В средней группе ДОУ находятся воспитанники 4–5-летнего возраста. Отметим, что в этот период дети развиваются очень интенсивно, как умственно, так и физически. Много внимания в этом возрасте необходимо уделять развитию творческих способностей: малыши еще не отличаются усидчивостью, а такая деятельность, как рисование, способна заинтересовать их, помогает на некоторое время сконцентрировать внимание. Средняя группа — самое время начинать развивать таланты, хотя в начале года все дети находятся еще примерно на одном уровне. Одна из самых интересных тем для занятия по ИЗО в этом возрасте – «Яички простые и золотые».
Содержание
Что нужно учесть при подготовке к занятию рисованием в средней группе ДОУ:
Какие краски можно использовать, какую основу.
Рисование в средней группе предусматривает использование самых разнообразных материалов. Так, при рисовании яичек обязательной основой может выступать лист тонированной бумаги формата Ф4 (как вариант можно использовать такого же размера картон). Основу можно затонировать в различные пастельные тона (голубоватый, светло-розовый, светло-зеленый), причем у разных детей бумага может быть разного оттенка.
Кроме того, основой могут быть силуэты яиц, вырезанные из картона, также тонированные в нужный цвет.
Что касается инструментов для рисования, то для занятия подобной тематики лучше использовать гуашь. Хотя дошкольники в таком возрасте уже работают с акварелью, для раскрашивания яичек все же лучше использовать насыщенные гуашевые краски.
Если задачи непосредственно образовательной деятельности предполагают только рисование и раскрашивание яиц, то кисть детям лучше предложить средней толщины. В случае если воспитанники будут дополнительно украшать яички какими-либо узорами, то следует позаботиться и о дополнительной тонкой кисточке.
Какие техники и приёмы рисования будут применяться.
Техника рисования в средней группе отличается простотой для восприятия и в то же время хорошими иллюстративными параметрами. Ребенок должен стремиться как можно более точно передать на бумаге то, что рисует его воображение.
При рисовании яичек, как уже упоминалось, мы используем гуашевые краски. У детей же в данном возрасте формируется умение закрашивать изображение кистью, а также проводить линии в определенном направлении (например, снизу вверх или справо налево). Дошкольники учатся закрашивать рисунок, не выходя за контур, широкие линии они проводят всей поверхностью кисти, а узкие — только ее кончиком. Все эти действия учат координировать движения руки.
Педагогу целесообразно построить деятельность от простого к сложному: перед самостоятельной деятельностью дети обязательно должны поупражнять в технике (для этого они рисуют силуэт яйца в воздухе, несколько детей демонстрируют приемы рисования у доски под контролем воспитателя), и только после можно переходить собственно к рисованию.
В ходе самостоятельной деятельности детей воспитатель обязательно должен давать пояснения. Кроме того, очень полезно вносить в занятие элемент коллективного творчества (например, когда дети раскрашивают деревянные яички, а потом складывают их в большое гнездышко).
Рисование в средней группе уже может включать в себя использование различных техник. Помимо традиционного рисования красками (гуашь и акварель), карандашами, а также восковыми мелками, для более гармоничного развития детей целесообразно знакомить малышей и с нетрадиционными способами изображения. Это рисование кончиками пальцев, штампами, восковой свечой (процарапывание), сухой кистью, с помощью техники пуантилизма (разюрызгивания), монотипия (симметричное изображение с помощью отпечатывания), кляксография, геометрическое рисование (комбинирование различных фигур). Отметим, что указанные техники, развивающие ассоциативное мышление и мелкую моторику, могут успешно комбинироваться с традиционными способами рисования.
Какие дополнительные виды художественной деятельности можно задействовать (лепка, аппликация)?
В средней группе в ходе занятия рисованием иногда используются дополнительные виды художественной деятельности — это лепка и аппликация. Так, например, раскрашенные яички можно украсить с помощью пластилинографии (шарики и колбаски можно превратить в солнышко, травку, а также красиво изогнутые линии, штриховку). Аналогично можно сделать орнамент из аппликативных деталей.
Можно ли индивидуализировать задания по замыслу и по уровню сложности, если да, то как.
Вообще, что касается художественных умений и навыков, в 4 года дошкольники находятся примерно еще на одном уровне, но у некоторых детей уже проявляются таланты и повышенное желание заниматься изобразительной деятельностью. Поэтому изредка в ходе занятий задания можно индивидуализировать. Например, дети, которые быстро справляются с работой, могут нарисовать большее количество яичек на листе бумаги или дополнительно нарисовать к ним гнездо или тарелочку, на которой они лежат.
