Занятие по лепке человека в движении в подготовительной группе: «Девочка играет в мяч» и другие варианты

Дата: 11 июля 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

Лепка в дошкольном возрасте

Лепка в подготовительной возрастной группе носит характер отработки освоенных ранее навыков, поэтому усложняется содержательная сторона занятия. Если раньше дети лепили животных, игрушки, продукты, то в 6–7 лет в центре композиции будет находиться фигура человека (например, девочка, которая играет с мячом, солдат и лыжник). Рассмотрим этапы подготовки занятия, посвящённого лепке человека в движении.

Подготовительный этап

Дети подросли, и для них доступны новые техники работы с пластилином. От лепки на плоскости, подразумевающей создание своего рода картин, пластилиновых барельефов на листе картона или бумаги, и от простых форм (шарики, комочки, фигуры без сложных деталей) ребята переходят к объёмным стоящим и идущим фигурам, требующим учёта пропорций и законов равновесия.

Две девочки лепят из пластилина

Игры с пластилином — важная часть подготовки к школе

Какие способы лепки из пластилина можно применять

Ребята 6–7 лет уже знакомы с конструктивным (композиция создаётся из отдельных деталей, наподобие конструктора), скульптурным (все части фигурки делаются из одного куска) и комбинированным способами (совмещение конструктивного и комбинированного). Для лепки фигуры в движении удобнее использовать конструктивный способ — так легче передать мелкие детали, такие как, например, ладони, рельефность лица и т. д.

Приёмы лепки

В этой группе дети закрепляют уже освоенные ранее способы лепки, среди которых:

  • раскатывание элементов (создание «шарика»);
  • скатывание (перекатывание «колбасок»);
  • вдавливание, то есть создание пальцами углублений на форме;
  • сплющивание (изготовление «блинчиков» из шариков);
  • прищипывание (зажим кусочка и сплющивание его двумя пальцами);
  • оттягивание (вытягивание элемента из куска);
  • присоединение;
  • примазывание (наращивание элементов на основу и размазывание границ соединения);
  • защипывание (зажим детали, но без сплющивания);
  • вытягивание (растягивание элементов при сохранении общей формы);
  • сглаживание (плавный переход элементов поделки друг в друга).

Практически все эти способы пригодятся при работе с фигурой человека.

Варианты композиции на тему «Человек в движении»

Лепка нестатичной фигуры может быть представлена в следующих вариантах тем для композиции, которые можно приурочить к определённому образовательному блоку:

  • «Девочка играет в мяч» (при изучении тем, касающихся летних забав);
  • «Лыжник» (в процессе изучения материалов, касающихся зимних видов спорта);
  • «Девочка и мальчик пляшут» (например, в преддверии Нового года);
  • «Солдат» (эта композиция может быть посвящена 23 февраля или 9 Мая) и т. д.

Как видно из этих примеров, большинство вариантов такой лепки в календарно-тематическом планировании соотносится с зимней темой. Это объясняется просто: ко 2 семестру ребята повторяют и закрепляют все основные приёмы и способы лепки, что позволяет создавать усложнённые конструкции, к которым относится и фигура человека.

Предварительная работа с группой

Хотя методика лепки фигуры человека относительно несложна, воспитатель на занятиях по развитию речи и на физкультурных разминках предварительно разбирает с детьми особенности позы человека, обращая их внимание на такие нюансы, как:

  • угол наклона тела;
  • поворот головы;
  • сгиб рук и ног и пр.

Кроме того, ещё до начала работы с пластичным материалом взрослый максимально индивидуализирует процесс. То есть

  • делит обязанности по подготовке рабочего места и необходимого инструментария между ребятами;
  • позволяет выбрать цветовую гамму пластилина для поделки;
  • помогает определиться с положением конечностей (если дети выполняют композицию, где поза фигурки может варьироваться) и т. д.
Куски-блоки пластилина и синяя стека

Желательно, чтобы выбор цветовой гаммы костюма человечка оставался за ребёнком

Мотивация

Уже на этапе индивидуализации (то есть подготовки к занятию) начинается мотивация карапузов. Однако и первая часть занятия должна быть спланирована так, чтобы малыши заинтересовались и результатом работы, и — что очень важно — самим процессом лепки. Для этого воспитатель может использовать ряд приёмов.

