Все маленькие дети любят слушать и рассказывать сказки. Мир, не похожий на обычную жизнь, экстремальные ситуации и уникальные способы их разрешения, сильные и умные добрые герои, одерживающие верх над хитрыми и злыми — всё это можно найти в сказочных историях. В чём особенности проведения удачных сеансов сказкотерапии для младших школьников?
Содержание
Понятие сказкотерапии
Оказывается, сказки могут не только сопровождать детей в неведомые волшебные страны и пространства, но и лечить. Сказкотерапия — метод воздействия на детей с целью корректировки их проблем. Пользуются таким способом лечения педагоги, психологи, врачи.
После консультации со специалистами такую методику могут применять и родители.
При помощи сказкотерапии помогают малышам, детям более старшего возраста и даже взрослым избавиться от страхов, нервных тиков, нервозности и др. Дети под целительны воздействием сказок излечиваются от энуреза, перестают вести себя не так, как все сверстники (девиантное поведение), начинают лучше учиться.
Сказкотерапия самым благотворным способом действует на детей, приводя к таким положительным результатам:
- Научит детей без трудностей общаться со сверстниками и со взрослыми.
- Расширит понимание ребёнком своего «Я» и окружающей действительности.
- Поднимет на более высокий уровень духовно-нравственные ценности малыша.
- Изменит речь детей в лучшую сторону.
- Скорректирует поведение ребёнка в социуме.
- Станет толчком для психофизического и эмоционального прорыва в развитии.
Если кратко охарактеризовать суть сказкотерапии, то это придумывание ребёнком/взрослым (или совместно) такой сказки, в которой бы встречались похожие трудности, что у малыша, и посредством сказочных персонажей или сюжета решение этих проблемы.
Нередко родители или педагоги замечают, что ребёнок увлекается одной сказкой в течение долгого периода времени. Он не хочет слушать никакие другие повествования. Это говорит о том, что в этом фольклорном или авторском произведении есть моменты, сходные с теми, которые волнуют в этот момент малыша. Это может быть сюжет сказки или её главный герой, волшебство или умения победителя злодеев и т. п.
Психологическая трактовка говорит о запрограммированности жизни ребёнка в любимых сказках, т. е. сказка — своего рода матрица жизни детей в этот возрастной период.
Естественный процесс взросления и развития ребёнка «уводит» его от одной сказки к другой — это нормальное явление, ведь и его жизнь не стоит на месте.
Терапевтические сказки — какие они
Все ли сказочные мотивы могут лечить детей? Какие сказки воздействуют на ребёнка самым лучшим образом?
Такая терапия обладает целым арсеналом полезных сказок, действующих на детей как лекарство.
Вид сказки | Воздействие на ребёнка |
Народная = художественная | Учит детей сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу, тем самым поднимая его духовно-нравственное развитие на более высокий уровень |
Обучающая = развивающая | Помогает ориентироваться в окружающем мире и правилах существования в нём, способствует быстрой адаптации к меняющимся условиям жизни |
Диагностическая | Выявляет характер ребёнка, его проблемы, отношение к внешним «раздражителям» |
Психологическая | Делает возможным преодоление своих страхов, неуверенности. Ребёнок вместе с главным героем учится справляться с проблемами |
Художественные сказки знакомы всем с детства. Подчас мы не замечаем того терапевтического воздействия, которое они могут оказать.
Например, сказка А. Н. Толстого «Приключения Буратино» поможет слишком доверчивым ребятишкам распознавать зло под личиной хитрости, покажет, к чему может привести непослушание. А в сказке А. С. Пушкина некоторые жадные малыши могут увидеть себя и своё поведение (сколько ни купи игрушек и угощений — всё время мало!). Ганс Христиан Андерсен в сказке «Принцесса на горошине» выставляет напоказ капризных и своенравных детей.
Научиться жизненному опыту, проследить аналогию своей жизни можно в народных сказках «Три поросёнка», «Теремок», «Коза-дереза» и др.
Классификация сказок по их воздействию на детей не единственная. Существует целый набор специально разработанных сказок, решающих ту или иную задачу коррекции (логопедическую, психологическую, адаптивную и др.). Но самый большой эффект можно получить, если ученик сам сочинит сказку или процессом сочинительства займутся его родители. Не исключается и совместное сочинительство.
Если в основу классификации положить психологическую цель, поставленную перед сказкой, то такие повествования можно разделить на:
- направленные против всевозможных страхов (темноты, закрытого помещения, врачей, природных катаклизмов и т. п.);
- регулирующие активность детей (против гипер- и гипоактивности);
- помогающие в адаптации (к школе, детскому саду, любому социуму);
- изменяющие взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми;
- снижающие агрессивность;
- улучшающие учебную деятельность;
- борющиеся с семейными проблемами (насилие, разводы, конфликты);
- помогающие пережить потерю близких людей или животных.
Форма сказочного повествования тоже может быть очень разнообразной. Притчи, легенды, анекдоты, басни, детективы, мифы и собственно сама сказка используются специалистами или родителями для достижения тех или иных целей.
Когда и как применять для младших школьников
Не каждая сказка способна стать орудием коррекции детских проблем. Наилучший результат можно ожидать при соблюдении ряда условий сказкотерапии.
Необходимые условия
- В сказке обязательно должна проводиться аналогия с жизненной проблемой или ситуацией, с которой столкнулся ребёнок.
- Сказочный рассказ нужно вести исходя из возрастных категорий. Обязательное условие — ребёнок должен понимать, о чём идёт речь в сказке, иначе он просто перестанет слушать её, да и психотерапевтический эффект в этом случае будет нулевой.
- Простое прочтение сказки не даст нужный результат. Инсценировка, рисование с последующими выводами и анализом — вот что наиболее эффективно в сказкотерапии.
- Не следует сажать малыша перед собой и назидательным тоном вычитывать определённые моменты сказки. Нужно постараться создать непринуждённую обстановку, чтобы ребёнок чувствовал себя свободно и раскованно.
- Желательно следовать определённому порядку повествования.
Структура изложения
Структура сказки может быть выстроена следующим образом:
- Начало сказки, представление героя и других персонажей. Традиционно это звучит как «жили-были…». Герои маленьких слушателей (до пяти лет) – представители животного и растительного мира, игрушечные персонажи. После пятилетнего рубежа можно использовать образы волшебников, колдунов, фей, принцесс. Дети более старшего возраста с удовольствием включаются в обсуждение сказок-страшилок, а также в «разбор» бытовых сказок и притч с героями, близкими к реалиям жизни.
- По мере повествования главный герой должен столкнуться с ситуацией или проблемой, которая близка для слушающей аудитории. «Вдруг, внезапно» – подходящие слова для привлечения внимания на этом этапе сказки.
- Следующий структурный элемент — показ или разбор возможных последствий нерешённой ситуации. «Вследствие того, из-за этого» – непременно нужно рассмотреть варианты, если проблема останется и не будет устранена.
- Кульминационный момент. Герой самостоятельно или с помощью других персонажей справляется с трудной задачей и выходит из неё победителем.
- Позитивный результат — непременное условие окончания сказки. Развязка должна стать свидетельством победы добра над злом и т. п.
- Моральная подоплёка всей сказки. Плохие персонажи становятся лучше или стараются измениться, подружившись с положительными героями.
Дополнительные приёмы в ходе повествования
Используя сказку для коррекции детских проблем, необходимо не только рассказывать, но и визуально подкреплять все действия, происходящие в повествовании.
Для отражения персонажей сказки можно воспользоваться такими дополнительными средствами, как:
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- шитьё;
- вязание и др.
Как интересно будет ребёнку проигрывать сказку, если персонажи будут сделаны его умелыми ручками или совместно со взрослыми! Наиболее продуктивной сказкотерапия будет, если использовать пальчиковый театр (вязаный, шитый, бумажный, из ложек и т. п.). Инсценировка сказки запомнится детям надолго, если они сами будут «превращаться» в тех или иных персонажей.
Как сделать процесс более интересным для ребёнка (фотопримеры)
Предостережения для родителей
Если сеансы сказкотерапии проводятся взрослыми дома, то настораживающими факторами при прослушивании сказки будут такие детские реакции:
- Ребёнок не хочет дослушать сказку до конца.
- Малыш предлагает неожиданный конец сказки, совсем не вписывающийся в канву рассказа.
- У слушающего краснеет лицо, выступает пот, начинается нервный тик.
- Сын или дочь отказываются отвечать на вопросы, не желают следить за последовательным ходом событий, стараясь опередить их.
- Ребёнок понижает голос или торопится при ответе на вопросы взрослых.
Такое или подобное поведение детей должно стать показателем, что самостоятельно сказкотерапию лучше не применять. В этом случае настоятельно рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту-психологу, чтобы действия родителя не причинили ещё больший вред малышу.
Конспект занятий для детей младшего школьного возраста
Дети слушают или читают самостоятельно психокоррекционную сказку «Маша и гномы». Суть произведения — Маша очень боялась темноты и считала, что в тёмной комнате живёт злой гном, который унесёт её в своё подземное царство. Поэтому она боялась оставаться в тёмном помещении, особенно на ночь. Однажды Маша осталась одна в комнате, а когда наступила темнота, не смогла дотянуться до выключателя. На выручку ей пришли трое добрых гномиков, которые принесли фонарики-светлячки и весёлые колокольчики. Они прогнали злого гнома и помогли Маше дождаться родителей, показав, что в темноте ничего ужасающего нет. Они приходили к ней в гости перед сном, и она спокойно засыпала, не боясь встречи со злым гномом. Излагается материал в вольной форме, на усмотрение педагога ( с обязательным выполнений условий, изложенных ниже).
Цель. Изменение навыков детей в контролировании своих поведенческих проявлений с помощью инструментов сказкотерапии и дополнительных методик.
