Успех компьютерной ролевой игры «Ведьмак 3: Дикая Охота», вышедшей в 2015 году, обусловил стремительный рост популярности фантастической вселенной, в которой разворачивается история. У фанатов повысился интерес как к сопутствующей продукции (прочим играм серии, телесериалу и комиксам), так и к литературному первоисточнику, составляющему сюжетную основу «вселенной Ведьмака». Из-за этого перед любым человеком, хотя бы минимально интересующимся произведениями в жанре фэнтези независимо от формата, рано или поздно встаёт закономерный вопрос: стоит ли читать «Ведьмака»?
Содержание
Книжный цикл о Геральте из Ривии
«Ведьмак» – цикл произведений в жанре фэнтези, повествующих о приключениях наёмного охотника на чудовищ Геральта из Ривии. Ближе к середине цикла фокус авторского внимания смещается с Геральта на злоключения его приёмной дочери Цириллы, вынужденной преодолевать многочисленные и жестокие испытания, выпавшие на её долю.
Данная серия книг принадлежит перу польского писателя-фантаста Анджея Сапковского. Первое произведение в рамках цикла (рассказ «Ведьмак») вышло в 1983 году. Действие книг о Геральте разворачивается в вымышленном мире, сочетающем в себе классические жанровые составляющие, впервые обозначенные еще Дж. Р. Р. Толкином, с мотивами, характерными для произведений в жанрах так называемого «тёмного» и «славянского» фэнтези.
Кроме того, на книги Сапковского наложило свой отпечаток и происхождение автора. Описанный им мир во многих деталях схож со странами Восточной Европы периода позднего средневековья, прежде всего с Польшей, Чехией и Словакией. Данный фактор нашёл своё отражение как в лингвистических (имена персонажей, названия городов, государств, географических объектов и т.д.), так и в социокультурных особенностях мира «Ведьмака».
Произведения, входящие в цикл
Серия насчитывает восемь основных произведений и включает в себя следующие книги:
- «Последнее желание» (сборник рассказов, первоначально вышел в 1986 г. под названием «Ведьмак», после чего был переиздан в 1993 г. с авторскими правками).
- «Меч Предназначения» (сборник рассказов, 1992 г.).
- «Кровь эльфов» (роман, 1994 г.).
- «Час презрения» (роман, 1995 г.).
- «Крещение огнём» (роман, 1996 г.).
- «Башня Ласточки» (роман, 1997 г.).
- «Владычица Озера» (роман, 1998 г.).
- «Сезон гроз» (роман, приквел к самому первому рассказу серии, 2013 г.).
Кроме основных книг, в цикл также номинально входят рассказы «Дорога без возврата» и «Что-то кончается, что-то начинается», не имеющие прямой сюжетной связи с основными произведениями, но разворачивающиеся в той же вселенной.
Сапковский отправил свой первый рассказ о ведьмаке на литературный конкурс и завоевал третье место. После этого автор решил завязать с писательством, решив, что это максимум, на который он способен. Однако читатели требовали продолжения, поэтому Анджей продолжил свою историю.
Стоит ли читать «Ведьмака»?
Независимо от положительных и отрицательных сторон книжного цикла о ведьмаке с сугубо литературной точки зрения, поставленный в начале статьи вопрос всё же во многом остаётся риторическим. Читать данные книги или нет — в конечном итоге каждый решает сам.
Тем не менее, нельзя игнорировать яркость и самобытность произведений, написанных Сапковским в рамках данного цикла. Для любителей же фантастики и фэнтези (особенно «тёмных» его проявлений) «Ведьмак» является безусловным «маст ридом» наравне с произведениями Джорджа Мартина, Джо Аберкромби, Глена Кука и иных мэтров жанра.
Аргументы «за»
Среди основных доводов в пользу ознакомления с книгами о ведьмаке можно выделить:
- наличие ярких нешаблонных персонажей и их интересные взаимоотношения;
- нестандартный подход автора к канонам жанра;
- актуальность проблематики;
- натурализм описываемых событий;
- увлекательный и напряжённый сюжет, изобилующий непредсказуемыми поворотами;
- юмор и многочисленные отсылки.
Интересные персонажи
Все основные герои, участвующие в событиях цикла, имеют чётко прописанные характеры, благодаря чему действуют, словно живые люди — порой противоречиво, нелогично или аморально, но руководствуясь лишь собственными интересами и мотивами, а не волей мелодии притаившегося в кустах рояля.