Это интересно. Известный итальянский педагог, философ и гуманист конца XIX — начала XX века Мария Монтессори говорила: «Не ограничивайтесь только одним методическим пособием, например, карточками. Освещайте одну тему по-разному: в играх, плакатах, книгах, мультфильмах».

Девочка с большими глазами сидит за столом, держит фломастер

Одним из вариантов мотивации может быть предварительный рисунок-образец человечка в движении

Беседа и наглядность

Если составлять рейтинг самых действенных способов настроить детей на работу, то, безусловно, у беседы будет первое место. Главное только правильно её выстроить. Обычно это вопросы взрослого, на которые малыши отвечают по одному или хором. Например, перед созданием фигуры танцующих детей вопросы могут быть такие:

  • Когда танцуют люди?
  • Вы любите танцевать?
  • Как располагаются ноги и руки танцующих в движении?
  • Во что должен быть одет человек, занимающийся танцами?

Однако эти вопросы не могут носить умозрительный характер. Дети воспринимают мир образно, так что без наглядности не обойтись. Это могут быть картинки с изображением спортсменов, кадры из известных мультфильмов (например, «Ну, погоди!») или же фотографии самих детей. Если же малыши лепят композицию «Девочка играет в мяч», то для мотивации можно предложить всем ребятам повторить 2–3 упражнения с мячом, а потом обсудить, какие движения были одинаковые, какие различались, а также — какие позы принимало тело.

Игра

Особую заинтересованную рабочую атмосферу занятию придаёт сюжетная игра. Если говорить о работе над пластилиновыми фигурками, то таким персонажем, включающим ребят в работу-игру, может стать герой мультфильма или книги. Например, на занятие по теме фигуры лыжника в гости может прийти символ прошедшей в Сочи Олимпиады — Чебурашка, который предложит малышам создать собственную команду лыжников.

Серый чебурашка

Дети с особым удовольствием работают на занятии, если к ним в гости «приходит» любимый герой

Стихотворения

Ритм и динамика рифмованных строк также хорошо организует ребят и настраивает на рабочий лад.

  • Однажды природа и люди О первенстве спор завели. Примчались тут бури и вьюги, Снега всё до крыш замели. «Ура! — ликовала природа, — В снегах не пройти им, не выжить!..» Смекалка не зря у народа… И люди придумали ЛЫЖИ!
  • Если вам с утра не спится, Сон куда-то убежал, Так и тянет в пляс пуститься — Значит, танца день настал!
  • Я военный капитан! Мне не страшен ураган! Вся команда на подбор, Мы ведём корабль в шторм. На посту стоим не зря! Защитим тебя, страна!

Методика составления конспекта

Работа над составлением плана занятия начинается с формулирования целей и задач. Основными целеполагающими факторами лепки движущегося человека можно назвать:

  • обучение делать сложную сюжетную композицию;
  • работа над умением соблюдать пропорции тела и других сопутствующих элементов композиции;
  • воспитывать самостоятельность и терпение.

Задачи занятия носят более конкретный характер:

  • закрепить способ создания валика-цилиндра для создания основы фигурки;
  • развитие умения передавать лепной конструкцией несложные телодвижения (сгибание рук/ног, наклон тела);
  • обучение передавать динамику движения человека;
  • продолжать отрабатывать сглаживания;
  • закрепление навыка передавать динамику тела человека в пластичном материале;
  • повторить изученные геометрические фигуры (круг, овал, цилиндр, шар и т. д.);
  • развивать умение работать со стекой;
  • продолжить тренировать мелкую моторику, глазомер и зрительное восприятие;
  • расширять границы воображения;
  • воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

После того как цели и задачи сформулированы, воспитателю необходимо распланировать этапы занятия так, чтобы каждая минута была задействована, и дети, соответственно, не успевали отвлекаться.

