Рисование в целом способствует формированию эстетического восприятия мира, стимулирует развитие творческих способностей, мелкой моторики, воображения и фантазии, художественного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка. Дошкольники старших групп продолжают развивать композиционные умения, осваивать приёмы передачи динамики, характерных особенностей формы, цвета и деталей предмета. Изображение любимых сказочных героев совершенствует технические навыки воплощения художественного замысла в рисунке, расширяет кругозор ребёнка, обогащает внутренний мир, учит передавать свои впечатления, пробуждает внутренний интерес к изобразительной деятельности, делает её более осознанной.
Содержание
Техники и приёмы, которые будут применяться на занятии по рисованию в старшей группе
Сказка увлекает ребёнка таинственным сюжетом, погружает в мир мыслей и чувств героев, их судьбы надолго запоминаются, дети каждый раз, будто заново преодолевают препятствия, переживают приключения вместе с полюбившимися сказочными персонажами. Практически все темы, связанные с иллюстрированием сказочных сюжетов, не обходятся без изображения фигуры человека или животного, которые являются частью сюжетной композиции рисунка. Изображение живого персонажа даётся детям нелегко, поскольку перед старшими дошкольниками ставятся более сложные задачи, которые предполагают уход от упрощённой схематичности и закрепляют в детях стремление передать в рисунке свои мысли, наблюдения, жизненный опыт.
Задачи рисования на темы сказочных сюжетов:
- продолжать знакомить воспитанников с русскими народными и литературными сказками;
- учить детей воплощать в рисунках свой замысел, передавать образы героев и впечатления от услышанной сказки;
- развивать умение рисовать фигуры человека и животных по схеме, учить передавать простые движения (поворот и наклон головы, поднятые и согнутые руки, шаг), не нарушая пропорции;
- развивать навыки самостоятельного выбора материала для изображения, а также эпизода из сказочного сюжета, построения композиции по всему листу бумаги, правильного размещения персонажей и предметов в пространстве;
- учить создавать карандашный набросок, предваряющий этап раскрашивания карандашами или красками;
- учить передавать характерные особенности персонажей, их настроение;
- совершенствовать умения рисовать карандашами, фломастерами, акварельными и гуашевыми красками, смешивать цвета для получения нужного оттенка.
- Предметное — единичное изображение какого-либо сказочного героя или предмета, например, Дюймовочки, Колобка, Винни-Пуха, избушки на курьих ножках, волшебного замка и т. д.
- Сюжетная композиция — изобразительная форма рассказа о каких-либо событиях или действиях, построенных на взаимодействии нескольких персонажей и предметов («Маша и медведь», «Лиса и заяц», «Гуси-лебеди» и т. д.).
Классические техники:
- Рисование простым карандашом.
- Рисование цветными карандашами.
- Рисование восковыми мелками.
- Рисование фломастерами.
- Рисование углём и сангиной.
- Комбинированный способ (цветные карандаши и акварель, фломастеры или восковые мелки).
- Рисование кистью с использованием гуаши — отличительным свойством этого материала является непрозрачность, что позволяет перекрывать слои новым цветом.
- Рисование кистью с использованием акварельных красок. Детей необходимо обучать навыкам регулирования набора краски, подбора цветов, мягкой передаче оттенков благодаря смешиванию основных цветов.
Детские работы в классических техниках (фотогалерея)
- Пальчиковый рисунок — старшие дошкольники самостоятельно определяются с выбором темы для рисования, используя пальчиковые приёмы в комбинации с традиционными техниками.
- Ладошковая живопись — основана на отпечатках детских ладошек. Шестилетние дети наносят краску на ладошку кистью самостоятельно, затем дорисовывают контуры фигуры, прорисовывают детали.
- Рисунок по мокрой бумаге — размытое, туманное изображение, которое наносится на предварительно смоченный лист бумаги.
- Рисование с использованием каменной соли, манки, цветного песка с помощью цветного песка создаются интересные поделки способом заполнения силуэта, предварительно смазанного клеем.
- Проступающий рисунок — изображение рисуется восковыми мелками или восковой свечой на белой бумаге, затем закрашивается верхним слоем акварели одного или нескольких цветовых оттенков.
- Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью бумажного шарика, смятого из кусочка бумаги.
- Пуантилизм (точечная живопись) — рисование точками, точечными мазками с помощью пальцев, ватных тампонов, ватных палочек, карандашей с ластиком на конце или кисти.
- Штампирование — изображение предметов или явлений природы с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп и трафарет (поролоновый тампон, деревянные штампы, из овощей, фруктов, бросового материала и т. д.).
- Вертикальный тычок гуашью с помощью жёсткой полусухой кисти без использования воды для получения визуального эффекта фактурности (пушистость, объёмность, рельефность).
- Граттаж — процарапывание очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском или красками.
Детские работы в нетрадиционных техниках (фотогалерея)
Приёмы рисования на тему «Моя любимая сказка» для старших дошкольников
Старшие дошкольники активно совершенствуют приёмы рисования карандашами, мелками и фломастерами, поскольку штриховка способствует укреплению мускулатуры кисти руки, развитию мелкой моторики и координации движений, следовательно, помогает подготовить ребят к школьным нагрузкам.
- Линия — основной способ для создания наброска, созданию которого обучают шестилетних детей. Линия может быть разной длины и ритма и помогает изобразить контур, передавая характер формы объекта, его размер, динамику и пропорции.
- Штриховка — довольно простой, но выразительный и эффективный способ передачи характера персонажа (лёгкость, тяжесть, гибкость, пластичность и т. д.) и фактуры предмета. Рисование штрихом помогает не только раскрыть образ предмета, но и развить мелкую моторику, что очень важно для решения задачи подготовки к письму. Виды штриховки:
- Хаотичная — штрихи ложатся в свободном направлении, затем оформляются дополнительной контурной прорисовкой очертаний предмета.
- Вертикальная — плотные штрихи наносятся в вертикальном направлении. Использование цветных карандашей с разной силы нажима позволит получить эффект плавной смены разнообразных оттенков.
- Диагональная — наиболее востребована в жанре пейзажа для изображения, например, дождя или силуэтов гор.
- Горизонтальная — довольно трудный в исполнении приём, поскольку требует от ребёнка менять привычное положение руки в процессе рисования.
- Формообразующая — технически сложный и трудоёмкий способ передачи формы предмета, например, облака или кроны дерева.
- Растушёвка помогает добиться разной степени насыщенности цвета в зависимости от степени нажима карандаша. Прорисовка контура требует более сильного нажима, чем закрашивание силуэта предмета или создания фонового рисунка.
- Точка, ритмический мазок, примакивание кистью в технике рисования акварельными и гуашевыми красками.
Организация и проведение занятий
Богатая тема «Моя любимая сказка» раскрывается в процессе разносторонней педагогической работы, направленной на познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие. Занятия по рисованию могут проводиться как в формате узконаправленных, так и в рамках краткосрочных и долгосрочных проектов по этой тематике («Русские народные сказки», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки народов мира», «Сказки Г. Х. Андерсена», «Сказки Чуковского», «Сказки В. Сутеева» и т. д.).
Большие сюжетные композиции, которые состоят из нескольких персонажей и предметов, как правило, создаются коллективно. Подготовительный этап, во время которого тонируется фон, прорисовываются отдельные фигурки, прорабатывается детализация, проводится в небольших подгруппах по 3–4 человека, а затем дети вместе составляют сюжетную картинку на ватмане, приклеивая подготовленные ими силуэты, попутно развивая способности пространственного мышления, приобретая опыт согласованных действий. В процессе коллективного творчества дети опираются на заданное воспитателем условие или свободный замысел, совершенствуя социальные навыки взаимопонимания и товарищества.
Важно сформировать у детей понимание правильной последовательности этапов работы по созданию коллективной сюжетной композиции или коллажа:
- сделать фоновый рисунок, разделённый линией горизонта;
- нарисовать объекты второго плана (деревья, солнышко, облака, цветы и т. д.);
- прорисовать или разместить заранее подготовленные и вырезанные силуэты сказочных героев.
Схема занятия
В старшей группе проводится одно занятие по рисованию в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для нейтрализации психологического и умственного напряжения, а также и профилактики физической усталости детей.
- Организационная часть (3–5 минут). Практическую часть занятия можно предварить не только чтением сказки или литературного произведения, но и просмотром картинок, слайд шоу, фрагмента фильма или мультфильма. Информационно-ознакомительный этап предполагает пробуждение у детей интереса к сказочному сюжету, изучение характеров главных героев и последовательности событий. Необходимо подключить сюрпризные моменты, элементы театральной игры, стимулирующие любознательность, вызывающие положительную эмоциональную реакцию и активность.
- Практическая часть — воспитатель поясняет последовательность создания композиции и прорисовки главных героев с опорой на схему (3–5 минут). Старшим дошкольникам предоставляется больше свободы в процессе рисования, показ картины или образца, подготовленного воспитателем, не должны использоваться для срисовывания, а только для формирования правильного понимания задания или его уточнения. Работа производится с натуры (игрушка) или на основе свободного замысла детей, основные приёмы уже освоены, поэтому не требуют дополнительного показа.
- Самостоятельная работа детей (15–20 минут).
- Заключительная часть — анализ и оценка детьми своих работ и рисунков своих товарищей. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и словесно выражать эстетическое восприятие творческих работ (3–5 минут).
Схемы рисования сказочных героев (фотогалерея)
Конспект занятия на тему «Путешествие в сказку» (автор Т. А. Сосик)
Цели: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, закреплять знания детей о русских народных сказках. Задачи:
Материалы: белая бумага, гуашь, акварель, кисти, восковые мелки, иллюстрации к русским народным сказкам. |
Образцы и порядок выполнения работ
«Забавный Вини-Пух» — комбинированная техника (рисование простым карандашом, акварельными красками, техника тычка и печатания)
Материалы: лист бумаги формата А-5, акварельные краски, гуашь, шаблоны мишки, цветка, шарика, облака и солнышка, простой карандаш, поролоновый тампон, толстая и тонкая кисти.
Инструкция:
Это уникальный список
- Тонировать лист бумаги, нарисовав акварельными красками с помощью широкой кисти траву и небо.
- Простым карандашом обвести силуэт мишки по шаблону.
- С помощью техники тычка закрасить силуэт медведя гуашью.
- Гуашью пропечатать по трафарету изображения цветов и шарика, воспользовавшись поролоновым тампоном. Аналогичным образом изобразить солнышко и облака.
- Тонкой кистью прорисовать детали мордочки.
- Готовая работа.
«Дюймовочка» — рисование гуашью
Инструкция:
- Простым карандашом нарисовать линю горизонта.
- Нарисовать один большой и два маленьких листа кувшинок.
- Дорисовать фигуру мотылька.
- Нарисовать фигуру девочки на большом листе кувшинки.
- Рядом с листом кувшинки, на котором сидит девочка, изобразить выныривающую рыбку.
- Красками закрасить лицо и платье девочки.
- Жёлтой краской закрасить крылья, волосы и рыбу.
- Зелёной краской зарисовать листья кувшинок и стебельки камышей.
- Изобразить воду методом тычка.
- Дорисовать туловище мотылька и кисточки камышей.
- Украсить крылья мотылька и прорисовать контуры цветов кувшинок.
- Красной краской прорисовать контур рыбы, ленты и декоративные точки на крыльях мотылька.
- Чёрным фломастером прорисовать лицо девочки, навести контуры изображения фигур мотылька и рыбы.
- Детские работы.
«Заюшкина избушка» — дневной и ночной пейзаж в технике рисования гуашью
Инструкция:
- Простым карандашом сделать набросок избушки, забора и деревьев. Разделить лист вертикальной линией пополам.
- Закрасить небо в дневном и ночном вариантах тонирования.
- На ночной половинке для закрашивания деревьев смешать зелёную, синюю и фиолетовые краски, добавить немного белой гуаши.
- Закрасить снег, дневной оттенок — светло-голубой, а ночной — сине-фиолетовый с добавлением белого цвета.
- Забор при дневном освещении — светло-коричневый, при ночном — тёмно-коричневый с добавлением синего и фиолетового оттенка, поскольку ночью все предметы приобретают холодную цветовую тональность.
- Нарисовать избушку, прорисовать более тёмной краской брёвна избушки и окно.
- В ночном варианте добавляем холодный оттенок ночного освещения, смешивая фиолетовую, синюю и белую краски.
- Прорисовать отсвет от ночного окна на снегу, дорисовать снег на крыше, заборе, деревьях, звёзды.
«Рукавичка» — рисунок, выполненный цветными карандашами и фломастерами, с элементами дымковского орнамента
Инструкция:
- Нарисовать большую рукавичку, вокруг изобразить ёлочки и фигуры животных: мышки-норушки, зайчика-попрыгайчика, лисички-сестрички, волка и медведя.
- Фломастерами нарисовать дымковский орнамент на рукавичке.
- Цветными карандашами закрасить силуэты животных, фломастером прорисовать иголки у ёлочек.
- Фломастерами нарисовать снежинки на меховой опушке у рукавички, солнышко, облака, карандашом дорисовать снег.
Детский рисунок.
«Вершки и корешки» — рисунок акварельными красками
Инструкция:
- Нарисовать круг (голова деда), бороду, глаза, нос, рот и бороду.
- Дорисовать руки и рубаху.
- Нарисовать штаны и валенки.
- Нарисовать круг (голова медведя) и уши.
- Изобразить передние лапы, поднятые вверх.
