Одной из самых распространённых проблем, с которой сталкивается школьный психолог, является школьная тревожность. Своевременное выявление этого состояния чрезвычайно важно, поскольку оно оказывает отрицательное влияние на все сферы жизни ребёнка: здоровье и состояние психики, общение со сверстниками и учителями, успеваемость в школе, поведение как в учебном заведении, так и за его пределами.
Содержание
Определение школьной тревожности. Причины
Школьная тревожность — довольно многогранное понятие, включающее в себя различные формы психологического напряжения ребёнка в школе и имеющее следующие признаки:
- неуверенность и неадекватность поведения;
- необоснованная уверенность в несправедливом, предвзятом отношении к себе со стороны учителей и одноклассников;
- чрезмерная скованность как на занятии, так и во время перемены;
- чувство дискомфорта в обычных школьных ситуациях;
- беспокойство по незначительным поводам;
- повышенная ранимость, чувствительность;
- нежелание ходить в школу;
- раздражительность и агрессивные проявления;
- отсутствие усидчивости при выполнении заданий учителя;
- полная потеря интереса к происходящему на уроке;
- болезненное восприятие критических замечаний в свой адрес;
- постоянная неуверенность в правильности своих действий;
- страх сделать что-то неправильно и выглядеть аутсайдером в глазах сверстников;
- ожидание неодобрения и порицания со стороны учителей;
- снижение концентрации внимания на уроках, рассеянность;
- страх потерять или испортить школьные принадлежности.
Часто именно школьная тревожность является провоцирующим фактором, пусковым механизмом расстройства внутренней эмоциональной сферы личности.
Основными причинами школьной тревожности являются:
- внутренний конфликт, в основании которого потребности самого ребёнка;
- конфликты с одноклассниками и педагогами;
- завышенные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка;
- противоречивые требования со стороны родителей и учителей;
- специфика воспитательной и образовательной системы школы;
- особенности психофизиологической организации ученика, его склада характера;
- привитые в семье нормы поведения.
Описание методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Для диагностики уровня тревожности у школьников младшего и среднего возраста (6–13 лет) в настоящее время активно используется методика британского психотерапевта Б. Н. Филлипса (Beeman N. Phillips), разработанная в 1970-х годах. Именно ему принадлежит идея о том, что для нормальной социализации и формирования адекватной самооценки ребёнка важно вовремя снизить школьную тревожность. Методика Филлипса позволяет определить как общий уровень тревожности испытуемого, так и определённые тревожные синдромы, чётко указывающие на конкретные проблемы. Данная методика представлена в виде теста. Простой в проведении и интерпретации результатов, тест уровня школьной тревожности Филлипса (School Anxiety Questionnaire) хорошо зарекомендовал себя при проведении психологических исследований в средней школе.
Тест Филлипса представляет собой 58 общих вопросов о том, как ребёнок чувствует себя в школе, которые подразумевают однозначные ответы: «да» или «нет».
Текст опросника:
- Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
- Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
- Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
- Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
- Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
- Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
- Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
- Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
- Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
- Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
- Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
- Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
- Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
- Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
- Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
- Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
- Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
- Похож ли ты на своих одноклассников?
- Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
- Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
- Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
- Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
- Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
- Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
- Боишься ли ты временами вступать в спор?
- Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
- Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
- Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
- Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
- Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
- Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
- Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
- Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
- Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
- Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
- Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
- Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
- Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
- Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
- Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
- Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
- Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
- Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
- Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
- Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
- Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
- Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
- Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
- Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
- Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Тестирование обычно проводится в письменном виде: ребёнку предлагается заполнить специальный бланк с проставленными номерами (от 1 до 58), в котором при ответе на вопросы нужно поставить «+» (при положительном ответе) или «–» (при отрицательном ответе) в соответствующей каждому вопросу графе. Вопросы предъявляются или в письменном виде, или зачитываются школьникам. Методику Филлипса можно использовать как для индивидуального опроса, так и для исследования тревожности в группе (школьном классе). Безусловно, для получения достоверных результатов крайне нежелательно присутствие взрослых (помимо экспериментатора) в помещении, где проводится тестирование.
Проведение тестирования
Перед началом тестирования необходимо дать ребёнку точные инструкции относительно того, как давать ответы на предложенные вопросы. Важно обратить внимание испытуемых на то, что не нужно долго размышлять над каждой ситуацией, учитывая всевозможные варианты развития событий и додумывая всевозможные обстоятельства. Лучше сразу давать ответ, к которому ребёнок изначально склоняется. Он с большой долей вероятности и будет соответствовать действительности. Необходимо также объяснить детям, что отвечать нужно самостоятельно, одинаковых ответов на все вопросы быть не может, в тесте нет единственно правильных или совершенно неверных ответов.
Проявление излишней тревожности может принимать различные формы и выявляет следующие аспекты:
- преобладающий эмоциональный фон ученика;
- неумение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- беспокойство, связанное с необходимостью участия в общественной жизни школы;
- различные страхи (страх наказания, боязнь при проверке знаний, боязнь расстроить родителей);
- отношение к личному успеху (чаще индифферентное, но проявляется и «сверхценность» школьной оценки);
- потеря контроля над собственным поведением в стрессовых ситуациях;
- проблемы со здоровьем (снижение работоспособности, повышенная утомляемость, выраженные вегетативные реакции, нервные срывы).
Обработка и анализ результатов
Процедура обработки результатов достаточно проста и понятна: необходимо лишь сравнить ответы испытуемых с ключом к тесту и выявить несовпадения. Именно несовпадающие ответы указывают на качественные особенности переживания тревожности каждым испытуемым.
Ключ к тесту:
1 – | 7- | 13- | 19- | 25 + | 31 – | 37- | 43 + | 49- | 55- |
2 _ | 8- | 14- | 20 + | 26- | 32- | 38 + | 44 + | 50- | 56- |
3- | 9- | 15- | 21 – | 27- | 33- | 39 + | 45- | 51 – | 57- |
4- | 10- | 16- | 22 + | 28- | 34- | 40- | 46- | 52- | 58- |
5- | 11 + | 17- | 23- | 29- | 35 + | 41 + | 47- | 53- | |
6- | 12- | 18- | 24 + | 30 + | 36 + | 42 – | 48- | 54- |
Далее необходимо подсчитать общее количество несовпадений, на основании чего и делается вывод об уровне тревожности ребёнка: 50% от общего количества вопросов в тесте говорит о повышенном уровне тревожности, 75% свидетельствует о её высоком уровне. Если выявлено менее 50% несовпадений, можно утверждать, что уровень тревожности респондента находится в пределах нормы.
Аналогичные показатели используются при качественном анализе результатов, позволяющем выделить те или иные тревожные синдромы (факторы), каждый из которых отдельно определяет и оценивает как личностную, так и ситуационную школьную тревожность испытуемых. Для этого несовпадающие с ключом ответы соотносятся со специально разработанной шкалой опросника Филлипса.
| Номера вопросов | Сумма | |
1. Общая тревожность в школе | 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; | 22 | |
2. Переживание социального стресса | 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; | 11 | |
3. Фрустрация потребности в достижение успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; | 13 | |
4. Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45; | 6 | |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26; | 6 | |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3, 8, 13, 17, 22; | 5 | |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9, 14, 18, 23, 28; | 5 | |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; | 8 |
Для получения полного представления о каждом из выше перечисленных факторов тревожности необходимо обратиться к их содержательной характеристике.
- Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
- Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
- Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
- Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
- Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
- Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка.
Результаты диагностики группы детей заносятся в специальный протокол для упрощения дальнейшего анализа полученных данных. Рекомендуется также представить результаты обследования школьников в виде диаграммы.
Если тестирование выявило повышенную или высокую школьную тревожность, необходимо выработать план действий для восстановления нормального эмоционального фона ребёнка и поддержания позитивного самоотношения. В этом случае прежде всего рекомендуется углублённая психодиагностика тревожных симптомов тревожности школьника и работа с психологом. Помимо методики Филлипса, для выявления состояния школьной тревожности активно используются следующие методы:
- Проективная методика для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан;
- Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина;
- Аффективный опросник Цукермана;
- Опросник профиля настроения МакНэйра, Лорра и Дропплмена;
- Метод экспертных опросов педагогов и родителей школьников;
- Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности.
Необходимо научить ребёнка справляться с эмоциональными нагрузками, разумно их дозировать, рационально организовывать режим работы и отдыха. Важно чётко определить провоцирующие тревожность причины и создать необходимые условия для повышения самооценки ученика, его уверенности в собственных силах и способностях. Следует обучить ребёнка технике контроля над своим поведением в школе, направить усилия на формирование волевых качеств личности, выработке ценностных ориентиров школьника на данном этапе своего развития. Основная работа с психологом заключается в выработке новых стратегий поведения в сложных для ребёнка ситуациях и поиске способов избавления от тревоги (разрядки).
Рекомендации для родителей
Безусловно, ребёнку всегда передаётся эмоциональное напряжение и волнение самых близких людей, родителей. Поэтому для психологического спокойствия в школе детям необходима располагающая к этому обстановка в кругу семьи.
Среди рекомендаций по снижению уровня тревожности ребёнка, на которые стоит обратить внимание родителей, можно выделить следующие:
- чаще хвалите ребёнка, не оставляйте без внимания его школьные успехи и достижения;
- никогда не сравнивайте своего ребёнка с его одноклассниками, чаще говорите ребёнку о его уникальности;
- будьте всегда в курсе школьной жизни вашего ребёнка, помогайте ему подготовиться к важным событиям в школе (выступление перед классом, контрольная работа, участие в соревнованиях);
- не ругайте детей за провинности в школе, всегда важно понять их точку зрения на происходящие с ними события;
- выработайте привычку обсуждать с ребёнком в конце дня то, что его расстроило или взволновало в школе, важно давать возможность ребёнку «проговаривать» волнения и тревоги;
- моделируйте различные жизненные ситуации, при этом демонстрируя ребёнку образец уверенного поведения;
- будьте всегда объективны и не завышайте планку требований к своему малышу;
- не настраивайте ребёнка на достижение идеала во всём, зачастую «синдром отличника» присутствует у детей склонных к чрезмерным переживаниям;
- помогите ребёнку выработать правильное отношение к неудачам и конструктивной критике в свой адрес;
- закрепите в сознании ребёнка понимание того, что каждый человек имеет право на ошибку, что «на ошибках учаться»;
- не требуйте от ребёнка моментальных результатов;
- помогите ребёнку расставить приоритеты на данном этапе его жизни, находите параллели с вашей школьной жизнью;
- не унижайте достоинство ребёнка, наказывая его, используйте наказание лишь в крайнем случае и обязательно «по делу»;
- не ставьте под сомнение авторитет учителей и других знакомых ребёнку взрослых.
Детям младшего и среднего возраста, безусловно, свойственно испытывать чувство тревоги при взаимодействии с различными компонентами учебного процесса. Однако повышенная тревожность ни в коем случае не должна препятствовать социализации ребёнка и его успеваемости в школе.
Я только валокордином спасаюсь от стрессов и напряжений. Поэтому и дочке тоже его давала, только дозу уменьшила