Как строится работа по развитию речи в старшей группе детского сада по требованиям ФГОС

Дата: 25 мая 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников 0

Женщина с ребёнком

Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу малыш должен полностью владеть этим инструментом общения. Вот почему так много внимания уделяется проблемам развития речи в детском саду, в частности, в старшей группе. Работа в этом направлении ведётся в рамках требований, разработанных ФГОС.

Требования ФГОС относительно развития речи в старшей группе

Дети лежат, соприкасаясь головами, смеются

Для развития речи предпочтение отдаётся групповым формам работы

Чёткое и последовательное изложение мыслей играет огромную роль в формировании у ребёнка позитивного отношения к миру, окружающим людям. Более того, это показатель нормального психо-эмоционального развития. К 7 годам, то есть к моменту выпуска из детского сада, малыш должен уметь

  • адекватно использовать 2–3 тысячи слов;
  • правильно выстраивать предложения, используя все части речи;
  • рассуждать, а также излагать своё мнение;
  • правильно использовать устойчивые выражения;
  • объяснять значение слов;
  • понимать правила построения диалога (прежде всего, проговаривание своей реплики после того, как это сделал собеседник);
  • развивать умение составлять устные тексты разного жанра (повествование, например, в рассказе о том, как прошли выходные, описание, если речь идёт о комментировании видео или картинки, рассуждение, если нужно дать оценку действиям персонажей сказки).

Задачи

Для достижения поставленных целей, ФГОС определены задачи, реализацией которых занимается весь педагогический коллектив дошкольного учреждения (воспитатель — отрывочно на каждом занятии и непосредственно во время работы над речевым развитием, логопед — в специально отведённые часы, дефектолог — если у детей выявлены нарушения речевой деятельности). Выделяются следующие задачи развития речи:

  • расширение активного и пассивного запаса слов (то есть увеличение количества речевых единиц, используемых часто, и обогащение пассивного словаря, то есть категории слов, значение которых известно, но они не употребляются в неформальном общении слишком часто);
  • использование языка как средства культуры (знакомство с устным народным творчеством, чтение книг и т.д);
  • продолжение работы над развитием фонематического слуха, то есть тренировка навыка правильно ставить ударения в словах, улавливать эмоции собеседника по интонации;
  • привлечение детей к речевому творчеству (декламации стихотворений, заучивание ролей на утренниках, повторение за воспитателем стишков-потешек и т.д);
  • отработка навыков чтения (по слогам, возможно, с помощью кубиков);
  • наращивание понятийного аппарата (дети должны ориентироваться в таких понятиях, как слово, звук, слог, словосочетание и предложение).

Воплощение этих задач осуществляется с учётом трёх очень важных моментов. Во-первых, основой для развития речи (как и прежде) является речь окружающих взрослых, во-вторых, работа идёт параллельно с прививанием малышу любви к литературе и потребности в чтении и, в-третьих, основа занятий — родной язык, который является связующим звеном между ребёнком и окружающим миром.

Формы работы

Дети в костюмах на сцене

Участие в совместных постановках помогает развивать и творческие способности, и речь

Воспитатель, а также другие педагогические работники дошкольного учреждения формулируют задачи перед любым занятием по развитию речи, достигая их в рамках использования наиболее подходящей формы работы.

Ситуация общения

Для автоматизации использования освоенных речевых конструкций (например, разных форм приветствия — «привет, салют, добрый день, здравствуйте») взрослым придумывается такая форма общения, которая бы максимально полно отрабатывала поставленную задачу. Такие ситуации общения могут быть

