Работа учителя — благородный труд. Это утверждение слышали все, в том числе и дети. А как известно, лучший способ убедиться в справедливости того или иного утверждения — это проверить его на собственном опыте. Именно в этом и состоит основная воспитательная задача дня самоуправления в школе.
Содержание
Суть мероприятия
Обычно такой день, как Праздник самоуправления, приурочен к торжественной дате, но чаще всего для этого выбирают День учителя, который проходит в последний рабочий день первой недели октября. В честь праздника ученики старших классов берут на себя функции педагога — ведут уроки, выставляют оценки и выполняют обязанности воспитательной службы школы. Эта работа позволяет учительскому составу реализовать ряд психолого-педагогических задач.
Если говорить о целях, которые самоуправление помогает решить учителю, то это:
- возможность заняться «бумажной» работой, на которую всегда нет времени (заполнить журнал, подкорректировать личные дела учеников, проверить тетради и т.д.);
- увидеть своих учеников в иной роли, прояснить для себя некоторые стороны их характера (мероприятие помогает раскрыть лидерские качества детей, а также их нравственно-этические принципы);
- отдохнуть от привычной рутины.
Не менее важен этот день и для школьников. Обычно самоуправление доверяют старшеклассникам, которые только определяются с будущей профессией. И возможность примерить на себя социальную маску педагога может реально помочь им:
- понять, подходит ли их характеру профессия, которая предполагает работу с людьми;
- можно ли рассматривать перспективу педагогической деятельности в будущем;
- выявить свои качества руководителя, менеджера, который отвечает за организацию работы группы людей;
- наладить контакт с окружающими.
Подготовка
Любое мероприятие, которое проводится в школе, требует немалых усилий, направленных на организацию его проведения. И этот процесс осложняется ещë и тем, что в нëм задействованы дети, причëм и в качестве устроителей, и в роли целевой аудитории. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы корректировать работу обеих групп участников. И начинать нужно именно с тех, кому предстоит учиться под началом старшеклассников в этот день. Естественно, что малыши более «сговорчивы»: им нравится быть ведомыми теми, кто лишь ненамного старше их самих. Они примеряют этот образ на себя в будущем. А вот с учащимися среднего звена могут возникнуть проблемы: юношеский максимализм и непринятие авторитетов приводит к отрицанию самой возможности находиться под началом тех, кто всего на 1–2 года старше их самих. Поэтому педагог должен провести беседу с детьми и сделать акцент на том, что через пару лет им самим придëтся стать такими же «учителями», поэтому важно набираться опыта и учиться на чужих ошибках. Но, конечно, очень важно подготовить и самих учителей-старшеклассников:
- Поговорить с каждым ребëнком и выяснить, какой предмет ему ближе, какую административную роль он мог бы исполнить. Для этого важно учитывать личные качества ученика. Так, если мальчик или девочка отличается спокойным нравом, то, вероятнее всего, роль завуча по воспитательной работе подростку с таким характером не подойдëт. А вот активному, деятельному школьнику такая задача будет как раз по силам.
- Помочь вникнуть в тонкости составления плана урока, то есть сориентировать в календарном планировании, изучить тему предыдущего урока и отработать новую так, чтобы суметь изложить еë детям в классе. А также составить конспект занятия по правилам (с целями, задачами, ходом занятия и обязательным указанием времени на выполнение каждого этапа).
Конспект урока учителя-дублёра может быть составлен по плану комбинированного типа занятия, то есть включать следующие этапы:
- Сообщение тематики учебного занятия и его целей;
- Фронтальная проверка домашнего здания (отвечает не один ученик, а сразу несколько комментируют определённый элемент работы);
- Представление нового материала; работа по закреплению темы;
- Обсуждение итогов урока, выставление оценок;
- Объяснение домашнего задания на следующий урок.
Форму занятия новоявленный учитель может выбрать на своё усмотрение: игра-диспут (обсуждение с разных позиций того или иного проблемного вопроса, к примеру, поступка Раскольникова или Тараса Бульбы), урок-путешествие в мир неизвестного (например, версии происхождения Стоунхенджа), урок-квест по интересным фактам (особенно если речь идёт об уроках истории и географии, ребятам предлагается последовательно ответить на вопросы, выполнить задания и так заработать баллы к финальной оценке). Вариант выбирается с учётом интересов школьников-старшеклассников и их учеников.
Классный журнал в этот день всë равно заполняет педагог.
Проведение Дня самоуправления
Если хотите, чтобы праздник прошёл на славу, его нужно заранее тщательно подготовить. Тогда все стадии мероприятия пройдут слаженно, и никакого хаоса не возникнет. Традиционно день самоуправления включает несколько этапов.
Совещание участников
На этом собрании присутствуют учителя-дублёры, завуч по воспитательной работе, директор школы и предметники (по желанию). Представители администрации:
- рассказывают о правах и обязанностях учеников и учителей;
- объясняют задачу новым учителям (доступно изложить новый материал на уроке, отработать его на практике, закрепить упражнениями и оценить работу учеников);
- высказывают пожелания к проведению уроков в том или ином классе (возможно, есть классы с подбором очень активных ребят, в этом случае уместно провести небольшую самостоятельную работу или выполнить групповое задание, а в коллективе, где много неуспевающих учеников, лучше отдать предпочтение игровой форме организации урока).
Очень важно создать дружескую атмосферу сотрудничества, чтобы дети не боялись задавать вопросы и открыто обсуждать свои опасения, связанные с новой ролью. Такая работа делает коллектив учеников ещё более сплочённым.
