Для успешного освоения школьной программы детям необходимо обладать рядом качеств, позволяющих концентрироваться и анализировать полученную информацию. Внимательность обучающихся необходимо постоянно тренировать, поэтому педагогу важно знать, требуется ли коррекция тому или иному ученику. Чтобы это определить, можно провести диагностику с помощью теста «Таблицы Шульте».
Суть методики
Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века, представляют собой набор из карточек с изображёнными вразброс цифрами. Задача испытуемого – назвать все элементы в правильном порядке, показав на них указкой или, если удобно, зачеркнув карандашом. Традиционный вариант стимульного материала представляет собой 5 таблиц 60 х 60 см, выполненных на плотной бумаге. Каждый лист должен быть поделён на 25 квадратов со вписанными в них числами от 1 до 25.
Диагностика помогает исследовать:
- устойчивость внимания;
- эффективность самостоятельной работы;
- психическую устойчивость;
- скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда;
- объём внимания.
Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста. То есть таблицы не только выполняют диагностическую функцию, но и служат тренажёром скорочтения.
Для младших школьников регулярные тренировки на таблицах помогают:
- быстрее и прочнее усваивать новый материал;
- научиться критически оценивать полученные знания;
- эффективнее запоминать информацию;
- концентрировать внимание на конкретном действии.
Основатель социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров однажды сказал: «Наше внимание — наш самый ценный ресурс».
Благодаря тому, что для выполнения заданий не нужно выполнять математические операции, результаты теста получаются максимально объективными.
С позиции учителя этот метод обладает ещё одним существенным преимуществом перед другими видами диагностических тестов, а именно: на обработку каждой таблицы уходит всего около минуты.
Как правильно пользоваться таблицами Шульте
Перед тем как начать работу с таблицами Шульте, нужно:
- расположить таблицу под небольшим углом на расстоянии 30–35 см от глаз школьника;
- попросить ребёнка зафиксировать взгляд на изображённых объектах в центре и не отводить глаза.
Сама процедура диагностики заключается в следующем:
- Ученик получает таблицу, смотрит на неё около 10 секунд и переворачивает лицевой стороной вниз.
- Учитель рассказывает о правилах проведения теста: школьнику нужно провести непрерывную линию карандашом или указкой, соединяя цифры и называя их. Последовательность объектов нарушать нельзя, то есть если на картинке счёт до 25, то ребёнок должен показывать 1, 2, 3 и так далее, а не «перепрыгивать» на те цифры, которые встретятся «по пути».
- Педагог даёт сигнал, по которому ученик переворачивает таблицу и начинает тест, и засекает время с помощью секундомера.
- Весь алгоритм повторяется ещё несколько раз (в зависимости от того, сколько материалов запланировано отработать).
- По окончании проведения работы учитель собирает листки с заданиями и анализирует получившиеся результаты.
Если методика используется в качестве тренажёра внимания, то не стоит обрабатывать более десяти таблиц в день. С развитием у школьника навыка быстрого ориентирования в изображённых элементах материал нужно дополнять. Для этого увеличивают количество ячеек, делая квадрат крупнее и предлагая испытуемым поле 6 х 6, 7 х 7, 8 х 8. Работать в таком случае рекомендуется 3–4 раза в неделю (по полчаса) на протяжении 21 дня.
Особенности проведения упражнений среди учеников разного возраста
Отыскивание чисел младшими школьниками
В младшем школьном возрасте применение теста должно носить облегчённый характер. Это касается прежде всего количества клеток с цифрами. Для новичков достаточно квадрата 3 х 3 или прямоугольника 3 х 5. Дети 5–11 классов могут показывать цифры молча, тогда как для малышей обязательным является проговаривание каждого объекта. Психологи и педагоги рекомендуют для учеников начальных классов проводить тест Шульте в несколько этапов:
- Показать и назвать цифры по порядку.
- Показать и назвать объекты в обратном порядке.
- Ребёнок показывает цифры по возрастанию, а взрослый в это время проговаривает чётные или нечётные числа.
Последний этап является самым сложным уровнем для ребёнка, так как требует концентрации внимания при внешних помехах.
Тест для обучающихся среднего и старшего звена (с чёрно-красной таблицей)
Психологи детально изучили воздействие таблиц Шульте на мозг человека и пришли к выводу, что тест стимулирует приток крови к лобным долям, в результате чего увеличивается объём памяти и усиливается концентрация внимания. Учитывая это, для усовершенствования методики учёные предложили сделать таблицу двуцветной: часть цифр на материале изобразить в красном цвете, а другую половину — в чёрном. Для детей среднего и старшего звена предлагается квадрат 7 х 7, а задание формулируется следующим образом:
- Назови и покажи все красные цифры.
- Назови и покажи все чёрные цифры.
- Показывая красные, используй прямой счёт.
- Показывая чёрные, используй обратный счёт.
Обработка и интерпретация результатов
Для вычисления эффективности работы (по времени, затраченному на выполнение и количеству допущенных ошибок) используется следующая формула:
ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5, где т1 — время работы с таблицей №1, т2 — время проработки таблицы №2 и так далее; 5 — количество рассмотренных материалов. Эффективность оценивается с учётом возраста тестируемого (чем выше балл, тем лучше результат):
Возраст | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
6 лет | От 60 до 56 | 61–70 | 71–80 | 81–90 | Больше 91 |
7 лет | От 55 до 51 | 56–65 | 66–75 | 76–85 | Больше 86 |
8 лет | От 50 до 46 | 51–60 | 61–70 | 71–80 | Больше 81 |
9 лет | От 46 до 41 | 46–55 | 56–65 | 66–75 | Больше 76 |
10 лет | От 40 до 36 | 41–50 | 51–60 | 61–70 | Больше 71 |
11 лет | От 35 до 31 | 36–45 | 46–55 | 56–65 | Больше 66 |
12 лет и старше | От 30 до 1 | 31–35 | 36–45 | 46–55 | Больше 56 |
Степень врабатываемости (насколько быстро испытуемый включается в задание) вычисляется по формуле:
Вр = т1 / ЭР.
Если получившийся показатель меньше единицы, то качество проявляется на хорошем уровне. Чем выше значение Вр, тем сложнее школьнику включаться в работу.
Психическую устойчивость (как долго ребёнок может концентрироваться на конкретной поисковой задаче) можно определить так:
ПУ = т4 / ЭР.
Обратите внимание: в расчёт берётся время, затраченное на работу именно с таблицей №4. Если результат меньше 1, то это значит, что испытуемый обладает хорошей психической устойчивостью. Высокий показатель свидетельствует о плохой способности долго концентрироваться на какой-либо деятельности.
Два последних критерия оцениваются одинаково для школьников любого возраста.
Диагностика внимания с помощью методики Шульте помогает оценить степень концентрации внимания школьников, а также уровень их психической устойчивости, что позволяет скорректировать работу по развитию мышления и памяти ребёнка, а также обучить детей разного возраста приёмам скорочтения.
Добрый день, делаю дипломную работу на тему активизации внимания детей младшего школьного возраста(9-11 лет) и средний результат 9-летних детей подходит к оценке отлично для 12 летнего возраста.
Подскажите может я что-то не так делаю? количество всего затраченного времени на таблицу/ на количество таблиц. я так понял данный материал?