От того, насколько в первый год школьного обучения будет правильно и продуктивно осваиваться грамота, чтение и письмо, в дальнейшем, во многом зависит успеваемость ребенка в школе. Первоклассники – в большинстве еще остаются дошкольниками, потребность в игре является приоритетной в различных методиках, но игры принимают характер целенаправленного обучения.
Как повысить успеваемость ребенка в школе
Новые программы русского языка для начальных классах ориентированы не только на накопление простых языковых формул и практических навыков, но и на развитие наблюдательности, логических рассуждений, умение выражать свои мысли и эмоции (программа Б. Эльконина, учебники под ред. С.В. Ивановой, Н.И. Городецкой, Л.М. Зелениной). Таким образом, ребенок усваивает грамматические структуры в живой динамике языка, одновременно понимая его важность и практическую необходимость.
Также современные программы обучения чтению ориентированы на развитие творческого мышления, что фактически является плавным переходом от дошкольного периода к более планомерному и сознательному учебному процессу. Для взрослого чтение кажется настолько естественным, что порою встречается такое заблуждение – ребенок всему научится в школе. Однако, ребенок, вступающий на школьную скамью сталкивается не только с новым ритмом жизни, но и с новыми отношениями в коллективе. Его жизнь настолько насыщенна новыми впечатлениями, что новые знания могут усваиваться не так быстро, как хотелось бы родителям.
Многие ослабленные или быстро утомляемые дети в первый школьный год приобретают еще и «шлейф» негативного отношения к школе, от которого сложно будет избавиться в последующем. Поэтому – лучше быть во всеоружии, и подготовить ребенка к основам чтения до школы.
Только представьте, что за первый год ребенок должен научиться плавно читать небольшие тексты, уметь правильно передавать содержание прочитанного текста, отвечать на поставленные к тексту вопросы, а также усвоить некоторые грамматические правила. И это не считая уроков математики, окружающему миру, физкультуре, рисованию. Чтение – это основа успехов для других предметов, ведь маленькому ученику, чтобы приступить к выполнению задания по той же математике, нужно сначала прочитать его.
Первоочередная задача – научить читать правильно и осознанно. Поэтому без помощи родителя все же не обойтись. От вас потребуется желание помочь своему ребенку осваивать домашнее чтение. Давать ему в руки детские журналы с веселыми незатейливыми текстами, но также «подбрасывать» и небольшие грамматические задачки.
1) Например, напишите в двух столбиках слова из одного и двух слогов и предложите ребенку указать, какие слова состоят из одного, а какие – из двух слогов.
Мыло
День
Книга
Дом
Хворост
Стол
2) Найди и прочитай слова, один из слогов которых состоит из одной гласной:
Весна
Уши
Люстра
Укроп
Уважение
3) Найди среди множества имен следующие (Иван, Софья, Артём) (здесь можете проявить фантазию, и написать имена одноклассников, а попросить найти только имена его друзей (естественно, если Вы знаете эти имена).
Женя, Настя, Саша, Сережа, Софья, Маша, Галя, Зина, Артем, Вика, Толя, Иван.
4) Довольно занимательной покажется ребенку игра с преобразованием слов с помощью замены букв (предложите ему заменить одну из букв, чтобы появилось новое слово):
Слон/стон; Кот/кит; Лото/лето, Нога/нора
На одной из страниц букваря старого типа (где дается сразу несколько предложений (содержательно наполненных), небольшие рассказы или фрагменты текстов) попросите ребенка в результате чтения определить, – какой из рассказов отвечает на следующие вопросы (определите их заранее).
5) К примеру, рассказ из четырех предложений повествует: «Дети пошли в лес. Они взяли с собой собаку по имени Жучка. Всем было очень весело. Но Жучка пропала, и все стали ее искать».
Здесь можно попросить ребенка, после того, как он ознакомится с несколькими рассказами/предложениями на странице букваря: «Найди такой рассказ, в котором сказано о том, «куда пошли дети?» «какое было у них настроение?» и «кто потерялся?»
Когда ребенок читает вслух, следите за правильностью чтения: основными ошибками является пропуск и замена букв, слогов и слов. Лучшим выходом будет прерывание и просьба прочитать снова то же cлово. К концу первого класса осваивайте чтение про себя.
В заданиях по грамматике уместно будет ставить перед ребенком такие задачи, которые будут работать на умение первоклашки делить предложения на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки. И по аналогии с разбором предложения на составляющие, ребенок должен суметь составить из слогов слова, из слов – предложение. Наибольшую сложность для школьника 7-8 лет составляет разделение слов на слоги. Часто ребенок пытается разделить слова и из одного слога. Достаточно будет объяснить ребенку, что слогов в слове, как правило, столько, сколько в нем гласных. Например, в слове «кровать» – два слога, потому что в нем две гласных буквы: о и а («кро-вать»).
Частые ошибки
Распространенная ошибка при чтении школьниками первых двух классов является пропуск и подмена букв в словах, что говорит о явном недостатке фонематического слуха. Эта досадная оплошность, иногда кажущаяся родителям всего лишь проявлением невнимательности их чада, все же, поддается исправлению – это постоянная тренировка в ходе домашнего чтения с разбором слова, звуковым его анализом. Желание помочь своему ребенку может быть реализовано хотя бы в 15-минутных ежедневных чтениях.
Полезным окажется проговаривать каждый звук слова: к-о-с-т-ь (можно каждый звук зафиксировать фишкой/пуговицей). Вырежьте ребенку порядка 8-10 квадратиков красного и синего цветов, где красное будет = гласный, синий = согласный. И каждое слово можно выложить квадратиками, согласно присутствию в нем гласных и согласных в их последовательности. Т.е. в слове кость звуковой анализ будет такой (cм. схему 1).
6) Пусть ребенок назовет, каким является каждый звук: гласным или согласным.
Любопытным и занимательным для ребенка будет разбор слова или предложения в виде схем-вагончиков. Например: «Мышка любит сыр» можно изобразить так (см. схему 2).
В этой схеме прямоугольник = слову, черточки = слогам, а кружочки = звукам. Т.е.,
в слове «мышка» два слога = две черточки, а пять кружочков обозначают 5 звуков в этом слове.
7) Вышеуказанный метод схематического анализа можно использовать для заданий “составь слово по схеме”. Например, по схеме можно составить разные слова, такие как: сад, мир, ложь. (см. схему 3).
Овладевая навыками письма, дети в 1-м классе напрямую подходят к некоторым правилам правописания: таким, как жи-ши и ча-ща, написания заглавной буквы в начале предложения и имен собственных. Обязательным в начальной школе являются задания по списыванию с книги. Его польза заключается не только в выработке должной внимательности, но и в выработке умения ребенка расчленять предложение (которое необходимо сперва прочитать) на слова и слоги. Если предложение состоит из 2-3 слов, учите ребенка запоминать их и писать, не списывая. Предложения, состоящие из более, чем 3 слова, нужно списывать по частям, но не допускайте такой вредной привычки, как списывание по буквам (!).
Очень понравилось!))