Ребята средней группы детского сада в 4–5 лет с успехом осваивают новые умения и навыки. И успешность этого процесса связана с тем, насколько хорошо малыш излагает свои мысли в речи. Вот почему развитие речи — одно из ключевых направлений работы в детсаду, которое регулируется требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Содержание
Критерии развития речи по ФГОС
С точки зрения педагогики и психологии, овладение ребёнком речью — это многоуровневый и даже в чём-то загадочный процесс, требующий последовательной и целенаправленной работы всех педагогических кадров детского сада. В частности
- воспитателя (для включения программных компонентов развития речи в каждодневные занятия);
- логопеда (для коррекции дефектов, связанных с произнесением звуков);
- психолога (для диагностики и устранения внешних трудностей овладения речью, например, если малыш замкнут, отстранён от других детей и взрослых).
Требования ФГОС к уровню овладения речевыми навыками заключаются в
- расширении запаса слов активного (то есть постоянно используемого) и пассивного (то есть не так часто употребляемые слова, но с известным малышу значением) словаря;
- выработке речевого навыка для успешного общения, то есть для того, чтобы понимать и быть понятым;
- отработке интонации и произнесения звуков с целью узнавания и использования, чтобы понимать не только смысл слов, но и эмоциональную окраску целых высказываний, то есть всё тонкости речи;
- совершенствовании навыка воспринимать информацию на слух (это помогает выстраивать причинно-следственные связи в полученной информации, а также развивает логику и образное мышление);
- развитии связной монологической и диалогической речи.
Эти требования реализуются в наборе специальных приёмов обучения, которые предполагают живое общение детей между собой, а также с воспитателем (родителями):
- пересказ прочитанного;
- заучивание стихотворений;
- обсуждение картинок по разным темам (например, животные в разные времена года);
- ролевые игры (например, «У врача», «Дочки -матери») и т.д;
- театрализация (постановки утренников, сказок и пр.);
- подготовка проектов, стенгазет в группе и т.д.
Особенности программ
ФГОС определяет критерии эффективности образовательной программы в детском саду, но сами рабочие программы создаются методическим коллективом учреждения (воспитателем, старшим воспитателем, психологом, логопедом, в некоторых случаях и дефектологом) или членами методического объединения отдельно (в этом случае программа должна быть одобрена на заседании педагогического совета учреждения). Общим являются только задачи, которые эта работа должна решать. Они связаны с
- выбором видов деятельности, которые способствуют выработке связности речи малыша (то есть использование разных приёмов речевого развития, о которых было сказано выше);
- расширением и углублением знаний об окружающем мире для овладения родным языком (например, создание и защита проектов);
- развитием потребности в общении как важнейшего условия успеха любой деятельности.
Примеры программ
- Программа по развитию речи в средней группе, с опорой на изучение звуков
<…Ноябрь-Январь
Вводное занятие
Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата»
Программное содержание:
– Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, нёбом.
– Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта).
Структура:
- Игра «Весёлый язычок»
- Чтение сказки Н.В. Новоторцевой «О Весёлом Язычке».
- Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
1) Статические упражнения для языка
«Птенчики».
2) Динамические упражнения для языка
«Часики», «Маятник».
3) Упражнения для губ
«Улыбочка».
Занятие № 2
Тема: «Звук «А”»
Программное содержание:
– Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука «А «.
– Учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы строчками из данного стихотворения.
– Способствовать чёткому и правильному произношению звука «А « в словах и фразовой речи.
– Развивать графические навыки (рисование дорожек).
Структура:
- Артикуляционная гимнастика
- Игра «Птица и птенчики» (стр. 2, рисунок 1)
- Слушание стихотворения (стр. 2, рисунок 2)
- Физкультминутка. Игра «Цапля»
- Игровое упражнение «Кто где живёт» (стр. 3, рисунок 3)
- Заучивание потешки (стр. 3, рисунок 4)
Занятие № 3
Тема : « Звук «У”»
Программное содержание:
– Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука У.
– Способствовать чёткому и правильному произношению звука «У» в словах и фразовой речи.
– Развивать речевой слух, укреплять артикуляционный аппарат.
– Развивать связную речь, её выразительность, обогащать словарь.
-Развивать произвольную память.
-Учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы строчками из него.
-Учить детей произносить стихотворение не спеша, чётко выговаривая каждое слово.
– Развивать графические навыки (рисование дорожек).