  • Вводная часть — 5 минут. Это время для мотивации карапузов к работе.
  • Основной этап — 20 минут. В этот отрезок времени дети выполняют поделку. Обратите внимание, что эта часть занятия предполагает обязательные физкультминутку и пальчиковую гимнастику.
    Дети подготовительной группы стоят вокруг воспитательницы

    В конспекте занятия обязательно должно быть отведено время под физкультминутку

  • Заключительный этап — 5 минут. Выставка работ, слова благодарности за хорошую работу от воспитателя, самоанализ. Что касается последнего, то дети, отвечая на вопросы, дают оценку своей работе, поделкам своих товарищей и высказывают свои эмоции относительно занятия в целом: «Хорошо ли у меня получился человечек?», «Какая поделка нравится тебе больше всех?», «Что тебе понравилось на занятии, а что нет?».

Пример конспекта занятия (в сокращении) — таблица

Каргина Наталья «Зимние забавы, лепка фигуры человека в движении» Воспитатель показывает детям карточки со схематичным изображением человечка в движении. Далее демонстрирует позу человека в движении с помощью наглядного пособия — фигуры человека. Обращает внимание детей, на то, как располагаются руки и ноги лыжника.
После ознакомления с характерными особенностями человека находящегося в движении, воспитатель задаёт вопрос детям: «Ребята, как должен быть одет лыжник?».
Ответы детей: «На нём должна быть тёплая куртка, штаны, варежки, шарф, ботинки».
Воспитатель: правильно.
А теперь давайте сейчас каждый из вас слепит своего лыжника и подберёт свой цвет одежды для него.
Последовательное выполнение:
  • Для начала, ребята, давайте рассмотрим геометрические фигуры, стоящие у меня на столе. Вместе с детьми воспитатель называет фигуры. Демонстрирует разницу между: круг — шар, квадрат — куб, треугольник — призма, пласт — прямоугольник и т. д.
  • Теперь ребята давайте определим, какие геометрические фигуры похожи на части тела человека. Ответы детей: шар — голова; цилиндр — руки, ноги; конус — туловище.
  • Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь для начала скатайте большой шар (любого цвета).
  • Шарик раскатайте в конусовидный валик (воспитатель демонстрирует макет конуса) — это будет туловище.
  • Более широкое место разрезаем пополам стеком, придаём форму ног, выравнивая по форме.
  • Скатайте два шарика (выбираем любой другой цвет) и придайте им форму бочонка — это будет обувь.
  • Скрепляем ноги с обувью.
  • Скатайте два шарика такого же цвета небольшого размера и ещё два маленьких шарика другого цвета.
  • Два шарика, что побольше, раскатываем в конусовидные валики — это будут ручки.
  • А из двух маленьких скатываем конусовидные валики с одним заострённым кончиком и слегка сгибаем — это будут варежки.
  • Соединяем рукава с варежками, слегка надавив.
  • Прикрепляем рукава к туловищу, чуть согнув рукав.
  • Скатываем один шарик телесного цвета, для головы. Разрезаем чуть больше половины.
  • Скатываем небольшой шарик — это шапочка, и скрепляем шарик с плоской частью головы. Придаём форму шапочки.
  • Небольшим нажатием соединяем голову с туловищем.
  • Теперь нам нужно слепить лыжи и лыжные палочки. Для начала скатываем из любого пластилина колбаску, сжимаем её, обрезаем стеком неровные края и разрезаем эту пластину на две — это получились лыжи.
  • После скатываем два кружочка и сплющиваем их, получились блинчики. Потом прижимаем к концу зубочистки блинчик — получилась лыжная палочка (повторяем ещё раз).
  • Ставим нашего человечка на лыжи, передавая движение. И крепим лыжные палочки к рукам.
  • Лепим глаза, рот и намечаем стеком нос (глаза круглой формы, рот колбаской).

Воспитатель: Ну, вот и готов наш лыжник. Какие вы молодцы. Какие хорошие лыжники у нас получились!