Великий педагог А.С. Макаренко говорил: «Всякая, даже небольшая радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, бодрым, дружным…»
Идеи для организации учебного процесса
День самоуправления отличается нестандартной организацией учебной работы, которая подразумевает включение в привычный распорядок дополнительных моментов наряду с привычными уроками.
Праздничная линейка
Известное высказывание: «Как корабль назовёте, так он и поплывёт» можно вполне справедливо перефразировать и для линейки в День самоуправления. Она должна пройти организованно, интересно и быстро, чтобы зрители не заскучали. Как правило, на линейке берёт слово директор школы, который передаёт символический ключ от учебного заведения своему коллеге-дублёру, затем новый руководитель говорит поздравительные слова в адрес учителей и зачитывает свой первый указ. В этом документе обычно рассказывается обо всех мероприятиях в праздничный день и даётся перечень поручений ученикам (к примеру, на перемене полить цветы в учительской, на уроке труда убрать пришкольную территорию и т.д.). Также на линейке вручаются подарки учителям. К слову, это необязательно должно быть что-то материальное. Песня или номер КВН будет прекрасным сюрпризом для педагогов.
Уроки
Далее все учащиеся расходятся по урокам, а учителя могут отдохнуть. Кстати, некоторые классы могут пойти в урочное время на обучающую экскурсию в музей или на спектакль в театр. Главное, чтобы это был не просто урок вне стен кабинета, а полезное времяпрепровождение, то есть тематика представления или экспозиции должна соответствовать учебному плану того или иного школьного предмета. Также на урок физкультуры можно запланировать поход на каток или в аквапарк. Подобные формы организации учебного процесса требуют последовательного соблюдения следующих этапов:
- составление списка учащихся, отправляющихся на экскурсию, в театр или на каток;
- объяснение правил поведения на улице и во время представления;
- построение детей;
- организованный выход из школы;
- знакомство с планировкой здания музея, театра (показать, где туалет, буфет);
- собственно представление;
- возвращение в школу;
- обсуждение увиденного.
Обратите внимание, что детей всё равно должно сопровождать ответственное лицо, например, представитель родительского комитета школы или учитель, неравнодушный к прекрасному и готовый пожертвовать общением с коллегами ради выставки или представления в театре.
Подготовка и реализация концерта
Праздничная часть представляет собой концерт, который ученики готовят для учителей. Однако прежде чем говорить о сценарии мероприятия, остановимся на оформлении школьных коридоров, кабинетов и актового зала.
Как украсить помещение
Не секрет, что атмосфера праздника начинается с оформления помещения, поэтому важно подобрать оригинальные и стильные элементы декора. Это могут быть:
- стенгазеты в рекреациях (например, выполненные в виде коллажа с фотографиями учителей, или наподобие комикса с шуточными комментариями — главное, чтобы они не содержали недопустимых вольностей и грубостей);
- бумажные гирлянды или воздушные шарики (такими объёмными украшениями можно декорировать кабинеты);
- выставки открыток и рисунков детей (учителя с удовольствием будут рассматривать творчество своих подопечных в учительской, особенно если заранее не знали о готовящейся выставке);
- живые цветы в актовом зале подарят невероятное ощущение праздника;
- экспозиции изделий хенд-мэйд с ярмаркой (кстати, эту часть праздника можно сделать в виде благотворительной акции по сбору средств для покупки корма бездомным животным, к примеру).
Декорирование помещений школы может быть выполнено очень разнообразно. Но важно, чтобы в оформлении прослеживалась общая стилистика.
Сценарий праздника
Сценарий праздничного концерта следует подготовить заранее. Тогда все номера будут хорошо отработаны и не возникнет заминок в самом мероприятии. В концерт могут быть включены:
- стихотворные поздравления учителей (желательно, чтобы слова были подготовлены самими учащимися, а не взяты из интернета);
- песни и танцевальные номера (возможно, есть смысл продумать, как совместить эти виды творчества в единый номер);
- шуточные сценки (такие вставки могут быть подготовлены детьми младшего и среднего звена);
- юмористические номера (старшеклассники могут подготовить выступления в духе КВНовских команд, обыграв собственные характеры и смешные ситуации, возникающие на уроках).
И ещё один момент, на котором нужно остановиться отдельно — это конферанс. Ведущие концерта должны не только хорошо смотреться на сцене, но и иметь способность к импровизации и быстрой реакции на возникшие заминки.
Подведение итогов
Любое мероприятие должно иметь логическое окончание, включающее подведение итогов. День самоуправления можно подытожить в форме линейки. На этом общем сборе директор-дублёр:
- озвучивает, какие успехи/неудачи были в его работе и работе учителей-старшеклассников;
- отмечает особые успехи отдельных классных коллективов или учащихся;
- предоставляет фотоотчёт о прошедшем дне.
Очень важно, чтобы слово на линейке для подведения итогов взял директор и педагоги. В своей речи руководитель:
- благодарит детей за работу;
- кратко анализирует работу администрации и отдельных учителей;
- отмечает уровень подготовки праздничного концерта.
В целом же, даже при наличии некоторых недостатков в мероприятии, важно подчеркнуть успехи ученического состава на поприще организации учебного процесса.
День самоуправления в школе — это праздник для учителей и учеников. Но любое торжество должно быть хорошо подготовлено. Только тогда все останутся довольны мероприятием, а школьники и педагоги узнают друг друга с новой стороны. И, возможно, в вашем учебном заведении появится новая добрая традиция в честь праздника отдавать бразды правления в руки юных лидеров, которые, в свою очередь, смогут проявить свои лучшие качества и задуматься о выборе для себя педагогической стези в будущем.
Спасибо. Очень интересно!!!