Главная цель изобразительной деятельности в дошкольном учреждении — научить малышей отражать в рисунке жизненные впечатления. Мир диких и домашних животных с самого раннего детства привлекает ребенка, Ведь, это живые существа со своим характерным внешним обликом, поведением, характером. Иногда с ними даже можно даже поиграть. Трехлетние дети с интересом пытаются изображать разнообразных зверьков, хотя вначале их больше увлекает сам процесс рисования, нежели результат.
Содержание
Специфика рисования животных во второй младшей группе ДОУ
Организованное приобщение детей к художественному творчеству начинается со второй младшей группы, поскольку одни дети начинают посещение детского сада с ясельной группы, а другие приходят туда только в три года.
Задачи обучения малышей в данной группе не слишком масштабны: основная цель — заинтересовать ребят самим процессом рисования. Они с радостью открывают для себя, что карандаш оставляет след на бумаге. Постепенно воспитатель учит дошкольников замечать сходство между штрихами, линиями и окружающими предметами.
Под руководством педагога со временем у детей возникает потребность не просто проводить линии карандашом и кистью, а что-либо изображать. Вначале это примитивные точки и штрихи, затем появляются зигзаги, очертания и, наконец, простейшие формы.
Воспитатель постоянно обращает внимание малышей на красоту окружающих объектов и предметов — небо с облаками, разноцветные листья, падающие на землю, красивые снежинки, сверкающие на варежке. Особый объект наблюдения — животные, которых дети могут видеть во время прогулки, у многих есть домашние питомцы. Развивающая среда группы обязательно включает в себя картинки и плакаты с их изображением. Все это будет дополнительным стимулом для рисования.
Трехлетние дети закрепляют знание базовых цветов и знакомятся с некоторыми оттенками (серый, розовый, голубой). При рисовании педагог постоянно акцентирует внимание на соответствие подобранной краски реальному цвету предмета или объекта.
Ребята учатся не просто рисовать линии, а перекрещивать их — при этом получаются различные предметы (заборчик, дорожка, платочек в клеточку и пр.). Кроме того, в этом возрасте дети осваивают вращательное движение — таким способом можно нарисовать разноцветные клубочки для кошечки.
Воспитатель подводит ребят к рисованию предметов разной формы. Например, это примитивный зайчик, голову, туловище, лапки и хвостик которого можно изобразить в виде кругов разного размера, а ушки в виде овалов (воспитатель объясняет малышам, что овал — это вытянутый кружок).
Отметим, что в младшей группе дети еще не способны изобразить животное реалистично. Зачастую рисунки юных художников содержат мало смысла. Задача воспитателя на данном этапе — учить малышей называть предметы и объекты, устанавливать связь между процессом рисования и его результатом.
Изображение животных в этом возрасте — это, как правило, раскрашивание шаблонов, силуэтов, которые предлагает педагог. Это делается с помощью различных традиционных и нетрадиционных (тычком, пальчиком) техник. Еще один вид работы — дорисовывание предмета (например, хвостика у кошки или собачки, колючек у ежика, полосок у зебры и т.д.).
В процессе обучения педагог использует такие методы, как поэтапное объяснение с обязательной демонстрацией рисования на доске. Образец в данной возрастной группе имеет первостепенное значение — малыши не смогут без него изобразить тот или иной предмет. Отметим, что рисунок воспитателя, даже предназначенный для самых маленьких детей, должен быть на достойном эстетическом уровне, не упрощенном до схемы. Образ должен соответствовать реальному предмету или объекту.
Важное значение имеет и индивидуальная работа с детьми. Воспитатель учитывает уровень психического развития малышей (ведь, некоторые из них, особенно, мальчики, в этом возрасте, еще не обладают связной речью) и в соответствии с этим выстраивает работу. В ходе самостоятельной продуктивной деятельности детей педагог постоянно подходит к ребятам и направляет их.
