Show

Как строится работа по развитию речи в средней группе детского сада по требованиям ФГОС

Дата: 28 марта 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

развитие речи средней группы

Ребята средней группы детского сада в 4–5 лет с успехом осваивают новые умения и навыки. И успешность этого процесса связана с тем, насколько хорошо малыш излагает свои мысли в речи. Вот почему развитие речи — одно из ключевых направлений работы в детсаду, которое регулируется требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Критерии развития речи по ФГОС

Воспитательница и дети за столом рассматривают глобус

Работа по развитию речи включается во все этапы образовательного процесса

С точки зрения педагогики и психологии, овладение ребёнком речью — это многоуровневый и даже в чём-то загадочный процесс, требующий последовательной и целенаправленной работы всех педагогических кадров детского сада. В частности

  • воспитателя (для включения программных компонентов развития речи в каждодневные занятия);
  • логопеда (для коррекции дефектов, связанных с произнесением звуков);
  • психолога (для диагностики и устранения внешних трудностей овладения речью, например, если малыш замкнут, отстранён от других детей и взрослых).

Требования ФГОС к уровню овладения речевыми навыками заключаются в

  • расширении запаса слов активного (то есть постоянно используемого) и пассивного (то есть не так часто употребляемые слова, но с известным малышу значением) словаря;
  • выработке речевого навыка для успешного общения, то есть для того, чтобы понимать и быть понятым;
  • отработке интонации и произнесения звуков с целью узнавания и использования, чтобы понимать не только смысл слов, но и эмоциональную окраску целых высказываний, то есть всё тонкости речи;
  • совершенствовании навыка воспринимать информацию на слух (это помогает выстраивать причинно-следственные связи в полученной информации, а также развивает логику и образное мышление);
  • развитии связной монологической и диалогической речи.

Эти требования реализуются в наборе специальных приёмов обучения, которые предполагают живое общение детей между собой, а также с воспитателем (родителями):

  • пересказ прочитанного;
  • заучивание стихотворений;
  • обсуждение картинок по разным темам (например, животные в разные времена года);
  • ролевые игры (например, «У врача», «Дочки -матери») и т.д;
  • театрализация (постановки утренников, сказок и пр.);
  • подготовка проектов, стенгазет в группе и т.д.

Особенности программ

Дети стоят с групповым проектом-нарисованным деревом

При решении одной задачи по развитию речи могут использоваться разные приёмы индивидуальной или групповой работы

ФГОС определяет критерии эффективности образовательной программы в детском саду, но сами рабочие программы создаются методическим коллективом учреждения (воспитателем, старшим воспитателем, психологом, логопедом, в некоторых случаях и дефектологом) или членами методического объединения отдельно (в этом случае программа должна быть одобрена на заседании педагогического совета учреждения). Общим являются только задачи, которые эта работа должна решать. Они связаны с

  • выбором видов деятельности, которые способствуют выработке связности речи малыша (то есть использование разных приёмов речевого развития, о которых было сказано выше);
  • расширением и углублением знаний об окружающем мире для овладения родным языком (например, создание и защита проектов);
  • развитием потребности в общении как важнейшего условия успеха любой деятельности.

Примеры программ

Воспитательница рисует с девочкой в полосатом свитере

Работа по развитию речи невозможна без подключения других видов деятельности, например, создания зарисовки по сюжету прочитанной сказки

  • Программа по развитию речи в средней группе, с опорой на изучение звуков

<…Ноябрь-Январь

Вводное занятие

Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата»

Программное содержание:

– Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, нёбом.

– Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта).

Структура:

  1. Игра «Весёлый язычок»
  2. Чтение сказки Н.В. Новоторцевой «О Весёлом Язычке».
  3. Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

1) Статические упражнения для языка

«Птенчики».

2) Динамические упражнения для языка

«Часики», «Маятник».

3) Упражнения для губ

«Улыбочка».

Занятие № 2

Тема: «Звук «А”»

Программное содержание:

– Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука «А «.

– Учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы строчками из данного стихотворения.

– Способствовать чёткому и правильному произношению звука «А « в словах и фразовой речи.

– Развивать графические навыки (рисование дорожек).

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Игра «Птица и птенчики» (стр. 2, рисунок 1)
  3. Слушание стихотворения (стр. 2, рисунок 2)
  4. Физкультминутка. Игра «Цапля»
  5. Игровое упражнение «Кто где живёт» (стр. 3, рисунок 3)
  6. Заучивание потешки (стр. 3, рисунок 4)

Занятие № 3

Тема : « Звук «У”»

Программное содержание:

– Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука У.

– Способствовать чёткому и правильному произношению звука «У» в словах и фразовой речи.

– Развивать речевой слух, укреплять артикуляционный аппарат.

– Развивать связную речь, её выразительность, обогащать словарь.

-Развивать произвольную память.

-Учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы строчками из него.

-Учить детей произносить стихотворение не спеша, чётко выговаривая каждое слово.

– Развивать графические навыки (рисование дорожек).

Структура:

  1. Артикуляционная гимнастика

  2. Игра «Поезд и птицы» (стр. 4, рисунок 1)

  3. Физкультминутка. Игра «Поезд»

  4. Игра «Справа-слева»(стр. 5, рисунок 2)

  5. Заучивание стихотворения (стр. 5, рисунок 2)…>

    Гумарова Зульфия Завдатовна

    http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/10/13/programma-raboty-kruzhka-po-razvitiyu-rechi-slogovichok-v

  • Авторская программа (Цыганкова Анна Сергеевна, http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/06/27/rabochaya-programma-po-obrazovatelnoy-oblasti-rechevoe)

Время проведенияТема и цели детско-взрослой деятельности
1-я неделя2-я неделя3-я неделя4-я неделя
СентябрьРассказывание об игрушкахРассказывание по картине «Кошка с котятами»Описание игрушекРассказывание об игрушках
Учить:
– составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида;
– правильно произносить
в словах звуки [с], [с’], выделять в речи слова с этими звуками;
– вслушиваться в звучание
слов.
Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.
Закреплять:
– произношение пройденных
звуков: [у], [а], [г], [к], [в];
– представления о значении
терминов «слово», «звук»
Учить:
– составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и
самостоятельно; короткий
рассказ на тему из личного
опыта;
– соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детёнышей
Учить:
– называть признаки, действия
описываемой игрушки, связывать между собой предложения;
– произносить звук [с] длительно, на одном выдохе, отчётливо и внятно проговаривать слова.
Укреплять артикуляционный аппарат специальными
упражнениями.
Закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детёнышей.
Формировать представления о предлогах «за», «под»,
«на», «в», навыки их применения в речи.
Отрабатывать навыки
правильного произношения звуков [с], [с’]
Учить:
– составлять описание игрушки;
– называть характерные признаки и действия;
– составлять короткий рассказ
на тему личного опыта (при
поддержке воспитателя и самостоятельно).
Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушки), их свойств, действий, которые можно с ними совершать
ОктябрьРассказывание по набору игрушекРассматривание иллюстраций
к сказке (по выбору воспитателя)
Рассказывание о действиях и
качествах предмета в диалоге
Рассказывание об игрушках.
Дидактическая игра «Петрушка, угадай мою игрушку»

Варианты планирования занятий

Воспитательница показывает группе игрушку Буратино

Рассматривание игрушек, игры и т.д. – важная часть планирования занятий по речевому развитию детей

Это интересно. Известный итальянский педагог, философ и гуманист Мария Монтессори говорила: «Разговаривайте с ребёнком как можно больше обо всём и везде — дома, на улице, в дороге. Ваши разговоры, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия».

Для того чтобы развитие речи ребёнка было гармоничным и эффективным, воспитатель должен правильно спланировать занятия — элемент программы, который структурирует использование разных видов деятельности (чтение, декламация, игры, инсценировки), призванные решить определённые задачи образования дошколят.

Существует три вида планирования.

  • Комплексное. В него входят наглядные (экскурсии, рассматривание игрушек, картинок с последующим обсуждением и выполнением заданий), практические (игры, инсценировки) и обучающие методы (чтение, заучивание, пересказ) речевого развития.
  • Перспективное. Это планирование, которое конкретизирует задачи образования в определённый период, основываясь на уровне развития группы и отдельных ребят. Таким образом, можно успешно знакомить всех детей с окружающим миром, воспитывать культуру общения.
  • Интегрированное. Применяется для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Планирование ведётся по 4 направлениям: развитие, коррекция, социализация (то есть навыки общения с окружающими людьми), творчество.

Полезная литература

Рекомендации Госстандарта, касающиеся развития речи, позволяют методистам разрабатывать методические пособия, которые пригодятся в работе воспитателя средней группы при составлении планирования.

  1. Васильева М.А., Гербова В.В. «Комплексные занятия в средней группе д/с»
  2. Генинг М. Г., Герман Н. А. «Воспитание у дошкольника правильной речи»
  3. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в детском саду»
  4. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие: Для занятий с детьми 4–6 лет»
  5. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке», ч.1 и 2»

Наиболее полными считаются рекомендации Валентины Викторовны Гербовой — кандидата педагогических наук, автора нескольких практических пособий по методике речевого развития детей детсадовского возраста. Однако в рекомендациях Госстандарта не идёт речь о слепом копировании описанных методов и приёмов — воспитатель может использовать на своё усмотрение те или иные формы для реализации целей развития речи у малышей средней группы.

Структура занятий

Трое детей с пальчиковыми игрушками

Инсценировки с помощью игрушек — это эффективный способ развития связной речи у ребят

Если содержание занятий (то есть тематика) по развитию речи определяется общими задачами образования в конкретном детском саду, то форма работы по развитию речи имеет примерно одинаковую структуру.

Воспитание звуковой культуры речи

Мальчик перед зеркалом произносит звук «о», логопед указывает пальцем

Правильная артикуляция является важным этапом работы по речевому развитию детей

Задача — к 5 годам научить карапуза произносить все звуки языка, говорить членораздельно. Основа хорошего произношения — правильное дыхание, поэтому все упражнения опираются на работу дыхательного аппарата. Примеры упражнений:

  • «Ватный футбол». Малыш должен с помощью струи выдыхаемого воздуха «забить гол» в бутылочки разного диаметра. Как вариант, можно устроить заплыв воздушных шариков, управляя ими дыханием, или «карандашные бега», соревнуясь, у кого из ребят карандаш быстрее упадёт со стола, если на пишущий предмет подуть.
  • «Мелодия на ключе». Дети дуют в большие и полые ключи, извлекая так мелодию.
  • Распевки гласных, с постепенным добавлением согласных.

Важный момент: дыхательные упражнения оказывают большую нагрузку на организм, так что не следует их выполнять дольше 2–3 минут.

Формирование словарного запаса

Воспитательница с девочкой играют в лото

Один из приёмов расширения словарного запаса — игра в лото на разные темы с многократным повторением слов

Задача — наполнить слова, которые слышит и произносит ребёнок живыми образами, чтобы они прочнее запоминались. Для этого используются

  • повторение слова много раз;
  • объяснение, зачем нужен тот или иной предмет;
  • сочетание нового слова с уже знакомым;
  • договаривание, когда малыш дополняет фразу или рифму новым словом;
  • игры;
  • составление монологических высказываний.

Развитие слухового восприятия

Задача — научить слышать и распознавать речь других людей. В этой работе нужно обращать внимания на то, что сила звука может отличаться. Вот почему задания должны быть на определение различий громкости и скорости произнесённых слов. Например, взрослый рассказывает сказку с разными интонациями и силой звука, а дети должны уловить сюжет и пересказать его (ответить на вопросы).