Авторский подход
Описанный Сапковским мир опирается на классические для жанра штампы и клише. Однако автор преподносит их с нестандартных точек зрения, тем самым реконструируя используемые каноны. «Ведьмак» отдаляется от классической фабулы «героического» романа и приближается к популярным ныне произведениям в жанре «тёмного» фэнтези, номинально не являясь ни тем, ни другим. В «Ведьмаке» Сапковскому удалось сохранить сильные и компенсировать слабые стороны означенных жанровых концепций.
В цикле книг есть вампиры, оборотни, василиски и прочие монстры, но Сапковский по-новому повествует об этих существах, не прибегая к избитым описаниям.
Актуальная проблематика
В книгах цикла затрагиваются проблемы расовой нетерпимости (вплоть до геноцида), деструктивного влияния цивилизации на окружающую среду и жизнь коренных народностей, цены технического и культурного прогресса, а также межгосударственных и межкультурных конфликтов.
Натурализм описываемого
Книги о ведьмаке изобилуют яркими и подчас шокирующими подробностями — будь то тяготы военного времени, человеческая жестокость, многочисленные боевые и постельные сцены. Кроме того, Сапковский описывает без купюр и сам условно-средневековый быт со всеми присущими ему аспектами. Однако означенное не является концептуальной основой, а служат лишь для более детальной материализации придуманного мира в воображении читателей.
Увлекательный сюжет
В течение всей серии приключения главных героев происходят на фоне непрекращающихся внешних конфликтов, что, в свою очередь, обуславливает напряжённые отношения между самими героями. На протяжении цикла бывшие враги на раз станут союзниками, а друзья предадут или станут врагами. Кроме того, автор постоянно ставит героев перед выбором в ситуациях, не предусматривающих правильного варианта по умолчанию.
«Вселенная Ведьмака» настолько полюбилась читателям, что по книгам выпустили 6 комиксов, сняли сериал, который, впрочем, не увенчался успехом, и издали 3 видеоигры. Но и это не финал истории: студия Netflix будет снимать новый сериал о Геральте из Ривии.
Юмор и отсылки
В свете вышеозначенного может сложиться ошибочное впечатление, что цикл «Ведьмак» – излишне кровавое и мрачное произведение. Вовсе нет: данные книги изобилуют юмором, варьирующимся от банальных, но от того не менее забавных шуток «ниже пояса», до откровенной и остроумной сатиры на современные реалии. Также в книгах цикла присутствует большое количество разнообразных отсылок к произведениям мировой культуры, гармонично вплетённых в основную канву повествования.
Для какого возраста подойдут книги цикла «Ведьмак»?
Однозначный ответ на данный вопрос — лицам не младше шестнадцати лет. Чтиво, изобилующее жестокими и кровавыми сценами, хоррор-элементами, ненормативной лексикой, а также откровенными любовными сценами — не лучший выбор для неокрепшей детской психики.
Кому от прочтения «Ведьмака» лучше воздержаться?
Несмотря на вышеозначенные аргументы в пользу ознакомления с циклом, не стоит забывать о том, что книги о ведьмаке остаются пускай и не совсем обычным, но фэнтези — то есть произведениями в весьма нишевом жанре, характеризующимся обилием условностей и слабых (особенно в сравнении с «большой» литературой) мест. Таким образом, можно сделать вывод о том, что далёкий от фэнтези человек в лучшем случае не оценит прелести книг о ведьмаке в полном объёме.
Более того, уже упомянутые натурализм, ненормативная лексика, кровавые и жестокие сцены могут шокировать, особенно если ждёшь от «Ведьмака» волшебной сказки в духе «Хоббита» или «Властелина Колец». Искушённые же читатели могут счесть полноформатные романы цикла «Песней Льда и Пламени для бедных»: политические и околополитические интриги, изобилующие в романах Сапковского, не выдерживают конкуренции со своими аналогами из книг Дж. Мартина.
Впечатления от прочтения цикла «Ведьмак» зависят от ряда факторов, прежде всего — заинтересованности читателя жанром фэнтези и поднимаемой в данных книгах проблематикой, а также отношения к подчас излишне натуралистичному отображению тёмных сторон жизни, будь то насилие, жестокость, ненависть, ксенофобия или жажда власти. Лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, страдающим от излишней впечатлительности или ждущим от «Ведьмака» литературных откровений, данные книги читать не стоит в принципе.