Как подготовить занятие по лепке в старшей группе на тему «Дымковская игрушка: олешек и козлик»

Дата: 21 июня 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

Ребёнок занимается лепкой

Занятия лепкой в старшей группе призваны не только формировать эстетические вкусы ребят и развивать мелкую моторику, но и знакомить малышей с образцами народно-прикладного искусства. Примером одного из таких занятий может служить создание дымковских игрушек с характерной росписью. Рассмотрим важные нюансы работы на примере темы «Дымковская игрушка: олешек и козлик», а также технологию изготовления поделок.

Подготовка к занятию по лепке олешек и других игрушек в старшей группе

Дымковские игрушки, выставка

Дымковские игрушки нравятся детям за простоту изготовления и яркость красок

В старшей дошкольной группе дети уже вполне самостоятельны, чтобы помочь подготовить всё необходимое для занятия творчеством, однако содержательные моменты этой работы должны быть продуманы и чётко спланированы воспитателем.

Способ лепки

Дети старшей группы отрабатывают комбинированный способ лепки, когда детали могут изготавливаться отдельно и затем соединяться в единую композицию (конструктивный способ), а также когда вся поделка выполняется из одного куска пластилина (скульптурный способ). Однако для изготовления олешка предпочтительно использовать скульптурный способ, так как он даёт возможность придать нужную форму каждой детали, переходящей в другую. Для дымковской игрушки это имеет ключевое значение, ведь изначально этим способом изготавливали свистульки. А для них важно правильно выгнуть и согнуть элементы, чтобы пошёл звук.

Приёмы

Что касается приёмов лепки, то в младшей и средней группе малыши уже познакомились со всеми основными техниками создания лепных конструкций, так что пришло время отрабатывать навыки

  • раскатывания «шариков»;
  • скатывания «колбасок»;
  • вдавливания углублений на форме;
  • сплющивания «блинчиков»;
  • прищипывания кусочков двумя пальцами;
  • оттягивания элемента из куска основы;
  • присоединения;
  • примазывания деталей на основу;
  • защипывания без сплющивания;
  • вытягивания элементов, но с сохранением первоначальной формы;
  • сглаживания переходов элементов друг в друга.

Что могут дети?

Куча кусков пластилина

Лепить заготовки для игрушек можно из отходов от других поделок

Это интересно. Дымковская роспись берёт своё название от места где зародился этот промысел — слобода Дымково, близ города Кирова, более 4 веков назад. Роспись дымковской игрушки, имеет свой «почерк» который характеризуется не только строгой формой орнамента, но и преобладанием определённого спектра цветов. Прямые и волнистые линии, ромбы, большие круги, точки — все эти элементы располагаются на нижнем фоне, таким образом, что очень контрастируют между собой. А сама форма этих элементов подтекстом говорит о неких оберегах. Каждая игрушка расписывается вручную, поэтому в ней всегда присутствует душа художника, и двух абсолютно одинаковых Дымковских игрушек найти невозможно.

Поделки по мотивам дымковской игрушки дети в 5–6 лет могут выполнять самостоятельно, с минимальной помощью взрослого (как правило, она требуется на этапе, когда нужно примазывать отдельные детали на основу). Если же игрушка (в частности, олешек) создаётся скульптурным способом, то в этом случае помощь может потребоваться на этапе распределения материала на части тела фигурки. В некоторых детских садах есть возможность практиковать лепку из глины, что предполагает несколько иную систему работы, а, следовательно, бОльшую включённость взрослого в творческий процесс малышей. Такая же ситуация характерна и для тех случаев, когда лепка дымковских игрушек выполняется из полимерной глины. Все эти материалы обладают разной пластичностью и неодинаковыми способами сушки готовых изделий, что предполагает и разные способы лепки. Что же касается пластилина, то это универсальный для детского творчества материал, позволяющий малышам проявить самостоятельность и определённый профессионализм в работе с ним.

Нужно ли раскрашивать?