Структура:
Артикуляционная гимнастика
Игра «Поезд и птицы» (стр. 4, рисунок 1)
Физкультминутка. Игра «Поезд»
Игра «Справа-слева»(стр. 5, рисунок 2)
Заучивание стихотворения (стр. 5, рисунок 2)…>
Авторская программа (Цыганкова Анна Сергеевна, http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/06/27/rabochaya-programma-po-obrazovatelnoy-oblasti-rechevoe)
Время проведения | Тема и цели детско-взрослой деятельности | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | ||
Сентябрь | Рассказывание об игрушках | Рассказывание по картине «Кошка с котятами» | Описание игрушек | Рассказывание об игрушках | |
Учить: – составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида; – правильно произносить в словах звуки [с], [с’], выделять в речи слова с этими звуками; – вслушиваться в звучание слов. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Закреплять: – произношение пройденных звуков: [у], [а], [г], [к], [в]; – представления о значении терминов «слово», «звук» | Учить: – составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно; короткий рассказ на тему из личного опыта; – соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детёнышей | Учить: – называть признаки, действия описываемой игрушки, связывать между собой предложения; – произносить звук [с] длительно, на одном выдохе, отчётливо и внятно проговаривать слова. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детёнышей. Формировать представления о предлогах «за», «под», «на», «в», навыки их применения в речи. Отрабатывать навыки правильного произношения звуков [с], [с’] | Учить: – составлять описание игрушки; – называть характерные признаки и действия; – составлять короткий рассказ на тему личного опыта (при поддержке воспитателя и самостоятельно). Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушки), их свойств, действий, которые можно с ними совершать | ||
Октябрь | Рассказывание по набору игрушек | Рассматривание иллюстраций к сказке (по выбору воспитателя) | Рассказывание о действиях и качествах предмета в диалоге | Рассказывание об игрушках. Дидактическая игра «Петрушка, угадай мою игрушку» |
Варианты планирования занятий
Это интересно. Известный итальянский педагог, философ и гуманист Мария Монтессори говорила: «Разговаривайте с ребёнком как можно больше обо всём и везде — дома, на улице, в дороге. Ваши разговоры, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия».
Для того чтобы развитие речи ребёнка было гармоничным и эффективным, воспитатель должен правильно спланировать занятия — элемент программы, который структурирует использование разных видов деятельности (чтение, декламация, игры, инсценировки), призванные решить определённые задачи образования дошколят.
Существует три вида планирования.
- Комплексное. В него входят наглядные (экскурсии, рассматривание игрушек, картинок с последующим обсуждением и выполнением заданий), практические (игры, инсценировки) и обучающие методы (чтение, заучивание, пересказ) речевого развития.
- Перспективное. Это планирование, которое конкретизирует задачи образования в определённый период, основываясь на уровне развития группы и отдельных ребят. Таким образом, можно успешно знакомить всех детей с окружающим миром, воспитывать культуру общения.
- Интегрированное. Применяется для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Планирование ведётся по 4 направлениям: развитие, коррекция, социализация (то есть навыки общения с окружающими людьми), творчество.
Полезная литература
Рекомендации Госстандарта, касающиеся развития речи, позволяют методистам разрабатывать методические пособия, которые пригодятся в работе воспитателя средней группы при составлении планирования.
- Васильева М.А., Гербова В.В. «Комплексные занятия в средней группе д/с»
- Генинг М. Г., Герман Н. А. «Воспитание у дошкольника правильной речи»
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в детском саду»
- Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие: Для занятий с детьми 4–6 лет»
- Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке», ч.1 и 2»
Наиболее полными считаются рекомендации Валентины Викторовны Гербовой — кандидата педагогических наук, автора нескольких практических пособий по методике речевого развития детей детсадовского возраста. Однако в рекомендациях Госстандарта не идёт речь о слепом копировании описанных методов и приёмов — воспитатель может использовать на своё усмотрение те или иные формы для реализации целей развития речи у малышей средней группы.
Структура занятий
Если содержание занятий (то есть тематика) по развитию речи определяется общими задачами образования в конкретном детском саду, то форма работы по развитию речи имеет примерно одинаковую структуру.