Работа над грамматическим строем речи

Разновозрастный детский хор

Пение — это вид деятельности, который работает на развитие речи детей в любом возрасте

Задача — обучение разнообразным способам согласовывать слова в предложении, исправление ошибок в построении словосочетаний. Упражнения:

  • «Ласковые имена». Взрослый называет существительное, а малыш должен ответить уменьшительно-ласкательной формой этого слова (например, мама — мамочка).
  • «Посчитай сколько». Ребятам предлагается предмет, им нужно вслух посчитать эти предметы (например, одна машинка — две машинки — три машинки и т.д).

Развитие связной речи

Задача — научить понимать речь взрослых, сообщать об увиденном, услышанном в 2–4 простых предложениях. Упражнения:

  • чтение и заучивание стихов;
  • инсценировки стихотворений и сказок с помощью игрушек;
  • составление коротких описаний увиденных картинок и пр.

Работа над развитием мелкой моторики

Воспитательница с детьми за круглым столом занимаются пальчиковой гимнастикой

Пальчиковые игры — один из способов развития мелкой моторики

Учёными доказана связь между тонкими движениями пальчиков малыша и его речью. Для этого используются различные упражнения и игры (см. статью «Интересные примеры пальчиковой гимнастики как средства обучения и развития дошкольников»).

Примеры занятий

«Звук [Ж]»

Образовательные задачи:

-познакомить детей с правильной артикуляцией звука Ж;

-закреплять правильное произношение звука Ж В речи детей

-упражнять детей в образовании существительных в уменьшительной форме.

Развивающие задачи:

– развивать речевой слух: развивать умение выделять звук Ж из ряда звуков и развивать умение произносить звук тихо-громко.

Воспитательные задачи: воспитывать умение выслушивать задание до конца.

Методы и приёмы: игровая мотивация, показ, объяснение, указание, похвала, наглядность, совместное проговаривание, образец ответа, оценка.

Раздаточный и демонстрационный материал: кукла Женя, картинки ЖАБА, УЖИ, ЖУРАВЛИК; картинки для артикуляционной гимнастики: «Чашечка», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Грибок»; на каждого ребёнка: зеркала с салфеткой, бабочки на поддувание; иллюстрация к стихотворению.

Дифференцированная индивидуальная работа с детьми: выше среднего уровня развития: побуждать Сашу, Машу, Дашу, Арсения, Ксюшу, Алёну самостоятельно выделять заданный звук в словах и фразах; образовывать слова в уменьшительной форме самостоятельно или с небольшой помощью взрослого; среднего уровня развития: упражнять Ксюшу, Лилю, Матвея, Егора, Максима Ц. в умении выделять звук Ж в словах и фразах с небольшой помощью; ниже среднего уровня развития: учить Славу выделять заданный звук из ряда звуков.

Предварительная работа: рассмотреть с детьми картинки с целью их правильного называния, знакомство с куклой Женей.

<…. 1.1 Артикуляционная гимнастика.

Женя прыгала на скакалочке, а потом пошла пить чай.

И выпила одну чашку чая — упражнение «Чашечка» (картинка на доску).

– Губы в широкой улыбочке, широкий язык поднят вверх.

Потом съела один блинчик с вареньем — упражнение «Блинчик» (картинка на доску).

-Губы так же, широкий язык лежит на нижней губе.

Указание детям перед выполнением упражнения: «Возьмите зеркала».

Указание детям после выполнения упражнения: «Положите зеркала на салфетки».

Чередуем упражнения 3 повтора.

Так ей понравилось варенье, что она облизала верхнюю губу — Упражнение «Вкусное варенье».

-Губы в улыбочке, широкий язык облизывает верхнюю губу.

Затем Женя пошла на лесную полянку и увидела грибок на тонкой ножке — упражнение «Грибок» (картинка на доску).

-Рот широко открыт, широкий язык присасываем к верхнему нёбу.

