Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС

Дата: 1 июня 2018 Автор: Рубрика: Школьная жизнь 0

Школа — мощный социокультурный фактор в процессе воспитания человека. В годы обучения ребёнок знакомится с мировым духовным наследием, практикует модели поведения в обществе, начинает гражданскую деятельность.

В конце девяностых — начале двухтысячных годов российские социологи забили тревогу: у школьников того поколения явно прослеживались следы культурного и духовного упадка. Особенно выделялось отсутствие моральных эталонов и уверенности в завтрашнем дне. В связи с этим сообщество преподавателей, психологов и социологов единодушно поддержало идею о восстановлении самосознания нации через Концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников, согласующуюся с рамками ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта).

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания

Конечная цель Концепции — воспитание личности при помощи формирования системы ценностей, убеждений и ориентиров.

По результатам учебной деятельности выпускник должен обладать качествами законопослушного гражданина и патриота.

Программа состоит из четырёх частей:

  1. социальная модель воспитания учащегося;
  2. ожидаемые цели и условия их достижения;
  3. описание ключевых компонентов программы;
  4. связь с общероссийскими культурными ценностями.
Патриотические темы, раскрыемые на уроке

Согласно исследованиям историков, только объединённые общими духовными ценностями сообщества людей способны на выживание

ФГОС раскрывает методику проведения воспитательного процесса комплексно, включая в себя урочную и внеурочную деятельность. Отдельно в нём отмечено, что такая немаловажная часть работы школы, как формирование духовного стержня у детей, не может проводиться без участия родителей и общественных организаций.

Нравственное воспитание в учебных заведениях на практике

Воспитание детей начинается с первых дней в школе. Обилие новых знакомств, домашние привычки и слабые социальные навыки делают этот период одним из наиболее важных вообще. Дети в начале обучения часто не осведомлены о границах хорошего и плохого, навыках вежливости и отношений с окружающими. Первые несколько лет классный руководитель ведёт большинство предметов, создавая положительный образ учителя и общую атмосферу доверия.

После пятого класса подход усложняется: на детей воздействуют коллективной деятельностью, общественными и культурными акциями, внеклассной деятельностью. Увеличивается количество учителей, ведущих уроки, нагрузка растёт и становится более интенсивной. Оценка работ также меняется — если от третьеклассника в основном требуется старание, то ученик седьмого-восьмого класса для положительной оценки должен продемонстрировать результат.

Наконец, выпускные классы с девятого по одиннадцатый. Здесь уроки переходят в плоскость взаимодействия со «взрослым» миром, сдачу выпускных экзаменов и выбор профессии. Солидная часть внеклассных часов посвящена профориентации и определению места выпускника в мире.

В рамках духовно-нравственного воспитания молодёжи в общеобразовательных учреждениях проводится ряд мероприятий:

  • военно-патриотические акции (уроки мужества, пост у Вечного огня, встречи с ветеранами);
  • спортивно-массовые соревнования (пожарно-прикладные виды спорта, всероссийский день здоровья, общешкольные олимпиады);
  • культурные акции (конкурс стенгазет, история родного края, фестивали, выставки народного творчества).
Встреча школьников с ветеранами

«Живая» встреча с ветеранами войны способна показать школьникам реальность жутких событий 1941–45 гг. и подвига этих людей даже в большей степени, чем памятники, фильмы и парады

Целью Концепции является развитие способности учащегося встраиваться в общество под различными социальными ролями, при этом опорой ему должны служить сформированные ранее моральные и нравственные нормы.

Формы педагогической деятельности и работы с детьми

Существует три основных подхода к воспитанию по программе ФГОС.

Урочная деятельность

При работе с детьми учитель должен не только обращать внимание на успеваемость, но и воспитывать из школьников полноценных граждан. Это достигается личным примером и путём применения разных подходов. Используются следующие формы работы:

  • знакомство с шедеврами искусства и мировой культуры;
  • углублённое изучение истории родной страны;
  • ознакомление с историко-патриотическими фильмами и дискуссии после их просмотра;
  • организация культурных фестивалей, краеведческих конференций и ролевых игр;
  • проведение семинаров и бесед по актуальным вопросам;
  • организация и решение практических задач.
Квест-игра в школе

Обучение в процессе игры оживляет интерес школьников к изучаемому предмету и позволяет им освоить навыки работы в команде

Эффективность работы каждого метода зависит от возрастных категорий и личных особенностей детей.

Внеурочная деятельность

Этот тип работы со школьниками предусматривает решение коллективных творческих задач. Чаще всего под внеурочной деятельностью подразумевается работа в кружках, секциях и клубах, но возможны и другие форматы:

  • проведение праздников, фестивалей (городских, школьных или семейных);
  • театральные постановки, концерты;
  • конкурсы и викторины;
  • обсуждение неоднозначных событий.
Театр миниатюр у младшей школьной группы

Театральные коллективы в школе не только развлекают детей, но и развивают у них творческие способности

Основным способом работы с детьми является культурная практика: организация мероприятия под руководством или с активным участием школьников. Это позволяет им получить ценный опыт работы с коллективом, воспитать смелость и ответственность в принятии решений.

Внешкольная деятельность

Основная идея внешкольной деятельности заключается в тесном сотрудничестве школы, семьи и общественных организаций. Благодаря такому симбиозу дети учатся взаимодействию со взрослым миром и социализируются.

Задача преподавателя, курирующего процесс — обеспечить безопасность мероприятия и поставить перед учениками нравственные вопросы, соответствующие их возрасту.

Программой рекомендуется несколько типов мероприятий:

  • экологические десанты и экскурсии;
  • участие в общегородских благотворительных собраниях;
  • патриотические акции;
  • спортивные соревнования.
Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС методом «высадки» экологического десанта школьников

Подобное взаимодействие с живой природой позволяет подростку осознать себя её частью и «напитаться» её силой, что благотворно влияет и на физическое здоровье

Права и обязанности родителей

Родителям следует понимать, что школа и общественная деятельность не может заменить семью, поэтому они должны напрямую влиять на ценности и воспитание ребёнка. Программа ФГОС рекомендует вовлекать семью во внешкольную деятельность как можно чаще и глубже, что способствует правильной передаче моральных устоев от старшего поколения к младшему.

Родители могут запретить вовлекать школьника практически во все виды внеурочной и внеклассной деятельности. Более того, чтобы участвовать в дополнительных мероприятиях, требуется разрешение законных представителей ребёнка.

Отказаться от факультативных занятий по культурологии (история религии и общества), если они включены в школьную программу, нельзя. 43 статья Конституция РФ обуславливает безусловное право гражданина страны на общедоступность образования, любой запрет на посещение образовательных учреждений может быть рассмотрен органами опеки как ущемление прав ребёнка.

Суть и основные этапы программы духовно-нравственного воспитания школьников в рамках ФГОС

Большую часть нагрузки по воспитанию у школьников духовных и социальных норм несут на себе такие предметы, как мировая художественная культура, история, обществознание и литература.

В последние несколько лет проводится эксперимент по введению в некоторых школах уроков по истории религий. Эти занятия учащиеся выбирают сами, официальное разрешение родителей для их посещения не требуется.

Духовно-нравственное воспитание учеников на примере урока основ православной культуры

История религий даёт ребёнку представление о современных духовных учениях, являющихся основой нравственного благополучия своих последователей

Воспитание школьника в рамках ФГОС организует равномерную и структурированную передачу опыта на протяжении всего обучения. Основные моменты программы выглядят так:

  1. ценностные установки и окончательные цели программы;
  2. краткое содержание и условия её реализации;
  3. особенности воспитания и социализации детей;
  4. взаимодействие с родителями и учреждениями;
  5. запуск системы самоуправления начиная с 5 класса;
  6. проведение внеурочной деятельности;
  7. планирование и контроль результатов.

Моменты, опущенные в официальной программе, отданы на откуп учителю и самообразованию ученика. Важно также прививать детям основные ценности в виде небольших подпрограмм: патриотизм, труд, творчество, здоровый образ жизни, поддержка старшего поколения и другие.

Методическая литература в помощь учителю

Литература, берущаяся за основу в духовно-нравственном воспитании школьников, может отличаться в разных школах и регионах. В качестве основы программы для младших и средних классов можно порекомендовать следующие книги и методические пособия:

  • Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. — 2006.
  • Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. — 2006.
  • Эстетическое воспитание младших школьников // Начальная школа. — 2008.
  • Баранец, Надежда Анатольевна. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2008.
  • Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка.
  • Строганова Л.В. [Беседы и тренинги на тему нравственности для подростков]: методический материал.
  • Царябина И. В. Нравственное развитие личности детей средствами музыкального фольклора.

Полезный опыт педагогов младшего, среднего и старшего образовательных звеньев: подборка авторских публикаций

Есть большое количество учителей, искренне вкладывающих в духовно-нравственное становление школьников немало сил и стараний, что непременно приводит к положительному результату: дружной и конструктивной атмосфере в классах, хорошей успеваемости и существенным жизненным достижениям их учеников в дальнейшем. При разработке конкретных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию педагогу вполне может быть полезно изучение личного опыта коллег, работавших в этом направлении:

Из опыта работы школы по духовно-нравственному воспитанию. Л. В. Седова

Духовно-нравственное развитие и воспитание в начальной школе. (Из опыта работы) Стюф Ольга Рудольфовна Учитель начальных классов МАОУ «Гимназия» г. Валдая Новгородской области

Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы. Из опыта работы учителя истории Карпихиной Т.В.

Пути духовно-нравственного развития и воспитания учащихся (из опыта работы). Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Калиновская Валентина Павловна

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в условиях специальной школы-интерната. Воспитатель Куцева Людмила Владимировна

Подборка видео о духовно-нравственном воспитании школьников

Видео: Духовно-нравственное воспитание детей

Видео: духовно-нравственное воспитание в начальной школе

Видео: духовно-нравственное воспитание школьников на материале русской литературы.

Контроль над выполнением целей и задач программы

Промежуточный контроль развития ученика возможен через анкетирование и тесты, которые проводятся с периодичностью приблизительно раз в полгода, в зависимости от успеваемости класса.

Помимо тестов и анкет, хорошим показателем развития учащегося как личности являются самостоятельные творческие или научные достижения.

Личные проекты, участие в предметных олимпиадах, выступление на конкурсах, активность в общественной деятельности и жизни школы — все это позволяет сказать об успешной социализации ребёнка.

На протяжении всех 10 лет школы учитель взаимодействует с детьми, изменяя их характеры и ценности самим фактом обучения. Как говорил русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Учитель — это не тот, кто учит, а тот у кого учатся», поэтому главной целью любой программы будет создание доверия учеников и прививание интереса к преподаваемым материалам, в том числе и формирующем у школьника духовно-нравственные основы его внутреннего мира. И чем больше любви к детям и способности подать хороший личный пример проявит преподаватель, тем больших успехов на этом поприще он добьётся.

(Visited 988 time, 1 visit today)

Метки: