Начальная школа — период, когда закладываются основы знаний и навыков для дальнейшего обучения. Образовательный процесс, построенный по программе «Гармония», поможет научить детей любить учёбу и самостоятельно оценивать итоговые и промежуточные этапы работы.
Содержание
Суть образовательной программы «Гармония»
Программа «Гармония», которая была утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации в 2009 году, создана Натальей Борисовной Истоминой и представляет собой учебно-методический комплект, составленный в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и требованиями ФГОС. В УМК входят двенадцать учебников разных авторов:
- Букварь;
- Русский язык;
- Математика;
- Французский язык;
- Литературное чтение;
- Технология;
- Окружающий мир;
- Информатика и ИКТ;
- Музыка;
- Изобразительное искусство;
- Основы духовно-нравственной культуры народов России;
- Физическая культура.
Кроме того, по всем предметам представлены: программа, учебные тетради, методические пособия, электронные ресурсы, пособия для оценки результативности полученных знаний.
С помощью такого учебно-методического комплекта авторы «Гармонии» помогают решать следующие задачи:
- научить школьников целенаправленно использовать для достижения цели основные приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
- сделать приоритетной самостоятельную работу на уроках и дома;
- развить в детях умение использовать индукцию и дедукцию в рассуждениях и при выборе правильного подхода, общие интеллектуальные и специфические знания;
- помочь младшим школьникам научиться при решении задач учитывать собственный опыт;
- подвести учеников к параллельному применению нескольких моделей образовательного процесса с помощью слов, предметов, схем, графиков, символов;
- создать для каждого ребёнка максимально комфортные условия, позволяющие усваивать знания, предусмотренные программой;
- воспитать в детях духовно-нравственные ценности, сформировать эстетический вкус и гуманистические идеи;
- укрепить физическое здоровье учащихся.
В качестве оценочного механизма используется портфолио школьника. В него включаются работы ребёнка, сделанные в ходе учебного процесса и в дополнительное время (на факультативных занятиях, во время самостоятельного творчества), стартовые, промежуточные и итоговые диагностические результаты, итоги систематического наблюдения за учеником (оценочные таблицы, листы наблюдений за освоением материала, аналитические данные школьного психолога и других специалистов), а также сведения, характеризующие внеурочную или досуговую деятельность обучающегося. Этот вид оценки — динамический, постоянно корректируемый и дающий представление о развитии личности, стремлении к новым свершениям и качеству полученных знаний.
Плюсы и минусы системы для начальной школы
Образовательная программа «Гармония» может быть выбрана за счёт многих положительных моментов, присущих этой системе:
- развитие и обучение школьника чаще всего происходит при решении проблемных заданий;
- много дополнительных материалов, помогающих детям в процессе учёбы;
- усвоение знаний идёт одновременно с процессом развития личности учащегося начальной школы, индивидуальный и дифференцированный подход обязателен в этой системе;
- грамотно выстроенный процесс обучения помогает ребёнку установить гармоничные взаимоотношения с учителем и сверстниками;
- отличная методологическая база, созданная с учётом современных информационных технологий — учебно-методические комплекты сопровождаются электронными версиями учебников, различными приложениями и так далее;
- дополнительные материалы также помогают родителям самим заниматься с детьми;
- образовательная программа сочетает в себе традиционные способы обучения с новаторскими
Конечно, не обходится и без отрицательных моментов, среди которых можно выделить такие:
- желательна предварительная подготовка ребёнка к поступлению в класс, образовательный процесс в котором будет строиться по системе «Гармония»;
- отсутствие решения задач в первом классе (они предполагаются только со второго), хотя контрольные работы начинаются уже в течение первого года обучения;
- нет обязательного рассмотрения на уроках дополнительных заданий повышенной трудности, которые и предполагают успешное развитие ребёнка;
- небольшое количество иллюстраций к некоторым учебникам может сделать процесс обучения скучным и трудным для школьника, так же как и множество теоретических правил;
- несоблюдение последовательности в изучении материала по ряду предметов (например, по русскому языку);
- сложность в выполнении домашних заданий с родителями, обучавшимися по традиционной системе.
