Воспитанники старшей группы детского сада рисуют не только предметы и объекты, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Значительное место в этом возрасте уделяется развитию творческой фантазии. В этом плане большие возможности в рисовании предоставляет тема «Сказочные домики» в ее разнообразных интерпретациях.
Содержание
Аспекты рисования по теме «Сказочные домики» в старшей группе ДОУ
В старшем дошкольном звене большинство детей уже довольно хорошо умеют рисовать, создавать красивые и выразительные образы. Наблюдая за окружающим миром, дошкольники учатся рисовать дома (предметное рисование) и сюжетные композиции на данную тему («Мой город», «Дома на нашей улице»). Однако в данном возрасте педагог должен уделять большое внимание и развитию творческой самостоятельности детей. Поэтому в рамках темы «Дом» в старших группах ребята довольно часто рисуют разнообразные домиков. Эти образы заимствуются из русских и зарубежных сказок, а также являются плодом детской фантазии.
Как показывает практика, подобные работы не являются похожими, каждый ребенок создает свой необычный образ дома. Такие композиции часто являются сюжетными — дополняются разного рода деталями: это деревья, солнце, облака, сказочные или вымышленные персонажи и пр.
В процессе рисования воспитатель следит, чтобы ребята гармонично располагали изображение на бумаге, соблюдали пропорции (предметы, которые расположены далеко, должны быть меньшего размера). Кроме того, ребенок должен правильно располагать лист бумаги: по вертикали — если домик высокий, по горизонтали — если он низкий и широкий.
Как правило, изображение домика складывается из геометрических фигур (квадрата либо прямоугольника треугольной крыши). Дети 5–6 лет уже довольно хорошо рисуют эти фигуры.
Дошкольники уже знают, что предметы могут частично загораживать друг друга. Например, перед домом может расти дерево.
Тема «Сказочные домики» предполагает широкий выбор цветовой гаммы. Ведь, такие постройки могут быть самых разных цветов. Здесь все зависит только от размаха детской фантазии.
Поскольку рисование сказочных домиков относится к творческому занятию, то образец воспитателя здесь не требуется — достаточно иллюстраций (их должно быть несколько) из сказок и объяснения основных приемов работы.
Большое внимание педагог должен уделять анализу детских рисунков. Так, когда работа будет окончена, можно предложить ребятам рассказать о своем рисунке, оценить композиции своих друзей. Причем, воспитатель должен уводить детей от однозначных оценок («нравится» – «не нравится»).
Используемые материалы и основа
Домики из сказок в старшей группе дети рисуют на листах бумаги привычного формата (А4). При работе с красками воспитатель заранее тонирует основу. Это могут быть пастельные тона, либо сочетание голубого и зеленого цвета (небо и травка).
Если домик дошкольники изображают карандашами, то они самостоятельно рисуют фон (предварительная тонировка основы не требуется).
Отметим, что композиции по данной тематике одинаково хорошо рисовать как красками (гуашь или акварель), так и цветными карандашами. Карандашами проще прорисовывать и раскрашивать различные мелкие детали. Рисунок же гуашью получается ярким и насыщенным.
Отметим, что при изображении сказочных домиков материалы дошкольники, как правило, выбирают сами. Часто используется комбинация материалов. Например, сам домик, кроны деревьев, облака, солнце могут быть нарисованы акварелью, а различные мелкие детали, например, бревна, ветви деревьев, лучики солнца прорисованы фломастерами — рисунок от этого только выигрывает. Аналогично карандаши сочетаются с фломастерами.
При рисовании сказочного домика для предварительного обозначения контура часто используется простой карандаш.
Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать
При рисовании на данную тему дошкольники старшей группы закрепляют приемы рисования разнообразными изобразительными материалами.
Что касается простого карандаша, то ребята совершенствуют навык рисования контура с легким нажимом, не допуская появления грубых линий, портящих изображение.
Работая с цветными карандашами, дети продолжают учиться передавать разные оттенки цвета (от пастельных до насыщенных) за счет силы нажима. В этом возрасте дошкольники способны передавать таким образов до трех оттенков.