2 девочки раскрашивают заготовку барышни

Если поделка выполнена из глины, то её нужно обязательно раскрасить, так как материал может потрескаться без покрытия, а пластилин хорошо сохраняется и без слоя краски

Главная отличительная черта дымковских игрушек — своеобразная роспись, выполненная в ярких цветах. На изделиях обязательно присутствуют красный, жёлтый, синий, оранжевый и зелёный цвета. Комбинации линий, точек, полосок предполагает также и наличие белых полей. Таким образом, фон для раскрашивания должен быть белым. При работе с пластилином добиться этого очень просто: нужно готовую поделку покрасить белой гуашью, дать высохнуть, а уже затем наносить яркий узор красками (гуашью). Раскрашивать или украшать поделку пластилином — это вопрос, который воспитатель решает исходя из уровня подготовленности ребят, времени, отведённого на выполнение работы и конкретных задач, которые решаются отдельным занятием.

Как реализовать индивидуальный подход?

Озаботившись техническими тонкостями выполнения дымковской игрушки, нельзя забывать и об образовательной направленности деятельности. Особенно это касается осуществления индивидуального подхода в работе. Обычно процесс определения уровня сложности определяет то, насколько малыш в состоянии справиться с заданием без посторонней помощи. И в этом вопросе всё зависит от уровня развития ребёнка, его темперамента, способностей. В целом же дифференцировать творческие задачи можно так:

  • если у карапуза не получается раскрашивать, то нужно ему помочь;
  • те дети, которые быстро справляются со скатыванием заготовок, могут помочь менее проворным;
  • карапузам можно предложить сделать свою роспись, используя дымковские цвета или же, наоборот, работая с классическими узорами, применять оттенки на свой вкус и т.д.

Цели и задачи занятия

Дети вокруг стола с дымковскими пластилиновыми лошадками

Цель лепки дымковских игрушек — приобщить детей к богатству народно-прикладного искусства

Программное содержание занятия по лепке на тему дымковской игрушки предполагает

  • систематизацию и закрепление знаний о народно-прикладном искусстве Вятского края;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание гордости и уважения к народам, населяющим страну.

В качестве задач можно выделить

  • обучение детей создавать поделки по мотивам дымковских;
  • тренировать конструктивный и комбинированный способы лепки;
  • работа над активным словарём малышей (в частности, расширение набора прилагательных, используемых в речи);
  • продолжение формирования умения аккуратно работать с пластичным материалом;
  • воспитывать стремление решать поставленную творческую задачу самостоятельно (относительно выбора декоративных элементов);
  • поощрять творческую активность и инициативу.

Варианты поделок по дымковским мотивам

Это интересно. Олешек — детёныш оленя, оленёнок.

В старшей группе, кроме олешка, дети могут создавать

  • козлика;
  • барышню.

Дымковскую утку и лошадку обычно малыши лепят в средней группе. Правда, элементы росписи либо не применялись, либо применялись в упрощённом виде. В старшей группе эти же поделки могут усложняться за счёт более замысловатой росписи.

Как наполнить занятие содержанием?

Мотивация

Воспитательница и дети в костюмах вятского края, на заднике буквы «дымковская игрушка»

Костюмированное представление о традициях дымковского промысла — отличный способ настроить детей на продуктивную работу

Один из важнейших этапов подготовки занятия — это поиск приёмов, настраивающих детей на работу. Среди таких способов заинтересовать малышей можно выделить несколько.

Наглядность

Поскольку тема занятия предполагает создание поделок в духе определённой местности, то среди наглядных пособий обязательно должны быть

  • картинки;
  • фото;
  • готовые игрушки (очень важно, чтобы карапузы видели перед собой настоящие игрушки — так они смогут составить полное впечатление о промысле, а также научатся делать подобную роспись самостоятельно;
  • изображения вариантов дымковской росписи;
  • презентации, демонстрирующие не только разнообразие поделок, но и порядок работы над игрушкой.

Видео: презентация «Дымковская игрушка»

Легенда о дымковской свистульке

Одной из задач занятия по лепке дымковской игрушки является продолжение знакомства, начатого в средней группе, с происхождением дымковского промысла. В качестве интересного приёма для мотивации маленьких творцов можно предложить прослушать легенду о свистульках Дымковской слободы.