Применение системы в младших классах
Построение урока с помощью образовательной программы «Гармония» выполняется с учётом следующих методических рекомендаций:
- в ходе занятия необходимо учитывать как внешнюю сторону урока (этапы для решения дидактических задач), так и внутреннюю его структуру (последовательность заданий, взаимосвязь между ними, характер деятельности детей);
- перед освоением нового материала ученикам нужно предлагать поисковые и творческие упражнения, подводящие их к постановке очередного задания;
- на уроке должно быть место совместной деятельности школьников и учителя, сверстников в группах или в парах;
- вариативность решений, предлагаемых на уроке, и определение верных путей к достижению поставленной задачи — обязательные условия проведения занятий по образовательной программе «Гармония»;
- школьникам нужно давать возможность находить взаимосвязь новых знаний с ранее изученным материалом;
- повторение материала должно носить не только контрольный характер, но и обучающий (при освоении очередной темы урока)
Оценивание результатов школьника должно отвечать таким требованиям:
- при выставлении отметок нужно стараться не травмировать психику детей, оберегать их от негативных эмоций;
- система оценок должна быть «привязана» к процессу получения знаний;
- критерии внешних и внутренних оценок не должны расходиться (первые выставляются вышестоящими службами, осуществляющими контроль образовательной деятельности в школе, а вторые — непосредственными участниками процесса обучения в лице учителей, учеников, школьной администрации);
- детям необходимо принимать участие в оценивании результатов своего труда.
Нюансы внедрения программы в первом классе связаны с проблемами, которые могут иметься у детей и их родителей. Ребята, не умеющие формулировать мысли, боящиеся дискутировать и высказывать личное мнение, могут чувствовать себя не в своей тарелке. Задача учителя на первом году обучения — раскрепостить школьников, дать им возможность «почувствовать вкус» самостоятельного мышления и получения верного решения.
Отношение родителей может стать «тормозящим» фактором, особенно если они сами обучались по традиционным схемам. Если взрослые высказывают свои отрицательные мнения об образовательной программе при детях, то это ещё больше осложняет ситуацию. Поэтому в учебниках системы «Гармония» помещены письма-обращения к родителям, предостерегающие от возможных ошибок и разъясняющие некоторые особенности программы.
Примерная структура занятия
Вот как может быть построен урок математики в 1 классе по теме «Целое и части»:
- Учитель приветствует детей и предлагает (в качестве мотивации) обратить внимание на слайд, на котором мультипликационные персонажи рассказывают стихи с вопросами о готовности к уроку.
- Затем педагог предлагает ребятам устный счёт, поделив школьников на группы (слабых и сильных учеников при этом нужно распределять по командам равномерно). Обучающиеся, считающие быстро, помогают отстающим, проявляя взаимовыручку.
- Преподаватель мотивирует учеников на внимательное прослушивание нового материала, предлагая поразмышлять о том, что хорошего в новых знаниях и какие трудности процесс их получения может вызвать. Используя последующие слайды, педагог показывает, как можно из частей складывать целое, одновременно интересуясь, есть ли какие-либо знания у детей в этой области. Применяя наводящие вопросы, учитель подводит школьников к пониманию новой темы.
- Для снятия физического и психического напряжения проводится физкультминутка.
- Затем ученикам предлагается на практических примерах закрепить полученные новые знания (сложить целый апельсин из половинок фрукта, из нескольких частей составить звёздочку или грибок и так далее). Поделив первоклассников на пары, преподаватель помогает детям складывать фигуры, сравнивая части и целое и анализируя ответы друг друга.
- Перейдя к работе в учебнике, школьники решают примеры на сложение.
- Подводя итоги урока, ученики делятся впечатлениями о работе на занятии, трудностях, с которыми пришлось столкнуться при освоении нового материала. При этом учитель предлагает ребятам оценить коммуникативные действия каждого обучающегося: как помогали друг другу, понятно ли объясняли в группах задания и прочее.
Мнения об образовательной программе
Программа обучения в начальной школе «Гармония» воспринимается учителями и родителями неоднозначно. Вот какие мнения можно найти в интернете.
Отзывы учителей
Работаю по программе «Гармония» шестой год, впечатления самые лучшие. Великолепный русский язык, система которого позволяет развивать орфографическую зоркость, грамотность, устную и письменную речь детей. Не знаю, почему говорят, что дети не пишут. Это не так, в системе предусмотрены блоки уроков по развитию речи, например, написание диктантов разного вида, дети сами составляют тексты. Математика тоже очень хорошая и формирует прекрасные вычислительные навыки, задачи дети решают при помощи моделирования или составления опорных схем. Я работала по разным программам и выбор для себя сделала. А то, что нет преемственности со средней школой, это проблема не только «Гармонии», но и других программ: даже если у УМК есть завершённая линия, это не значит, что предметники станут по ней работать.
Елена Ковалёва
https://vk.com/topic-30566674_25074532
Кто-то за «Гармонию», а кто-то против, кому-то учиться тяжело, а кому-то легко – это нормально. Главное, чтобы учитель понимал, чему учить и как. Я работаю по «Гармонии» больше десяти лет, и она мне нравится, хотя первый раз, когда рассматривала комплект, думала, как вы, что это ужас. Потому что воспитывалась по другой, советской системе — на, готовое получи и выучи, а зачем и что оно даёт — неизвестно. И когда, прийдя домой, многий материал я не понимала, сидела сама разбиралась. Поверю, что многие дети могут скучать, а некоторые не могут понять (хотя во многих случаях просто не хотят). Все разные и способности отличаются, но есть учитель, который знает своих учеников, он должен готовить материал как для сильных, так и для слабых учащихся. Программа «Гармония» рассчитана на детей, а не на взрослых с уже сформированными взглядами и знаниями, чей мозг не всегда пускает то, что расходится с присущими нормами и правилами. Когда дети слышат от родителей, что изучают они бред и знания не получают, они совершенно перестают учиться.
Ирина Проценко
https://vk.com/topic-30566674_25074532
Отзывы родителей
Мой ребёнок в этом году выпустился из начальной школы, программа «Гармония». Начну с хорошего: литературное чтение. Интересные творческие задания, разнообразные уроки идут блоками. Есть, правда, несколько неудачных произведений, сложных для понимания даже взрослым. Но в общем мне понравилось, да и ребёнку тоже. Окружающий мир — очень интересный учебник. Сама с удовольствием читала. Но не стоило бы так глубоко вдаваться в некоторые вещи на данном этапе обучения, всему своё время. Теперь о грустном. Математика — напрочь отсутствует отработка навыков. Вся основная работа происходит в рабочих тетрадях, где надо просто вставить нужный ответ. В учебнике отсутствует описательная часть (как надо выполнять то или иное действие). Если пропустил урок, то самостоятельно его изучить нельзя. Много лишнего, а важные элементы, наоборот, отодвинуты. Вычисления в столбик дети проходят только в конце третьего класса. Зато основы геометрии учат уже в первом и к четвёртому успешно их забывают. Таблицу умножения осваивают между вторым и третьим классом. Нет чёткой записи условий задач. И самое ужасное в «Гармонии» — русский язык. В нём нет правил, а те, которые появились к четвёртому классу, не надо учить. Как вам название урока – «[ЦА] в глаголах»? Оказывается, это написание -тся и -ться. Когда-то я была в шоке от гуляющего на просторах интернета детского сочинения про «йожика, который здох». Думала, что очередной прикол, пока не увидела этого «йожика» в тетради сына. А заодно и «деревя», которые «качаюца», «йаблаки», «йа», «листя» и прочее. К первому классу сын пришёл читающий, различающий звуки и буквы. Но пока учился по «Гармонии», они слились воедино. Пишет только транскрипцией. Мониторинг в конце первого года обучения показал деградацию по всем предметам. В четвёртом классе огромные пробелы в русском языке. С трудом пришлось переучивать основные понятия — части речи и их определения, основные орфограммы.
Татьяна
http://1form.ru/2010/02/prog-garm/
Ужасная программа! У нас третий класс. Задания вводят в ступор и ребёнка, и меня, особенно по русскому языку. Например, сегодня: прочти текст, в первый столбик выпиши слова с «окошками» (в тексте пропущены буквы на месте орфограмм), во втором объясни выбор буквы, в третий выпиши слова с правильным написанием. Где вы видели ребёнка начальной школы, чтобы со своим почерком он умудрился на одной странице уместить три столбика? По-моему, большинство детей пишет достаточно крупно. В результате получается ТАКОЙ текст, в котором ни дети, ни учитель не ориентируются. Уроки делаем очень долго. И всегда проблема с написанием. Очень долго думаем, как должно выглядеть правильно сделанное задание. У моего ребёнка проблема следующая: понять, что же от неё хотят в итоге. Если ей объяснишь, всё выполняется молниеносно. Вот только на контрольной учитель не утруждается объяснять задания.
Тата
http://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=23888384
А нам повезло с учителем. Дочь закончила четвёртый класс и поступила в лицей. Учились по программе «Гармония». С русским языком вообще никаких проблем не было. В первом классе я тоже удивлялась транскрипциям, йотированным звукам и так далее, но потом с удивлением обнаружила, что дочь очень грамотно пишет. А в пятом классе, когда дети на первых уроках стали изучать транскрипции, у неё одной из класса проблем не было. Педагог спросил: «Что, наверное, «Гармония» в школе была?». Надо отдать должное первой учительнице, на уроках математики мы пользовались не только учебниками данной программы, но и «Школой России». Английский тоже в тандеме с другой программой. Во втором классе почему-то окружающий мир стали изучать по Плешакову, но тут же вернулись к «Гармонии». А учебники по чтению вообще замечательные. Уроки с дочкой я не делала, она в школе всё понимала, а если я и пыталась помочь, то осознавала, что оказываю медвежью услугу, только путала больше. Вывод: всё зависит от учителя, как он преподносит материал, и учебники тут ни при чём. Итоговые контрольные даже слабые дети писали на четвёрки. В результате в классе шесть отличников и много хорошистов. Я боялась, что оценки завышены, но очередной год показал: и лицейскую программу мы тянем не хуже.
Наталья
http://1form.ru/2010/02/prog-garm/
Учебно-методический комплект «Гармония» нацелен на то, чтобы совместить традиционную и развивающую формы обучения. Родители, отдавшие своих детей в класс с образовательным процессом, построенным по такой программе, смогут быть уверены в том, что школьники научатся самостоятельно доходить до правильного решения, логически мыслить и аргументировано дискутировать.
Соловейчика спасет только лоботомия, а Истоимну – Магадан.
Моя дочь научилась читать по праграмме гармония за 2 месяца и чтение её единственное достижение, опережая всех. Да и психологи замотали почему ребёнок не умел этого до школы. В литературном чтении для 3 класса есть одно ноо.. зачем так подробно изучают сказки про бабу ягу, как можно сопоставить с реалиями жизни. А вот про дружбу, честность, не предательство и т. д только по внек. чтению. тем более если в большинстве дети сидят в гаджитах. Про сказочного героя бабу ягу это не серьёзно. В 3кл. Много сказок!
Образовательная программа “Гармония” ужасна!Нет ни одного правила, нет слов исключений, нет примеров, как учат детей не понятно. Слава Богу что я училась нормально в школе и могу ребенку объяснить как следует, а что делать тому родителю, у которых самих были “3” да “2”, это же гиблое дело! А задания? тут и взрослому не сразу понятно, что хотят в заданиях, а уж ребенку (тем более в младших классах) не понять! Из детей делают дебилов. С нашим образованием не сравнить, небо и земля! Многие страдают от такого “образования”. Позор тем кто такие “учебники” одобряют и рекомендуют к образованию школ!