При рисовании домика акварелью воспитатель обращает внимание ребят на то, что прозрачность цвета можно регулировать. Дети должны усвоить, что более глубокий оттенок получается, если кисточка будет почти сухой, а размытый — при добавлении большего количества воды. Если же для изображения используется гуашь, то ребята учатся смешивать краски для получения интересных оттенков.
Дошкольники совершенствуют разные способы рисования кистью: всем ворсом — при закрашивании крупных деталей и проведении широких линий, и кончиком — для прорисовки мелких элементов.
Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности, уместность индивидуального подхода
Поскольку «Сказочный домик» – это творческая, часто фантазийная тема занятия по рисованию, то дети не должны быть ограничены в выборе материалов, которые можно использовать в процессе работы. Так, окна волшебного дома можно вырезать из блестящей фольги. Оригинально дополнят композицию травка из цветной бумаги, облака из ваты или ватных дисков. А чтобы домики были радостными и светлыми, можно нарисовать солнышко в технике пластилинографии.
Если тема рисования – «Пряничный домик», то в такой композиции будут очень уместны аппликативные детали из конфетных фантиков.
Что касается индивидуального подхода на занятии, то способным ребятам, которые закончат работу раньше других, педагог может предложить изобразить возле домика сказочных персонажей, например, трех поросят, бабу-ягу, зайца и лису и пр. (в зависимости от выбранной сказки).
Конкретные варианты композиций в рамках темы «Сказочные домики»
Рисование сказочных домиков предлагается ребятам старшей группы в первом полугодии (ноябрь) после аппликации «Дома на нашей улице». Это фантазийная работа: дошкольники рисуют дома из знакомых им сказок («Теремок», «Рукавичка», «Кувшинчик», «Пряничный домик»). Многие дети в рамках этой темы изображают избушку на курьих ножках, в которой живет злая Баба Яга. Воспитатель предварительно обговаривает с ребятами, что такая изба очень старая, сделана из бревен, вся покосилась, крыша ее покрыта ветками деревьев, соломой, мхом, окошко маленькое.
Чуть позже (в феврале) воспитанникам старшей группы предлагается тема «Домики трех поросят». Это рисование по сюжету английской народной сказки. Педагог вспоминает с детьми эту сказку, выясняет, какие именно домики построили поросята (из соломы, прутиков, камней). Уточняется, что каждый дом обязательно имеет стены, крышу и окошки. Композиция, как правило, дополняется деревьями, травкой, цветами.
Фотогалерея: картинки из сказок
Весной (март) дошкольники создают еще одну композицию на тему сказочного дома – «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы — ледяная». Это сюжетное рисование по сказке «Лиса и заяц». Отметим, что эту тему можно разделить на два занятия: вначале ребята изображают избушки лесных зверей, дополненные соответствующим фоном, на следующем занятии рисуются животные.
В начале занятия воспитатель вспоминает с дошкольниками сюжет этой русской народной сказки, уточняет, из чего были построены избушки лисы и зайца.
Помимо этих тем можно предложить ребятам такие фантазийные работы, как «Домик для маленьких гномов». Интересная тема — рисование домов, наделенных антропоморфными чертами: с глазами, улыбкой. У них также могут быть руки, шляпа и пр. Такое занятие можно назвать, например, «Грустный дом» или «Веселый дом», «Улыбка дома» (по сказке Ирис Ревю)..
Возможные варианты мотивирующего начала занятия: игровая ситуация, рассматривание картинок, беседа по вопросам, сказка, стихотворение и прочее
Рисование «Сказочный дом» предполагает, что мотивация занятия должна происходить из различных сказок. Конечно же, все игровые моменты должны сопровождаться соответствующими иллюстрациями.
Например, воспитатель может рассказать ребятам историю, которая произошла в волшебном лесу. Там случился пожар: может быть, это три поросенка баловались и случайно подожгли лес, а возможно, это Баба-Яга развела костер и забыла потушить его. В результате сгорели все дома сказочных персонажей: и домик Красной Шапочки, и теремок, и дом трех медведей, и поросят, и даже избушка на курьих ножках. Волшебным персонажам теперь негде жить. А ведь скоро наступит зима. Дошкольники, наверняка, с энтузиазмом захотят нарисовать сказочным героям дома, которые будут лучше прежних.