Воспитатель подводит итоги занятия: Ребята выставляют своих лыжников на заснеженную равнину макета, подготовленного заранее, под названием: «Зимняя прогулка». (Воспитатель заранее оформляет площадку из пенопласта и гофрированной бумаги).
Рассматривают, у кого какой получился. Воспитатель: Ребята, теперь вы можете представить себя в роли своих вылепленных лыжников и поиграть с ними у макета…

Поэтапная работа над композициями «Девочка играет в мяч», «Лыжник», «Солдат»

Гибкие фигурки, способные принимать самые разные позы, хороший материал для проявления творческой фантазии ребёнка. А требование реалистичности изделий, заданное темой, приводит к необходимости думать логически и осмысливать известные факты.

Лепка в подготовительной группе «Девочка играет в мяч»

Эта композиция состоит из двух частей: лепка девочки и создание мяча. Если время позволяет, оба задания можно выполнить за одно занятия. В противном случае лучше разделить этапы работы на 2 занятия. Последний вариант более рациональный, так как предложенная композиция предполагает лепку девочки с чертами лица и искажениями ткани платья в процессе движения, то есть поделка довольно сложная.

Поэтапная инструкция (человечек):

  1. Берём пластилин красного цвета, скатываем в шарик, потом формируем цилиндр.
  2. По нижнему краю прищипываем «юбочку».
  3. Скатываем 2 небольших шарика того же цвета, фиксируем их в виде плеч.
  4. Из пластилина бежевого цвета делаем 2 «колбаски» — ручки девочки, стекой делаем надрезы-пальцы.
  5. Крепим руки к плечикам.
  6. Делаем ещё 2 колбаски — ножки, крепим снизу под платьем.
  7. Из кусочков жёлтого пластилина делаем два овала, вдавливаем углубление, вставляем ножки.
  8. Приступаем к голове. Из светлого пластилина формируем шарик.
  9. На него примазываем 2 кусочка для ушей и 1 для носа.
  10. Располагаем эти детали на голове.
  11. По обе сторону от верхней части носа накладываем по кусочку белого пластилина, на него примазываем белый кружок, на белый — чёрный. Так мы сделали нашей девочке глаза.
  12. Из материала розового цвета примазываем по кусочку румянца на щёки, а также кусочек для губ, которые стекой делим пополам.
  13. Из бежевого пластилина делаем нетолстую короткую колбаску — шею — и крепим её на голове.
  14. Чёрный пластилин крепим на голове, стекой показываем локоны чёлки.
  15. Ещё кусочек чёрного делим пополам — это хвостики.
  16. Из жёлтого делаем бантик. Для этого колбаску слегка сплющиваем, делаем перетяжку и стекой наносим складочки.
  17. Накладываем бантик на голову, крепим также хвостики.
  18. Шею примазываем к туловищу.
  19. Из красного пластилина делаем шарфик, стекой формируем бахрому.
  20. Накидываем аксессуар на шею.
    Лепка фигуры в движении — Девочка играет в мяч

    Ручки девочки нужно хорошо примазать к основе, чтобы их можно было сгибать-разгибать

Поэтапная инструкция (мяч):

  1. Скатываем шарик синего цвета.
  2. Формируем 2 колбаски жёлтого и 2 колбаски красного цвета.
  3. Каждую колбаску приплющиваем и растягиваем в форму овала.
    Синий шарик, 2 красные и 1 жёлтая колбаски, 1 жёлтый блинчик

    Для создания полосок на мячике дети используют приёмы сплющивания и растягивания

  4. Накладываем на шарик, немного примазываем.
  5. Из 2 кусочков белого пластилина делаем блинчики, которыми скрываем места, где сошлись цветные полосочки.
    Готовый синий шарик с красно-жёлтыми полосками

    Готовый мячик вкладываем в руки девочки

Мячик можно вложить в обе руки девочки или положить на одну.

Фигура «Лыжник»

Чтобы ножки и ручки фигурки не отваливались, они формируются из частей туловища.

Поэтапная инструкция (лыжник):

  1. Берём кусок пластилина оранжевого цвета и делаем продольный надрез до середины — это верхняя часть туловища с руками.
  2. Выгибаем обе тонкие части наружу, немного скатываем их.
  3. Кусок пластилина зелёного цвета (это нижняя часть туловища с ногами) надрезаем также вдоль почти до основания.
    Зелёные ноги, оранжевое туловище и обувь для будущего лыжника

    Расщепление пластилиновой детали

  4. Слегка скатываем обе части.
  5. Соединяем туловище в единую фигуру.
  6. Из зелёного пластилина делаем по 2 шарика — ручки в перчатках.
  7. Крепим детали к рукам.
    Свитер и штаны для пластилинового лыжника

    Так делаются руки и ноги для лыжника

  8. Из оранжевого пластилина делаем овалы, вдавливаем их посередине — это обувь человечка.
  9. Вставляем ноги в ботинки.
  10. Из пластилина бежевого цвета делаем голову, маленькой точкой показываем нос.
  11. Крепим голову на туловище.
  12. Делаем тонкий шарфик — сплюснутую колбаску, которым скрываем место соединения головы и туловища.
  13. Из небольшого шарика зелёного цвета делаем шапочку, сделав в заготовке углубление.
  14. Небольшим кусочком оранжевого цвета обозначаем на шапке помпон.
  15. Надеваем шапку на голову.
  16. На головку 2 спичек накладываем по кусочку пластилина — это лыжные палки.
  17. Из куска жёлтого цвета формируем 2 длинные колбаски, на которых слегка заостряем и загибаем вверх по одному концу — это лыжи.
  18. Ставим человека на лыжи, в руки даём палки.
    Готовая фигурка лыжника

    Для лыжных палок можно использовать зубочистки, но со спичками детям работать удобнее

Фигура «Солдат»

Инструкция:

  1. Кусок пластилина зелёного цвета разрезаем до середины пополам, отгибаем две части вниз, слегка заглаживаем элементы, скругляя их. Это верхняя часть туловища с руками».
    Заготовка для туловища солата

    Так делается туловище с руками

  2. Ещё один кусок разрезаем почти до основания, снова скатываем две тонкие части. Это нижняя часть туловища с ногами.
  3. Соединяем части.
  4. Из кусочка пластилина бежевого цвета формируем шарик — голову солдатика.
  5. Из двух небольших кусочков бежевого цвета делаем по шарику для ладошек, сжатых в кулаки.
    Пластилиновые заготовки для солдата: продолжение

    Туловище и ноги пластилинового солдатика

  6. Формируем тонкую длинную колбаску коричневого цвета — пояс гимнастёрки солдата.
  7. Из материала зелёного цвета делаем шарик, формируем из него блинчик — форменную фуражку.
  8. Из кусочка чёрного пластилина делаем сапоги. Для этого скатываем колбаску, загибаем 1/3 под прямым углом.
    Детали фигурки солдата

    Добавляем пояс и сапоги для фуражки

  9. Делаем второй сапог и крепим оба на ноги.
  10. Разводим руки и ноги так, чтобы было видно, что солдат шагает. Для этого одну руку сгибаем в локте, вторую отводим назад. Ноги растягиваем в шаг.
    Пластилиновый солдат в зелёном

    Готовая фигурка. Человечек получается довольно крепким

Видео: как сделать пластилинового человечка на проволочном каркасе

Применение каркасных элементов очень практично, когда речь идёт о небольших фигурках со множеством мелких деталей.

Фотогалерея готовых работ по лепке в подготовительной группе на тему «Человек в движении»

Пластилиновая фигура человека, у которой есть выраженные конечности, хороша тем, что позволяет придумать много игр и комбинаций. Можно даже снять целый пластилиновый мультфильм.

В подготовительной группе лепка человека в движении позволяет применить на практике все приёмы работы с пластилином, которые были известны ребятам до этого. Создание сложных композиций можно приурочить практически к любому поводу (празднику, памятной дате) или теме в календарно-тематическом планировании. Однако составление конспекта занятия по лепке человека в динамике требует от воспитателя чётко продуманной структуры, грамотного распределения времени (вплоть до разделения объёма работы на 2 урока), так как в поделке достаточно много мелких элементов, с которыми малышам может оказаться трудно справиться.

Наталья Василишин

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Метки: