Развитие детей — одна из первоочередных задач родителей. Вместе с тем природно-обоснованная, самая подходящая форма познания для дошкольников — игры. Именно с помощью дидактических развлекающих занятий родителям проще всего «достучаться» до ребёнка, найти с ним контакт, позволяющий стимулировать развитие и познание окружающего мира.
Содержание
Понятие дидактических игр для дошкольников, их отличие от других видов развлекающих занятий
Под дидактическими играми обычно подразумевают учебный процесс, организованный в неформальной, весёлой форме. От игр в классическом понимании такие занятия отличаются направленностью на обучение, а от уроков — созданием игровой атмосферы, облачением образовательных процедур в неформальную форму.
В ходе таких занятий при помощи педагогических приёмов моделируются изучаемые системы, явления и процессы.
Достигаемые цели
Для детей различных возрастов применяются разные дидактические занятия. В то же время преследуемые ими цели не слишком зависят от возрастной группы. Такое развлекающее обучение нацелено на следующие блоки развития:
- умственного;
- нравственного;
- трудового;
- эстетического;
- физического.
Различия игр, предназначенных для детей разных возрастов, будут заключаться, прежде всего, в сложности.
Так, для умственного развития применяются игры, обучающие детей знаниям о мире, систематизирующие и расширяющие эти знания. В отношении дошкольников младших групп целесообразно применять обучающе-развлекающие занятия, направленные на развития сенсорного воспитания, поскольку тактильный опыт восприятия окружающего мира — обязательный базис, на основе которого дошкольникам постарше может быть предложена более сложная игра, систематизирующая и углубляющая первичные полученные с помощью тактильного опыта знания.
Во время игр, направленных на трудовое воспитания, в первую очередь должно развиваться понимание необходимости трудиться, уважение к чужой работе и понимание принципов причинно-следственных связей между подготовительной и конечной стадиями трудового процесса.
Что касается направленных на нравственное воспитание игр, то цели для детей разного возраста будут существенно отличаться:
- дошкольникам младших групп важно привить культурно-гигиенические навыки;
- детсадовцам постарше необходимо познакомить с нравственными чувствами и отношениями.
Какое место в работе детских садов занимают дидактические игры
Различные дошкольные образовательные учреждения по-разному относятся к проведению обучающе-развлекающих занятий. В том или ином виде такое развлекающее обучение представлено практически в каждом таком учреждении, однако качество его подготовки и проведения может существенно отличаться.
Наиболее передовые учреждения, занимающиеся дошкольным образованием, сегодня максимально плотно интегрируют такие занятия в обучающий процесс, подкрепляя ими базовые теоретические навыки дошкольников.
Оптимальным временем для игры специалисты считают утро и часы, следующие за послеобеденным сном, поскольку за счёт детской заинтересованности эти занятия значительно повышают умственную и физическую активность детей после пробуждения.
Классификация дидактических развлекающих занятий
Анализировать обучающе-развлекающие занятия можно по различным признакам. Например, если взять в качестве критерия цель такого занятия, то классификация будет представлена в следующем виде:
- игры для умственного воспитания – «назови одним словом», «назови три предмета» (направлены на умение строить взаимосвязи, искать синонимы и антонимы);
- развлекающие занятия для нравственного воспитания;
- игры для трудового развития – «кто построил этот дом» (дети знакомятся с необходимостью составлять чертежи для постройки здания);
- развлекающие занятия для эстетического воспитания;
- игры для физического развития.
Другая классификация будет базироваться непосредственно на процессе игры, а не на её цели:
- игра с предметами — преимущество такого типа неформальных занятий заключается в том, что в качестве атрибутов используется природный материал, например, листья, камни, шишки, цветы. На основе использования этих атрибутов ребёнком строится сам процесс («опиши предмет», «что это?», «что вначале?»);
- игра настольно-печатная — очень разнообразный вид обучающих занятий, включающий направленные на развитие речевых навыков, логики, внимания, умения моделировать и принимать решения («лото», «домино», «парные картинки»);
- словесное развлекающее занятие — направлено на развитие самостоятельности, мышления и речи детей, учит описывать предметы, выделять доминирующие признаки, отгадывать слова по их вербальному описанию.
Виды обучающих игр для дошкольников младшей, средней и старшей групп
Для самых маленьких лучше всего подойдут игры, связанные с тактильным восприятием окружающего мира. Например, «собери корзинку». За счёт такого развлекающего процесса происходит умение познавать жизнь вокруг и разделять присутствующие в нём предметы и явления. Это база для дальнейшего познания.
Видео: дидактическая игра «Собери корзинку»
Для детей постарше подойдут более сложные игры. Например, «Кто что ест»: в её процессе дошкольники подбирают картинки животных к продуктам, которые те могут есть, и соединяют их прищепками.
Видео: Дидактическая игра «Кто что ест»
Для самой старшей группы целесообразно использовать словесное неформальное обучение, использующие не конкретные предметы или животных, а более абстрактные понятия, например, квадрат или круг.
Видео: игра по математике в старшей группе детского сада
Картотеки обучающе-развлекающих занятий для разных возрастных групп
Для разных возрастных групп походят разные дидактические игры, направленные на развитие различных способностей детей. Среди представленных в нижеприведенной таблице игры «Похож — не похож», «что лишнее» и «продуктовый магазин» рекомендуются для детей постарше, но так или иначе, всё подобное неформальное обучение может быть адаптировано под дошкольников разных возрастов.
Название игры | Описание |
«Где был Петя» | Развлекательно-обучающий процесс строится на описании привычных, знакомых детям помещений: комнат в детском саду. |
«Похож — не похож» | Загадываются 2 предмета, 2 вида животных, малыши описывают их сходства и различия, что учит их сравнивать. |
«Чудесный мешочек» | Строится на сопоставлении формы и материалов различных предметов, что помогает определять эти признаки. |
«Кто что слышит?» | Развивает слуховое восприятие, учит сопоставлять звуки с их описанием. |
«Продуктовый магазин» | Симуляция похода за покупками. |
«Парные картинки» | Обучение умению группировать предметы по нескольким признакам. |
«Что лишнее» | Развивает способности к классификации и систематизации. |
Как сделать дидактические игры для детей своими руками
При подготовке для дошкольников обучающе-развлекающего занятия самостоятельно важно соблюсти ряд принципов. Так, в соответствии с ними такие занятия должны быть:
- системными — для обучения детей строить причинно-следственные связи;
- усложняющимися — для поступательного интеллектуального развития ребёнка;
- обладать свойством повторности — поскольку не каждый дошкольник запомнит и усвоит правила игры с первого раза;
- добровольными — подбирать такое развлечение следует с учётом интереса и желаний детей;
- обладать элементом таинства — сама достигаемая дидактическая задача должна быть замаскирована игровым процессом;
- обновляемыми — каждой следующей игре следует дополняться новыми элементами, чтобы ребёнку не было скучно.
При этом учитывая обилие детских журналов и книг с яркими картинками, а также дополнительных ресурсов типа цветного картона или игрушек, изготовить материалы для таких занятий самостоятельно не представляет особого труда.
Видео: дидактические игры по сенсорике, делаем своими руками
https://youtube.com/watch?v=JOKWuUwiXf8
Наиболее популярными и подходящими для самостоятельной подготовки для детей следует назвать игры типа «Лото» и «Шнуровка».
«Лото» легко адаптировать под конкретные нужды. Например, дошкольникам 3–5 лет очень важно привить культурно-гигиенические навыки. Согласно её правилам, детям раздают расчерченные игровые поля с изображением в центре и набор картинок, часть из которых имеют отношение к помещённой в центре поля, другая часть — нет. Дети должны заполнить поля вокруг этой главной картинки подходящими к ней по смыслу. Так, если ею сделать, например, рисунок «Мойдодыра», то ребёнку потребуется «окружить» его изображениями мыла, зубных щёток и т. д. При добавлении картинок на поля детям нужно объяснить, почему они решили, что именно это изображение подходит по смыслу центральному рисунку.
Видео: настольная игра для детей «Лото»
Другая игра, «Шнуровка», направлена на развитие мелкой моторики. Подходящими атрибутами могут быть любые детали подходящего размера, не слишком крупные, но и не чересчур мелкие, которые требуется пришивать к одежде: пуговицы, накладки и т. д. Такое развлекающее обучение можно дополнять и видоизменять: например, взять шнуровки разных цветов и установить в качестве правила, что разные детали должны пришиваться нитками подходящих цветов. Так у ребёнка разовьются знания о цветовой гамме.
Видео: развивающая игра «Дерево-шнуровка»
https://youtube.com/watch?v=j8BLvqe5MT0
Таким образом, в форме дидактической игры скрыт огромный потенциал для развития детей разных возрастов. Важно соблюсти системный подход к выбору этих развлекающе-обучающих занятий, уделяя внимания всем аспектам детского развития. В то же время важно соблюдать возрастной ценз, чтобы повысить эффективность этого полезного развлечения.«Работа — это то, что человек обязан делать, а Игра — это то, чего он делать не обязан», — как говорил Марк Твен, и важно умело выдать одно за другое. Следует помнить, что детская вовлечённость и заинтересованность — ключевые факторы, обуславливающую пользу от игры и активное восприятие дошкольниками новых знаний и умений посредством этого неформального процесса.