  • лексическими (например, упражнение «Что не так?», цель которого научиться соотносить приветствие — добрый день/вечер/утро — с ситуацией общения, когда дети приходя в садик, домой, приветствуют гостей);
  • вербально-оценочными (например, упражнение «Улыбка», цель — показать важность при приветствии невербального компонента общения, то есть не просто сказать: «Привет» друг другу, а ещё и улыбнуться, чтобы человек понял, что приветствие адресовано именно ему);
  • прогностическими, или планируемыми (например, задание «Придумываем загадки» после просмотра набора картинок с животными — например, изображение лисы, которая по сюжету занятия, ни с кем не здоровалась, можно прокомментировать так: «Коварна, хитра, носит рыжую или чёрно-бурую шубку» — пометка для воспитателя: дети оценивают суть явлений, прежде всего, по яркости внешних признаков, поэтому не стоит давай картинки с норкой, лаской и пр., то есть тех зверей, которые мало различаются внешне);
  • описательными (например, упражнение «Из какой сказки эти вещи?», когда ребёнок описывает предметы, а остальные должны угадать, из какой они сказки);
  • пересказ (изложение сюжета услышанного от имени автора или одного из героев повествования);
  • составление рассказа из опыта (например, как прошли каникулы или как я и мама ходили в гости к бабушке).

Проектная деятельность

Кроме того, что в этой форме работы наиболее полно реализуются задачи речевого развития детей старшей группы, проектная деятельность позволяет наиболее целостно интегрировать все образовательные области, то есть обучение, развитие и воспитание. Работа над проектами может быть индивидуальной (когда малыш, например, рисует иллюстрацию к сказке и описывает её) или групповой (то есть проект выполняется совместно с родителями или воспитателем). Например, составление альбома «Мы дружим с природой», где малыш и его родители должны найти интересный материал и презентовать его в устной форме. Обычно индивидуальные проекты предваряются несколькими групповыми, что помогает сплотить детский коллектив. Хотя, конечно, нельзя не сказать и о недостатках: при работе в группе дети со спокойным темпераментом или средними способностями, как правило, не всегда столь же успешны, как активные ребята. А в случае если проект выполняется вместе с родителями, взрослых сложно оградить от соблазна сделать всё за карапуза. В целом воспитатель выбирает форму в зависимости от целей, которые ставит перед этой работой. Так, проект, приуроченный ко Дню победы «Мы знаем о войне», цель которого расширить кругозор детей, а также развивать монологическую речь, помогает детям понимать тексты патриотического характера. В этой работе целесообразно подключать родителей, которые смогут рассказать своему ребёнку о родственниках, сражавшихся на полях боёв ВОВ. Если говорить о краткосрочных проектах, то это может быть рассказ о содержании картины по наблюдению: когда малыш получает картинку в начале занятия (это может быть герой сказки, на основании которой строится работа на уроке), а в конце он должен показать её группе и описать максимально детально, используя информацию из услышанного.

Игры

Ведущий вид деятельности у детей дошкольного (и младшего школьного) возраста — игра. Являясь мотивом для взаимодействия ребят друг с другом, она побуждает к коммуникации, то есть общению. Для развития речи используются

  • театрализации (цель — развитие диалогического вида речи, формирование представлений об интонации);
  • ролевые игры (цель — освоение принятой социальной роли и выработка специальной линии поведения в зависимости от ситуации общения, например, в игре «Больница» врач говорит серьёзно, мало и по делу, а вот пациент может быть более эмоциональным, нестабильным в своём поведении);
  • пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики, стимулирующей развитие речи, пространственное мышление и быстроту реакции.

Это интересно. Учёные выяснили, что в случае если у ребёнка развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевых проблем у малыша нет. Это связано с тем, что формирование речевых зон в мозгу происходит под действием кинетических сигналов от рук и точек от пальчиков.

  • дидактические игры (другими словами, решение образовательной задачи через игровую форму взаимодействия педагога и ребёнка, например, «Кому что нужно для работы» — дети получают набор картинок с изображением представителей разных профессий, нужно рассказать, кому какие инструменты нужны).

Остановимся немного более подробно на различиях между театрализацией и ролевыми играми. Первое — значительно масштабнее. Ролевая игра — это небольшой отрезок времени, посвящённый отработки одной или двух ситуаций общения, в то время как театрализация предполагает постановку законченного сюжета. Что касается отработки речевых навыков, то они также отличаются объёмами: в ролевой игре задействуется меньше языковых средств, чем в игре, а значит, и развитие речи происходит не столь всесторонне.

В целом, все эти формы комбинируются в рамках занятий по развитию речи, которые, по требованиям программных документов, проводятся 2 раза в неделю в утренние часы не дольше 30 минут, а также в виде отдельных элементов на других занятиях.

Развивающие программы

Воспитательница перед сидящими детьми в группе

Чтобы занятия проходили слаженно, нужно тщательно изучить требования ФГОС и обсудить их практическое воплощение в плане занятия на методическом совете детского сада

В соответствии с требованиями ФГОС и конкретными задачами образовательного дошкольного учреждения методическим коллективом сотрудников разрабатывается рабочая программа по всем направлениям образования, в том числе, и по развитию речи. В качестве основы можно использовать наработки коллег, дополняя или исправляя нюансы, касающиеся формы и содержания (кроме моментов, которые реализуют задачи по ФГОС).

Фрагмент рабочей программы на 3 месяца

Автор Анна Кривошеева, http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/01/31/rabochaya-programma-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppe.

Месяц Тема и цели занятий 1 -й недели Тема и цели занятий 2-й недели Тема и цели занятий 3-Й недели Тема и цели занятий 4-й недели
1 2 3 4 5 6
Сентябрь Тема Рассказывание из опыта на тему «Наши игрушки» Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает лето» Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют» Рассматривание картины
И. Левитана «Берёзовая роща»
Цели Учить:
— давать описание внешнего вида игрушки;
— рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома.
Закреплять умение:
— Отчётливо произносить звуки [с] и [з], выделять их из слов, слова с этими звуками из фраз;
— произносить фразы громко, тихо, шёпотом
Учить составлять короткий рассказ по стихотворению. Упражнять в образовании форм единственного и множественного чисел имён существительных, обозначающих животных Учить:
— выразительно передавать текст без пропусков и повторения;
— подбирать по смыслу глаголы к существительным. Активизировать в речи глаголы
Учить по наблюдению рассказывать о содержании картины.
Упражнять в употреблении простых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова
Октябрь Тема Рассматривание и рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень» Составление рассказа из опыта по сюжетной картине «Семья» Пересказ, В. Чаплина «Лес осенью» Составление рассказа из опыта «Много у бабушки с нами хлопот»
Цели Учить:
— составлять предложения с однородными членами;
— распространять предложения путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш], [ж].
Учить дифференцировать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова с ними, делить на части двусложные слова, показать последовательность значения слогов в слове
Формировать представления о семье, называя имена и отчества своих родителей. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц], учить дифференцировать эти звуки на слух, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками.
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи
Развивать умение составлять рассказ.
Упражнять в подборе синонимов и антонимов, прилагательных и наречий в сравнительной степени. Обогащать речь существительными, обозначающими растения.
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи
Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о членах своей семьи. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Учить произносить фразу с разной интонацией (вопрос, удивление, обида, недовольство). Упражнять в произношении чистоговорок и скороговорок на звуки [с], [ц], [ш], [щ’] в разном темпе и силой голоса
Ноябрь Тема Рассматривание и описание картины И. Шишкина «Рожь» Ролевая игра «Овощи и фрукты в магазине» Пересказ сказки «Лиса и рак» Составление рассказа по теме «Дары природы»
Цели Упражнять в подборе синонимов и антонимов. Развивать умения придумывать концовки к рассказам. Учить употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек) Учить рассказывать о предметах.
Знакомить с новыми профессиями.
Упражнять в образовании однокоренных слов. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [щ’], [ч’], учить различать эти звуки, выделять их в словах
Учить:
— связно, последовательно рассказывать сказку;
— образовывать близкие по смыслу однокоренные слова. Побуждать составлять описательный рассказ «Лиса»
Учить:
— составлять короткий рассказ на заданную тему;
— подбирать слова, сходные, по звучанию;
— выделять во фразах слова со звуками [ч’], [щ’];
— произносить слова с разной силой голоса


Методическая база по вопросу

Дети с пальчиковыми куклами

Чтобы малыш не уставал, ему нужно предлагать такие виды деятельности, в которые он сможет погрузиться без остатка

Для того чтобы работа по развитию речи в старшей группе происходила слаженно и комплексно, педагогу (воспитателю, логопеду) необходимо тщательно продумывать содержание и форму каждого занятия. В этой связи очень полезными будут такие методические пособия:

  • Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2010 (особенности рабочего процесса, а также необходимые нюансы, связанные с хронометражем занятий, формулировкой целей и т.д.).
  • Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008 (сборник теоретических и практических сведений по вопросу).
  • Гербова В.В. Развитие речи. 4–6 лет. Учебно-наглядное пособие. М.:Владос,2003 (отличный набор тематических картинок для описания, подборка сказок и тестов для диагностиики уровня школьной диаспора);
  • Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2005 (интересные загадки на подстановку буквы).
  • «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (освещение программных документов в контексте задач по развитию речи)
  • Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008 (разработка отрывков занятий, посвящённых отдельным задачам, например, разграничению поянтий буква — звук).

Однако стоит отметить, что фиксированного списка литературы по развитию речи в старшей группе детского сада нет, как и учебных пособий или тетрадей. Поэтому педагог может и сам добавлять или перерабатывать методические ресурсы, предлагая новые формы работы.

Структура занятий

Дети с лакатом

Все занятия по развитию речи в старшей группе проводятся по одной схеме

Чтобы достичь максимального результата от каждого занятия, опытными методистами была разработана структура занятий по развитию речи. Именно такая комбинация этапов работы является «лекарством от скуки», то есть помогает поддерживать интерес детей и тем самым достигать поставленных целей.

  • Вовлечение ребят (около 5 минут). Любопытство и игривость — вот основные качества малышей, на которых и нужно «сыграть» взрослому. То есть приглашение поучаствовать в сказке окажется привлекательным даже для неусидчивых карапузов.
  • Выполнение заданий (10 минут). Это основной этап обучения, который проводится в период лучшей концентрации детей, то есть после разминки, первого этапа.
  • Пауза (2 минуты). Во время предыдущего этапа у ребят накопилось много энергии, которой нужно дать возможность выйти. Это может быть игра, танец или физические упражнения.
  • Время для сказки (10 минут). Прочтение сказки, рассказа (это может быть совместная с детьми придумка) обсуждение и обыгрывание сюжета — это не только работа над речевым развитием, но и элемент формирования нравственных представлений у детей.
  • Заключительный этап (около 3 минут). Задания разного характера (репродуктивные, когда нужно повторить какие-то реплики героев, например, или творческие — нарисовать иллюстрацию) позволят закрепить полученные знания, отработать навыки.

Некоторые занятия целиком строятся на сказке. В этом случае хронометраж предпоследнего этапа разбивается поровну на оставшиеся.

Примеры планов

Эффективные способы вовлечения и задания основного этапа

Оксана Шавкун, http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/04/14/zanyatie-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppe

Тема: «Домашние животные»
Цель:
  • расширять и закреплять словарь по теме: «Домашние животные», упражнять в подборе определений;
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • продолжать учить разгадывать загадки;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику;
  • закреплять умение составлять рассказ — описание, развивать связную речь;
  • воспитывать бережное доброе отношение к животным.

Предварительная работа:

  • разучивание стихотворения А. Барто «Игра в стадо», рассматривание опорных картинок, иллюстраций с изображением животных;
  • рисование, лепка животных
  • загадки, игры о домашних животных;
  • чтение рассказа Н. Носова “Живая шляпа”, рассказывание русской народной сказки “Зимовье зверей”, рассказы Е. Чарушина, М. Пришвина о домашних животных.

Ход занятия
Вовлечение
На ковре стоят 2 стола.
Ребята, утром нам принесли посылку от бабушки Ульяны и дедушки Феди. Они прислали нам свою фотографию и письмо. Послушайте, что они пишут: «Дорогие ребята! У нас есть внучка Маша. Но она отправилась путешествовать и заблудилась в сказочной стране Знаний. Помогите нам, пожалуйста, мы уже старенькие и не можем её отыскать. Мы надеемся, что вы смелые и активные и можете нам помочь. Большое спасибо вам. Дедушка Федя и бабушка Ульяна.»
Ребята! Поможем дедушке с бабушкой?
Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Знаний. Как вы думаете, на чём можно путешествовать?
Дети: на машине, на автобусе, на велосипеде, на воздушном шаре и т. д.
Педагог: а мы с вами поедем.… Нет, попробуйте сами отгадать.
Загадка:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга вцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(поезд)
Педагог: Правильно. Это поезд. Он уже давно ждёт вас, но в вагон сядет лишь тот, кто приобретёт билет. А билетом в наш поезд будет картинка с домашним животным.
(Дети называют животных и садятся на места. Звучит песня “Голубой вагон”)Стульчики стоят в виде вагона.
Выполнение заданий
Педагог: Вот, ребята, мы и приехали в страну Знаний, Страна эта — необычная и загадочная. И предметы в этой стране необычные. Посмотрите, какой красивый цветок. А вы знаете, как он называется?
Дети: цветик — семицветик
Педагог: правильно, а кто знает, почему он так называется?
Дети: у него 7 лепестков разного цвета. Назовите цвета лепестков.
Он -то нам и поможет разыскать Машу. Но для этого нужно открыть все лепестки. Посмотрите, у него на лепестках есть номера. Такие же номера стоят на конвертах с заданиями. Нам нужно открыть все конверты, их должно быть 7 — столько же, сколько лепестков у цветика — семицветика. Мы должны выполнить все задания, а затем открыть лепестки под такими же номерами. И тогда Цветик — семицветик нам поможет найти Машу. Ну что, начнём! Тогда ищите 7 конвертов, несите их на стол и мы будем по порядку их открывать и выполнять задания.
(дети приносят конверты, находят с цифрой 1)Каждый ребёнок, принёсший конверт должен рассказать где лежал конверт, используя предлоги.Подходим к мольберту.
У бабушки и у дедушки в деревне много верных друзей. Они за ними ухаживают, да и друзья в долгу не остаются. Хотите посмотреть, кто это?
Речевая игра: «Какой, какая, какие?»

Кто это?
Какая она?
А это кто?
Какая она?
Дети по очереди подходят к магнитной доске, берут карточку, рассматривают её, показывают всем детям и рассказывают о том, кто изображён на карточке
Это корова.
Она большая, рыжая, с чёрными пятнами, умная, дойная, рогатая.
Это собака.
Маленькая, коричневая, умная, пушистая, добрая.
(коза — маленькая, белая, рогатая, бородатая, бодливая; кошка — маленькая, пушистая, ласковая, усатая, полосатая)
Один ребёнок описывает, остальные добавляют.
Теперь мы открываем лепесток с цифрой 1.Какая следующая цифра идёт за цифрой один? Найдите конверт с цифрой 2…>

Четыре этапа занятия по развитию речи

Марина Готовкина, http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/01/23/zanyatie-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppe

Тема «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж»
Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её; составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений. Побуждать детей к придумыванию окончания рассказа. Упражнять в подборе слов на заданную тему. Развивать восприятие, память, внимание. Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению.
Материал: сюжетные картинки, жетоны, две корзинки, два набора элементов последней картинки.
Ход:
Вовлечение
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картинкам. А о ком и о чём будет рассказ, вы скажете сами, как только отгадаете загадки.
У неё косички,
Длинные реснички,
Юбочка с воланами,
Платьице с карманами.
Кто же это: белочка,
Мальчик или девочка? (Девочка).
Как догадались?
Пока дети —
Каждый в берете.
Повзрослели —
Шляпы надели. (Грибы).
Почему решили, что грибы?
Что за ёлочка такая?
Это ёлочка живая.
В серенькой одёжке,
Ходит по дорожке. (Ёж).
Докажите, что это ёж.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех подряд:
Ваню — земляникой,
Аню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малинкой,
А Васю — хворостинкой. (Лес).
Почему решили, что это лес. Докажите.
Воспитатель : Значит, о ком и о чём мы будем составлять рассказ?
Выполнение заданий
Воспитатель показывает детям первую картинку. Что изображено на этой картинке? Кто изображён? Что делает девочка? (держит в руках пустую корзинку, разговаривает с ежом, наверно, о чём-то спрашивает).
Воспитатель показывает детям вторую картинку. Что изображено на этой картинке? (лес, но совсем другое место: под ёлками много грибов). Что делает ёж? (что-то говорит девочке и показывает на грибы и корзинку).
Воспитатель показывает последнюю картинку. Что изображено на последней картинке? (девочка набрала полную корзинку грибов, уходит, машет рукой на прощание, ёж остаётся в лесу).
Воспитатель: Мы рассмотрели внимательно все картинки. Теперь вы будете составлять рассказ сразу по всем картинкам от начала до конца., но постарайтесь каждый додумать что могли бы сказать друг другу герои на прощание и что могло произойти с ними дальше (5–6 рассказов).
Пауза
Воспитатель : Хорошо, а теперь немного разомнёмся. Вы разделитесь на две команды. Сегодня будете подбирать слова на тему «Лес». На каждое слово каждая команда кладёт жетон в свою корзинку. Главное условие: чтобы слова не повторялись. В конце игры мы посчитаем жетоны и выясним какая команда знает больше слов на тему «Лес».
Заключительный этап
Воспитатель: Я предлагаю ещё одно интересное упражнение. С его помощью мы сможем проверить какая у вас память, какие вы внимательные. Посмотрите внимательно на картинку и постарайтесь запомнить где что расположено. (дети смотрят в течение 15–20 секунд, картинка убирается). Теперь вы должны из отдельны частей собрать целую картинку, как это было у художника. (По окончании выполнения задания дети считают сколько ошибок было у каждой из команд).
В завершении занятия подводится итог.

Видео: интересное и оригинальное занятие по развитию речи в средне-старшей группе

Видео: игровые приёмы для развития речи в старшей группе

Видео: ролевая игра как приём речевого развития детей в старшей группе детского сада

Проверка результатов работы

Дети, взявшись на руки, танцуют на сцене перед родителями

Выступление перед родителями — это лучший способ донести до взрослых результаты собственного роста в вопросе развития речи

Хорошая работа — это результативная работа. Очень важно систематически подводить итоги реализации поставленных задач по развитию речи в старшей группе. На основании отчётности можно составить индивидуальный план для детей, которые не прогрессируют, а также откорректировать набор приёмов, используемых в процессе занятий, выбрав наиболее эффективные. В перечень материалов для составления мониторинга успешности проводимой работы по речевому развитию включены:

  • самоанализ воспитателя (логопеда, если эту работу в ДОУ проводит он), предоставляемый старшему воспитателю, заведующей, который включает в свободной форме отчёт о достижениях и недостатках в использовании приёмов развития речи (проводится с регулярностью, обозначенному в методической документации детского сада, но не реже 1 раза в семестр);
  • анализ календарного планирования воспитателя с целью определения целесообразности использования тех или иных форм работы, а также соответствия тематики занятий рабочей программе (проверяется методистом, заведующей в начале учебного года);
  • изучение развивающей среды в группе (то есть наличие наглядности, аудио-/видео материалов, текстов и пр.), которое проводится методическим советом детского сада, а также является доступным для обзора родителям (время проверки — на усмотрение методического коллектива);
  • проведение открытых занятий 1–2 раза в семестр, которые могут посещать не только методические работники, но и родители (к этой же категории относятся утренники, тематические мероприятия);
  • анализ родительских анкет, которые могут наиболее полно оценить прогресс своего чада (2 раза в год — в конце учебных семестров).

Примеры анкет для родителей

Эти опросники позволяют методическим работникам оценить не только результаты своей деятельности, но и сделать выводы о той роли, которую мамы и папы отводят семье в развитии их ребёнка.

