В реальной жизни образовательные программы по большей части направлены на средний уровень развития воспитанника, поэтому каждому ребёнку, в силу неповторимости и своеобразия, попытаться раскрыть свой внутренний потенциал и осуществить полноценное развитие личности в узких рамках усреднённых шаблонов нелегко. Возникшее противоречие ставит перед педагогами задачу по организации индивидуального маршрута обучения в рамках ФГОС для реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого дошкольника.
Содержание
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по определению ФГОС
Индивидуальный подход к личности ребёнка — базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек. В реальной жизни на стороне ребёнка зачастую выступает только он сам. При этом он часто оказывается беспомощным и беззащитным перед лицом обстоятельств, поэтому важно в любой проблемной ситуации услышать ребёнка, понять и помочь ему.
В фундамент современного стандарта дошкольного образования были заложены принцип педагогики индивидуального подхода и развивающая концепция образования. Указано в следующих пунктах:
- п. 1. 6. — формулировка задач, которые концентрируются вокруг создания оптимальных условий для становления и развития личности ребёнка, а также раскрытия его творческого потенциала в соответствии с его возрастными, психоэмоциональными и физиологическими особенностями, индивидуальными способностями и наклонностями, спецификой социальной среды. Ребёнок рассматривается как самоценный субъект отношений с самим собой, окружающими людьми и внешним миром.
- п. 1. 4. — содержит принципы ФГОС, ключевым из которых является положение о реализации индивидуального подхода к образовательным потребностям каждого ребёнка.
- п. 2. 10. 2. — уточняются способы организации и координации детской инициативности и спонтанной активности в духе созидательной деятельности.
- п. 3. 2. 1. — профессиональный отбор форм и методов педагогической работы, актуальных для возраста и индивидуальных потребностей ребёнка.
- п. 3. 2. 3. — покровительство ребёнку, разработка индивидуальной дорожной карты развития, педагогическая и психологическая коррекция выявленных проблем.
- п. 3. 2. 5. — развивающая концепция образования, нацеленная на ближайшую перспективу развития воспитанника.
Индивидуальный подход имеет в виду управление развитием ребёнка, основанное на глубоком, многогранном изучении и понимании сложности его внутреннего мира, и социальных условий жизни.
Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям. Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами.
Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель — создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка. Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.
Видео: индивидуализация дошкольного образования
Критерии, определяющие задачи индивидуальной стратегии развития:
- актуальный уровень развития способностей ребёнка;
- степень его готовности к образовательной деятельности;
- индивидуальные образовательные цели и задачи на ближайшую перспективу.
Задачи ИОМ, процедура рассмотрения и утверждения
Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:
- для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;
- для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
- для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.
Ведущие задачи индивидуального образовательного маршрута:
- оказать поддержку и помощь в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования;
- сформировать у ребёнка начальный уровень умения учиться, т. е. научить его осознавать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, концентрировать внимание на выполнении упражнения, развивать самодисциплину и волевые качества;
- разработать и усовершенствовать навыки координации движения, развитие общей и мелкой моторики;
- сформировать и закрепить общекультурные, бытовые, гигиенические, коммуникативные основы поведения;
- приучить ребенка к манипулятивно-предметной, сенсорной, практической, игровой деятельности, развить умения в продуктивной области (рисование, лепка, аппликация);
- развить речь — эмоциональную интонацию, грамматические конструкции, речевые механизмы;
- сформировать знания о природной среде и мире социальных отношений;
- сформировать представления о пространственно-временных и количественных категориях.
Методический инструментарий, который применяется в прохождении индивидуальной траектории развития:
- ролевые и подвижные игры, занятия в форме беседы и диалога, чтение и обсуждение литературных произведений, небольшие этюды-импровизации, усиливающие эмоциональный компонент восприятия информации;
- психологические тренинги и игровые упражнения, помогающие релаксации, нейтрализации страхов, понижению уровня тревожности и агрессии, совершенствующие поведенческую сферу, а также социально-коммуникативные навыки;
- упражнения на развитие мышления, воображения, речи, памяти;
- использование методик арт-терапии (лечение искусством, сказкой, изготовлением кукол).
Разработка и принятие ИОМ
Для создания индивидуального образовательного маршрута в первую очередь необходимо провести диагностическое исследование, чтобы выяснить уровень психоэмоционального, интеллектуального, коммуникативно-социального и физического развития ребёнка. Результаты диагностики выносятся на педсовет, который в дальнейшем рекомендует обследовать детей специалистам ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум).