Другой вариант мотивирующего начала занятия — в группу приходит письмо. Это Баба Яга пишет детям о том, что злой Кощей Бессмертный украл у нее любимую избушку на курьих ножках. Теперь ей холодно и страшно без ее домика. Баба Яга просит ребят нарисовать ей новую, красивую избушку. А в благодарность она обещает никого больше не обижать. Педагог обсуждает с детьми такие моменты: может ли избушка на курьих ножках ходить и бегать, как старенькая Баба Яга забирается в нее, ведь курьи ноги высокие
Фотогалерея: варианты изображения избушки
Занятие можно начать с рассказа о пряничных гномиках. Они очень дружно и весело жили в своем доме. Но вот об этом узнал злой колдун и похитил их домик. Задача дошкольников, которую они с радостью будут готовы выполнить, – нарисовать гномам их сказочный домик. И маленькие добрые человечки снова будут там дружно жить.
Еще одно интересное решение: воспитатель сообщает детям, что ее друг по фамилии Забывайкин отправился в страну Сказок. Там королева этой страны обратилась к нему с просьбой нарисовать домики лисы и зайца из сказки «Заюшкина избушка». Однако Забывайкин не смог вспомнить этакую сказку, и королева заточила его в темницу. Конечно же, дошкольники согласятся помочь — нарисуют иллюстрацию к сказке.
Можно вспомнить с детьми знакомую им с раннего возраста сказку «Теремок» (или ее украинский вариант «Рукавичка»). Мотивацией к изобразительной деятельности станет возможность подарить лесным обитателям новый домик взамен разрушенного.
Также порекомендуем коротенькую сказку, которую написала Ирис Ревю, которая под названием «Улыбка Дома». Ее главный герой — Дом, вполне обычный, с крепкой крышей, теплой печкой. Но он никогда не улыбался, потому что был пустой, в нем никто не жил. И вот, наконец, в доме поселились люди. Хозяйка быстро навела порядок, а хозяин всегда следил, чтобы ничего не сломалось. Дом словно ожил, но улыбаться так и не начал: ему чего-то не хватало. И вот в доме появились дети — мальчик и девочки. И тогда-то он обрадовался — стал подмигивать солнцу. И однажды солнце увидело, как Дом улыбнулся — широко и очаровательно. И от этой улыбки всем стало радостно. Потому что дети — это счастье.
Эта добрая сказка учит воспитанников ценить семейные ценности. После ее прочтения можно порассуждать на тему почему дети — счастье, попросить ребят рассказать о своем доме, спросить, что они ценят в нем больше всего. А после беседы дети нарисуют улыбающийся дом — это будет сказочный образ, наделенный антропоморфными чертами.
Еще одна интересная современная сказка – «Дом — душа города» (автор Наталья Русских). По сюжету произведения 150 лет назад возле березовой рощи папа построил для своей дочки сказочный дом: с витыми колоннами, цветами на барельефах, многогранными окнами, статуями изысканных фей. Он был необычайно красив, от него исходило счастье. Вскоре неподалеку появились и другие дома, и все они старались быть похожими на своего прекрасного соседа.
Прошло много лет, на месте опушки вырос городок, а счастливый дом был в его центре. И однажды новые хозяева дома решили, что он не модный — обложили дом кирпичом, покрыли штукатуркой и выкрасили в серый цвет. Больше им никто не любовался, он стал таким же унылым, как современные дома, и загрустил. От тоски он постепенно стал рассыпаться, жить ему больше не хотелось.
Однажды пришли люди рабочие, чтобы снести дом. По его стенам ударил тяжелый молот — штукатурка осыпалась и все ахнули, увидев необычайную красоту, спрятанную за кирпичом. Дом отреставрировали, он засверкал по-новому и был очень рад, что вновь нужен людям, чтобы дарить красоту серому городу.
После прочтения этой сказки детям предлагается нарисовать прекрасный старинный дом, который как будто пришел из сказки.
Занятие по рисованию сказочных домов можно начать с познавательной беседы о том, что все мы живем в разных домах: кирпичных и деревянных, маленьких и многоэтажных. Можно познакомить ребят с жилищами различных народов, местами обитания животных.
После этого воспитатель подводит дошкольников к тому, что сказочные герои тоже живут в домиках: дворцах, замках, избушках, теремке.
Мотивацию к рисованию сказочных домиков можно заимствовать также из стихотворений. Представляют интерес следующие:
Н. Шичаев
Я видел в лесу
Удивительный домик,
Живёт в нём забавный
Приветливый гномик.
Из вафель в нём стены и
Крыша в помадке –
Чудесный оттенок,
И дверь — шоколадка.
Ступеньки крылечка –
Ирис ароматный,
Окошки сердечком –
Арасиво, приятно.
В саду возле дома
Кусты мармелада,
Росинки из рома,
Фонтан лимонада.
Понравился очень
Мне сказочный домик,
Как жаль, что росточком
Я выше, чем гномик.Л. Тактаева
В городе дома — домищи
И машин, пожалуй, тыщи,
А я маленький, я — гномик,
У меня из снега домик.
Он без лифта и без света,
Но мне нравится все это.
В дом большой я не прошусь,
В санки быстрые сажусь.
Съеду с горки ледяной,
Кто покатится со мной?!
Живая избушка у Бабы Яги:
У этой избушки — две курьих ноги.
Торчат её ноги наружу —
И мёрзнут в январскую стужу.
Купила ей Баба Яга сапоги —
Малы сапоги для куриной ноги.
И туфелек нет в магазинах
Для ног великанских куриных.
Размер у избы — девяносто второй.
Примерит ботинок — ботинок с дырой.
Несёт ей хозяйка кроссовки —
В момент развалились обновки.
Бредёт одиноко она средь дубрав,
То ногу одну, то другую поджав…
Вздыхает в тоске и печали: —
Как люди теперь измельчали!
В занятие можно включать загадки, например про сказочный теремок:
автор Ольга Киселева
- Домик выстроен в лесу.
- Мышку он вместил, лису,
- и лягушку, зайку, волка.
- А медведь пришёл без толку –
- Мишка в домик влезть не смог –
- развалился … («Теремок»).
Предлагаем также физкульминутки на тему домов и сказок:
«Дом»
Раз, два, три, четыре, пять. Будем строить и играть. | Дети выполняют прыжки на месте |
Дом большой, высокий строим. | Встают на носочки и тянутся руками вверх |
Окна ставим, крышу кроем. | Показать руками окно, крышу — сомкнуть руки над головой |
Вот какой красивый дом! | Указательным жестом вытягивают руки вперед |
Будет жить в нем старый гном. | Приседают |
Музыкальная игра «У оленя дом большой»
У оленя дом большой, | Руки над головой — изображаем крышу дома |
Он сидит, глядит в окошко. | Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую |
Зайка по полю бежит, | Бег на месте |
В дверь к нему стучит: | Топот ногами, руки на поясе |
«Тук-тук, дверь открой, | Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой |
Там в лесу охотник злой». | Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево |
«Зайка, зайка, забегай! | Зазывание движения рукой |
Лапку мне давай». | Протягиваем руки с открытой ладонью |
«В темном лесу есть избушка»
В темном лесу есть избушка. | Дети шагают. |
Стоит задом наперед. | Дети поворачиваются. |
В той избушке есть старушка. | Грозят пальцем. |
Бабушка Яга живет. | Грозят пальцем другой руки. |
Нос крючком, | Показывают пальчиком. |
Глаза большие, | Показывают. |
Словно угольки горят. | Покачивают головой. |
Ух, сердитая какая! | Бег на месте. |
Дыбом волосы стоят. | Руки вверх. |
«Три пухлых поросенка»
Три пухлых поросенка Приходят в гости к нам | Дети шагают |
Три ловких поросенка Играют по утрам. | Хлопают в ладоши |
Три быстрых поросенка Бегут, бегут, бегут. | Бег на месте |
Три славных поросёнка Танцуют и поют. | Дети танцуют. |
«Теремок»
В чистом поле теремок Был ни низок, не высок | присели, встали руки вытянуты |
Звери разные там жили, Жили дружно, не тужили | поклон |
Там и мышка | руки перед собой на носочках |
И лягушка | присели |
Зайчик | прыжки |
С лисонькой –подружкой | повертели «хвостиком» |
Серый волк — зубами щелк | показали руками «пасть» |
В дружбе знали они толк. | поклон |
Но набрел на теремок Мишка косолапый | изобразить мишку |
Раздавил он теремок Своей огромной лапой. | кулачок об кулачок |
Звери очень испугались, Поскорее разбежались | бег на месте |
А потом собрались снова Чтоб построить терем новый. | сели на стульчики |
Пальчиковая гимнастика
- Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом — для Маши,
Этот дом — для Саши,
Этот дом — для Даши,
Этот — для Наташи.
Этот дом — для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.
Конспекты занятий по рисованию в старшей группе сказочных домиков
ФИО автора | Название конспекта |
Голышева И.В. | «Избушка на курьих ножках» Образовательные задачи: учить рисовать сказочный образ — избушку на курьих ножках, воссоздавать фактуру дерева с помощью тонких линий и штриховки. Развивающие задачи: совершенствовать умение рисовать красками и технику работы с восковыми мелками, поближе познакомить дошкольников с творчеством Ю. Васнецова. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к искусству. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Демонстрационный материал: избушка Бабы Яги, сделанная из картона, иллюстрации Ю. Васнецова, аудиозапись «Дорога добра». Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, акварельные краски, стаканчики-непроливайки, кисточки, подставки под них, салфетки, восковые мелки. Ход занятия: Под звуки песни «Дорога добра» раздается стук в дверь — заходит избушка Бабы Яги (переодетый взрослый). Избушка сообщает, что сбежала от своей хозяйки. Она просит ребят отремонтировать ее, привести в порядок, так как она стала скрипучей и вот-вот развалится (мотивация). Дети соглашаются помочь — нарисовать новую избушку и дополнительно украсить ее. Воспитатель демонстрирует ребятам иллюстрации русского художника Васнецова — избушки козлят, заюшки, кисоньки. Дети рассматривают их, отмечают красивые резные наличники на окнах. Избушка Бабы Яги тоже хочет стать такой же прекрасной. Педагог напоминает детям схематичное изображение избушки (основа — квадрат и треугольная крыша) и объясняет, как отобразить в рисунке деревянные бревна (ряд способов). Проводится физкульминутка «Вот помощники мои» (избушка тоже делает упражнения, так как у нее затекли куриные ножки).
Самостоятельная работа детей. Педагог помогает некоторым детям определиться с приемами рисования, побуждает украшать сказочный образ. В конце занятия воспитатель интересуется у дошкольников, чему новому они научились на занятии (рисовать деревянные бревна), что было наиболее трудным, что помогло преодолеть трудности, где может пригодиться умение изображать бревна. |
Митина И.В. | «Сказочный домик» Занятие начинается с чтения отрывка из сказки о Цветочном городе. Там жили коротышки. В городе все было очень красиво и стояли необычные затейливые домики. Крыши у них были разной формы, даже были похожие на бутоны цветов. |
Медведева В. | «Домики трех поросят» Занятие имеет необычное начало — воспитатель просит дошкольников назвать сказки, в названии которых присутствует цифра «три». А чтобы узнать, какой сказке нужно будет помочь, нужно отгадать загадку:
Беседа по содержанию сказки «Три поросенка». Педагог обсуждает с детьми, из каких материалов были построены домики Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа. Воспитатель рассказывает об особенностях соломы (некрепкая, боится огня и даже слабого ветра). Домик из прутьев, конечно, крепче, но его разрушит сильный ветер. А вот каменный дом — самый прочный. Педагог предлагает ребятам нарисовать домики поросят с помощью шаблонов, так, чтобы они поместились на листе бумаги. Раскрасить же их нужно так, чтобы были видны ключевые особенности каждого материала. Так, например, солома изображается тонкими вертикальными штрихами. Проводится физкульминутка
Самостоятельная деятельность детей. Анализ работ. |
Карасева Е. | «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы — ледяная» Занятие начинается с игры «Наоборот» (дети стоят в кругу и называют антонимы к словам, например, «большой», «горький», «громко» и пр.) Дошкольники рисуют иллюстрации к сказке. Королева отпускает Забывайкина. |
Примеры готовых работ воспитанников с комментариями по выполнению работы
Как показывает практика, дошкольники очень любят рисовать избушку на курьих ножках, в которой живет злая Баба Яга. Ведь отрицательные персонажи сказок всегда привлекают внимание детей.