<…Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей — Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом-посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник — ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно. И ни один праздник не обходится без глиняных игрушек. Дома руки мастера разминали послушный комок глины, а память оживляла впечатления шумного, яркого праздника… и всю долгую зиму вились над избами слободы голубые дымки: крестьяне-мастера обжигали в русской печи свои игрушки к весенней ярмарке-свистунье…>

Стихотворения

Рифмованные строчки на детей действуют организующее: шумные и беспокойные они сразу же переключаются на сюжет услышанного. Особенно если это приём «нам пришло письмо», описывающее ситуацию, из которой выйти можно только при помощи деток.

«Здравствуйте, ребятки, — Ульянки и Ванятки,
Полины, Саши, Пети
и другие дети!
Если любите играть,
Лепить и рисовать,
Приезжайте в гости!
Милости просим!
Игрушки из села Дымково».

Песни

Учитывая тот факт, что без рассказа воспитателя дети не смогут до конца понять суть задания, то важно сделать так, чтобы ребята окунулись в атмосферу времени, когда зародилась и развивалась дымковская игрушка. Для этого можно прослушать песни «Барыня» и «Ой, мороз, мороз».

Беседа

Это приём не использовать просто невозможно. Разговор с ребятами может касаться и содержания увиденного-услышанного про игрушку, и быть проведён в форме вопросов-ответов на основании уже имеющихся знаний, полученных в средней группе и повторённых в форме презентации, видео.

  • «В чём суть дымковских игрушек?»
  • «Какие цвета преобладают в раскрашивании?»
  • «Что такое олешек?» и т.д.

Схема составления конспекта занятия

Барышня, солдат, лошадка и павлин

Рассматривание готовых игрушек поможет детям уловить колорит народной традиции

Какую бы поделку ни создавали дети, хронометраж занятия остаётся неизменным.

  • Вводная часть — 5 минут. Воспитатель рассказывает об истории народного творчества, дымковских игрушках, показывает картинки, подбирает музыкальное сопровождение, формулирует вопросы для ребят — то есть мотивирует ребят.
  • Основная часть занятия — 20 минут. Воспитатель объясняет ход работы над поделкой, дети приступают к выполнению. Этот этап обязательно включает перерыв на пальчиковую гимнастику и физкультминутку.
  • Заключительная часть — 5 минут. Педагог благодарит малышей за продуктивную работу, задаёт вопросы для рефлексии («Тебе нравится твоя поделка?», «Какую поделку ты считаешь самой красивой?», «Почему?», «Что у тебя не получилось?», «Тебе понравилось занятие?» и т.д).

Это интересно. Если предполагается изготовление расписной поделки, то тему необходимо разбить на 2 занятия, так как основе, загрунтованной краской, нужно будет подсохнуть перед нанесением на неё узоров. При этом схема конспекта и хронометраж останутся такими же.

Работа над поделками по дымковским мотивам

Лепим олешек

Разноцветный олешек

Дымковские игрушки удобно лепить скульптурным способом

Для создания олешка используется комбинированный способ лепки, но, всё же, основу составляет скульптурный, то есть части фигурки малыши лепят из цельного куска.

Инструкция:

  1. «Из куска пластилина (можно в один шар объединить остатки после выполнения других поделок) скатываем 2 колбаски (толстую и чуть тоньше) – это заготовки под туловище и голову с шеей».
  2. «Из той, что потолще формируем туловище и ножки. Для этого делаем надрезы по 1/3 всей длины с обоих концов».
  3. «Сглаживаем получившиеся элементы в цилиндры».
  4. «Слегка выгибаем фигурку посередине, установив её на ножки».
  5. «Небольшой сегмент второй колбаски надрезаем стекой наискосок».
  6. «Место надреза примазываем к туловищу и сглаживаем переходы».
  7. «Берём небольшие кусочки пластилина для ушек. Формируем шарик, а затем скатываем маленькие толстые колбаски, вытягиваем одну часть так, чтобы фигура стала напоминать объёмный треугольник».
  8. «Крепим ушки на голове, хорошо сглаживаем переходы».
  9. «Скатываем колбаску, сгибаем посередине и крепим между ушек — это рога».
  10. «Дополняем олешка маленьким хвостиком. Для этого скатываем тонкую колбаску и крепим на туловище, сгладив место соединения».

Это интересно. Поскольку поделка ещё будет краситься, то рожки, ушки и хвост не должны быть тонкими, иначе они сломаются при нанесении краски.

Приступаем к окрашиванию.

Инструкция:

  1. «Опускаем заготовку в мисочку с белой гуашью».
  2. «Достаём поделку» (лучше, если это сделаем взрослый).
  3. Даём просохнуть и наносим гуашью выбранный рисунок.

Пример конспекта занятия

Ведерникова Наталья Конспект занятия по лепке в старшей группе по мотивам дымковских игрушек «Олешек» (фрагменты)

<…Беседа с детьми Педагог: Ребята, хотите отправиться в мастерскую дымковских игрушек? Дети: Хотим! Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.) Педагог: — Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковёр). Педагог: — Все готовы? Ковёр взлетает: Раз, два, три, четыре, пять, Начал наш ковёр взлетать Над полями, над горами, Над высокими лесами. Мы быстрее ветра мчимся, Глядь — и мигом приземлимся! (открывает декорацию) .2 часть: Рассказ педагога: Рассказ о дымковской игрушке (стихотворение) «Дымковские игрушки»
Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны, «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.
Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,
Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!
Рядом барышня — красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.
Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.
Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.
Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.
Педагог: — Вот посмотрите, мы оказались перед мастерской, где изготавливают дымковские игрушки. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую. Педагог: — Но мастерская закрыта. Чтобы войти в неё, надо ответить на вопросы. Педагог: — Из чего делают дымковские игрушки? Дети: -Из глины Педагог: — Какие ещё нужны материалы? Педагог: — Какие нужны инструменты для работы? 3 часть: Мастерская открывается. Дети входят и садятся на рабочие места. Педагог: — Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Педагог: — Отгадайте мою загадку и узнайте, что вы будете лепить:
Стоит на стройных ножках — Вся краса в рожках. Правильно, это олешек. Педагог: Обратите внимание на схему! (на плакате — образцы и приёмы лепки)…>
<…Педагог: — Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Физкультминутка Педагог: Давайте перед работой разомнём пальчики. Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка за работу, чудо-мастера! (руки вперёд, в стороны) Слепим, высушим — и в печь! (лепят «ладошками») А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь», (лепят «ладошками») Печка жаром пышет. (кулачки сжимают и разжимают) А в печи не калачи, (машут указательным пальцем) А в печи – игрушки! (руки вперёд)
Педагог: — Прежде чем приступить к работе, давайте скажем такие слова: «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». Педагог: — Вот теперь можно приступить к работе. Самостоятельная работа. Педагог: — А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые. Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приёмы работы. 4 часть: Итог занятия. Анализ работ.
Дети заканчивают работу, вытирают руки, ставят оленей на подставку. Педагог: — Посмотрим, как наши мастера справились с работой. Педагог: — Все ли игрушки ладные? Педагог: — Чья работа больше всех нравится? Почему? Педагог: — Какая игрушка самая аккуратная? Педагог: — Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковёр. Ещё минута — и он оторвётся от земли.
Дети садятся на ковёр — самолёт Педагог: — Раз, два, три! Лети! Педагог: — Повторяйте за мной прощальные слова:
Мы о дымковской игрушке Будем вспоминать не раз. А сейчас, друзья — подружки, Мы закончим наш рассказ…>

Фотогалерея: готовые поделки детей

Лепим козлика

Коричневый козлик

Роспись поделки лучше оставить на следующее занятие — так можно больше внимания уделить сглаживанию деталей

Как вариант изготовления дымковской игрушки можно предложить малышам слепить козлика. При знакомстве с домашними животными (или после изучения сказки «Волк и семеро козлят») в младшей и средней группе, дети уже делали козлёнка. Техника выполнения будет такой же, только дымковская игрушка отличается большими рогами. Также лепка туловища, конечностей, головы и хвоста будет аналогична тому, как мы делали олешка. Остановимся на создании этих самых больших рожек и ушек.

