пир на весь мир.
Что касается современных произведений на кукольную тему, то в качестве примера приведем авторскую «Сказку про куклу Машу» воспитателя из города Александрова. Там повествуется о кукле, которая была у девочки Ксюши. Хозяйка очень любила свою игрушку, вместе с мамой шила для нее наряды, брала с собой в детский сад, а затем и в школу. Но вот Ксюша выросла, и Маша осталась скучать на полке вместе с другими игрушками. А однажды в доме делали уборку и Машу вынесли в кладовку. Кукла обиделась, она раздумывала, не уйти ли ей в детский сад к маленьким детям. Маша нашла волшебную палочку и попросила, чтобы она перенесла ее на улицу. Там кукла отправилась в детский сад. У его ворот она встретила еще одну куклу, которую купили и сразу же потеряли. Новые подруги вместе пришли в садик к малышам. Там им очень обрадовались, и больше куколки никогда не скучали.
На тему кукол есть немало трогательных стихотворений, их которых также можно почерпнуть мотивацию к занятию:
Львовский М.
Куклу девочке купили,
И на праздник подарили,
О которой так мечтала,
Праздник долго ожидала!
Кукла глазками мигает,
Свое имя называет,
И любимая игрушка,
Дремлет рядом на подушке!
С куклой девочка играет,
Украшенья одевает,
Очень модный был наряд,
Глазки девочки горят!
Рябова Н.
Кукла Катя в новом платье,
Сшила я его сама.
Я полдня над ним корпела,
Доводила до ума.
Только вечером попало,
Мне от мамочки моей.
Я потратила на платье,
Кучу новых простыней.
Гостюхина Т.
Подарили куклу
Мне на день рожденья.
Это просто чудо,
Радость и везенье.
Бросила игрушки,
Только с ней играю,
Обо всём на свете
С Машей забываю.
Я кормлю и мою
Милую подружку,
Спать кладу в кроватку
Машу на подушку.
Мы гуляем с куклой,
Делаем зарядку,
Вместе привыкаем
С Машенькой к порядку.
Куклу берегу я,
Я её лелею.
С ней я стала лучше,
Стала я добрее…
Педагогу желательно подыскать физкульминутку или пальчиковую гимнастику на кукольную тему. Например, подойдет следующий вариант:
Пальчиковая гимнастика «Игрушка»
На большом диване в ряд | Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками. |
Куклы Катины сидят: | Загибают поочередно все пальчики. |
Два медведя, Буратино, И весёлый Чиполлино, И котёнок, и слонёнок. | Разгибают поочередно все пальчики. |
Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей кате Мы игрушки сосчитать. | Поочередно хлопают в ладоши и стучат кулачками. |
Если тема аппликации — изготовление куклы Масленицы, то можно провести физкультминутку «Маланья»:
Мы сегодня зиму провожаем | Шаги на месте. |
Весну красную встречаем! | Руки развести в стороны |
Приди, Весна-красна, | Круговые движения руками вверх, вниз. |
Принеси нам тепла! | Повороты влево, вправо с разведением рук в стороны. |
Приди, погода ясная, | Прижать руки к груди и протянуть их вперед. |
Приди, солнце красное | Руки поднять вверх |
На тему Масленицы также есть пальчиковая гимнастика:
Положи блинок в ладошку: | Прочертить пальцем круг на ладошке. |
Угости мурлыку-кошку, Угости щенка Трезорку, Потом мальчика Егорку, Дай блиночек мамочке, Дай блиночек папочке. | Загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. |
Конспекты занятий
ФИО автора | Название конспекта |
Семичева Л. | «Кукла» Образовательные задачи: учить составлять образ куклы по частям из геометрических фигур, упражнять в разрезании по прямой линии, по сгибу, в вырезании круглых форм. Развивающие задачи: закрепить знания о строении человека, навыки аккуратного наклеивания, пользования ножницами. Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, терпение, внимательность, творческую инициативу. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Демонстрационный материал: различные образцы аппликации кукол. Раздаточный материал: листы белой бумаги по количеству детей, полукруг радиусом 9 см, розовые квадраты размером 4х4, 3х3, 1,5х1,5 см, черный квадрат 4х4 см, розовый прямоугольник 1х3 см, розовые трапеции, цветная бумага для дополнительного украшения, клей, ножницы, клеенки, кисти для клея, тряпочки. Ход занятия: Педагог зачитывает ребятам письмо от директора магазина игрушек Ивана Ивановича. У него случилась беда — накануне открытия магазина пропали все куклы. Он просит ребят помочь — изобразить новых кукол. Воспитатель предлагает сделать куклам разноцветную одежду, чтобы каждый покупатель выбрал себе игрушку по вкусу. Рассматривание образцов — уточняются части тела куклы, а также геометрические фигуры, на которые они похожи. Педагог объясняет дошкольникам последовательность выполнения аппликации. В первую очередь вырезается круглая голова из розового квадрата. Из черного же формируются волосы: срезаются углы, полученный круг делится на полукруг и две четвертинки (челка и два хвостика). Из самого большого полукруга яркого цвета делается платье: он разрезается пополам. Из квадратиков получаются рукава-фонарики в виде полукругов. Две розовые трапеции — это ножки куклы. Из маленького квадратика получаются два полукруглых сандалика. Воспитатель напоминает детям, что изображение нужно располагать в центре листа. Тем, кто быстро справится с заданием, предлагается украсить платье куклы геометрическим узором. Самостоятельная деятельность дошкольников. Рассматривание готовых работ. Воспитатель сообщает, что кукол она уложит в посылку и отправит в магазин игрушек. |
Бормотина В.Р. | «Одень куклу в национальный костюм» В начале занятия организовывается «Круг приветствия»: в центре на стульчик сажается ребенок, а остальные дети, по очереди надевая специальные розовые очки, говорят ему комплименты. |
Воропаева Е.Е. | «Широкая Масленица. Изготовление куклы-Масленицы» Под композицию П. Чайковского «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года») воспитатель читает стихотворение:
Дети обсуждают стихотворение, затем рассматривают репродукцию картины
Воспитатель объясняет принцип выполнения работы. Из листов цветной бумаги нужно сложить две гармошки — юбку и рубашку. Они складываются пополам и соединяются друг с другом. Из цветного картона по шаблону вырезается лицо куколки и ее кокошник. Волосы формируются из полоски цветной бумаги с помощью надрезов по всей длине. С помощью карандаша создается объем — полоски накручиваются на него. Глаза Масленице можно нарисовать фломастером либо наклеить бумажные. |
Аппликативное творчество воспитанников с комментариями по выполнению работы, шаблоны и поэтапная аппликация
«Наша новая кукла»
Старшие дошкольники с удовольствием изображают своих кукол, с которыми они играют в детском саду и у себя дома. Милый образ представлен на рисунке «Кукла в красивом платье».
