Рисование, одно из любимых детских занятий, позволяет дошкольникам максимально раскрыть свои творческие способности. Воспитанники подготовительной группы способны создавать композиции на самую разную тему, в том числе изображать выразительные картины природы. Рисование пейзажа тесно связано с процессом познания окружающей действительности (через наблюдения, знакомство с произведениями живописи и пр.). Это комплексная эстетическая и развивающая деятельность, обогащающая различные стороны личности ребенка.
Содержание
Особенности рисования пейзажей в подготовительной группе дошкольного учреждения
Создание пейзажных композиций — одно из основных направлений занятий по рисованию в подготовительной группе. Дошкольники изображают объекты природы и в более раннем возрасте, начиная с простых рисунков одуванчика, ромашки или елочки. Шестилетние же дети уже могут реалистично изобразить любое время года, передавая характерные признаки осени и зимы, весны и лета.
Самостоятельному созданию той или иной картины природы всегда предшествует знакомство с произведениями выдающихся художников-пейзажистов. Воспитанники подготовительной группы хорошо воспринимают такие работы, несмотря на отсутствие в них занимательного сюжета. Ребята с легкостью определяют описываемое время года на картине, анализируют краски, которые помогли живописцу передать образ. Дошкольники способны не только понимать содержание пейзажа, но и те чувства, которые хотел донести художник.
Задача воспитателя — подобрать колоритные и эмоциональные произведения искусства, ярко демонстрирующие признаки того или иного времени года или природного ландшафта. В качестве примеров приведем работы А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Золотая осень», «Март», И. Шишкина «Рожь», Э. Панова «Зима в лесу».
Фотогалерея: подборка пейзажных композиций известных художников
Большую роль играют личные наблюдения детей за природой, которые проводятся во время прогулки. Это способствует получению новых знаний и развитию эстетических чувств. В процессе такого созерцания воспитателю хорошо прочитать ребятам стихотворения русских поэтов, подходящие к той или иной картине природы. Таким образом, дошкольники научатся сопоставлять пейзаж, описанный в поэтическом произведении, с реально существующим в окружающей действительности.
В подготовительной группе также практикуется рисование пейзажа по мотивам стихотворения: дети на бумаге воплощают художественные образы.
У детей шести-семи лет уже хорошо развито цветовосприятие: они учатся соотносить цветовые оттенки с фоном рисунка. Так, например, дошкольники понимают, что ярко-зеленые или желтоватые листья контрастно смотрятся на фоне голубого либо серого неба, а нежно-голубые цветочки на бледно-зеленом стебельке будут эффектно выглядеть на темно-зеленой траве.
Во время прогулки педагогу хорошо подчеркнуть красивые цветовые решения, которые встречаются в природе, например, яркий белоснежный снег, сверкающий на солнце или изумрудная весенняя травка, ярко-желтые одуванчики.
Воспитанники подготовительной группы также умеют грамотно составлять композицию рисунка: четко различают передний и задний план и изображают объекты соответствующего размера, знают линию горизонта и пр.
При создании пейзажных композиций перед глазами дошкольников не должно быть образца воспитателя — это позволит избежать шаблонной работы. Образец заменяют репродукции картин художников или фотографии. Педагог может лишь показать детям, как изображать отдельные объекты, вызывающие сложность.
Важный момент занятия по рисованию — анализ готовых композиций. Отметим, что этот процесс тесно связан с развитием речи. Прежде всего, ребятам предлагается полюбоваться получившимися пейзажами, а затем начинается обсуждение. Внимание обращается на выразительную передачу образов, будь то золотая осень, зимний лес или пробуждающаяся весенняя природа. Поощряется дополнение рисунка оригинальными деталями. Воспитатель добивается от дошкольников развернутых комментариев относительно колорита рисунка: нежный, приглушенный либо, наоборот, сочный, насыщенный. Ребятам можно по желанию предложить рассказать о своей работе, например, какой момент весны изображает композиция.
Наиболее уместные материалы и основа для работы
Для создания пейзажной композиции в подготовительной группе будут уместны самые разные материалы — краски (гуашевые и акварельные), цветные карандаши, восковые мелки, а также сангина и угольные карандаши. Также в этом возрасте практикуются рисунки простым графитным карандашом.
Легче всего передать цветовое богатство природы (ясное голубое небо, восход и закат солнца, глубокую синеву моря), конечно, с помощью красок. Однако такая работа, по сравнению с карандашным рисунком, более трудоемкая, требует отработанных технических навыков. При рисовании акварелью или гуашью необходимо заранее позаботиться о соответствующем фоне основы — дошкольники самостоятельно тонируют ее накануне занятия. Так, например, для зимнего пейзажа будет уместен бело-голубой фон, для летнего — ярко-голубое небо и зеленая нижняя часть основы (трава).
Как всегда, интересный эффект получается при сочетании материалов. Например, в картине осеннего леса рядом стоят деревья, нарисованные акварелью и цветными карандашами.
Другое оригинальное решение — на цветочном пейзаже, нарисованном нежными восковыми мелками, порхают броские бабочки, выполненные яркими фломастерами.
Техники и приемы рисования, используемые воспитанниками (в том числе отпечатки/оттиски, монотипия, кляксография и другие)
При создании пейзажных композиций воспитанники подготовительной группы совершенствуют усвоенные ранее традиционные и нетрадиционные техники рисования.
Поскольку чаще всего картины природы изображаются красками, ребята отрабатывают приемы работы с кистью — всем ворсом и кончиком. Кроме того, неотъемлемая часть работы при рисовании пейзажей — составление нужных цветов на палитре. Например, стволы деревьев имеют разный оттенок — темно-коричневый, темно-серый, серо-зеленый. И дошкольники должны уметь получать данные тона из базовых цветов красок. Снежные сугробы необязательно рисовать просто белыми. Изображение станет интереснее, если добавить в белую гуашь капельку какого-то другого цвета — снег будет переливаться оттенками, что передаст его красоту и сказочность.
Педагог должен предостерегать детей от однотипного изображения объектов пейзажа. Например, деревья следует рисовать разные: молодые, стройные, но и старые, развесистые, с прямым и искривленным стволом и т.д.
Важное значение при создании картин природы имеет композиция рисунка: чтобы передать широкое пространство, необходимо рисовать на всей поверхности листа. Объекты, расположенные вдали, изображаются мелкими, на переднем же плане — крупными.
Кроме того, красиво смотрятся рисунки, на которых присутствует линия горизонта, отделяющая небо от земли. Педагог должен объяснить детям технику создания таких композиций.
Линия горизонта проводится голубой акварелью. Далее раскрашивается небо кистью, хорошо смоченной водой. Если изображается зимний пейзаж, то снег на нижней части композиции должен быть светлее неба. Он рисуется белой краской, разбавленной капелькой другого цвета, например, красного — получится нежный чуть розоватый оттенок. Полученная смешанная краска сильно разводится водой — получается снег, переливающийся на солнце.
Напомним, что белую акварель или гуашь нужно набирать тщательно промытой кистью, предварительно проверив на палитре, чтоб кисточка оставляла прозрачный след.
При рисовании пейзажей очень уместно будет использование нетрадиционных способов изображения. Это монохромная техника, особенно подходящая для зимних картин природы: на цветном фоне ребята рисуют исключительно белой гуашью — изображение получается контрастным и эффектным.
Необычные летние и осенние пейзажи получаются в технике монотипии — так обычно рисуют деревья, отраженные в воде.
Любое время года можно красиво изобразить с помощью оттиска листьями.
Кроме того, оригинальные деревья и кустарники получаются с помощью кляксографии.
Для изображения зимнего пейзажа хорошо использовать ватные палочки — нарисовать с их помощью крупные снежные хлопья. Для этой цели подойдет также техника рисования солью или манной крупой — материал посыпается сверху на еще не подсохшую краску.
Дошкольников нужно познакомить также с техникой рисования по мокрому. У тонированного листа бумаги верхняя часть смачивается поролоном. Таким образом, объекты, изображенные на заднем плане, будут казаться размытыми либо занесенными снегом. Такой способ очень хорошо подходит для рисования весенних пейзажей.
Дополнительные виды изобразительной деятельности, которые можно задействовать при создании работ, реализация индивидуального подхода на занятии
Чтобы дошкольники на занятии в полной мере смогли испытать радость творчества, педагог должен поощрять их желания дополнять композицию дополнительными видами изобразительной деятельности. Это, прежде всего, включение в пейзажный рисунок элементов аппликации и лепки. Так, например, работа получится очень оригинальной, если вперемешку с нарисованными красками яркими цветами на летнем лугу будут расти цветочки из пластилина.
Другой интересный вариант — на яблонях распустились красивые аппликативные «цветочки».
Беспроигрышный в плане оригинальности вариант — включение в рисунок элементов оригами. Так, например, в пеструю картинку осеннего леса гармонично вписывается лисичка, сделанная в технике оригами.
Конкретные варианты композиций
Рисование пейзажа воспитанниками подготовительной группы предлагается в самом начале учебного года. Ребятам предлагается создать композицию на тему «Лето», где они изображают соответствующие картины природы.
Чуть позже (также в сентябре) дошкольники импровизируют на тему «Золотая осень». Задача такой деятельности — передать характерный яркий колорит раннего периода этого времени года
В конце октября ребята создают пейзаж «Поздняя осень». Здесь акцент, напротив, ставится на отсутствие сочных красок, картина изображается нейтральными тонами (различные оттенки серого, коричневого, черный, белый).
С декабря воспитанники подготовительной группы начинают упражняться в рисовании прекрасных зимних картин природы. Это «Зимний пейзаж» (декабрь), «Иней покрыл деревья» (январь), «Зима» (февраль). В данных работах дошкольники отражают характерные особенности самого холодного времени года, отрабатывают приемы работы красками, совершенствуют умение гармонично располагать объекты природы на листе бумаги.
В конце учебного года (май) ребятам традиционно предлагается рисование весенних пейзажей – «Цветущий сад» и «Весна». В первом случае дети передают внешний вид весенних цветов, уделяя внимания их форме и строению, цветовой палитре. На занятии по теме «Весна» дошкольники учатся рисовать на сырой бумаге, используя прием размывки изображения.
Кроме того, целесообразно в течение года предложить воспитанникам подготовительной группы еще и такие темы, как «Морской пейзаж», «Горный пейзаж» (особенно, если дети проживают в подобной местности), «Фантастический пейзаж».
Рисование картины природы вполне можно организовать как коллективную работу, когда на общем фоне ребята изображают элементы пейзажа. Это могут быть такие темы, как «Осенний листопад», «Зимний лес», «Цветущий сад».
Организация мотивирующего начала непосредственно образовательной деятельности: демонстрация картин, наблюдение на прогулке, беседа, стихотворение, сказка и прочее
Чтобы рисование пейзажей стало для детей увлекательным, проходило в непринужденной обстановке, воспитатель должен в начале занятия настроить дошкольников на творческую волну, создать у них нужную мотивацию. В подготовительной группе это может быть беседа. Например, ребята рассказывают, что они видели летом или как выглядят деревья ранней осенью.
Можно вспомнить пару песен об определенном времени года (например, «Песенка о лете» из мультфильма «Дед мороз и лето»), поговорить о том, что из сюжета песни можно изобразить на рисунке.
На занятии важна наглядность. К примеру, педагог может покрыть веточки деревьев искусственным инеем — покрыть их клеем и обсыпать солью, манкой, сахаром либо мелкими кусочками пенопласта. Имея перед глазами такую натуру, дошкольникам будет проще изобразить деревья, покрытые зимой инеем. Перед рисованием на тему «Цветущий весенний сад» воспитатель предлагает ребятам обследовать живые цветы, стоящие в вазочке. Это могут быть нарциссы, тюльпаны, подснежники. Дети уточняют форму и длину стебля, расположение лепестков, цвет растений и пр.
Конечно же, у воспитанников всегда вызывает живой интерес игровая мотивация. Например, воспитатель сообщает ребятам, что по дороге на работу почтальон вручил ей письмо. Оно от Золотой Осени. Она пишет, что деревья в городе нарядились в красивую лимонную и медную одежду. Но скоро листья облетят, и природа уснет. Ребята должны помочь продлить эту осеннюю сказку — нарисовать пейзажи на тему «Золотая осень».
Другое творческое решение — к дошкольникам в гости приходит кукла-Весна. Дети рассказывают ей, за что очень ждали ее и любят. Весна жалуется ребятам, что Зима никак не хочет уступать ей сове место — то снегу насыплет, то напустит мороз. Одной Весне с ней не справиться: должны помочь дети — нарисовать красивые весенние картины природы.
Рассмотрим еще один интересный вариант мотивации — в группу приходит письмо от ребятишек из далекой жаркой Африки. Они никогда не видели зимы и просят нарисовать им картинки с изображением зимней природы.
Дети всегда с интересом воспринимают сказочную мотивацию. Это может быть произведения про времена года, в котором они наделены антропоморфными свойствами. Например, подойдет сказка «Спор», которую придумала воспитатель детского сада из города Нефтекамска Сафаргулова И.С. Четыре сестрицы, умницы и красавицы, Зима, Весна, Лето и Осень всегда жили дружно. Но однажды они все же заспорили, кто из них самый главный. Зима утверждала, что с нее начинается год, а зимние развлечения все очень любят. Весна возражала, что именно ее люди всегда ждут-не дождутся. Птицы ее встречают пением, а животные выбираются из нор. Лето и Осень, конечно же, тоже считали каждая по-своему. Четыре сестры спорили очень долго, и никак не смогли прийти к единому мнению. На самом же деле каждая из сестер хороша по-своему: Зима — своими вьюгами и снегом, нежная Весна — теплым солнышком и ручейками, Лето — жарой и прохладой, а Осень — богатым урожаем.
После прочтения такой короткой сказки педагог может поинтересоваться у дошкольников, какое же время года любят они, а затем предложить им по выбору нарисовать пейзаж, относящийся к их любимому времени года.
Для мотивирующего начала занятия очень подходят стихотворения о природе. Педагог подбирает такие произведения, в которых ярко раскрываются особенности того или иного времени года. Например, подойдут следующие:
Ф. Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
А.С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
«Осень» А. Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Е. Баратытский
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
«Черемуха» С. Есенин
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,—
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
«Лето» В. Орлов
– Что ты мне подаришь, лето?
– Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!
– Что ещё подаришь мне?
– Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче кpикнyл ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!
Отметим, что если стихотворное произведение небольшое по объему, описывает конкретный образ, то беседа по его содержанию проводится непосредственно в начале занятия рисованием. Если же стихотворение состоит из нескольких четверостиший, отражающих ряд природных явлений, то целесообразно вначале провести на его основе занятие по развитию речи, которое будет плавно перетекать в изобразительную деятельность.
В занятие рисованием следует включать загадки про времена года и название месяцев. Например, следующие:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасив все витрины? (зима)
Назовите — ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт –
Мы встречаем Новый год. (Декабрь.)
Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это? (Январь.)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это? (Февраль.)
На тему природы существует большое количество физкульминуток и вариантов пальчиковой гимнастики. В качестве примера приведем следующие:
Физкультминутка «Весна пришла»
Солнце, солнце высоко | На цыпочках руки тянем вверх |
Нам от солнышка тепло | Легкие поглаживания руками по лицу |
Тает снег от лучей, | Приседание |
Звонко побежал ручей, | Бег по кругу |
Физкультминутка «Снег» (по стихотворению И. Токмаковой)
Как на горке снег, снег, | руки вверх |
И под горкой снег, снег. | руки вниз |
И на елке снег, снег, | руки в стороны |
И под елкой снег, снег. | приседаем, касаемся ладошками пола |
А под снегом спит медведь, | кулачки приставляем к голове – «ушки медведя» |
Тише, тише не шуметь. | пальчик подносим к губам, шепотом |
Физкультминутка «Осень пришла»
Стояла корзинка на полке без дела | присесть, округлить руки — изобразить корзину |
Скучала, наверно, все лето она | наклоны головы, вправо-влево |
Вот осень пришла и листва пожелтела, | встать, изобразить ветви деревьев |
Настала пора собирать урожай. | потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев |
Корзинка довольна | руки округлить перед собой, кивать головой |
Она удивилась | развести руки |
Что так много фруктов в саду уродилось! | подняться на носочки, показать руками большой круг |
Физкультминутка «Осень»
По утрам морозы. | Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх, |
В рощах желтый листопад. | Плавные движения над головой влево-вправо |
Листья около березы | Медленно приседают, |
Золотым ковром лежат. | делают плавные движения руками перед собой влево-вправо |
В лужах лед прозрачно-синий. | Встают, плавно разводят руки в стороны |
На листочках белый иней. | Поднимаются на носочки, руки вверх |
Физкультминутка «Зима»
Выпал беленький снежок Мы пойдём гулять, дружок. | движение по кругу, за руки |
Снег, снег, белый снег | раскачивать руками вправо- влево |
Кружит, падает на всех | плавные движения кистей рук сверху вниз |
Дети все на лыжи встали Друг за другом побежали | имитация ходьбы на лыжах |
Мы из снега мастерили | лепят снежок и бабу |
Бабу снежную слепили. Снег, снег, белый снег | раскачивать руками вправо-влево |
Наша баба лучше всех! | руки кольцом перед собой |
Мы на саночки садимся | встали парами друг за другом, сцепили руки |
И под горку быстро мчимся | движутся по кругу |
Ух! | все упали на пол |
А, ну, вставай, вставай, дружок! И отряхивай снежок! Мы гуляли целый час! Будем греться мы сейчас! | Встали с пола и отряхнулись |
Пальчиковая гимнастика « Весна-красна »
Иди, весна, иди, красна | пальцы шагают по столу |
Принеси ржаной колосок, Овсяной Снопок, Ягод кузовок, Яблоки душистые, Груши золотистые, | загибают пальцы начиная с мизинца |
Большой урожай в наш край. | Хлопают в ладоши |
ФИО автора | Название конспекта |
Герега С.А. | «Весеннее настроение» Образовательные задачи: учить рисовать весенние пейзажи с помощью разнообразных художественных материалов и инструментов, используя стандартные и нетрадиционные техники, закреплять знания о признаках весны. Развивающие задачи: развивать композиционные умения, цветовосприятие. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к коллективному творчеству, умение согласовывать свои действия с другими участниками работы. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением весеннего пейзажа, аудиозапись «Шум ветра», красивая коробка с клубочками, подушки. Раздаточный материал: лист ватмана, зубные щетки, губки из поролона, ватные палочки, силуэты ладошек, трубочки для коктейля, бумажные полотенца, желтый клейстер, цветы из ткани, акварельные краски, кисточки разного размера, стаканчики-непроливайки. Ход занятия: Звучит аудиозапись шума ветра. Воспитатель замечает на столе лист бумаги. На нем надпись «Весеннее настроение». Педагог вместе с детьми догадываются, что здесь раньше была изображен весенний пейзаж, но краски, наверное, смыло дождем. Картину нужно восстановить (мотивация). Дети «отправляются» в страну Рисовандию, чтобы решить эту проблему: садятся на воображаемое облако (подушки), «поднимаются над землей» и «летят». Дошкольникам предлагается дидактическая игра «Загадочные коробки». Воспитатель показывает им красивую коробочку, наполненную волшебными клубочками. Каждый ребенок выбирает себе клубок и сматывает его, пока он не приведет его к маленькой коробочке. Там находится инструмент для рисования (зубная щетка, поролоновая губка, силуэт ладошки, коктейльная трубочка и пр.). После этого ребята «отправляются» обратно, а во время полета вспоминают признаки весны. Ребята распределяются: одни будут изображать объекты природы на верхней части ватмана, другие — на нижней. Педагог напоминает приемы рисования нетрадиционными материалами, отмечает конкретные образы, которые лучше всего получаются зубной щеткой (травка, елочки), поролоновым оттиском (облака), ладошкой (деревья), выдуванием трубочкой (кусты, ежик, солнце). Проводится пальчиковая гимнастика. Самостоятельная работа дошкольников. Ребятам, которые быстро справились с заданием, предлагаются одуванчики из ткани, которые нужно прикрепить к нарисованной травке с помощью капельки желтого клейстера. Все вместе любуются получившейся картиной. |
Решетникова Е. | «Осенний лес» Воспитатель приносит детям письмо, которое ей вручил почтальон по дороге в детский сад. Чтобы узнать от кого оно, ребята должны отгадать загадку:
Письмо написала Осень. Она переживает, что скоро деревья и кустарники сбросят свой красивый желтый наряд и заснут. А так хочется продлить осеннюю сказку. Ребята с готовностью соглашаются помочь — нарисовать красивые картины на тему «Осенний лес».
|
Исимова М.К. | «Деревья в инее» (рисование по представлению) Дошкольника предлагается загадка про зиму:
Вниманию детей предлагаются репродукции с изображением зимнего пейзажа. Беседа о признаках зимы: как называются периоды потепления зимой (оттепель), как выглядит небо в это время года, какие осадки мы наблюдаем зимой (нег, изморозь) и пр. За каждый верный ответ ребята получают снежинку.
Проводится физкультминутка «Снег» по стихотворению И. Токмаковой. Выставка рисунков. Рассказывание пословиц и поговорок про зиму:
|
Балакирева М. | «Яблони цветут» Беседа о весне, ее приметах. Дети перечисляют цветущие весной деревья.
Педагог напоминает приемы рисования дерева. Ствол изображается всем ворсом. Чтобы нарисовать нежные цветочки яблони, нужно смешать розовую и белую краску. Листочки изображаются способом примакивания.
Самостоятельная деятельность дошкольников. Выставка работ. |
Пейзажные композиции воспитанников с комментариями по выполнению работы
«Лето»
Летние композиции воспитанников подготовительной группы — это, как правило, яркие и насыщенные в плане цвета работы. Так, огромные пестрые бабочки кружатся над зеленым лугом на рисунке «Ах, лето!». В ясном небе здесь плывут голубые облака, а из травки выглядывают ромашки. Рисунок роникнут позитивным настроением. Похожая работа – «Картинка про лето».
Очень выразительна работа «Краски лета», где ребенок изобразил водный пейзаж — нежно-розовые кувшинки, растущие на озере.
Очаровательная яркая радуга изображена на рисунке «Летняя радуга». Работа выполнена в нетрадиционной технике — рисование тычком. Отметим интересный образ солнца с очень длинными лучами, достающими почти до земли.
Детально прорисованы деревья в композиции «Лето в березовой роще». Оригинальная деталь — березки наделены антропоморфными чертами — имеют человеческое лицо.
Очень нежная работа – «Какого цвета лето», выполненная в приглушенных пастельных тонах. Подобное впечатление производит и рисунок «Цветочная поляна» – здесь использована техника рисования по мокрому. За счет этого получилось красивое размытое небо.
Фотогалерея: подборка летних рисунков
«Золотая осень»
Очень колоритные пейзажи дошкольники создают на тему золотой осени. Рисунки отличаются обилием ярких красок, часто выполнены гуашью. Всегда оригинальны работы в технике монотипия («Осенне заркало»).
Дети хорошо разграничивают передний и задний план композиции. В этом плане показательна композиция «Осень… Сказочный чертог», где спереди четко прорисовано красивое дерево с желтой листвой.
Очень нежно смотрится работа «До свидания, осень», выполненная карандашом в мягких пастельных тонах. Отметим на дальнем плане красивый горный ландшафт.
Очаровательна композиция «В парке осенью»: перед нами предстают стройные деревья с разноцветной листвой и изящный изогнытый мостик над речкой. Красиво смотрится опавшая листва на фоне голубой воды. Небо выполнено в оченб красивых градиентных переходах оттенков.
Также живописно небо сизого цвета с белоснежным облаком на рисунке «Осенний денек».
Фотогалерея: композиции с осенним пейзажем
«Зимний пейзаж»
Зимняя тематика предрасполагает к использованию нестандартных способов рисования. В этом плане показательна работа «Зимнее волшебное дерево», представляющая собой комбинацию нетрадиционных техник: само дерево изображено с помощью кляксографии, иней на ветвях — тычком полусухой кистью, совы на ветках нарисованы пальчиком, а снежные хлопья — ватными палочками.
Целый зимний лес, похожий на сказочный, создан с помощью отпечатка капустным листом («Зимний лес»). Также интересна композиция Ззимняя сказка», где заснеженные кроны деревьев изображены тычком, а снегири, летающие над ними, с помощью оттиска ластиком. Таинственный лес изображен на рисунке «Зима в лесу», возле дерева притаилась забавная рыжая лисичка.
Всегда выразительны монохромные зимние картины, например, запорошенное белым снегом дерево на рисунке «Дерево в инее». Также эффектна композиции «Зимнее дерево» (деревья похожи на снежные облака) и «Деревья, покрытые инеем» (ветви причудливо изогнуты).
Очаровательные елочки в снежном наряде изображены на рисунках «Зимушка-зима» и «Зима-красавица».
Фотогалерея: зима на рисунках детей
«Весенний пейзаж»
Очаровательны детские работы с изображением расцветающей весенней природы. Огромные лучи солнца, которое словно хочет согреть всю землю, мы видим на рисунке «Весна пришла». Улыбающееся солнышко с человеческим лицом смотрит на нас с композиции «Весеннее настроение».
На многих композициях традиционно изображены подснежники — одни из первых вестников весны. Это работы «Весеннее настроение», «Весенний день», «Весна. Первые цветы», «Весна идет!», «Первое чудо весны», «Расцвели подснежники».
Интересный фон представлен в композиции «Весенние мотивы» – он выполнен с помощью акварельных мазков. А в рисунке «Весенний день» красиво нарисована земля — светло-коричневый, серый и зеленоватый цвета плавно переходят друг в друга.
Всегда оригинальны работы, выполненные в нетрадиционной технике. Так, с помощью кляксографии хорошо получаются затейливые силуэты кустарников («Весна»), а ватные палочки хорошо передают образц цветов и листвы («Весна», «Весна красна», коллективная композиция «Березовая роща весной»).
Замечательный образ реки, недавно освободившейся ото льда создан в рисунке «Краски весны», отметим красивый ярко голубой цвет воды.
Фотогалерея: рисование весеннего пейзажа в подготовительной группы
«Морской пейзаж»
Воспитанники подготовительной группы создают удивительные по красоте морские пейзажи. Это «Закат солнца на море», где солнце переливается желтым и красным цветом, отражаясь в морской воде. Очень реалистчино и выразительно переданы колебания морских волн.
С помощью нетрадиционной техники — рисование зубной щеткой — создана композиция «На морском побережье»: очаровательные пальмы склоняются вниз, а само море очень неспокойно.
Красивые градиентные цветовые переходы мы видим в работе «Морской пейзаж», очень эффектно нарисовано солнце — рисунок передает его свечение.
Фотогалерея: композиции на морскую тематику
«Горный пейзаж»
Видео: занятие по рисованию в подготовительной группе «Деревья смотрят в озеро» (нетрадиционная техника монотипия)
https://youtube.com/watch?v=NMfSTCDYhzA
Видео: рисуем весенний пейзаж
https://youtube.com/watch?v=WZw6UVuCD9w
Видео: летний пейзаж — нетрадиционное рисование мятой бумагой
Видео: горный пейзаж — нетрадиционное рисование с помощью растворимого кофе
Пейзаж акварелью по мокрому: видеоурок
Летний пейзаж «Ромашковый луг» (рисование акварелью и восковыми мелками)
Рисование пейзажей на занятиях в детском саду совершенствует изобразительные навыки детей и в то же время способствует их экологическому воспитанию — обогащает представления о природе. Ведь, стремление создать тот или иной образ неотделимо от углубления знаний о нем. Воспитанники подготовительной группы, обладая необходимыми умениями и используя самые разные техники рисования, создают прекрасные картины природы, часто изображая в неожиданном ракурсе привычные объекты.