Воспитание звуковой культуры речи
Задача — к 5 годам научить карапуза произносить все звуки языка, говорить членораздельно. Основа хорошего произношения — правильное дыхание, поэтому все упражнения опираются на работу дыхательного аппарата. Примеры упражнений:
- «Ватный футбол». Малыш должен с помощью струи выдыхаемого воздуха «забить гол» в бутылочки разного диаметра. Как вариант, можно устроить заплыв воздушных шариков, управляя ими дыханием, или «карандашные бега», соревнуясь, у кого из ребят карандаш быстрее упадёт со стола, если на пишущий предмет подуть.
- «Мелодия на ключе». Дети дуют в большие и полые ключи, извлекая так мелодию.
- Распевки гласных, с постепенным добавлением согласных.
Важный момент: дыхательные упражнения оказывают большую нагрузку на организм, так что не следует их выполнять дольше 2–3 минут.
Формирование словарного запаса
Задача — наполнить слова, которые слышит и произносит ребёнок живыми образами, чтобы они прочнее запоминались. Для этого используются
- повторение слова много раз;
- объяснение, зачем нужен тот или иной предмет;
- сочетание нового слова с уже знакомым;
- договаривание, когда малыш дополняет фразу или рифму новым словом;
- игры;
- составление монологических высказываний.
Развитие слухового восприятия
Задача — научить слышать и распознавать речь других людей. В этой работе нужно обращать внимания на то, что сила звука может отличаться. Вот почему задания должны быть на определение различий громкости и скорости произнесённых слов. Например, взрослый рассказывает сказку с разными интонациями и силой звука, а дети должны уловить сюжет и пересказать его (ответить на вопросы).
Работа над грамматическим строем речи
Задача — обучение разнообразным способам согласовывать слова в предложении, исправление ошибок в построении словосочетаний. Упражнения:
- «Ласковые имена». Взрослый называет существительное, а малыш должен ответить уменьшительно-ласкательной формой этого слова (например, мама — мамочка).
- «Посчитай сколько». Ребятам предлагается предмет, им нужно вслух посчитать эти предметы (например, одна машинка — две машинки — три машинки и т.д).
Развитие связной речи
Задача — научить понимать речь взрослых, сообщать об увиденном, услышанном в 2–4 простых предложениях. Упражнения:
- чтение и заучивание стихов;
- инсценировки стихотворений и сказок с помощью игрушек;
- составление коротких описаний увиденных картинок и пр.
Работа над развитием мелкой моторики
Учёными доказана связь между тонкими движениями пальчиков малыша и его речью. Для этого используются различные упражнения и игры (см. статью «Интересные примеры пальчиковой гимнастики как средства обучения и развития дошкольников»).
Примеры занятий
«Звук [Ж]»
Образовательные задачи:
-познакомить детей с правильной артикуляцией звука Ж;
-закреплять правильное произношение звука Ж В речи детей
-упражнять детей в образовании существительных в уменьшительной форме.
Развивающие задачи:
– развивать речевой слух: развивать умение выделять звук Ж из ряда звуков и развивать умение произносить звук тихо-громко.
Воспитательные задачи: воспитывать умение выслушивать задание до конца.
Методы и приёмы: игровая мотивация, показ, объяснение, указание, похвала, наглядность, совместное проговаривание, образец ответа, оценка.
Раздаточный и демонстрационный материал: кукла Женя, картинки ЖАБА, УЖИ, ЖУРАВЛИК; картинки для артикуляционной гимнастики: «Чашечка», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Грибок»; на каждого ребёнка: зеркала с салфеткой, бабочки на поддувание; иллюстрация к стихотворению.
Дифференцированная индивидуальная работа с детьми: выше среднего уровня развития: побуждать Сашу, Машу, Дашу, Арсения, Ксюшу, Алёну самостоятельно выделять заданный звук в словах и фразах; образовывать слова в уменьшительной форме самостоятельно или с небольшой помощью взрослого; среднего уровня развития: упражнять Ксюшу, Лилю, Матвея, Егора, Максима Ц. в умении выделять звук Ж в словах и фразах с небольшой помощью; ниже среднего уровня развития: учить Славу выделять заданный звук из ряда звуков.
Предварительная работа: рассмотреть с детьми картинки с целью их правильного называния, знакомство с куклой Женей.
<…. 1.1 Артикуляционная гимнастика.
Женя прыгала на скакалочке, а потом пошла пить чай.
И выпила одну чашку чая — упражнение «Чашечка» (картинка на доску).
– Губы в широкой улыбочке, широкий язык поднят вверх.
Потом съела один блинчик с вареньем — упражнение «Блинчик» (картинка на доску).
-Губы так же, широкий язык лежит на нижней губе.