Мини-итог: вы молодцы, язычки были широкими…>

Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях

Цель: формировать правильное произношение звука [р]

Задачи: образовательные — уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звука [р]; учить правильно произносить звук [р] в словах, слогах и предложениях; закреплять обобщающее понятие «одежда»; закреплять умение изменять имена существительные по падежам; учить образовывать формы имён существительных множественного числа; упражнять в согласовании имён прилагательных и имён существительных; коррекционно-развивающие — развивать артикуляционную моторику; развивать фонематический слух; развивать внимание, воображение, память, логическое мышление, связную речь; развивать зрительную память; воспитательные — воспитывать бережное отношение к предметам гардероба.

Оборудование: предметные картинки с изображением одежды, мяч, чёрно-белые картинки, цветовые карточки.

<…. Автоматизация изолированного звука [р].

Упражнение «Моторчик» – Как заводится моторчик?

(Далее уточняется, какой это звук: согласный, твёрдый. Можно спросить, как он правильно произносится.)

  1. Автоматизация звука в прямых и обратных слогах.

– Я буду произносить слоги, а ты повторяй за мной.

ра — ро — ру — ры

ар — ор — ур — ыр

  1. Автоматизация в словах

(Логопед выкладывает на стол картинки: рубашка, сарафан, шарф, перчатки)

– Назови, что это?

– Как можно назвать одним словом?

Игра «Один — много» (с мячом)

рубашка рукав

воротник шарф

карман перчатка

сарафан

– Я буду называть один предмет, а ты много.

  1. Упражнение на развитие мелкой моторики

(Ребёнку дают контурный рисунок платья без некоторых деталей: кармана, рукава, воротника)

– Обведи платье по контуру и дорисуй недостающие детали.

– Назови, чего нет у платья?

  1. Согласование прилагательных с существительными

– Что нарисовано на картинке?

(шарф, перчатки, рубашка)

– Смотри, художник не раскрасил одежду. Давай придумаем, каким цветом можно раскрасить одежду, но так, чтобы в названии цвета был звук [р].

(красный, розовый, оранжевый, чёрный, бордовый)

– Если мы раскрасим перчатки в красный цвет, какие будут перчатки?

(красные перчатки) и т. д…>

Видео: Занятие по речевому развитию в средней группе

Видео: Игра на развитие речи «Расскажи про овощи»

https://youtube.com/watch?v=VWFv1G98rlw

Как проверяются результаты работы?

Мальчик и девочка листают книжку

Работа по развитию речи воспитывает в детях уважение и любовь к книгам

Работа по развитию речи — процесс длительный. Однако это не исключает необходимости его систематического контроля. Проверка результатов осуществляется методическим советом учреждения во главе с заведующим. Мониторинг осуществляется раз в квартал и затрагивает следующие стороны организации образовательного процесса:

  • достижения детей (явно заметны в процессе участия в утренниках, театрализованных представлений, также проводятся беседы с родителями, которые отмечают или не отмечают прогресс в речевом развитии своих карапузов);
  • документальная база (воспитатель должен чётко следовать принятому плану работы, который опирается на рабочую программу).

По итогам проверки воспитатель (при необходимости вместе с психологом, логопедом) корректирует план работы, добавляя конкретные пункты в индивидуальные образовательные маршруты детей (см. статью «Что такое индивидуальный образовательный маршрут дошкольника и как с ним работать»), указывая, над каким аспектом развития речи нужно работать (составление монолога, узнавание звуков, расширение словарного запаса и т.д).

Развитие речи в средней группе по ФГОС — это долгосрочный и целенаправленный процесс работы с дошкольниками. Для того чтобы он был максимально эффективным, воспитатель должен правильно составить планирование, основываясь на рабочей программе и индивидуальных особенностях воспитанников. И, конечно, важно своевременно проводить мониторинг речевого развития речи, дополняя или корректируя план. Тогда будущие школьники выйдут из стен детского сада не только с достойными знаниями, и с хорошо развитыми навыками изложения своих представлений о мире.

Метки:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Как строится работа по развитию речи в средней группе детского сада по требованиям ФГОС"

Внимание: все отзывы проходят модерацию.