Образец для заключения и рекомендаций ПМПК
Ф.И.О. ребёнка | |
Дата рождения | |
Сведения о семье: Мать (ФИО, образование, место работы) | |
Отец (ФИО, образование, место работы) | |
Воспитатели (ФИО): | |
Специалисты: Учитель-логопед: Учитель-дефектолог: Педагог-психолог: Музыкальный руководитель: Старшая медицинская сестра: | |
Группа здоровья | |
Режим пребывания ребёнка в ДОУ | |
Заключение ПМПК | |
Рекомендации ПМПК | |
Долговременные цели | |
Цели на текущий период (учебный год) |
Консилиум составляет список детей, для которых актуальна разработка индивидуального образовательного плана работы.
Основные этапы, структура и содержание ИОМ
Коллектив воспитателей в сотрудничестве с узкими специалистами продумывает содержательный компонент плана. Заполняется календарный план с указанием элементов педагогической техники и перечнем методологических приёмов для реализации поставленных образовательных целей.
Опорные принципы проектирования индивидуального плана:
- Развитие способностей ребёнка к обучению.
- Непрерывность и согласованность. Команда специалистов сопровождает малыша на протяжении всего проекта индивидуального маршрута до момента разрешения проблемы.
- Отказ от усреднённых шаблонов оценки, разработка индивидуальной оценочной шкалы для каждого ребёнка по результатам диагностики уровня его возможностей. В обычной жизни это означает, что педагог старается не применять практику прямолинейного «вынесения приговора» или «навешивания ярлыков», сопоставляя достижения малыша с общепринятой «нормой». Само понятие «норма» не воспринимается как соответствие обязательному для всех детей среднему или стандартному уровню, а интерпретируется как лучший уровень, который может показать конкретный ребёнок в конкретной ситуации. Результат, который для одного ребёнка будет расцениваться как успех, для другого, исходя из его личного уровня способностей, будет считаться поражением. Такой гуманный подход позволит «сохранить лицо» и чувство собственного достоинства, развить веру в свои силы.
- Благоприятное влияние детской субкультуры, обогащение внутреннего мира ребёнка неформальными традициями детской среды, формирующими и укрепляющими собственный опыт полноценного детства. Важно создать атмосферу положительных эмоций, которые помогут преодолеть напряжение, беспокойство и настороженность.
Этапы образовательной деятельности согласно индивидуальному плану
- Наблюдение, выявление уровня сформированности психологических, социальных и интеллектуальных качеств личности дошкольника, необходимых для его продуктивной деятельности в какой-либо образовательной области. Этап наблюдения предполагает безучастный подход педагога, позицию невмешательства при наблюдении за ребёнком.
- Диагностика стартового объёма и качественных характеристик конкретных предметных знаний, умений и навыков. Специалисты проводят тестирования, в ходе которых определяются проблемные зоны и «зоны успеха».
- Построение персонального плана коррекционной работы на ближайшую перспективу (до 1 года с обязательным промежуточным мониторингом каждые 3 месяца) с опорой на «зоны успеха», индивидуальный подбор эффективных методик и приёмов педагогической работы.
- Активная деятельность по осуществлению индивидуального маршрута: проведение занятий, беседы с родителями, домашние задания.
- Аналитический этап — подведение итогов, оценка полученных результатов: демонстрация результатов работы воспитанника в форме презентации или выставки поделок, выступления перед детьми и взрослыми. Таким образом включается механизм обратной связи с окружающими, решается задача социализации воспитанников. Достигнутые результаты, будь то репродуктивные знания или творческие проекты, сопоставляются с запланированными задачами, указанными в индивидуальном графике или общеобразовательных учебных программах.
Для развития гармоничных отношений с окружающими людьми, решения задач по социализации будут полезны такие методы:
- дидактические и ролевые игры, которые познакомят малыша с традициями других народов и будут способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности и культуры;
- чтение сказок народов мира, знакомство с фольклором (песни, танцы, игры, праздники) народов России;
- коллективные подвижные игры на свежем воздухе, праздники и концерты, выставки поделок;
- обсуждение в доверительной беседе ситуаций, которые происходят в реальной жизни и вызывают у малышей трудности в понимании или содержат морально-нравственный контекст;
- произвольное создание ситуаций, которые поставят перед малышом вопрос выбора и необходимости совершения поступка;
- проведение фотовыставок, в которых найдётся место фотографии каждого малыша.
Прогнозируемый результат:
- достижение социальной комфортности и осведомлённости;
- совершенствование коммуникативных навыков;
- понижение уровня эмоциональной нестабильности, агрессивности, усиление самоконтроля;
- развитие самосознания, ощущения значимости и ценности собственной личности;
- формирование самооценки, приближенной к адекватной.