Композиция «Лесная избушка Бабы Яги» передает атмосферу темного мрачного леса. А вот от работы «Избушка на курьих ножках», наоборот, исходит радостное позитивное настроение: ярко светит солнышко, цветут цветы, растут грибочки.
Избушка на рисунке «Гуси-лебеди» словно пустилась в пляс, изображение дополнено ступой и метлой Бабы Яги и летещями птицами из одноименной сказки.
Представляет интерес работа «Избушка Бабя Яги», в которую включены аппликативные детали: это бревна домика (их раскраска имитирует дерево), окошко (расписанное красивыми узорами). Фон, солнце, травка, деревья и цветы нарисованы цветными карандашами. Оригинальная деталь — на крыше избушки растут красные мухоморы.
Фотогалерея: готовые рисунки дошкольников
Дети всегда сопереживают зайчику из сказки «Заюшкина избушка» и с удовольствие рисуют иллюстрации к этой сказке. В композициях «Избушка ледяная и лубяная» и «Два домика» хорошо передан процесс таяния ледяного домика хитрой лисы. Кроме того, на рисунке «Два домика» очень реалистично изображены животные. А работа «Избушка ледяная и лубяная отличается необычным фоном — переливы синего и голубого цветов.
В работе «Домик лисы и зайца» избушки и деревья выглядят интересно благодаря использованию разных оттенков одного цвета акварельной краски (такой эффект достигается за счет разной степени прозрачности одного и того же цвета).
В композиции «Избушки зайца и лисы» хорошо отражено бревенчатое строение лубяного домика зайчика.
Фотогалерея: детские рисунки
«Три поросенка» – одна из любимых детских сказок. Многие работы очень хорошо передают материал, из которого построены домики героев. В этом плане примечательна композиция «Домики Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа», где с помощью различных приемов (рисование кончиком кисти) реалистично изображена солома и камень. В рисунке «Дома трех поросят» этот эффект достигается за счет использования разных оттенков одного цвета (розовый каменный домик) и ирисования контрастных линий.
Интересен рисунок «Три домика», где из труб идет дым в одном направлении.
Заслуживают внимания интерпретации на тему «Теремок». Работу «Мой любимый теремок» отличает яркое цветовой решение и сложность нарисованной конструкции. А фотовыставка «Сказочный теремок» демонстрирует, что дошкольникам было предоставлено право выбора материалов для работы: все домики по-своему интересны, украшены причудливыми узорами.
Рассмотрим и фантазийные работы на тему «Сказочный домик», не привязанные к каким-либо конкретным сказкам. Это прекрасные дворцы с башнями и решетчатыми окнами. Композицию «Ледяной замок» можно интерпретировать как замок снежной королевы, тем более что он украшен снежикнами, на страже стоят два снеговика и присутствует снежный фон.
В работе «Сказочный дворец» отметим тщательную прорисовку линий и красивую окраску неба, напоминающую северное сияние.
Фотогалерея: дворец на рисунках детей
Рисование на сказочную тему для дошкольников — это возможность окунуться в волшебный мир, где живут любимые персонаж. Такие занятия не только развивают творческую фантазию детей, но и воспитывают интерес к сказкам и художественной литературе в целом.