Инструкция:

  1. «Скатываем две длинные колбаски».
  2. «Загибаем их кругом, но оставив при этом один конец свободным».
  3. «Примазываем этот край к голове».
  4. Повторяем для второго рога.
  5. «Формируем из 2 маленьких кусочков пластилина 2 шарика, делаем из них блинчики».
  6. «Защипываем заготовку, прихватив по краю круга, так, чтобы получилась лопатка».
  7. «Примазываем узкую часть к голове в том месте, где крепятся рога».
  8. «Мордочку козлика чуть заостряем, слегка вытянув её для этого».

Пример конспекта занятия по лепке дымковского козлика

<…Организационный момент (1–2 мин.)
— Посмотрите ребята, к нам в гости пришёл козлик. Какой он?
— Козлик, козлик круторогий,
У него характер строгий.
На ногах его штанишки,
Полюбуйтесь ребятишки!
— А вы знаете, что у козлика есть друзья, вы хотите с ними познакомиться?
Отвечают на вопросы:
— Красивый козлик.
— Хотим познакомиться.
  1. Беседа о дымковской игрушке — козлике (3–4 мин.)

— Ребята посмотрите на картинки, на них вы видите игрушки козликов, какие они?
— Да, они очень необычные. Посмотрите, козлики — это дымковская народная игрушка. Скажите хором: дымковская игрушка!
— Игрушка эта не простая, а волшебная расписная: давайте рассмотрим его.
— Что есть у козлика?
— А какого цвета у него уши?
— Какого цвета хвост и копыта?
— Рассмотрите узор на козлике? Из чего он состоит?
— Какие цвета в узоре на козлике?
— Кому из вас понравилась эта игрушка? Хорошо!
Дети говорят хором:
— Дымковская игрушка.
Дети отвечают:
— У козлика есть голова, шея, туловище, ноги хвост, уши, рога.
— Узор состоит из кругов.

  1. Пальчиковая гимнастика (1–2 мин)

Пластилин в руки возьмём,
И получше разомнём.
На кусочки все разделим,
Козлика лепить начнём:
Мы скатаем голову,
Ноги — раскатаем.
Штанишки словно колокол,
Их соединяем.
Выполняют движения за воспитателем:
(сжимают и разжимают пальчики)
(показывают, как отрывают кусочки)
(движение, имитирующее скатывание шарика между ладонями)
(движение, имитирующие скатывание колбаски между ладоней)
(соединяют пальцы двух рук друг с другом в виде домика)

  1. Объяснение задания: последовательности лепки козлика (5–6 мин.)

— Возьмите в руки один кусок пластилина, разомните его.
— После того как размяли пластилин, раскатайте этот комок пластилина на доске для лепки. У вас получится вот такая фигурка — цилиндр (или столбик).
— Возьмите цилиндр (столбик) в обе руки и правой рукой вытягивайте один конец цилиндра (столбика).
— А теперь сгибайте его дугой. У вас получится шея и голова козлика.
— Внизу, где соединяется шея с туловищем, у козлика есть ноги.
Чтобы сделать ноги козлику возьмите стеку в руки и сделайте надрез посередине туловища. После этого вытягивайте пластилин влево и вправо — это будут ноги козлика.
— На голове сделаем бороду и рога из пластилина другого цвета, например, жёлтого.
— Отщипните маленькие кусочки и скатайте круглые шарики, и расплющите их, чтобы получились круги — шайбочки. Украсьте красивыми разноцветными кругами свою игрушку.
— Затем возьмите немного чёрного цвета и сделайте глаза, нос и копыта козлику.
Дети берут в руки пластилин, разминают, раскатывают его.
Сгибают и вытягивают шею и голову козлика.
Дети делают стекой надрез и вытягивают ноги козлика.
Вытягивают на голове козлика рога и бороду.
Лепят разноцветные круги из пластилина для украшения туловища козлика.
Делают из чёрного цвета пластилина глаза, нос, копыта козлика.

  1. Пальчиковая гимнастика (1–2 мин.)

Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже —
Корова в рогоже.
Выполняют движения за воспитателем.
На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших пальцев.
Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками.
6.. Самостоятельная продуктивная деятельность детей (7–8 мин)
Дети лепят игрушку из пластилина.