Критерии, которые позволяют оценить степень успешности дошкольника в социально-личностном росте:
- формируется способность к самооценке, «маленький человек» пытается честно говорить о себе, признавать свои недостатки;
- выработаны представления о морально-этических ценностях, малыш разделяет и понимает, «что такое хорошо и что такое плохо»;
- окрепла осознанная потребность придерживаться нравственных норм поведения, у ребёнка проявлено желание «быть хорошим» и видеть положительную реакцию окружающих людей на своё поведение;
- ребёнок способен легко и непринуждённо общаться с другими детьми или взрослыми;
- пробуждается чувство эмпатии, сострадания, возникает искреннее желание помочь старшим, сверстникам или малышам;
- воспитанник выстраивает отношения с окружающими детьми на основе взаимопонимания и уважения, достойно разрешает конфликтные ситуации;
- сформированы представления о безопасном поведении в быту, на улице, в игре.
Содержательный компонент ИОМ
- Вводная часть, в которой фиксируется информация общего характера о ребёнке и его семье, причины разработки индивидуального плана, цели и задачи образовательной работы, график и форма проведения занятий.
- Регистрация данных диагностического исследования дошкольника, материалов планового мониторинга, которые позволяют провести глубокий анализ симптомов и причин нарушения развития, дать объективную оценку уровню развития малыша и спланировать коррекционные занятия для преодоления трудностей.
- График лечебно-оздоровительных мероприятий, который включает распределение физической нагрузки, проведение процедур закаливания организма.
- План индивидуальных занятий, включающий обязательную интеграцию с общей для всех детей образовательной деятельностью.
- Отчёт о реализации индивидуальной дорожной карты с указанием темы, содержательного наполнения, результата проведённого занятия и выводами о необходимой доработке.
- Заполняется лист наблюдения, который отображает динамику образовательного процесса и помогает внести своевременные изменения в зависимости от результатов промежуточного контроля, а также определиться с выбором оптимальных форм педагогической работы для повышения эффективности образовательных действий малыша.
- Оценка достижений ученика в реализации индивидуального маршрута. Рекомендуется проводить контрольные испытания по окончании каждого тематического блока, т. е. с регулярностью в три месяца.
- Рекомендации и консультативная помощь родителям.
Разделы образовательного маршрута
Имеется несколько важных разделов для разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника, которые будут рассмотрены далее.
Общая информация о ребёнке и семье
Указывается, откуда поступил (семья или переведён из другого ДОО), постоянно ли посещал ДОО, если были длительные перерывы, то указать причину. Отметить уровень адаптации воспитанника в новых условиях по пятибалльной шкале.
Состав семьи: указать всех членов семьи, с которыми проживает воспитанник.
Охарактеризовать тип семьи:
- благополучная — стабильная, крепкая семья, имеющая достойный культурный уровень воспитания;
- неблагополучная — обладает низким уровнем педагогической осведомлённости, малыш обделён родительской заботой и вниманием, конфликтная эмоциональная атмосфера в семье травмирует ребёнка, порождает психологические комплексы, к ребёнку применяют физические методы воздействия.
Кто из взрослых воспитывает ребёнка.
Стиль отношений ребёнка со взрослыми членами семьи:
- авторитарный — жёсткий диктат и подавление свободы, унижение достоинства ребёнка;
- контроль и опека — ограничение самостоятельности, ограждение от забот и проблем, «тепличные условия»;
- попустительство — потакание желаниям ребёнка, избалованность ребёнка при пассивности взрослых;
- уважение и сотрудничество — помощь и поддержка, совместное переживание трудностей.
Внешний вид. Необходимо отметить манеры, жестикуляцию, описать особенности мимики, походки и осанки, степень аккуратности и ухоженности.
Соматическое здоровье
Группа здоровья, наличие хронических заболеваний, характеристики аппетита, выработана ли привычка дневного сна, страдает ли малыш энурезом.
Моторика:
- общая моторика соответствует возрастной норме или отмечаются нарушения координации движения;
- указывается диапазон возможностей мелкой моторики с характеристиками координации, темпа и объёма двигательных функции кисти руки, левша или правша.
Познавательные умения и навыки
Внимание — способности концентрировать и удерживать внимание, качественные характеристики (произвольное, непроизвольное).
Память — скорость запоминания, объём материала, который ребёнок в состоянии воспроизвести наизусть или пересказать самостоятельно по памяти, какой вид памяти (слуховая или зрительная) является доминирующим.
Мышление:
- степень понимания пространственных ориентиров (сверху, снизу, слева, справа и т. д.);
- способность подобрать обобщающее слово к нескольким однородным объектам (мебель, овощи, фрукты, животные и т. д.);
- умение выделять главное;
- навыки выявления простейших причинно-следственных связей (лето — жарко, снег — зима и т. д.);
- ориентация во временных параметрах (день, ночь, год, месяц и т. д.).
Объём знаний:
- первичные знания о себе и окружающем мире: знает своё имя, возраст, членов своей семьи, адрес проживания, называет признаки времён года, владеет общими знаниями о животном и растительном мире согласно программным требованиям;
- развитие навыков конструирования, рисования, лепки;
- уровень владения элементарными математическими понятиями — навыки порядкового счёта, решение простейших примеров;
- навыки определения и различения формы, цвета.
Поведение во время учебной деятельности
Развитие самоконтроля, дисциплины, организованности, целеустремлённости и осознанности действий на занятиях.
Развитие речи
Звуковые характеристики, качество произношения, словарный запас, грамматическая организация и структурированность речи.
Характеристика деятельности ребёнка
- уровень владения навыками самообслуживания;
- заинтересованность и личная активность, демонстрируемая в игровой деятельности.
Особенности характера и поведения
- эмоциональный портрет ребёнка — жизнерадостность, депрессивность, плаксивость, позитивность, подавленность, спокойный или гиперактивный и т. д.;
- черты характера, особенности темперамента — активность или пассивность, агрессивность или уравновешенность, уверенность или робость, предпочитает индивидуальные или коллективные формы работы;
- развитие нравственных ориентиров, культуры поведения и общения.
Необходимо отметить личные предпочтения, сферу творческой или интеллектуальной одарённости малыша.
Образец для заполнения общих и диагностических данных в ИОМ — таблица
ФИО воспитанника | |
Дата рождения | |
Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование | |
Фамилия имя отчество папы, возраст, образование | |
Дата начала ИОМ | |
Причина постановки на учёт | Стойкое неусвоение ООП ДОУ в связи с болезнью |
Возраст на начало коррекционно-развивающей работы | 4 года |
Цели ИОМ |
|
Задачи |
|
Количество занятий в неделю | 5 занятий. |
Формы проведения | Игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа. |
Ожидаемый результат | |
Форма работы с родителями | Консультации, практикум, собеседование, обмен опытом. |
Диагностика развития ребёнка | |
Цель педагогического мониторинга | Обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата. |
Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика) | Виды трудностей (педагогическая симптоматика): |
Причины трудностей: | |
Физическое развитие | |
Соматическое развитие | |
Речевое развитие | |
Особенности развития познавательных процессов | Память: |
Внимание: | |
Восприятие: | |
Мышление: | |
Содержание коррекционной работы (деятельность воспитателя) |
После диагностики и определения целей и задач составленного маршрута воспитатель и специалисты определяют, какие именно игры, упражнения и другие виды деятельности будут применяться при работе с малышом. Это тоже находит своё отражение в тексте ИОМ.
Пример подбора форм работы с дошкольником по индивидуальному маршруту — таблица
Периодичность | Рекомендации, формы работы с воспитанником | Результат работы |
Ежедневно | Чистоговорки. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные гимнастики по Стрельниковой. |
|
Через день ежедневно | Дидактические игры по выбору. Рисование мелом на доске, пальчиками, поролоном. Лепка из глины, пластилина, пласт. массы. | |
2 раза в неделю | Игры для преодоления бронхо-легочных заболеваний «Поезд», «Куры». | |
2 раза в неделю | Математическая игра «Сложи листик», «Точечки», «Одень куклу», «Собери квадрат из 5 частей», «Подбери ключ к замку», «Кто быстрее пройдёт лабиринт», «Что лишнее», «Сложи квадрат», «Закрой дверцу домика», «Геометрические фигуры», «Кошки», «Геом. формы», «Собери цветок»,«Наряди ёлочку», «Подбери поясок к платью», «Решаем примеры», «Пчёлкин счёт», «Сколько», «Образцы для выкладывания», «Отгадай-ка», «Квадрат Воскобовича», «Счётный материал белочки». | |
2 раза в неделю | Упражнения для метания (игра «Кольцеброс»), «Дотянись до флажка», «Гимнастическая стенка» и др. | |
Ежедневно | Конструирование «Лего». | |
Ежедневно | Подвижные игры («Снежный ком», «Хитрый лис»). Ситуативные разговоры, беседы по логопедическим темам, любые коллективные игры по выбору. |
Продуктивная совместная деятельность воспитанника и педагога, направленная на успешную реализацию индивидуального образовательного маршрута, позволит добиться положительной динамики в личностном росте ребёнка. Такая работа потребует от воспитателя высокого уровня профессиональной компетентности и работоспособности, а также личной заинтересованности в получении хорошего результата.