Содержание занятия
- Психогимнастика:
- научить детей определять по имитационному исполнению движения персонажей сказки (Маша, злой гном, добрые гномики) их эмоциональные состояния (страха, заботы, сна, злости);
- помочь передавать действие предмета (звон колокольчиков) за счёт воспроизведения определённого ритма;
- развивать способность детей произвольным образом напрягать и расслаблять мышцы для устранения телесных барьеров (страх, сон).
- Комментирование при помощи вербальных способов:
- разъяснить детям замысел сказки (у страха глаза велики);
- подвести школьников к тому, чтобы всем вместе составлять словесные описания по восприятию пантомим, прослушиванию и уловлению темпа музыкальной композиции;
- способствовать активизации в речи детей оттеночных характеристик (добрые-предобрые, страшно-престрашно).
Игровые приёмы: вербальное комментирование, пантомима, загадки в ритмике и музыке, релаксация при помощи специальных упражнений.
Ход занятия
I часть. Разминочная
Вспомнить, что нежелательно перебивать друг друга, всегда нужно сначала выслушать собеседника, а потом говорить самому. Провести знакомства по принципу «Венка дружбы», когда каждый присутствующий подаёт соседу руку и называет своё имя. Взрослый человек также участвует в этом процессе.
II часть. Основная
- Прослушивание сказки «Добрая темнота».
Педагог: Ребята, если гномики были добрые-предобрые, надо их бояться?
Дети: Нет.
Педагог: Сказка учит тому, что у страха глаза велики. В девочке жил страх, поэтому она боялась темноты. Темнота была не страшная, а добрая. - Упражнение на активизацию лексики.
Педагог: Ребята, давайте поиграем, я буду говорить, а вы продолжать мои фразы. Маша пугалась темноты потому, что темнота ей казалась страшной, и она для Маши была …
Дети: Страшная-престрашная.
Педагог: Гномики, пришедшие на выручку были не просто добрые, а…
Дети: Добрые-предобрые. - Игра «Разгадай загаданного персонажа по движению».
Ученики с педагогом, стоя в круге, показывают взятую на себя роль: как боялась Маша, как пугал девочку злой гном (брови нахмурены, пальцы согнуты, напряжены, резкие движения рук вверх/вниз), как девочка спала сладким сном. Для этого используют движения, мимику, позы.
Затем педагог приглашает одного ученика и предлагает ему показать того или иного героя сказки (говорить нужно шёпотом, на ушко). Все остальные дети должны угадать, кого изобразил пантомимой ребёнок. Педагог ставит наводящие вопросы: кого показывает Света? Какую Машеньку (когда плачет, проснулась, испугалась, спит)? Как вы догадались? - Игра «Угадай по ритму».
Дети вместе с педагогом кладут руки на стол и воспроизводят звон колокольчиков в определённом ритме.
Ученики (по своему желанию) ритмизируют звон колокольчика, а слушатели угадывают и описывают по динамике ритма образ звучания предмета. Дети придумывают 2–3 предложения, описывающие ритмический рисунок. - Игра «Угадай по музыке».
Все присутствующие внимательно прослушивают отрывки из музыкальных произведений и стараются определить, под какой фрагмент сказки подходит тот или иной музыкальный фрагмент: например «Девочка испугалась» (А. Вивальди); «Маша спит» (Л. Ван Бетховен); «Колокольчики мелодично звенят» (И. С. Бах).
Ученики самостоятельно составляют 2–3 предложения, описывающие построение и динамику музыкального отрывка и сказочный эпизод.
Педагог: Как вы думаете, как можно ощущать себя под эту музыку — весело, тревожно, спокойно? Эта музыка по темпу медленная или быстрая?
Ученики: Медленная.
Педагог: Если музыка ласковая и медленная, то Маша не боится, а…
Дети: Засыпает, закрыв глазки.
III часть. Заключительная
Делаются упражнения на чередование напряжения и расслабления мышц.
Под музыку Вивальди ученики, встав в круг, напрягают мышцы рук и ног, округлив глаза и запрокинув голову назад, втягивают плечи. Всё это движения, характеризующие страх Маши. Включив музыку Бетховена, нужно постараться сделать так, чтобы дети успокоились, расслабили все мышцы и показали, как девочка спит. Ровное, спокойное дыхание, ладошки под щекой, улыбка — имитация сна Машеньки.
Затем проводится ритуал прощания.
Такое (или подобное) занятие вполне по силам провести и в домашних условиях, главное подобрать подходящий музыкальный и повествовательный материал. Сказкотерапия должна проходить ненавязчиво, исподволь, в форме игры.
Сказкотерапия — действенное оружие в борьбе с детскими проблемами. Слушая и играя в сказку, проговаривая возможные негативные моменты, ребёнок вместе со взрослым (педагогом, психологом, родителями) сможет избавиться от разного рода страхов, неадекватного поведения, научится строить отношения со сверстниками и с людьми старшего возраста.