К старшему дошкольному возрасту у детей формируется навык ассоциативного рисования, ребята с удовольствием создают картинки осознанными движениями. Особенно любимы дошкольниками темы рисунков по изображению предметов природы (деревьев и цветов), диких и домашних животных и птиц. Желание передать образы природы в рисунке углубляет знания и расширяет представления о природе, её объектах (растениях, животных, птицах, насекомых) и явлениях. Занятия в старшей группе содержат игровые элементы, знакомят ребят с новыми способами рисования кистью и развивают умение рисовать карандашом.
Содержание
Подготовка к занятию по рисованию на тему «Дикие и домашние животные» в старшей группе
Занятия по рисованию в старшей группе детского сада проводятся два раза в неделю. Дети шестого года жизни имеют большое желание и обладают хорошими способностями к изображению предметов и явлений окружающего мира. В средней группе ребята усвоили способы простейшего изображения животных, в старшей группе они должны стремиться к точному рисованию образов. Воспитанники 5–6 лет учатся анализировать проделанную работу, поэтому необходимо каждое занятие по рисованию в старшей группе завершать рассматриванием получившихся рисунков (индивидуальных и коллективных): от простых оценок «красиво», «нравится» дети приходят к детальным выводам — какие приёмы рисования были удачны в передаче образа животного, где лучше получилось выстроить композицию, и используют этот опыт в своей будущей творческой деятельности.
Задачи занятий
Обучающая задача | Решение задачи в учебной деятельности |
Научить передавать в рисунке отношения предметов между собой по величине, высоте, длине. | Дети учатся анализировать соотношение размеров животных при рассматривании картинок и плакатов с их изображением, игрушек и фигурок. Перед практической частью занятия можно предложить ребятам изучить игрушечную кошку и котёнка, зайца и зайчонка, медведя и лису и т. д. Знание о различии животных по размеру должно быть прочно усвоено воспитанниками. Также следует обращать внимание на соотношение по величине животных с изображаемыми предметами: зайчик и избушка, медведь и горошочек с мёдом, зайчик и морковка. |
Развивать умение видеть простые формы в строение тела животного. | Способность различать формы, лежащие в основе тела животного, необходима для того, чтобы сделать максимально точный набросок фигуры для последующего рисования. Рекомендуется сначала изучать с ребятами картинку или фигурку животного, просить их назвать, какой формы голова животного, туловище, лапы, хвост. Воспитатель может «зарисовывать» ответы воспитанников на доску или лист ватмана, закреплённый на доске, – это будет схемой для создания наброска. Воспитанники старшей группы учатся следовать алгоритмам рисования животного. После беседы по обсуждению строения животного ребятам раздаются технокарты со схемой создания изображения карандашом. Воспитатель озвучивает алгоритм, представленный в виде схемы: в какой последовательности следовать инструкции на карте. |
Развивать технические навыки рисования. | Дети шестого года жизни закрепляются умение правильно держать кисть, делать ею линии и полосы, мазки всем ворсом, рисовать фигуры, точки, рисовать кончиком кисти. В работе с карандашом ребята учатся произвольно регулировать силу нажима, делать штриховку в пределах контуров, рисовать набросок для работы красками. Совершенствуется умение заливать фон одним или двумя цветами (небо и земля, пол и стена). |
Развивать чувство цвета. | Старшие дошкольники имеют представление об основных цветах и их оттенках и учатся самостоятельно подбирать цветовые решения для замысла работы. Воспитатель должен показать ребятам, что красотой обладают картинки, нарисованные краской одного цвета (монохромные рисунки), и многоцветные изображения. Воспитанники пробуют создавать в своих работах различные цветовые сочетания и монохромность, подбирают краски к цветному фону. |
Рассмотрим, какие виды рисования осваиваются воспитанниками на занятиях по изображению диких и домашних животных с примерами тем, предлагаемых методическим пособием Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа».
Виды рисования
- Предметное рисование. Ребята совершенствуют умение изображать фигуры животных, стремясь наиболее точно передавать пропорции частей тела и фактурность внешнего вида (пушистый или гладкий мех, особенности окраса, когти на лапах, кисточки на ушах и хвосте, иголки у ёжика). Оттачивается способность рисовать с натуры: перед детьми стоит игрушка в какой-либо позе, ребята передают положение тела животного в рисунке. Воспитатель обращает внимание детей на то, что изображаемая фигура может принимать различное положение на плоскости (лежать, стоять и т. д.). Воспитанники приобретают умение самостоятельно составлять предметную композицию: рисуют фигуру животного вертикально или горизонтально в зависимости от позы, располагают на листе бумаги изображения нескольких животных или животного с каким-либо предметом (белка сидит на еловой ветке, ёжик несёт грибочки, жираф стоит около пальмы и т. д.). Развивается навык рисования по представлению: используя образы зрительной памяти, ребята продумывают замысел и рисуют без наглядного образца. По предметному рисованию проводятся занятия на темы «Усатый-полосатый», «Нарисуй своих любимых животных», а также занятия на свободные темы, по замыслу – «Что ты больше всего любишь рисовать».
- Сюжетное рисование. Формируется умение рисовать простые сценки на темы окружающей жизни, природы, литературных произведений. Сюжетную композицию в рисунке дети создают двумя способами: линейно (персонажи сценки располагаются на полосе внизу листа) и по всему листу (в старшей группе можно научить ребят рисовать предметы ближнего плана ближе к нижней границе листа, дальнего — к верхней). Ребята учатся соблюдать соотношение животных — участников сценки — по величине: лиса меньше медведя, кошка больше мышки, но меньше собаки. На занятиях по сюжетному рисованию ребята должны научиться рисовать предметы, загораживающие частично другие изображения на рисунке: заяц стоит перед избушкой и загораживает часть стены, медведь идёт мимо ёлки, белка скачет по стволу дерева. Под освоение сюжетного рисования отведены занятия «Два жадных медвежонка» (по содержанию венгерской народной сказки), «Где обедал воробей?» (по стихотворению С. Я. Маршака), «Как мы играли в подвижную игру «Медведь и пчёлы”», «Моя любимая сказка» (на материале русских народных сказок о животных), «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы — ледяная» (по сказке «Лиса и заяц»).
- Декоративное рисование. В старшей группе ребята знакомятся с особенностями дымковской, городецкой, гжельской, хохломской и полхов-майданской росписей и включают народные мотивы в свои творческие работы. Изображение животных в образцах народного искусства имеет высокую степень условности, но сохраняет отличительные приметы и соблюдает пропорции тела каждого животного. Занятия по декоративному рисованию могут основываться не только на создании узора, но и включать самостоятельное рисование силуэта для росписи — дымковского олешка, полхов-майданской лошадки, кошки или коровы для гжельской росписи.
Техники и приёмы изображения зверей в старшей группе
На занятиях по рисованию в старшей группе ребята работают с разнообразными материалами. Для классической техники рисования используются краски (акварель и гуашь), цветные карандаши, восковые мелки, сангина, пастель и фломастеры. Одна из основых задач обучения рисованию в старшей группе — обучение создания карандашного наброска. Зрительно разделив изображение животного на отдельные части, ребёнок карандашом рисует их в виде простых геометрических фигур. Карандашные линии в наброске должны быть аккуратными, плавными.
Рисуя цветными карандашами, ребята развивают навык штриковки в различных направлениях, стараются не заходить за раскрашиваемый контур. В этом возрасте формируется умение произвольного нажима на карандаш в процессе штриховки: чем сильнее нажим, тем ярче будет цвет.
Знания о насыщенности и оттенках цветов углубляются и при рисовании красками. Ребята закрепляют навык смешивания красок на палитре, знакомятся со способом выбеливания — добавления в гуашь одного цвета белой краски для получения более светлого оттенка. При рисовании акварелью для получения светлых оттенков ребята набирают на кисточку большее количество воды, тогда цвет будет не таким насыщенным.
Важным становится этап проработки деталей и контуров изображения животного. Карандашные рисунки ребята дорабатывают, рисуя элементы карандашом с усиленным нажимом или привлекая в работу фломастеры. При рисовании красками на завершающем этапе работы дети создают элементы кончиком кисти. Возможно сочетание красок в одной работе: акварельный рисунок оформляется с помощью гуаши, которая имеет более яркий цвет.
По осваиванию техники рисования пастелью и сангиной необходимо проводить отдельные занятия в старшей группе. Создание линий при помощи этих материалов отличается от знакомых ребятам приёмов. Палочки-мелки внешне похожи на карандаши, но рисуют ими иначе. Необходимо сформировать умение рисовать пастелью и сангиной резким движением кистью руки, линия должна как бы растворяться на конце. Штриховка этими материалами рисуется лёгкими и плавными движениями — этим приёмом закрашивается набросок. Для передачи фактурности шерсти животного рисуются отдельные линии резким движением. Воспитателю следует ознакомить ребят с методом растушёвки штриховки подушечкой пальца или ватной палочкой. Рисование мягкими материалами увлекает ребят и обогащается эстетический вкус. Для старших дошкольников может быть создан кружок по рисованию пастелью, сангиной, мелом и углём.
В качестве основы рисунков используются наборы белой и цветной бумаги, специальной для акварели и гуаши, ватман (как правило, для создания коллективных работ или реализации творческих проектов). Тонированная бумага привлекается для работы редко, в основном для создания декоративного узора по мотивам народной живописи. На занятиях по предметному и сюжетному рисованию ребята учатся создавать фон самостоятельно приёмом заливки.
По теме «Дикие и домашние животные» проводятся занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Использование необычных предметов для создания изображение и рисование неожиданным способом активизирует интерес к творческой деятельности и вызывает положительные эмоции. К нетрадиционным техникам относится рисование восковыми мелками и свечой с зарисовкой акварельной краской, ватными палочками и дисками, мелом на наждачной бумаге, в техниках граттаж, монотипия, ниткография и т. д.
Примеры рисунков кошек, выполненных в нетрадиционных техниках
Рисование по теме «Дикие и домашние животные» в старшей группе можно сочетать с другими техниками изобразительной деятельности — аппликацией и лепкой. Высохшие акварельные и гуашевые и карандашные рисунки ребята дополняют деталями или фигурками по замыслу. Например, изображение кошки на бумаги можно дополнить пластилиновым клубком, к лапкам белочки прилепить пластилиновую шишку, а на иголки ёжику — грибы и яблоки, слепленный из пластичного материала. А можно выполнить эти и похожие детали в виде аппликации из цветной бумаги, фурнитуры или природного материала. Привлекаются для оформления готового рисунка приёмы пластилинографии — нетрадиционной техники рисования путём размазывания пластилина. Пластилиновые мазки помогают красиво и оригинально оформить фон рисунка: небо, полянку, листья деревьев или снег на траве.
Индивидуализация заданий
Индивидуальный подход в обучении реализуется через личностный подход к учащимся, разработку дифференцированных заданий (по уровню сложности и по замыслу) и ориентирование занятий не на «среднего ученика», а на развитие умений и навыков каждого ребёнка в группе.
Разработка и распределение разноуровневых заданий предполагает знание педагогом индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника. Особенности внимания и памяти, степень владения тем или иным навыком, стремление работать в группе или обособленно — на эти показатели, а также на эмоциональное состояние и настроение на конкретном занятии, обращает внимание воспитатель. Активные и заинтересованные ребята должны получить задание с усложнением, а те, кто неуверен в своих способностях или пребывает по каким-либо причинам в плохом настроении, получают посильные для выполнения задания. Варианты заданий для успевающих воспитанников: продумай сюжетную сценку по теме занятия; детально проработай фон; укрась рисунок пластилиновыми элементами или аппликацией.
Старшим дошкольникам предоставляется свобода творческого замысла и его воплощения. Воспитанники могут выбрать на занятиях, посвящённых рисованию по замыслу, – рисовать с натуры (использую игрушку или статуэтку) или по представлению. Ребята имеют доступ к материалам и инструментам, в том числе для нетрадиционных техник рисования. Воспитатель не ограничивает творческую фантазию и замысел, но направляет: предлагает использовать определённые приёмы рисования, путём наводящих вопросов подводит к варианту создания композиции на бумаге и т. д. В конце занятия будет интересно сравнить рисунки на одну тему, созданные красками, карандашами, пастелью, и выделить, какие моменты получились в работах наиболее удачно с помощью каких материалов и инструментов.
Тема «Дикие и домашние животные» в перспективном планировании по рисованию в старшей группе
В разделе «Рисование» программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе тема «Дикие и домашние животные» представлена во многих занятиях. Она раскрывается при обучении рисованию с натуры и по представлению, рисованию образов народных сказок и стихотворений, может быть рассмотрена в виде рисования силуэта животного в рамках декоративного рисования.
Тема занятия | Форма организационной деятельности | Обучающие и развивающие задачи | Используемые приёмы |
«Кот», «Корова», «Щенок», «Козлёнок» и др. | Индивидуальная. | Обучение предметному рисованию животных с натуры и по представление. Формирование и закрепление навыка находить геометрические фигуры в строении тела животного. Обучение рисованию по предварительному карандашному наброску. Обучение толкованию алгоритма действий на схеме и следованию инструкции. Развитие навыков рисования различными материалами: цветными карандашами, акварелью и гуашью, мягким материалом — пастелью, сангиной, соусом. | Создание карандашного наброска: выделение простых геометрических форм в строении птицы. Раскрашивание туловища и головы животного без выхода за контуры наброска. Рисование отдельными мазками или штрихами шерсти животного. Рисование кончиком кисти, карандашом с нажимом или фломастером отдельных деталей изображения (глаза, нос, рот, усы, кисточки на ушах и хвосте, когти и др.). |
«Два жадных медвежонка», «Лиса и заяц», «Лиса и волк» | Индивидуальная. | Обучение сюжетному рисованию с изображением характерных поз, простых движений животных. | Формирование умения выбрать эпизод для рисования сюжетной сценки, создавать образы художественного произведения. Развитие навыка создания предварительного наброска. Формирование умения создавать простую сюжетную композицию . |
«Где обедал воробей?» | Коллективная. | Обучение коллективному рисованию с изображением характерных поз, простых движений животных и созданием сюжетной композиции. | Развитие умения создавать образы художественного произведения. Обучение совместному продумыванию замысла: распределение обязанностей (кто какое животное будет рисовать), выбор материалов, создание композиции на общем листе бумаги (ватман — для рисования всей группой, полуватман — для рисования в подгруппе по 3–4 человека). Совершенствование приёмов рисования различными материалами. |
«Как мы играли в подвижную игру «Медведь и пчёлы”/”Лиса в курятнике”/”Охотники и зайцы”» | Коллективная. | Обучение рисованию по представлению фигур животного и человека в движении. | Развитие умения совместного рисования сюжетной композиции. Формирование передавать в рисунке характерные движения животных и человека (персонажей подвижных игр). |
«Нарисуй своих любимых животных» | Индивидуальная. | Совершенствование умения рисовать фигуру животного по представлению. | Формирование умения создавать фон рисунка — однотонный и двухцветный, дополнять его изображениями заднего плана: лес сзади медведя, котёнок на фоне стены. Развитие умения продумывать этапы рисования замысла, подбирать материалы. |
«Животные Севера» | Индивидуальная/коллективная. | Совершенствование умения рисовать фигуру животного в характерных позах по представлению. | Формирование понятий передного и заднего плана рисунка: чем дальше располагается предмет композиции по замыслу, тем выше он рисуется на листе бумаги. Возможно рисование индивидуальных работ с дальнейшим оформлением выставки «Животные Севера» или создание коллективной композиции на листе ватмана (морж, белые медведи, песец, северный олень, полярный заяц). |
«Сказочное/волшебное животное» | Индивидуальная. | Обучение рисованию сказочных образов. | Использование разнообразных приёмов рисования с привлечением нетрадиционных техник: набрызг зубной щёткой, монотипия, метод тычка жёсткой кистью, ниткография и др. Поощряется украшение готовой работы природным и бросовым материалом (листьями, перьями, фольгой, фантиками) и фурнитурой (бусины, пуговицы, пайетки, бисер). |
«Дымковский конь» | Индивидуальная. | Обучение рисованию силуэта народной игрушки для последующей росписи. | Создание наброска простым карандашом — условное изображение коня с соблюдением пропорций частей тела животного. Раскрашивание фигуры коня с соблюдением контуров. Обводка силуэта кончиком кисти или фломастером. Роспись коня по мотивам дымковской народной игрушки. |
Мотивирующее начало занятия
Рисование фигуры животного в характерной позе или движении — сложная изобразительная деятельность для детей дошкольного возраста. Создание предварительного контурного рисунка из геометрических фигур может быть скучным, отработка приёмов рисования кистью — монотонной. Чтобы ребята не потеряли интерес к рисованию, воспитателю необходимо привлекать мотивирующий материал в ходе занятия.
Примеры использования мотивирующего материала
Вид мотивирующего материала | Примеры мотивирующего начала занятия |
Наглядный материал: картинки и плакаты с изображением животных, игрушки и статуэтки, слайды, иллюстрации в книгах. | «Два жадных медвежонка». На магнитную доску прикреплены картинки с иллюстрациями к сказке или картинки проецируются на экран. Ребятам предлагается изучить иллюстрации и расположить их в порядке описания этих сценок в сказке. По наглядному материалу обязательно должна быть проведена беседа: Какие животные изображены на картинках? Какие особенности изображения медвежат и лисы заметили ребята? Какие краски и приёмы рисования использовал художник-иллюстратор? Какой эпизод показан наиболее удачно, ярко, по мнению воспитанников? |
Чтение стихотворений, отрывков из сказок, потешек, загадок, пословиц. | «Белые медведи». В начале занятия воспитатель загадывает детям животное: Среди снегов и льда не голодает, За рыбой в холодную воду ныряет, Густая белая шерсть его спасает, От морозов согревает. (Белый медведь) Ребятам предлагается вспомнить, какие особенности строения туловища белого медведя, а после воспитатель зачитывает отрывки, описывающие это животное, из юкагирских сказок «Отчего у белого медведя чёрный нос?», «Кто живёт в холодной море?». |
Создание сюрпризных моментов и игровых ситуаций. | «Овечка на лугу». В начале занятия раздаётся стук, в группу заходит Курочка (одетый в костюм младший воспитатель) и рассказывает ребятам, что у них в деревне живёт Овечка — доброе и красивое животное. Курочка описывает мех овцы: белый, лёгкий, мягкий, в виде колечек и завитков. Но пришла осень и фермер остриг шерсть Овечки, чтобы хозяка могла сделать из него пряжу и связать тёплые вещи на зиму. Курочка сообщает, что Овечке не жалко шерсти для фермерских детишек, но она всё же грустит по своей красивой шубке. Курочка просит помощи у ребят, они решают, что смогут нарисовать овечку в новой шубке. |
Проведение беседы по теме занятия (с обращением к опыту и представлениям воспитанников). | «Путешествие на ферму». Воспитатель вешает на доску картинки с изображением домашних животных: коровы, лошади, кролики, свиньи, козы, овцы. Ребятам задаётся вопрос: «Где можно увидеть всех этих животных?» – в деревне, селе, на ферме. Прежде, чем ребята приступят к изучению и обсуждению плаката «На (коневедческой) ферме», воспитатель предлагает поделиться историями и воспоминаниями тех, кому доводилось побывать в фермерском хозяйстве, а также даёт возможность высказаться тем, кто видел фермы в фильмах или читал про них истории. |
Проведение физкультминуток, подвижных и дидактических игр по теме занятия. | «Усатый-полосатый». Подвижные игры «Кошка и котята», «Кот Васька». Физкультминутки с выполнением движений под стихотворения «У нашей Мурки есть котята», «Все котятки мыли лапки» и др. Дидактические игры: «Помоги котёнку распутать клубок», «Найди отличия на картинках», «Какому коту принадлежит эта тень». |
Составление конспекта занятия по ИЗО на тему «Дикие и домашние животные»
Длительность занятия по рисованию с детьми 5–6 лет составляет не более 25 минут и состоит из следующих этапов:
- Организационный момент 1 минута.
- Мотивирующее начало занятия 5–6 минут.
- Обсуждение алгоритма рисования 2–3 минуты.
- Практическая работа 10–11 минут.
- Демонтрация и обсуждение рисунков 2–3 минуты.
- Подведение итогов 1 минута.
План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему «Ёжик»
Автор: Ашенкова Наталья Александровна
Задачи | Учить делать выводы из обсуждения в процессе беседы. Совершенствовать умение рисовать кисточкой. Развивать интерес к рисованию. Формировать эстетический вкус. |
Материал | Иллюстрации с изображением ёжика, фотографии. Вырезанные силуэты ежей, кисточки, бумага и краски для рисования. Аудиозапись с музыкой леса. |
Предварительная работа | Чтение рассказов о животных леса, рассматривание иллюстраций в книгах. Заучивание стихотворений о диких животных. Прослушивание аудиозаписей со звуками и голосами природы. Посещение краеведческого музея для ознакомления с дикими животными. |
Ход занятия | Тему занятия ребята узнают, узнав ответ на загадку про ёжика. Прослушивание сказки Н. Чарушина «Ёж», обсуждение содержания текста: какие особенности внешнего вида ежа описал автор. Воспитатель предлагает ребятам нарисовать героя сказки. Изучение алгоритма рисования ежа. Создание карандашного наброска. Выполнение упражнения-разминки с кисточкой. Практическая работа с красками. Перерыв на проведение подвижной игры «Ёж с ежатами». Дети дорабатывают рисунки мелкими деталями. Демонстрация и анализ готовых работ. Подведения итогов занятия. |
Порядок выполнения рисунков зверушек
Воспитанники старшей группы развивают умение работать по заданному алгоритму, следуют технокартам, проговаривают вместе с воспитателем порядок рисования фигуры животного. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки, какими способами можно достичь лучшего результата (создать цветной фон, тщательнее продумать композицию, прорисовать детали). Прямой показ действий педагог применяет на ознакомительных занятиях по рисованию новыми материалами — сангиной, пастелью, углём или соусом.
«Ёжик»
«Медведь и пчёлы»
«Лиса»
«Белочка»
«Пушистый кот»
«Жираф»
«Заяц и волк»
«Змей Горыныч» («Сказочное животное»)
Образцы рисунков на тему «Дикие и домашние животные»
На занятиях по рисованию диких и домашних животных в старшей группе дети углубляют знания об окружающем мире и стремятся передать своё отношение к живой природе в рисунке. Рисование с натуры и по представлению активизирует процессы памяти и зрительного восприятия. Ребята формируют умение прогнозировать творческую деятельность и анализировать результаты проделанной работы. Рисование животных и сценок с их участием приносит детям положительные эмоции.