Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При этом в процессе выполнения задания ребята отрабатывают навыки обращения с разными материалами для творчества, учатся работать самостоятельно и в коллективе. Рассмотрим некоторые особенности занятий аппликацией в средней группе при изучении темы: «Грибы».
Содержание
Подготовительный этап
Чтобы занятие аппликацией получилось успешным, воспитателю необходимо приложить максимум усилий для его подготовки. И в этой связи нельзя упустить из виду ни один из ряда важнейших этапов.
Выбор техники
В отличие от младшей группы, где, как правило, используются 1–2 техники (накладная и мозаичная), в средней группе этот список расширяется.
- Обрывная. Суть такого подхода к выполнению аппликации заключается в том, что дети нарывают цветную бумагу на мелкие кусочки, а затем, промазывая основу клеем, хаотично располагают их в рамках контура.
- Ленточная. Эта техника для средней группы довольно сложная: малышам нужно вырезать детали по контуру, не доводя последний разрез до конца. Таким образом, получается своеобразная гирлянда из грибочков. Однако, даже если уровень развития детей позволяет использовать эту технику, контур должен всё равно быть сделан воспитателем.
- Силуэтная. Как и в случае с ленточной, основная работа остаётся за взрослым. Дело в том, что суть этой техники аппликации сводится к вырезанию силуэта фигуры (гриба, например) на подложке. То есть сами малыши даже такие несложные линии шляпки и ножки вырезать аккуратно не смогут. Поэтому за карапузами остаётся оформление фона (рисование корзинки, раскрашивание дополнительных элементов и пр), а основная работа ложится на плечи воспитателя.
- Коллаж. Ребята в средней группе уже неплохо владеют навыком работы с клеем и кисточками, так что расположение небольших картинок на фоне и их приклеивание — идеальный вариант проведения занятия. Для усложнения можно предложить карапузам самим вырезать детали-грибочки (корзинку, белочку, цветы на полянке и т.д.).
- Накладная аппликация. Приклеивание вырезанных из цветной бумаги деталей на фон, как уже отмечалось, хорошо знакомо малышам. Для усложнения можно некоторые детали (например, полянку) сделать из ткани или жатой бумаги — материалов, для работы с которыми детям потребуется определённая сноровка, ловкость пальчиков.
- Мозаичная. Дети с удовольствием работают с крупой, засыпая её в рамки контура. Если эта техника для ребят в группе может показаться слишком простой, то усложнить её можно элементами дорисовки или использования других дополнительных материалов (ткани, бумаги, ленты, стразов и пр).
Видео: Накладная аппликация «Гриб»
Видео: Белый гриб в мозаичной технике
Материалы и инструменты
Для выполнения аппликации «Грибы» в средней группе лучше выбирать материалы, с которыми дети могут справиться самостоятельно либо с минимальной помощью взрослого. Это поможет индивидуализировать процесс, а также будет развивать чувство личной ответственности за результаты своего труда. То есть можно использовать
- бумагу (в том числе, жатую и бархатную);
- картон (желательно не слишком плотный, чтобы малыши могли его загибать-разгибать при необходимости, например, если это основа под аппликацию-открытку);
- сухие листья (особенно если учесть, что тема аппликации вполне осенняя);
- пластилин («шарики», «блинчики», «колбаски» добавят аппликации 3D объём);
- дополнительные элементы, такие как стразы, пайетки, конфетти, вата, ленты, бусины, тесьма, нитки и т.д.
Что касается последнего пункта, то такие материалы следует вводить по 1–2, а не сразу все, и дозировать их количество в конкретной работе, чтобы не возникал перебор. То есть, выполняя накладную аппликацию «Грибы на зимней полянке», малыши могут добавить стразы для обозначения заледенелых поверхностей и вату для того, чтобы показать сугробы снега.
Для аппликации понадобятся также
- клей ПВА;
- кисточка;
- клей-стик для приклеивания больших деталей;
- салфетки (и для удаления излишков клея с подложки, и для очищения рук и рабочего места).