Какое место тема «Яички простые и золотые» занимает в картотеке по рисованию, на каком этапе изучается. Возможно ли разнообразить композицию, если да, то как.
Традиционно занятие по теме «Яички простые и золотые» проводится в начале обучения детей в средней группе, когда они только начинают проводить линии красками и закраивать силуэт. Отметим, что рисование яичек должно нести в себе не только задачи изобразительного характера, но и закреплять теоретические знания об окружающей среде, способствовать развитию речи.
Для детей будет полезно и интересно разнообразить композицию, например, предложить ребятам вначале изобразить корзинку, в которой лежат яички, либо красивое полотенце. Также интересное решение — организовать коллективную работу — воспитатель заранее рисует на листе ватмана большую курочку, а дети должны возле нее нарисовать яички (либо им раздаются для раскрашивания вырезанные силуэты яиц).
Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия: рассматривание вещей, картинок, вопросы к беседе, сказка и пр.
Любая продуктивная деятельность дошкольников должна обязательно начинаться с мотивации. Только тогда ребенку будет интересно рисовать, он будет знать, зачем он это делает. Что касается темы «Яички простые и золотые», то обычно вначале занятия к детям приходит курочка (мягкая игрушка). Ребята угадывают ее имя, разговаривают с ней. Курочке необходимо помочь: например, у нее потерялись яички, которые она снесла в своём гнездышке. И дети с удовольствием готовы прийти на помощь — нарисовать их.
Другой вариант — обыграть известную сказку «Курочка Ряба» – помочь дедушке, бабушке и самой курочке: подарить им нарисованные яички, и простые, и золотые.
Процесс рисования можно начать с беседы о домашних птицах, рассмотреть картинки, вспомнить их названия и более подробно описать курочку.
Конспекты занятий.
Занятие по рисованию на тему «Яички простые и золотые» обычно проводится в середине осени и примерно соотносится по времени с изучением темы по познанию окружающего мира «Домашние птицы». Однако эту тему можно приурочить к чтению сказки «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы).
Также в средней группе ребятам можно уже дать первичные представления о празднике Пасхи, тем более что он приходится на вторую половину года (когда воспитанники уже станут более взрослыми), и тогда рисование яичек станет также актуальным и пройдет в предпраздничной обстановке. Можно предложить таким образом оформить подарок своим родным, в этом случае название занятия можно варьировать, например, «Пасхальное яичко». При этом большую роль в художественной деятельности будет играть дополнительное использование элементов лепки и аппликации для украшения предварительно раскрашенного яичка.
ФИО автора | Название конспекта | ||
МДОУ Мокееевский детский сад | Рисование «Яичко простое и золотое» Образовательные задачи: продолжать обучать рисованию предметов овальной формы, упражнять в аккуратном закрашивании изображения. Развивающие задачи: закрепить знание геометрических фигур, в частности, овальных форм, развивать образное мышление, фантазию. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к живой природе, в частности, к птицам. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Демонстрационный материал: игрушечная курочка пестрой окраски, яицо. Раздаточный материал: гуашь белого и желтого цвета, кисточки, подставки для кисточек, баночки с водой, салфетки, тонированные в светлый оттенок листы бумаги формата А4, Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением курицы, беседы с дошкольниками о жизни домашних птиц, рассказывание сказки «Курочка Ряба», сопровождая показом настольного театра, лепка яичек из пластилина. Ход занятия Сюрпризный момент. Воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним в гости пришла курочка — демонстрирует игрушку курочку пестрой окраски и интересуется, как ее могут звать. Подробное описание внешнего облика курочки Пеструшки: маленький красный гребешок, такого же цвета бородка, желтый клюв, крылышки, лапки, маленький хвостик. Ребята отвечают на вопрос: для чего птице нужен клюв. Рассуждения детей на тему: почему курица относится к домашним птицам. Дошкольники имитируют голос курочки. Далее воспитатель плавно переходит к сказке «Курочка Ряба», с которой дети уже познакомились в предыдущей группе. Отсюда и возникает мотивация занятия: жалко бабушку, дедушку и курочку, нужно им помочь — изобразить яички — простое и золотое. Рассматривание настоящего куриного яйца, на его формы, воспитатель заостряет внимание, что один конец острый, а другой — тупой. Вместе с детьми педагог рисует в воздухе пальцем контур яйца. Физкультминутка «Вышли мышки» (это актуально, поскольку мышка также присутствует в сказке «Курочка Ряба»)