Интересоно оформлены ноги в композиции «Кукла с зонтиком» – из бумаги, сложенной в гармошку. Оригинальный наряд у куколки в работе «Баряшня в синем платье».
Абстрактные образы кукол созданы в поделках «Танцующая куколка» (ребенку удалось передать динамику образа) и «Моя любимая куколка» (обрывная аппликация).
Симпатичный образ Незнайки создан в одноименной работе: шапочка и рубашка выполнены в технике оригами, за счет чего образ кажется объемным.
Фотогалерея: подборка детских работ
«Кукла в национальном костюме»
Воспитанники старшей группы успешно справляются и с такой задачей, как аппликативное изображение куклы в национальном костюме. Конечно же, это красивый русский сарафан неизменно яркого цвета, украшенный блестящими цветочками («Куколка в русском сарафане»), контрастной окантовкой («Кукла русская красавица»). Не забывают ребята и о традиционном головном уборе русской девицы — кокошнике или косынке. Платочки также отличаются интересным орнаментом (цветочек, горошек) и яркой расцветкой.
Очаровательна коллективная композиция на фоне русских березок «Куклы водят хоровод». Все куколки одеты в яркие сарафаны, кокошники и держатся за руки, изображая русский народный танец.
Отметим красиво прорисованые лица куколок, изображающих русских барышень. Ребята смогли передать и настроение кукол — доброе и веселое.
Народный костюм есть не только у русского народа — мы видим, что дошкольники изображают также кукол в национальной японской одежде («Японская кукла». Шаблоны для такой сложной композиции им предлагает воспитатель.
Фотогалерея: аппликации кукол в национальных костюмах
«Кукла Масленица»
Масленица – один из любимых образов русского народа. Часто такую аппликацию дети связывают с образом солнца, оформляя таким образом голову куклы («Солнечная Масленица», «Красавица Масленица»). Эту куклу дети неизменно изображают в ярком пестром платье, которое словно побеждает однообразие зимней палитры.
Представляет интерес работа «Старушка Масленица», выполненная полностью из ткани разной расцветки и фактуры, кукла здесь изображена без лица в духе древних традиций. Композиция «Веселая Масленица» выполнена в обрывной технике.
«Озорная Масленица» свои нарядом чем-то напоминает «Золушку» из сказки Ш. Перро.
Фотогалерея: детские аппликации
«Куклы — Времена года»
Очень увлекательная работа — создавать образ куклы, символизирующей какое-то время года. Очаровательна «Королева Осень» в шикарном платье из опавших листьев с длинными рыжими волосами из тонких ленточек и скрученной в жгутики гофрированной бумаги. Образ гармонично дополняют ярко-желтые крылышки, украшенные блестящими звездочками, а последним штрихом композиции становится веточка из засохших цветов.
Кукла Зима похожа на озорную Снегурочку с торчащими в разные стороны косичками и голубой шубкой с белой окантовкой. Изображена куколка на фоне кружевной снежинки. Дополняют образ снежные хлопья из ваты.
Лучезарное личико у куклы Веснянки, украшенной объемным венком из салфеток нежных пастельных тонов. Волосы Веснянки сделаны из светло-серой пряжи.
Фотогалерея: готовые аппликации
С помощью такой пошаговой инструкции дошкольники без труда смогут смастерить очаровательную куклу Зиму.
Фотогалерея: поэтапная аппликация куклы
Аналогичным образом можно сделать и кукол, симолизирующих другие времена года.
Подборка шаблонов
Видео: аппликация куколок из цветной бумаги
Видео: мастер-класс по созданию аппликации из салфеток
https://youtube.com/watch?v=2OKv64GwgWQ
Видео: изготовление куклы Масленицы
Видео: русский народный костюм — источник вдохновения
Аппликация такого предмета, как кукла, подготавливает старших дошкольников к изображению с помощью бумаги человека. Как сами куклы отличаются друг от друга по материалу, сложности изготовления и назначению, так и разноплановы детские работы на эту тему. На одних композициях мы видим вполне реалистичные образы с проработанными деталями, на других — довольно абстрактные, но в то же время оригинальные образы.