Следует отметить, что рисование животных — это довольно сложный процесс, хотя, несомненно, и очень интересный. И использование в работе только лишь традиционных техник не позволит малышам в полной мере раскрыть свои художественные способности, воображение и фантазию. Поэтому представляется целесообразным включать в занятия с анималистической тематикой элементы нетрадиционного рисования. Например, мохнатую шерстку котенка оптимально передать с помощью тычка полусухой кистью, а белую шубку зайчика можно красиво нарисовать пальчиком.
Используемые материалы и основа
На занятиях рисованием большое значение имеет основа, о которой заранее должен позаботиться воспитатель. Как правило, это обычные литы бумаги формата А4. При рисовании красками основа обязательно тонируется воспитателем в пастельные тона. Если детям предстоит работать с готовым контуром, то он также должен быть затонирован.
Иногда задача дошкольников на занятии — раскрасить не контур, а дополнить раскрашенный рисунок деталями. Например, воспитатель рисует на основе зеленые елочки с белочкой, а задачи детей — нарисовать шишки на дереве. Другой вариант — нарисованный и раскрашенный ежик, на спинке которого ребята изображают красные и желтые яблочки.
Другой вариант работы — раскрашивание или дополнение деталями шаблона в виде какого-то животного. В этом случае педагог заранее делает заготовки (их также можно тонировать, если детям предстоит работа с красками).
Что касается разновидности красок, то в младшей группе обычно используется гуашь, а не акварель. Рисунок в этом случае получается более ярким. Детям не нужно прикладывать много усилий, чтобы получить насыщенный цвет — достаточно просто окунуть смоченную водой кисточку в баночку с краской.
Также ребятам можно предложить карандаши длят рисования на анималистические темы. Это актуально, если дети сами рисуют силуэт животного. Фломастерами в этом возрасте злоупотреблять не стоит, поскольку по сравнению с карандашами, они не дают должного развития мелкой моторики.
Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать при рисовании животных
Ключевая цель воспитателя в ходе занятий по изобразительной деятельности в младшей группе — научить малышей правильно обращаться с основными инструментами — кистью и карандашом. Дети должны усвоить, что держать их нужно не всем кулачком, а только пальцами, причем не слишком близко к основанию и не слишком далеко. Нужно отметить, что часто одного показа недостаточно: многие дошкольники не могут воспроизвести нужное положение кисточки или карандаша. В этом случае очень эффективен прием вкладывания инструмента в руку и нужная постановка пальчиков. Ребенок должен почувствовать предмет в своей руке.
Кроме того, воспитатель следит, чтобы малыш не напрягал слишком сильно мышцы и не сжимал пальцы — детская ручка в процессе рисования должна двигаться свободно.
Еще один важный аспект — дети должны учиться набирать краску на кисть: для этого нужно аккуратно обмакнуть ее всем ворсов в баночку, снять лишнюю краску об ее край. Ребята должны усвоить, что перед тем, как набирать краску другого цвета, следует тщательно промыть инструмент и осушить его с помощью салфетки или мягкой тряпочки.
Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности, уместность индивидуального подхода
Чтобы дополнительно заинтересовать воспитанников младшей группы процессом рисования животных, воспитатель может включать в занятие дополнительные виды изобразительной деятельности. Например, глазки животному можно вылепить из пластилина — маленькие шарики ребенок вдавливает на нарисованную мордочку котенка, ежика или зайчика. Таким же образом можно слепить забавный объемный носик.
Что касается аппликативных деталей, то их заранее подготавливает воспитатель. Например, малышам предлагается зеленая елочка, но которой они должны нарисовать шишки и наклеить белочку. Другой вариант — изобразить колючки на спинке ежика и наклеить на него бумажные яблочки. Такая разноплановая работа, без сомнения, вызовет у детей интерес.
Таким способом можно индивидуализировать задания по сложности в соответствии с уровнем развития детей. Малышам, которые хорошо и быстро справляются с основным заданием, можно предложить дополнительную работу — изобразить солнышко (или вылепить его из пластилина). Раскрашенному котенку можно нарисовать коврик.
Конкретные варианты композиций (в том числе коллективных) в рамках темы
Рисование животных и предметов, связанных с этой тематикой, целесообразно предлагать малышам младшей группы после изучения соответствующих тем на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Кроме того, такая работа может быть связана с развитием речи — выполняться после прочтения сказок, стихотворений, потешек на данную тему. Например, после знакомства со сказкой «Три медведя» или «Маша и медведь» дети могут нарисовать Косолапого Мишку или избушку медведей.
Чтение детям потешки «Сидит белка на тележке…» станет поводом нарисовать эту рыжую пушистую красавицу (композиция «Белочка», «Орешки для белки», Шишки для белочки»). А после прочтения воспитателем потешки Кисонька-мурысенька» ребята с энтузиазмом нарисуют кошку (как вариация «Котенок», «Клубочки для котят»).
Предложим также следующие варианты работы на анималистическую тему: «Ежик», «Иголки для ежика», «Оденем ежика» (малыши изображают на силуэте иголки), «Яблоки для ежика» (раскрашенному ежику дорисовываются яблочки на спинке), «Зайчик», «Морковка для зайчика» (силуэту зайца добавляются недостающие детали, например, уши, хвостик и «вкладывается» в лапы морковка), «Зебра» (дорисовываются полоски на всем теле).
Что касается коллективной работы, то в младшей группе она предлагается детям относительно редко. Как вариант — воспитатель рисует на основе большого ежика, а малыши по очереди рисуют ему на спинке яблочки, выбирая их цвет самостоятельно (красные, желтые или зеленые).
Варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание игрушек, картинок, беседа по вопросам, сказка, потешка, стихотворение о животных и прочее
Воспитанники младшей группы еще практически не отделяют занятие от игровой деятельности. Поэтому чтобы максимально заинтересовать ребенка изобразительной деятельностью, воспитатель должен продумать яркое эмоциональное начало занятия, из которого будет происходить мотивация для рисования. Идеальный вариант, если мотивация идет из сказочного сюжета. Сказка — это всегда ожидание волшебства. Когда «оживают» игрушки или знакомые предметы, дети воспринимают это живо и эмоционально. Положительные эмоции вызывают у них желание рисовать.
Замечательный прием, который всегда безотказно действует на детей, – просьба о помощи, с которой обращается персонаж (игрушка). Дети, как правило, бывают очень довольны, что могут помочь герою, осознают свою значимость.
Также хорошо работает прием, который можно обозначить, как «научи меня». Он основан на стремлении малыша ощутить себя знающим и умеющим. Например, воспитатель сообщает детям, что кошка хочет поиграть с клубочком, но не знает, как его нарисовать. Или бельчонок хочет найти в лесу шишку, но не знает, как она выглядит.
Рассмотрим подробнее конкретные примеры мотивирующего начала занятий по рисованию на анималистические темы. Воспитатель сообщает ребятам, что она умеет творить чудеса и может превратить их в маленьких котят, а сама она станет мамой-кошкой. Дети показывают, где у котят ушки, глазки, носик, какие у них усы. Затем педагог просит малышей помяукать, походить мягко и неслышно, как кошечки. После этого детям предлагается нарисовать котенку пушистую шерстку, ведь, скоро наступит зима и без теплой шубки будет холодно.
На другом занятии (лучше провести его зимой) к ребятам приходит игрушечный медведь. Воспитатель удивляется, почем он не спит у себя в берлоге. Оказывается, мишка проснулся и не может заснуть. А поиграть ему не с кем. Он просит детей нарисовать ему мохнатых друзей.
Тему еще одного занятия, связанного с медведем, – «Любимая полянка». В группу снова приходит игрушечный мишка. Воспитатель рассказывает, что у него в лесу, в избушке, есть мебель (диван, кресло, столик, стульчики). Идет обсуждение на тему: для чего нужна мебель и из чего ее делают. Педагог предлагает сделать мишке подарок — нарисовать для его домика картину – «Любимая полянка».
В гости к ребятам может прийти белочка, которая очень расстроена — ее напугали собаки. Убегая от них, она растеряла все шишки. А ведь, белочка несла их своим сестричкам. Воспитатель предлагает ей посидеть отдохнуть, а дети тем временем нарисуют шишки для белочки (раскрасят силуэт белочки и нарисуют рядом с ней шишку), чтобы она могла угостить всех своих друзей в лесу.
Можно провести занятие на тему Зебра» (малыши будут рисовать характерные полоски на силуэте этого животного). Мотивация к такой работе может быть следующая: перед детьми появляется доктор Айболит. Он сообщает, что прилетел из Африки, где случилась беда — после волшебного дождя все полоски у зебр смылись и животные стали белыми. Помочь этому могут только ребята — раскрасить зебр. Такое занятие может иметь еще и дополнительное познавательное значение — воспитатель предлагает дошкольникам сравнить зебру и лошадку.
Отметим, что игрушку, которая используется для сюрпризного момента, детям захочется поближе посмотреть, потрогать руками. Воспитатель должен предоставить им такую возможность.
Что касается рисования зебры, то можно начать его с чтения малышам забавной сказки. В «Сказке про то, как зебра стала полосатой» (автор Ирис Ревю) повествуется, что давным-давно у этого животного не было никаких полосок. Шкура у зебры была просто светлой. Но ей не нравился такой наряд. Она грустила и не знала, у кого бы попросить краски. Солнышко пожалело ее, но у него была только лишь желтая краска. Оно стало посылать зебре свои лучики — на этих местах возникали желтые полоски. Когда же наступила ночь, желтые полоски почернели и остались такими навсегда. И зебре такой наряд очень даже понравился.
После знакомства со сказкой педагог закрепляет ее содержание вопросами и подводит малышей к пониманию главной идеи произведения — желания, даже самые невероятные, могут сбываться. Всегда нужно верить в свою мечту, и тогда она может осуществиться. После этого детям предлагаются силуэты зебр, и они, как и солнышко, исполняют их желание — раскрашивают черными полосками.
Для рисования каждого животного при желании можно подобрать соответствующую сказку. Например, перед изображением ежика стоит прочитать детям белорусскую народную сказку «Пых».
Мотивацию также можно почерпнуть из стихотворений. Например, знаменитые строки А. Барто «Уронили мишку на пол» или «Мишка косолапый по лесу идет…» А. Усачева.
В соответствии с темой занятия подбираются физкульминутки, которые очень любят дети младшего дошкольного возраста. Приведем следующие примеры:
«Зайчики»
Зайцы бегали в лесу, | бег на месте |
Повстречали там лису | повилять «хвостиком» |
Прыг-скок, прыг-скок, | прыжки на месте |
Убежали под кусток. | присесть |
«Как у нашей кошки»
Как у нашей кошки родились ребятки, | Дети хлопают в ладош |
родились ребятки – Пушистые котятки. Спинки выгибают, хвостиком играют. | Выгибают спины |
А у них на лапках — острые царапки. | Показывают когти» |
Любят ушки почесать и животик полизать. | Чешут ушки и гладят живот |
Свернулись в клубочек, улеглись на бочок. | Кладут ладошки под щечку, делая вид, что засыпают |
Выгнули спинки, убежали из корзинки. | Бег на месте |
«Медведь по лесу бродит»
Медведь по лесу бродит. От дуба к дубу ходит. | Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками. |
Находит в дуплах мед И в рот себе кладет. | Изображать, как он достает и ест мед. |
Облизывает лапу Сластена косолапый, А пчелы налетают, Медведя прогоняют. | «Отмахиваться от пчел». |
А пчелы жалят мишку: | Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек. |
Не ешь наш мед, воришка! | Погрозить пальцем. |
Бредет лесной дорогой Медведь к себе в берлогу. | Ходьба «вперевалочку». |
Ложится, засыпает И пчелок вспоминает. | Прилечь, руки под щеку. |
Рисование во второй младшей группе домашних и диких животных: конспекты занятий
ФИО автора | Название конспекта |
Зинченко И. | «Пушистый котёнок» (рисование тычком) Образовательные задачи: познакомить с техникой рисования тычком с использованием сухой кисти, учить передавать отличительные особенности котенка.