Воспитатель демонстрирует на доске приемы изображения яичка, акцентирует внимание, что рука ведет кисть, не останавливаясь. Если сначала линия рисуется закругленно, то затем она слегка протягивается, после чего опять закругляется, но уже меньше, чтоб получился зауженный кончик. | ||
Николаева О.С. | «Яички в гнезде» (коллективная роспись деревянных яиц) В качестве мотивации продуктивной деятельности используется момент: в гости к ребятам пришла грустная курочка, которая сообщает, что у нее случилась беда — яички, которые она снесла в своем уютном гнездышке, раскатились в разные стороны и потерялись. Педагогу и детям очень жалко курочку. Конечно же, нужно ей помочь — разрисовать в белый и золотой цвет деревянные яички и положить их в гнездышко. У воспитателя заранее приготовлено плетеное гнездо, устланное гофрированной бумагой зеленого цвета (травка). Каждому ребенку предлагается деревянное яичко, которое он по своему выбору раскрашивает белой либо желтой гуашью. После высыхания все яички складываются в гнездышко, чтобы порадовать курочку. | ||
Зинченко Е.С. | «Роспись Пасхального яйца» Данное занятие уже отличается более широкими воспитательными задачами — формируется уважительное отношение к культуре и православным традициям русского народа, воспитывается любовь и доброта к окружающему миру. Вначале занятия воспитатель сообщает о скором наступлении Великого праздника Пасхи, который отмечают уже более 2000 лет. Педагог в доступной для детского понимания форме рассказывает о религиозном значении этого праздника. Будет очень уместно на этом этапе включить в занятие фонограмму колокольного звона. Постепенно воспитатель переходит к рассказу о традиции угощать на Пасху своих знакомых расписанными пасхальными яйцами. Поскольку такой подарок — знак уважения к людям, то детям предлагается сделать такой подарок своими руками для своих папы с мамой либо других родственников. Это и будет мотивацией для дошкольников (которые просто обожают мастерить своими руками подобные подарки для родных). Педагог демонстрирует детям, какими узорами можно расписать яйцо, также сообщает им об их символическом значении. Образцы орнаментов висят на доске. В такую деятельность интересно будет включить элементы лепки и аппликации. Например, узоры на предварительно раскрашенном яйце можно формировать с помощью пластилинографии. Проводится интересная физкультминутка «Стол пасхальный накрываем…», чтобы с хорошим настроением приступить к работе
Далее воспитанники вначале раскрашивают в золотой цвет вырезанные из картона яйца (размер примерно формата А5), а затем расписывают их гуашью или украшают пластилином (можно предоставить дошкольникам возможность выбора). |
Образцы и поэтапное описание порядка выполнения работы на указанную тему в средней группе с необходимыми объяснениями для детей.
Рисование «Пасхальные яички» (см. в фотогалерее). Воспитатель предлагает шаблоны пасхальных яиц. Дети украшают их узором, состоящих из чередования прямых, извилистых линий и точек. Цвет узора дошкольники выбирают самостоятельно.
Рисование «Украсим пасхальное яичко» похоже на предыдущее, только дошкольники рисуют яйца самостоятельно на белом листе бумаги, раскрашивают их в разные цвета, а затем расписывают узором (точки, линии либо их комбинация).
Рисование «Яички простые и золотые» – деятельность с дифференциацией. Воспитатель раздает детям шаблоны яичек. Воспитанники с более высоким уровнем подготовки должны украсить орнаментом белые яйца, а остальные дети — просто ракрасить шаблоны в золотой цвет.
Традиционный вариант работы «Яичко простое и золотое». Каждому ребенку предлагается тонированный лист бумаги (розовый или голубой) и дается задание нарисовать два-три яичка, среди которых должны быть белое и золотое.
Видео по теме.
Данные видеоролики демонстрируют способы украшения пасхальных яиц (в том числе рисование), которые можно использовать на занятиях в детском саду.
https://www.youtube.com/embed/orq5TdXrFHQ https://www.youtube.com/embed/GoRMWqsTwb0
Фотогалерея примеров готовых композиций.
Занятие по рисованию в средней группе «Яички простые и золотые» – довольно интересная тема. При кажущейся простоте она дает возможность закрепить теоретические знания детей о домашних птицах, вспомнить сюжет знакомой сказки. Очень увлекательна и полезна в воспитательном отношении вариация на пасхальную тему. Подобная продуктивная деятельность позволяет закрепить умение проводить узкие линии кистью и ритмично наносить широкие мазки, не выходя за контур изображения. Кроме того, если дети дополнительно украшают раскрашенные яички, у них развивается фантазия и умение гармонично располагать изображение на бумаге.