Участие малышей
В зависимости от того, насколько хорошо дети владеют навыками работы с этими материалами, они могут
- отматывать нитки с катушки;
- складывать их в моточки (для ножки гриба);
- нарезать заготовки гриба из бумаги — прямоугольники для ножки и треугольники для шляпки;
- готовить инструментарий для работы (клей, кисточки);
- организовывать свои рабочие места (застилать столики клеёнкой, надевать фартуки и т.д).
Форма работы в средней группе
Аппликации с несложными линиями и крупными элементами (к таким и относится поделка «Грибы»), могут с одинаковым успехом выполняться и индивидуально, и коллективно. То есть в этом случае выбор остаётся за воспитателем, который зависит от того, насколько дети подготовлены к таким видам взаимодействия. Кроме того, форма работы подбирается и в зависимости от размера аппликации: так, например, на фланелеграфе можно делать групповую работу, а вот на А4 гриб или корзинку с грибами неудобно делать всем вместе.
Это интересно. Фланелеграф — доска, которая обтянута фланелью с пришитыми липучками и установлена на опоре по типу мольберта. На нём удобно размещать вырезанные из картона или плотной бумаги картинки, обратная сторона которых также снабжена липучкой.
Мотивация
Чтобы настроить ребят на выполнение аппликации, воспитатель должен подобрать правильные приёмы, «завлекающие» малышей. В зависимости от того, насколько хорошо срабатывает тот или иной способ мотивации, приёмы можно комбинировать.
Стихотворения
Рифмованные строки не только легко воспринимаются детьми, но также и отлично реализуют одну из главных задач образования в детском саду — развивать речь карапузов.
- Все истоптаны тропинки, Бродят по лесу корзинки. И качают электрички Грузди, рыжики, лисички.
- Только красный мухомор Гордо лезет на бугор. Ну и щёголь, ну и франт! А на ножке белый бант.
Больше стихотворений можно найти тут http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-o-gribah-dlja-detei.html
Песни
Малыши с удовольствием будут подпевать весёлым песенкам о грибах, особенно если они будут сопровождаться яркой анимацией. Найти весёлые песенки можно тут https://yandex.ua/video/search?text=песни%20о%20грибах%20для%20детей&path=wizard&parent-reqid=1481923879592187–9200414958691739262160037-sas1–3414&noreask=1
Беседа и наглядность
Какой бы приём вы ни выбрали для мотивации, без беседы не обойтись. Ведь карапузам нужно, во-первых, помочь сформулировать тему занятия, а во-вторых, рассказать о видах грибов, спросить о том, какие животные ими питаются, где они растут, ходят ли дети за грибами в лес и т.д. И, конечно, рассказ взрослого должен сопровождаться наглядностью. Картинки, слайды, рисунки помогут малышам закрепить в сознании образ гриба, а также выявить некоторые видовые отличия (например, у ядовитого мухомора белые пятна на шляпке).
Сказки
С одинаковым успехом можно рассказывать сказки с отдельным сюжетом и те, которые вплетены в общую канву занятия. Например, если вы помогаете семейству белочки запастись грибами на зиму, сказка может быть о том, как добрая мама-белка поделилась своими запасёнными на зиму грибами с ежами, а теперь её детки могут остаться голодными.
Ирис Ревю «Грибной праздник», http://detskiychas.ru/sochinyaem_skazki/skazka_pro_griby/
Наступило лето. Дожди пошли часто, и грибы в лесу приподняли свои шляпки. Когда же, как не летом, можно встать в полный рост! А один маленький грибок никак не хотел становиться большим. И шляпку всё свою прятал. То ему солнышка мало, то ветерок недостаточно тёплый, то дождик слабый. Но вот однажды.. Собрались грибы на полянке. И в вечернюю прохладу устроили себе праздник — Праздник Грибного Лета.Пришли волнительные волнушки, грузные грузди, рыжие лисички, дружные опята,гладкие маслята, и даже крепышы-боровики пожаловали. Грибы сначала стояли подбоченясь, а потом подбрасывали кверху свои шляпки и кричали: «Ура! Лето!» И тут наш старый знакомый, маленький грибок не выдержал (по секрету вам скажем,что это был подосиновик). Он тоже вышел на полянку и выше всех подбрасывал свою маленькую красную шляпку. Правильно, когда ещё радоваться, как не летом? |
Образец составления конспекта занятия
Работа над аппликацией проходит по стандартной схеме занятия в детском саду и направлена на реализацию поставленных задач, реализующих цели образовательного процесса.
Цели:
- стимулировать интерес к созданию аппликаций;
- продолжать работу по обучению вырезать детали округлых форм (закругляя их у треугольника для шляпки и у прямоугольника для ножки гриба);
- автоматизировать навык наклеивания деталей на основу;
- расширять кругозор малышей (знания о диких животных);
- воспитывать самостоятельность на занятиях.
Задачи:
- учить создавать закруглённые формы;
- продолжать работу по составлению симметричных композиций;
- обучать наклеиванию деталей в определённой последовательности;
- продолжать работу по развитию речи (в частности, закрепить названия цветов «оранжевый», «серый», «коричневый»).
Трёхчастная структура занятия имеет фиксированный хронометраж — 30 минут, за который необходимо пройти все этапы.
- Мотивация (5 минут). Помогает настроиться на работу, актуализировать уже имеющиеся знания малышей, касающиеся грибов, лесных животных и т.д.
Основная часть (20 минут). В этот этап входит работа над самой поделкой, а также пальчиковая гимнастика (2 минуты) и физкультминутка (3 минуты). Желательно, чтобы и эти виды работы были по теме Например, Раз, два, три, четыре, пять! («Шагают» пальчиками по столу) Мы идём грибы искать. Этот пальчик в лес пошёл, (Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца) Этот пальчик гриб нашёл, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. Для гимнастики можно взять такое упражнение: Все зверушки на опушке (Идут по кругу, взявшись за руки) Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали,(Скачут вприсядку) Рыжики срывали. (Срывают «грибы») Лисичка бежала, (Бегут, собирают «грибы») Лисички собирала. Скакали зайчатки, (Скачут, срывают «грибы») Искали опятки. Медведь проходил, (Идут вразвалку) Мухомор раздави. (топают правой ногой).
- Рефлексия (5 минут). На этом этапе малыши отвечают на вопрос о том, что им понравилось на занятии, а также дают оценку своей работе (на уровне «получилось — не получилось»).
Пример конспекта
Беставашвилли Алла «Грибы для белочки»: аппликация, коллективная работа, http://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2014/10/18/kollektivnaya-applikatsiyazanyatie-po-applikatsii-griby
Ход занятия: (Дети стоят возле воспитателя.) Дети, новость есть у нас. Расскажу о ней сейчас! Получила я письмо, Пришло из лесу оно. Открываем?(ответы детей). Ой-ой! Письмо от белочки. «Потерялся мой ребёнок, Шустрый маленький бельчонок». Ребята, что будем делать? (ответы детей) Ну, тогда пойдём с вами в лес. Наденем шапки, шубы, валенки, рукавички. (Показ) Беритесь за руки, чтобы не потеряться в лесу. «Светятся берёзы, тихо кругом, К белочке на помощь быстро идём. По лесной тропинке дети идут, Белые снежинки кружатся, поют». Белочка, ау? Ребята давайте все вместе позовём белочку. (Воспитатель обращает внимание детей на игрушечного гномика). Ой, маленький гномик идёт по дорожке, Гномику, видно, скучно немножко. Скучно ему в лесу одному. К гномику дети сейчас подойду. (Воспитатель оречевляет игрушку). – Кто это ходит в моём лесу? – Это мы ребята по делу пришли. – По какому делу? Побуждать детей рассказать о том, что белочка позвала нас на помощь. Она просит помощь ей найти бельчонка. А он, какой этот бельчонок? Маленький, серый. Гномик.Я нашёл в лесу одного зверька: маленького, серого. – Покажи (воспитатель обращает внимание детей на мольберт) – Да вот он, на дереве сидит. – Это же наш бельчонок. – Я думал это зайчонок. – Зайчонок зимой белый, а не серый. И зайчонок по деревьям не умеет лазить. – А, может, это волчонок, он же серый. – Волчонок по деревьям не лазает. – А, может, это лисёнок, посмотрите хвост, какой большой, пушистый. – У лисы шубка рыжая, а не серая. Это бельчонок. Да, гномик, в лесу живёшь, а зверей не знаешь. А вы знаете ребята, какие звери в лесу живут? Знаем и покажем. Физкультминутка «Театр зверей». По сухой лесной дорожке Топ-топ-топ, топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожки Весь в иголках серый ёжик. (Ходьба на месте) Медведь по лесу бродит От дуба к дубу ходит. Бредёт лесной дорогой Медведь к себе в берлогу. (Наклоны туловища вправо- влево). Мы поскачем по лужайке Будто зайки, будто зайки. (Прыжки) Ребята как хорошо, что мы с вами помогли белочке найти бельчонка. А вы знаете, чем питаются белки зимой? ( Ответы детей). Посмотрите, какие грибы белочка засушила на веточках сосны. (Выделение основных частей гриба: шляпка, ножка). Зима долгая. Боюсь, что белочке не хватит этих запасов. Хотели бы вы помочь белочке с бельчонком? А как мы это можем сделать? (Показ способов вырезания овальной формы из прямоугольника — ножка грибка, закругления уголков у треугольника — шляпка грибка.) Самостоятельная работа детей. Дети садятся на свои места и приступают к работе. В ходе работы спрашивать у детей, что они делают. Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. Оказывать нуждающимся детям индивидуальную помощь. По окончании работы воспитатель предлагает готовую сосновую веточку с грибами наклеить на большой лист. Предложить рассмотреть работы, побуждать давать анализ своей работы и работы сверстников. Воспитатель благодарит детей от имени белочки за помощь. |
Схемы выполнения аппликации
«Грибы на поляне»
Это индивидуальная аппликация.
Инструкция:
- Малыши получают заготовки (3 прямоугольника, 3 треугольника и полоску зелёного цвета).
- «Ребята, давайте вместе закруглим уголки треугольника так, чтобы получилась шляпка гриба».
- Повторяют на 2 оставшихся треугольниках.
- «А теперь из прямоугольника сделаем ножку, тоже закругляя углы».
- Повторяют с остальными фигурами.
- «Теперь намазываем клеем обратную сторону нашей «полянки» зелёного цвета и приклеиваем её по нижней стороне белого листа».
- «Наклеиваем ножки грибочков, а затем прикладываем к ним шляпки и тоже приклеиваем на основу».
«Грибы в корзине»
Также индивидуальная работа, но в качестве основного материала взят пластилин.
Инструкция:
- «Ребята, перед вами лист жёлтого цвета, на которых нанесены контуры изображения».
- «Берём пластилин коричневого цвета, разогреваем его и, отщипывая маленькие кусочки, делаем «блинчики», которыми заполняем пространство корзинки».
- Таким же образом идёт работа с остальными деталями композиции. Обратите внимание, что двигаться нужно от крупных элементов к мелким.
«Грибочки для белочки» – совместная работа
Эта аппликация — коллективная работа. Дети видят заготовку: нарисованная белочка сидит на ветке. Задача малышей: повесить на эту ветку пластилиновые грибы. Задание очень удобно в том случае, если времени на поделку остаётся очень мало.
Инструкция:
- «Ребята, давайте поможем белочке запастись грибами на зиму. Возьмите два кусочка пластилина и из одного сделайте толстую «колбаску» для ножки, а из второго — плоскую шляпку».
- Далее малыши крепят свой грибок для белочки на ветку.
Обратит внимание, что грибочки могут быть фиксированного цвета, а можно попросить малышей сделать их такими, как они представляют. Затем следует объяснение, что грибы могут быть только определённых оттенков.
Фото: варианты готовых картинок по заданной теме
Фотогалерея шаблонов: корзинка и грибки
Аппликация в средней группе может выполняться не только из бумаги. Дети осваивают всё больше техник для поделок, учатся комбинировать в одной работе несколько материалов, а также воспитывают способность к коллективному творчеству. И всё же за воспитателем по-прежнему остаётся большая часть подготовительного этапа. Кроме того, взрослый должен контролировать всех «творцов» вместе и по отдельности, чтобы результаты занятия работали на реализацию поставленных целей и задач.