Котята снова «превращаются» в детей. Кошечка обращается к ним с просьбой: нарисовать ее котятам мохнатую шерстку, чтобы им не было холодно зимой. Самостоятельная деятельность детей. |
Иванова Э. | «А у зебры есть полосочки везде» (рисование гуашью) К ребятам приезжает доктор Айболит и приглашает их в жаркие страны. Дет отгадывают загадки про африканских животных:
Затем ребята закрывают глазка, садятся на ковер-самолет (обычный ковер) и
Доктор Айболит обращает внимание, что зебра на картинке без полосок — их смыл волшебный дождь. А помочь зебре могут только ребята — нарисовать ей новые черные полосочки. Педагог демонстрирует приемы изображения полосок. |
Марченко О.И. | «Оденем ежика» (рисование фломастером) В гости к малышам приходит ежик из леса. Воспитатель беседует с детьми, спрашивает, кто из ребят видел живого ежа, зачем ему нужны колючки.
Педагог предлагает детям «одеть ежика» – нарисовать на его спинке иголки с помощью фломастера. Демонстрирует процесс изображения. |
Алексеева Ф.Ш. | «Ушастый заяц» Воспитатель предлагает малышам отправиться в зимний лес на лыжах. Дети имитируют процесс надевания лыж и идут. На снегу (бумаге, которая лежит на полу) они замечают чьи-то следы. С помощью педагога ребята определяют, что они принадлежат лисице, зайчику, волку и птичкам. Дети отгадывают загадку про зайца. Появляется грустный зайчик, о шепчет воспитателю на ушко, что ему скучно одному играть. Педагог и дети предлагают нарисовать ему множество друзей. Обговаривается, какого цвета у этого животного шубка зимой, какие у него есть части тела. Воспитатель показывает детям процесс рисования зайца белой краской с помощью жесткой кисточки. Изображение начинается с самой большой части — туловища, затем рисуется голова, ушки, хвостик, лапки. Дети догадываются, что не хватает глазок, носика и усов — их нужно нарисовать обычной кисточкой. Проводится физкульминутка «Зайцы»
Дети рисуют самостоятельно. Зайчик очень сильно радуется, что обрел новых друзей, и прощается с малышами. |
Примеры готовых работ воспитанников детского сада с комментариями
Использование различных техник (привычных и нетрадиционных) развивает творческую фантазию детей и мелкую моторику. Работы получаются разнообразными и оригинальными. Так, рисование тычком с помощью жесткой кисти идеально передает мохнатую шкуру медведя (рисунок «Мишка косолапый»), переливающуюся на зименм фоне белоснежную шубку зайчика («Зайчишка беленький» и пушистую шерстку кошки («Рыжий кот»).
На высоком уровне выполнены работы «Мишутка» – фигуру медведя воспитанники младшей группы изображали самостоятельно с помощью только простого карандаша. Мелкая штриховка по контуру передает структуру шкуры медведя. Вполне реалистично нарисована мордочка зверя.
При выполнении композиции «Котенок» дети самостоятельно выбирали цвет животного. На фоне многочисленных рыжих домашних питомцев очень эффектно смотрится черный котенок.
Аккуратно нарисованы шишки на рисунках «Шишечки для белочки» (малыши дополняли изображение елки и белочки.
В работе «А у зебры полоски есть везде» ребенок не только разукрасил шкуру животного, но и с помощью зеленых мазков изобразил травку, на которой оно стоит.
Интересно смотрится ежик, раскрашенный с помощью пальчиков — за счет применения этой техники возникает интересный объемный эффект.
Фотогалерея: поэтапное рисование зебры, ежика, зайчика и мишки
Приведем также примеры поэтапного изображения животных, которые можно применять в младшей группе.
Рисование животных во второй младшей группе — увлекательный для малышей процесс. Хотя круг тем, предлагаемый в этом возрасте, еще не очень широкий, тем не менее, детям предлагаются различные техники. А сказочная мотивация способна превратить каждое занятие в настоящее волшебное действие, в котором ребята осознают свою значимость.