Указание детям перед выполнением упражнения: «Возьмите зеркала».
Указание детям после выполнения упражнения: «Положите зеркала на салфетки».
Чередуем упражнения 3 повтора.
Так ей понравилось варенье, что она облизала верхнюю губу — Упражнение «Вкусное варенье».
-Губы в улыбочке, широкий язык облизывает верхнюю губу.
Затем Женя пошла на лесную полянку и увидела грибок на тонкой ножке — упражнение «Грибок» (картинка на доску).
-Рот широко открыт, широкий язык присасываем к верхнему нёбу.
Мини-итог: вы молодцы, язычки были широкими…>
Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях
Цель: формировать правильное произношение звука [р]
Задачи: образовательные — уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звука [р]; учить правильно произносить звук [р] в словах, слогах и предложениях; закреплять обобщающее понятие «одежда»; закреплять умение изменять имена существительные по падежам; учить образовывать формы имён существительных множественного числа; упражнять в согласовании имён прилагательных и имён существительных; коррекционно-развивающие — развивать артикуляционную моторику; развивать фонематический слух; развивать внимание, воображение, память, логическое мышление, связную речь; развивать зрительную память; воспитательные — воспитывать бережное отношение к предметам гардероба.
Оборудование: предметные картинки с изображением одежды, мяч, чёрно-белые картинки, цветовые карточки.
<…. Автоматизация изолированного звука [р].
Упражнение «Моторчик» – Как заводится моторчик?
(Далее уточняется, какой это звук: согласный, твёрдый. Можно спросить, как он правильно произносится.)
- Автоматизация звука в прямых и обратных слогах.
– Я буду произносить слоги, а ты повторяй за мной.
ра — ро — ру — ры
ар — ор — ур — ыр
- Автоматизация в словах
(Логопед выкладывает на стол картинки: рубашка, сарафан, шарф, перчатки)
– Назови, что это?
– Как можно назвать одним словом?
Игра «Один — много» (с мячом)
рубашка рукав
воротник шарф
карман перчатка
сарафан
– Я буду называть один предмет, а ты много.
- Упражнение на развитие мелкой моторики
(Ребёнку дают контурный рисунок платья без некоторых деталей: кармана, рукава, воротника)
– Обведи платье по контуру и дорисуй недостающие детали.
– Назови, чего нет у платья?
- Согласование прилагательных с существительными
– Что нарисовано на картинке?
(шарф, перчатки, рубашка)
– Смотри, художник не раскрасил одежду. Давай придумаем, каким цветом можно раскрасить одежду, но так, чтобы в названии цвета был звук [р].
(красный, розовый, оранжевый, чёрный, бордовый)
– Если мы раскрасим перчатки в красный цвет, какие будут перчатки?
(красные перчатки) и т. д…>
Видео: Занятие по речевому развитию в средней группе
Видео: Игра на развитие речи «Расскажи про овощи»
https://youtube.com/watch?v=VWFv1G98rlw
Как проверяются результаты работы?
Работа по развитию речи — процесс длительный. Однако это не исключает необходимости его систематического контроля. Проверка результатов осуществляется методическим советом учреждения во главе с заведующим. Мониторинг осуществляется раз в квартал и затрагивает следующие стороны организации образовательного процесса:
- достижения детей (явно заметны в процессе участия в утренниках, театрализованных представлений, также проводятся беседы с родителями, которые отмечают или не отмечают прогресс в речевом развитии своих карапузов);
- документальная база (воспитатель должен чётко следовать принятому плану работы, который опирается на рабочую программу).
По итогам проверки воспитатель (при необходимости вместе с психологом, логопедом) корректирует план работы, добавляя конкретные пункты в индивидуальные образовательные маршруты детей (см. статью «Что такое индивидуальный образовательный маршрут дошкольника и как с ним работать»), указывая, над каким аспектом развития речи нужно работать (составление монолога, узнавание звуков, расширение словарного запаса и т.д).
Развитие речи в средней группе по ФГОС — это долгосрочный и целенаправленный процесс работы с дошкольниками. Для того чтобы он был максимально эффективным, воспитатель должен правильно составить планирование, основываясь на рабочей программе и индивидуальных особенностях воспитанников. И, конечно, важно своевременно проводить мониторинг речевого развития речи, дополняя или корректируя план. Тогда будущие школьники выйдут из стен детского сада не только с достойными знаниями, и с хорошо развитыми навыками изложения своих представлений о мире.