Пример №1

Фамилия, имя ребёнка
Интересует ли Вас тема опроса? Да Нет Не очень
Какую проблему развития речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребёнка? (Отметьте галочкой) Правильное речевое дыхание
Выразительное и
правильное интонирование речи
Правильное произношение
звуков родного языка
Развитие словаря
Ошибки грамматического строя речи
Развитие связной речи
У моего ребёнка нет проблем с речью
Как оцениваете речь Вашего ребёнка в целом? Удовлетворительная
Хорошая
Отличная
Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи в развитии речи ребёнка? Достаточно занятий с логопедом
и воспитателями
Родители иногда должны заниматься
с детьми
Родители должны принимать
активное участие,
выполняя рекомендации специалистов
Читаете ли Вы своему ребёнку сказки, стихи, рассказы? Постоянно
Редко
Не читаем
Любит ли слушать ребёнок, когда ему читают? Любит и подолгу слушает
Всегда по-разному
Не любит
Что больше нравится Вашему ребёнку? Сказки
Стихи
Рассказы
После чтения рассказа (сказки) может ли ребёнок его пересказать? Да
Частично
Нет
Соблюдена ли ребёнком структура рассказа (начало, середина, конец)? Да
Нет
Играете ли вы со своим ребёнком в игры по развитию речи? Да (какие?)

Нет (почему?)

Какая форма педагогической помощи Вас бы устроила? Собрания
Консультации
Индивидуальные беседы
Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели бы обсудить на родительском собрании, консультации?

Пример №2

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
1. Фамилия, имя ребёнка …………………………………………………………………………………
Ф.И.О. родителя ……………………………………………………………………………………………
2. Дата рождения ребёнка ……………………………………………………………………………….
3. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?
………………………………………………………………………………………………………………..
4. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю
…………………………………………………………………………………………………………………
5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 7 лет) (да, нет)
…………………………………………………………………………………………………………………
6. Проводите ли Вы со своим ребёнком работу по совершенствованию его речи? В чём она заключается?
………………………………………………………………………………………………………………….
7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребёнка? (Родители, воспитатели, учителя, логопед)
………………………………………………………………………………………………………………….
8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребёнка?
………………………………………………………………………………………………………………….
9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли вы, что означает данный диагноз)
………………………………………………………………………………………………………………….
10. Проводились ли занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)
………………………………………………………………………………………………………………….
11. Как вы оцениваете работу логопеда, довольны или недовольны результатами
…………………………………………………………………………………………………………………
12. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, от учителя, воспитателя)
…………………………………………………………………………………………………………………
13. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед (поставьте галочку):
— формирование правильного звукопроизношения;
— развитие фонематических процессов;
— работа над слоговой структурой слова;
— развитие лексики;
— развитие грамматического строя речи;
-развитие связной речи;
— развитие мелкой моторики:
-развитие артикуляционной моторики;
-развитие психических процессов.
— коррекция нарушений письменной речи (письмо и чтение)
14. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед в общеобразовательной школе:
— формирование правильного звукопроизношения
— коррекция нарушений письменной речи (письмо и чтение)
15. Знакомы ли Вы с понятием «Фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие?)
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
16. Знакомы ли Вы с понятиями «Дисграфия», «Дислексия» (нет, да, что означает данные понятия?)
…………………………………………………………………………………………………………………
17. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли)
…………………………………………………………………………………………………………………
18. Знакомы ли Вы с требованиями, предъявляемые к учащимся, посещающим логопедические занятия.
…………………………………………………………………………………………………………………
19. Требуются ли Вам консультации логопеда (да, нет, по какому вопросу).
…………………………………………………………………………………………………………………
20. Ваши вопросы и предложения. ……………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………..
Дата ……………………………………… Подпись родителя: ……………………………………….

Проведение итоговой диагностики речи ребёнка перед поступлением в школу

Для определения уровня развития речи малыша, который поступает в школу, обычно проводится комплекс тестов О.А Безруковой и О.Н. Каленковой. Каждое задание предполагает оценку речи по 2–3 пунктам, что в целом даёт основание для составления характеристики развития речи у ребёнка. Нормой считается результат свыше 50% от общего количества баллов (217). Таким образом, можно составить приблизительный прогноз и дать оценку перспективе развития коммуникативной компетенции малыша.

Развитие речи у дошкольника — это важный этап его личностного роста. Задача детского сада — максимально полно реализовать все возможные приёмы для работы над этим аспектом развития интеллекта малыша. Только так результаты итогового мониторинга покажут, что ребёнок готов к дальнейшему образованию в школе, то есть к периоду, когда общение становится ведущей линией познания в жизни формирующейся личности.

Интересное

Метки: