В подготовительной группе занятия лепкой усложняются в сравнении с аналогичной деятельностью малышей в группах помладше. В 6–7 лет дети учатся создавать сложные объёмные фигуры, такие как человек, животные, более того, поделки представляются в движении. То есть малыши не только закрепляют способы и приёмы лепки, но и учатся видеть перспективу трёхмерного изображения объекта в разных позах. Рассмотрим порядок работы над составлением занятия на тему «Ребёнок и котёнок».
Содержание
Этап подготовки занятия «Ребёнок и котёнок»
Дети продолжают освоение начатого в средней группе навыка составления лепных композиций на плоскости, то есть фигуры опираются на основу отдельными частями тела (ногами, лапами). При этом пропорции и объёмы тел, а также соотношение всех частей композиции, сохраняются.
Способы лепки
К 6–7 годам дети довольно уверенно владеют 3 способами создания фигур из пластилина, освоение которых — согласно нормативным документам — является частью образовательной программы детского сада. Ребята владеют
- конструктивной техникой, то есть умеют создавать единое целое фигуры из отдельных частей;
- скульптурной — лепят силуэты из цельного куска материала;
- комбинированной техникой, когда в одной поделке сочетаются и скульптурный, и конструктивный способы.
Для создания фигурок человека и животного удобно применять комбинированную технику, чтобы крупные детали (туловище, руки, ноги и пр.) лепить из одного куска, а мелкие (ладони, лапы, хвост и пр.) добавлять отдельно.
Приёмы
В подготовительной группе малыши закрепляют владение 11 приёмами создания фигурок из пластичного материала:
- раскатывание (создание «шариков»);
- скатывание (лепка «колбасок»);
- вдавливание (формирование на заготовке углублений пальцами);
- сплющивание (создание «блинчиков» из круглых деталей);
- прищипывание (зажимание кусочка пластилина и сплющивание его);
- оттягивание (вытягивание кусочка из заготовки);
- присоединение;
- примазывание (наложение элементов на основу с последующим размазыванием границ их соединения);
- защипывание (зажимание кусочка, но без последующего сплющивания);
- вытягивание (создание вытянутой формы элементов при сохранении их пропорциональности);
- сглаживание (формирование плавных переходов элементов друг в друга).
Что могут дети?
Как уже упоминалось, малыши к подготовительной группе уже познакомились со всеми видами и приёмами лепки, так что пришло время «оттачивать мастерство». Кроме того, и в средней, и в старшей группах они уже занимались с лепкой фигуры человека, животного. В подготовительной они соединяют эти композиции в единую. К моменту работы над темой малыши уже создавали
- статичную фигуру человека/животного;
- делали человечка в движении (например, лепили солдатиков);
- создавали единую композицию «Разные животные в среде обитания» (ферму, лес);
- дополняли композицию с человеком предметами («Мальчик с мячом» «Девочка со скакалкой» и пр).
При создании композиции дети могут самостоятельно определить
- формы деталей (рук, ног, лап, голов и т.д.);
- позу фигурки в конкретной композиции (поворот головы, движения ручек, ножек, лапок, туловища и т.д.);
- цветовое решение для конкретной композиции;
- положение фигур в пространстве.
Варианты композиции на тему «Ребёнок с котёнком»
Кроме ребёнка, играющего с кошкой (котёнком), цели и задачи занятия можно реализовывать и при рассмотрении других тем. Среди них
- «Девочка и/или мальчик играют с котёнком»;
- «Ребёнок играет со щенком»;
- «Ребёнок кормит птиц»;
- «Животное в движении»;
- «Человек в движении».
Дополнительные материалы
В методических рекомендациях относительно работы с пластилином в подготовительной группе говорится о том, что дети должны задействовать как можно меньше дополнительных материалов при работе с фигурками людей и животных. Это связано с тем, что при создании мелких деталей, например, глаз, малышам нужно отщипывать очень маленькие кусочки пластилина, что тренирует мелкую моторику и глазомер. А вот при подключении в работу бусин, стразов такая работа минимизируется. И тем не менее в композицию можно добавлять элементы в виде
- пайеток (для украшения одежды);
- лент (для оформления фона);
- спичек (если предполагается создание конечностей фигурок конструктивным способом и на каркасе);
- бусин (для глаз, носа) и пр.
Как реализовать индивидуальный подход?
В рамках работы над лепкой фигур человека и животных в движении воспитатель осуществляет индивидуальный подход с помощью разных композиционных задач. Так, например, задание может варьироваться в
- направлении движений фигур («Котёнок смотрит влево, ребёнок смотрит вправо» или наоборот);
- позе человечка или животного (сидит, стоит);
- привлечении дополнительных элементов в композицию (лепке мячика, поводка).
Лепка в подготовительной группе: как сделать занятие интересным
Способы мотивировать детей
Это интересно. Русский советский писатель, классик русской литературы К.Г. Паустовский писал: «Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».
От того, каким способом воспитатель настаивает детей на работу, зависит, насколько результативным будет всё занятие. Приёмы для мотивации ребят могут быть разными — взрослый комбинирует их в зависимости от конкретного задания по лепке, уровня развития детей, их темперамента и интересов.
Беседа и наглядность
Эти два способа заинтересовать маленьких творцов идут вместе потому, что без зрительного образа детям сложно представить картинку, а без диалога — невозможно рационально выстроить работу. Итак, в качестве наглядных материалов можно использовать
- картинки и фото малышей, играющих с домашними животными;
- отдельные изображения (можно увеличенные) животных, в частности, мордочек, фигуры мальчика/девочки;
- презентации, мультфильмы, показывающие движущиеся объекты;
- плакаты, игрушки и пр.
Беседа может строиться исключительно на основе увиденного («Кто изображён на картинке?», «Что делает/в какой позе стоит животное/ребёнок на фото?»), но можно также предварить её несколькими вопросами относительно того, к какому виду животных принадлежит кот/собака, есть ли у малышей домашние питомцы, какие, любят ли они играть и т.д. Малыши могут отвечать как индивидуально, так и хором. Главное, оставаться во временных рамках — на мотивацию не стоит отводить более 5–6 минут.
Стихотворения
Дети очень любят слушать стихи, так как устройство их памяти таково, что они быстрее и легче, чем взрослые, запоминают рифмованные строки.
- Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык — Опрокинул грузовик.
- Лапки и хвост, и весёлые ушки, Что уголками торчат на макушке, Шёрстка пушистая, глазки-проказки… Слушай, ты к нам прибежал не из сказки? Снова клубок размотал по квартире — Нет развлечения лучшего в мире!
- Хитроглазый мой щенок, Шерстяные лапки… Это кто у нас погрыз Новенькие тапки? В глазках вижу я ответ: Нет, не я это, нет, нет! Тапки сами в рот полезли И нечаянно разлезлись…
Песни
Этот приём не только мотивирует ребят, но и может стать хорошим сопровождением для проведения физкультминутки или пальчиковой гимнастики.
ПЕСЕНКА ПРО КИСАНЬКУ Слова: Б. Брянский Музыка: Л. Лядова Исполняет Мария Лукач 1 Кисанька, Кисанька, Кисанька-мурлысонька, Мы с тобой весь день вдвоём. Мячик гоняем мы, В пряталки играем мы И играем в «Кошкин дом». Телевизор смотрим мы вдвоём, Кушаем котлетки, Молочко вместе пьём. 2 Станем мы взрослыми, Полетим за звёздами, Я тебя с собой возьму. Как тебе хочется Стать скорее лётчицей, Но об этом никому! Надо подготовиться сперва – Может, даже месяц весь пройдёт Или два!..> |
Схема разработки конспекта занятия
Для того чтобы занятие по лепке на тему создания фигуры человека, играющего с животным, прошло успешно, составление плана работы должно начинаться с формулировки целей и задач.
Цели:
- научить составлять сложную композицию, состоящую из 2 объектов в динамике;
- продолжить работу над развитием умения соблюдать пропорции;
- воспитывать терпение и самостоятельность.
Задачи:
- повторить основные геометрические фигуры — основы заготовок для фигурок;
- развивать умение передавать с помощью конструкции движения объектов;
- продолжать отрабатывать приёмы лепки;
- закрепить навык передавать динамику тела человека и животного в пластичном материале;
- продолжать развитие навыка работать со стекой для создания рельефности элементов;
- развивать мелкую моторику, глазомер;
- воспитывать эстетический вкус и аккуратность при работе с пластичным материалом.
Разработка конспекта должна включать чёткий хронометраж каждого этапа занятия.
- Вводная часть (5 минут) – время для включения детей в работу, то есть для мотивации.
- Основной этап (20 минут) – лепка композиции, а также пальчиковая гимнастика и физкультминутка.
- Заключительный этап (5 минут). Воспитатель хвалит продуктивную работу детей, малыши выставляют свои композиции на импровизированную выставку, дают оценку своей поделки и поделкам товарищей, отвечая на ряд вопросов («Хорошо ли я работал?», «Что у меня получилось особенно удачно?», «Какие фигурки мне нравятся больше других?», «Почему?», «Что мне понравилось/не понравилось на занятии?»).
Примеры составления конспектов занятий
В первом примере даётся описание создания поделки конструктивным способом. Если фигурка человека делается с его помощью, то части тела можно двигать и придавать им необходимую позу. Главное, хорошо примазать все детали друг к другу.
Михеева Нина «Вот такая Маша». Конспект занятия по лепке. Части тела человека» (фрагмент)
<…Рассматривание натуры, которую дети будут лепить.На доске картинка Маша – что у Маши есть: |
Глухова Вера «Конспект продуктивной деятельности в старшей группе. Лепка на тему: «Котёнок» (фрагмент)
<…Вот и добрались мы к нашему столу для лепки. Мы уже с вами лепили лошадку. Давайте вспомним с чего нужно начинать лепить (размять пластилин и поделить его на части). Какой формы туловище у котёнка? Голова? Хвост? (овальное, голова вытянутая, хвост длинный». Лепить мы будем из целого куска пластилина. Даша расскажи как мы будем лепить (надо раскатать толстенькую колбаску, надрезать её стекой с двух сторон — это лапки. Затем раскатываем шарик — вытягиваем мордочку и ушки. Крепим мордочку к туловищу и хорошо примазываем. Хвостик должен быть тонким и длинным). Ребята, чтобы наши ручки перед работой погрелись, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику. Хитрый, маленький Котёнок (мячик зажат между ладонями) Только вылез из пелёнок, (открываются ладошки) Натворил немало дел: (закрываются ладошки) У енота рыбку съел, (круговые движения между ладонями) С хомяком затеял драку, (Мяч в правой руке сжать) Испугался лишь собаку. (в левой руке сжать) Невоспитанный ребёнок (круговые движения по столу одной рукой) Этот маленький Котёнок. (круговые движения по столу другой рукой) Приступаем к лепке. Дети лепят, воспитатель помогает индивидуально по необходимости. В ходе занятия проводится физкультминутка: Вот окошко распахнулось (руки в стороны) Вышла кошка на карниз (плавная походка кошки) Посмотрела кошка наверх (голову закинул на вверх) Посмотрела кошка вниз Вот налево посмотрела Проводила взглядом мух Потянулась, улыбнулась И уселась на карниз. Молодцы, ребята, все справились с заданием. Воспитатель вызывает для анализа 2 – 3 детей…> |
Последовательность работы над поделкой
«Котёнок выгибает спинку»
Инструкция:
- «Ребята, берём кусочек пластилина чёрного цвета, раскатываем в колбаску».
- «Стекой делаем надрез для лап с обоих концов, вытягиваем и приглаживаем».
- «Теперь придаём форму выгнутой спинки, придавив передние лапки вниз, а задние, наоборот, оперев на плоскость».
- «Раскатываем кусочек пластилина в тонкую колбаску-хвост, придаём ему изогнутую форму и примазываем к основе».
- «Приступаем к голове. Формируем шарик».
- «Из небольшого куска материала делаем мордочку, скатав короткую и толстую колбаску».
- «Крепим мордочку к голове».
- «Отщипываем кусочки для ушек, придавая им треугольную форму, располагаем на голове».
- «Из белого пластилина скатываем маленькие шарики для глаз».
- «На глазках показываем зрачки из блинчиков зелёного цвета».
- «Розовым шариком обозначаем нос».
- «Делаем тонкие колбаски-усы из жёлтого пластилина, крепим их двумя пучками на мордочке».
- «Примазываем голову к туловищу».
«Котёнок лежит»
Эта поделка выполнена конструктивным способом.
Инструкция:
- «Скатываем из пластилина шарик, затем формируем из него цилиндр для туловища».
- «Формируем 5 не слишком тонких колбасок, крепим 2 из них на месте передних лап, 2 на месте задних, а одну делаем чуть тоньше за счёт вытягивания и примазываем сзади — это хвост».
- «Задние лапки подгибаем полукругом, передние закрепляем параллельно туловищу — так мы придаём котёнку лежачее положение».
- «Приступаем к голове. Скатываем шарик».
- «Отщипываем 2 кусочка пластилина, формируем каждый в шарик, а затем вытягиваем в конус — это ушки котёнка. Крепим их на голове».
- «Из небольших белых блинчиков делаем глазки, зрачки — также в виде блинчиков — примазываем на белую основу».
- «Располагаем глаза на мордочке».
- «Тонкой колбаской из розового пластилина показываем рот, полоски чуть потолще и короче примазываем к спинке».
«Мальчик прячется от котёнка»
Для этой поделки нам нужны каркасы для тонких ножек. Можно использовать либо спички (удобнее), либо зубочистки.
Инструкция:
- «Из куска пластилина коричневого цвета делаем шарик, затем раскатываем в цилиндр и слегка сплющиваем его».
- «Из кусочков материала этого же цвета делаем 2 колбаски для рук».
- «Примазываем ручки к туловищу».
- «Из небольшого кусочка пластилина чёрного цвета делаем шарик, потом блинчик, слегка расширяющийся к низу — это шортики для мальчика».
- «Широкую часть немного надрезаем, чтобы получились 2 брючины».
- «Примазываем шортики к туловищу».
- «Спички обмазываем пластилином. Для этого раскатываем кусочек материала в блинчик, заматываем в него спичку и сглаживаем слои».
- «Из пластилина голубого цвета делаем овалы, вставляем в них ножки».
- «Колбасками жёлтого цвета обматываем щиколотки, маленькими полосочками показываем шнурки на обуви».
- «Из пластилина белого цвета делаем овалы для ладошек, сгибаем их пополам и крепим к коричневым деталям».
- «Скатываем колбаску для шеи».
- «Делаем шарик для головы, «насаживаем» её на шею, затем крепим 2 блинчика-ушка».
- «Небольшим шариком показываем нос».
- «Блинчиками разного размера обозначаем глаза и зрачки».
- «Стекой делаем прорезь для рта».
- «Тонкими чёрными полосками показываем брови».
- «Из пластилина чёрного цвета делаем блинчик для шапочки, «надеваем» головной убор, примазываем его к голове».
- «Стекой делаем вязаный рисунок на шапочке».
- «Жёлтыми полосками показываем планку и воротничок рубашки, а также рукава».
«Ребёнок сидит»
Этот вариант лепки ребёнка можно представить в нескольких вариантах. Так, голова поделки может быть заготовкой от игрушки или же выполненной из пластилина, но черты лица нанесены карандашом или красками (в этом случае детям лучше давать готовую деталь, чтобы и время сэкономить, и работа была выполнена аккуратно). Рассмотрим ход выполнения туловища и конечностей. Для их изготовления применяется скульптурный способ.
Инструкция:
- «Кусок пластилина розового цвета надрезаем до середины».
- «Из двух частей скатываем колбаски, направляем их вниз — это ручки фигурки».
- «Берём кусок пластилина жёлтого цвета, также надрезаем».
- «Скатываем две колбаски, но не загибаем — это ноги».
- «Из материала коричневого цвета делаем овалы, вдавливаем их и крепим ноги».
- «Из оранжевого цвета формируем 2 овала-рукавицы, присоединяем к рукам».
- «Примазываем части туловища и сгибаем их под прямым углом».
Фотогалерея: детские работы из пластилина
Видео: гибкий котик из пластилина
Видео: человечек из пластилина
https://youtube.com/watch?v=COkwWEB2GYo
Лепка в подготовительной группе на тему «Ребёнок с котёнком» позволяет на одном занятии отработать все изученные ранее приёмы и способы лепки. Кроме того, дети тренируют мелкую моторику, глазомер и учатся соблюдать пропорции в объёмном изображении тела человека и животного. Но для успешного проведения занятия от воспитателя требуется тщательно спланировать всю работу над поделкой, а также продумать этапы, связанные с мотивацией и анализом готовых композиций.