- Дорисовать правую и левую задние лапы.
- Прорисовать глаза, нос, мордочку.
- Закрасить оранжевой краской лицо и кисти рук у деда.
- Закрасить фигуру медведя. Зарисовать рубаху.
- Используя приём примакивания, прорисовать пшеничные колоски.
- Раскрасить небо и облака.
- Зарисовать штаны и валенки.
- Прорисовать детали (круги на рубахе, стебельки у корешков, глаза).
«Лиса и колобок» — рисунок гуашью
Инструкция:
- Нарисовать круг (голова) и вытянуть остроконечный носик.
- Прорисовать сарафан в форме треугольника, низ оформить волнообразной линией.
- Дорисовать пушистый изогнутый хвост.
- Овалы для задних лапок, полоски для ножек.
- Нарисовать колобок.
- Нарисовать декоративный узор по сарафану, глазки, снежинки на фоне, мазками оформить меховую шубку.
«Кумушка-лисонька» — рисование с использованием таблиц
- Таблица вариантов поворота головы (вправо, влево, вперёд).
- Варианты расположения передних лап (согнуты, подняты, разведены).
- Варианты расположения хвоста (вверх, вниз, прижат).
- Таблица, иллюстрирующая орнаменты для украшения сарафана.
«Заюшкина избушка» — рисование акварельными красками с элементами обрывной аппликации
Инструкция:
- Согнуть альбомный лист пополам, развернуть, намечая вертикальную линию, разделяющую лист. На одной половине листа нарисовать акварельными красками избушку для зайки.
- Оборвать кусочки бумаги синего цвета (кирпичики для ледяной избушки) и сложить из них избушку ледяную для лисички.
- Дорисовать дерево и хвостики хозяев избушек (рыжий торчит из ледяной, а серый из лубяной).
«Снегурочка» — рисунок, выполненный гуашью
Инструкция:
- Смешать на палитре красную и белую гуашь до получения розового оттенка. Нарисовать овал (голова).
- Нарисовать контуры шубки и рукавичек.
- Кистью среднего размера равномерными мазками закрасить силуэт шубки.
- Продемонстрировать образцы прорисовки кокошника.
- Нарисовать контур кокошника.
- Тонкой кистью прорисовать черты лица.
- Украсить узором кокошник.
- Используя метод тычка оформить меховую опушку шубки.
- Тонкой кистью прорисовать узоры по шубке.
«Гуси-лебеди» — рисунок фломастерами с использованием заготовки из оригами
Материалы: альбомный лист, простой карандаш, фантик от конфет, фломастеры, расчёска.
Инструкция:
- Развернуть фантик.
- Загнуть угол фантика к противоположной стороне.
- Отогнуть верхний угол, совмещая с линией сгиба.
- Отогнуть нижнюю сторону, образовывая шею.
- Согнуть верхнюю часть шеи внутрь.
- Обвести простым карандашом силуэт заготовки, размещённый под углом, на листе бумаги. Повторить операцию несколько раз, создавая сюжетную композицию.
- Используя заготовку, прорисовать крыло.
- Красным фломастером зарисовать клювики, приложить расчёску к краю крыла и обвести чёрным фломастером, получая волнистую линию, имитирующую оперение.
- Фломастерами обвести контуры птиц, зарисовать фон.
- Прорисовать волнистые линии, создавая облака.
«Жар-птица» — рисование гуашью
Материалы: тёмная бумага для фона, большая и маленькая кисти, гуашь, палитра.
Инструкция:
- Смешать цвета для получения светло-жёлтого, оранжевого, светло-оранжевого цветов. Нарисовать круг и овал.
- Вытянуть клювик, плавными линиями соединить голову и туловище, прорисовывая шею.
- Нарисовать яркое оперение в форме завитушек.
- Проработать цветовые оттенки и переходы кистью с переменным нажимом (сильнее, слабее).
- Прорисовать детали (глаза, оперение). Работа готова.
Рисование детьми любимых сказочных сюжетов помогает отработать умения грамотного пространственного расположения частей объекта, прорисовки деталей и заполнения фона, учит правильной передаче пропорций и размеров персонажей, совершенствует эстетическое чувство цвета. Задача воспитателя состоит с том, чтобы помочь воспитанникам научиться передавать изображение предмета, опираясь как на словесное описание, так и на технологическую карту, развивая аналитическое умение поэтапного выполнения работы, используя разнообразный материал и средства художественной выразительности. Кроме того, важно, чтобы дети научились самостоятельно продумывать и воплощать в рисунке сюжетные эпизоды, правильно передавая характер взаимоотношения между предметами и персонажами.