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия (2–3 мин.)

— С какой игрушкой вы сегодня познакомились, как она называется?
— Давайте рассмотрим сказочных козликов, которых вы слепили.
— Какие красивые игрушки у вас получились!
— Кому понравилось лепить козлика?
— Молодцы! Подойдите ко мне, поставьте игрушки на подставку, вот какие замечательные друзья для козлика у вас получились!
Дети отвечают:
— Дымковская игрушка.
Дети рассматривают слепленные игрушки…>

Фотогалерея: готовые поделки

Этапы работы над другими игрушками по дымковским мотивам

Лошадка

Белая лошадка с цветными пятнами и чёрной гривой

Украсить поделку можно маленькими блинчиками из пластилина подходящих цветов

Лепка фигурки лошадки не отличается от создания олешка. Даже ушки у них будут одинаковые. Но лошадке нужно сделать гриву и хвост. Кроме того, роспись на игрушке можно также выполнить из пластилина.

Инструкция:

  1. «Из куска чёрного пластилина скатываем колбаску».
  2. «Сворачиваем её жгутиком и примазываем по голове и шее, расположив между ушей».
  3. «Также жгутом сворачиваем ещё одну колбаску для хвоста».
  4. «Отщипываем маленькие кусочки пластилина разных цветов, придаём им форму блинчиков и крепим на теле лошадки, имитируя роспись».
  5. «Кусочками чёрного материала делаем глазки и нос».

Барышня

Барышня в зелёной блузке, чёрными волосами и в синем кокошнике

Лепка барыни требует особого внимания к мелким деталям отделки её костюма

Роспись этой поделки также выполняется пластилином, что позволяет сэкономить время на окрашивании и сушке заготовки.

Инструкция:

  1. «Берём кусок пластилина белого цвета, скатываем в толстую колбаску».
  2. «Делим зрительно фигурку на 3 части, и отделив 1/3, пальчиками размазываем в разные стороны материал так, чтобы получилось сужение — талия барышни».
  3. «Нижнюю часть, наоборот, расширяем книзу — это юбка фигурки».
  4. «Скатываем 2 тонкие колбаски-ручки и примазываем один конец кверху заготовки, а второй — чуть ниже талии».
  5. «Скатываем шарик для головы».
  6. «Из небольшого кусочка делаем шарик, который превращаем в толстый низкий цилиндр — это шея».
  7. «Крепим шею на туловище, примазываем детали».
  8. «На шею насаживаем голову и тоже примазываем».
  9. «Одеваем барыню. Кусочек зелёного пластилина раскатываем в тонкий блинчик, примазываем в виде блузки».
  10. «Такими же тонкими блинчиками из зелёного пластилина делаем рукава».
  11. «Тонкую синюю колбаску выкладываем в виде воротника».
  12. «Из чёрного пластилина скатываем 4 тонкие колбаски, перекручиваем их попарно и крепим на голову — это волосы».
  13. «Замазываем места крепления шевелюры тонким чёрным блинчиком».
  14. «Из колбаски синего цвета делаем полоску для кокошника, формируем стекой волнообразный край».
  15. «Присоединяем головной убор к голове».
  16. «Кусочками пластилина подходящих цветов делаем точки-глазки, полосочки рта, носа и бровей».
  17. «Украшаем костюм маленькими блинчиками и точками из пластилина разных цветов».

Фотогалерея: игрушки по дымковским мотивам

Видео: лепим барышню по мотивам дымковской игрушки

Видео: как слепить дымковскую лошадку

Лепка в старшей группе призвана не только отработать уже освоенные навыки этого вида творчества, но и приобщить ребят к прикладному искусству, познакомить с лучшими образцами народного творчества. Для старшей группы создание поделки по мотивам дымковских игрушек можно разделить на два занятия, если предполагается роспись изделия. В случае если раскрашивание не запланировано, или же для украшения используется пластилин, то можно ограничиться одним. В любом случае от воспитателя требуется чётко продуманная структура занятия, грамотно составленные объяснения порядка выполнения поделки, а также интересный и живой рассказ об искусстве с 400-летней историей.

Наталья Василишин

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Метки: